Урок 17. Приход Трифона в Хлынов. Основание монастыря.
Цель: познакомиться с понятиями «монастырь», «преподобный», «монах», «инок»; уметь объяснять их смысл; выяснить, какое значение имеет монастырь в русской культуре; называть монастырь, который преподобный Трифон основал на Вятке - Успенский Трифонов монастырь; определить значение деятельности преподобного Трифона для Вятской земли, уметь отвечать на вопрос, почему для Вятской земли было важно появление праведника и строительство монастыря. Оборудование: икона преподобного Трифона Вятского, иллюстрации Успенского Трифонова монастыря на Вятке. 1. Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку, приветствие. 2. Актуализация ЗУН: Работа в рабочей тетради: упражнение 1 урок 17 (выполняют самостоятельно, затем, проверить). Игра «Историческая цепочка» (если позволяет время на уроке, можно вспомнить значение ключевых терминов и понятий, для этого, учитель называет определение или дает характеристику, а ученики по очерединазывают понятие или слово, о котором идет речь): - наука о прошлом людей (история); - эмблема, знак государства, города или семьи (герб); - все то, что рассказывает о прошлом людей (исторические источники); - материал для письма, изготовленный из коры березы (береста); - живущие вместе близкие родственники (семья); - передающийся из поколения в поколение рассказ о прошлом, который позволяет понять действие воли Божией в истории народа (предание); - река, на берегу которой новгородцы основали город Хлынов (Вятка); - наследственное имя семьи (фамилия); - так в Древней Руси называлось огороженное поселение (город); - крепость в центре города (кремль); - место, где произошла битва между вятчанами и устюжанами в ночной темноте (Раздерихинский овраг); - запись о событиях по годам (летопись); - то, что есть у каждого человека на земле, получая его, мы приобретаем небесного покровителя и заступника (имя); - предшественники, основатели рода (предки); - все родственники, имеющие одного предка (род); - лодки, на которых новгородцы приплыли в наши края (ушкуи); - люди, которые поклонялись множеству богов, верили в силы природы (язычники); - «человек без корней», живущий для себя, а не для Бога и не для других (слепород); - часть нашего имени, называя которую, мы называем имя отца (отчество); - родственники, родившиеся и живущие примерно в одно время (поколение). Проверка домашнего задания: пересказ отрывка жития по составленному плану. 3. Формирование ЗУН: Покаяние вятчан и исцеление их от недуга слепородства было бы невозможно без праведника. Этим праведником стал для вятских людей преподобный Трифон. - Кто такой праведник? (Человек, живущий по правде Божией). Работа в рабочей тетради: упражнение 3 урок 17. Не было бы ни нас с вами, ни нашего города, если бы ни молитвы праведника, нашего Небесного Покровителя – преподобного Трифона Вятского. Благодаря его молитвам, вятчане преодолели недуг слепородства, и на Вятке был основан монастырь. Постановка познавательной задачи на урок: сегодня мы с вами будем искать ответ на вопрос «почему для Вятской земли было важно появление праведника и строительство монастыря?». Но, чтобы на такой сложный вопрос ответить, нам нужно разобраться, что такое «монастырь», и какое значение имеет монастырь в русской культуре. - Вспомните материал прошлого урока, домашнее задание и скажите, откуда преподобный Трифон пришел на Вятскую землю? (Из монастыря, который он основал на реке Чусовой). - Почему он решил оттуда уйти, какие обстоятельства вынудили его покинуть это намоленное место? С прибытием преподобного Трифона на Вятку, на Вятской земле появилось немало мест, связанных с именем святого, в том числе и в нашем городе. - Кто сможет назвать это место? Работа в рабочей тетради: упражнение 4 урок 17. Батюшка Трифон был первым монахом на Вятской земле и основал здесь первый монастырь. Работа в рабочей тетради: упражнение 5 урок 17 (чтение текста, словарная работа, ответы на вопросы). (Можно задать дополнительные вопросы к тексту : - Что такое монастырь? - Кто такие монахи? - Кто были первые русские монахи? - Что такое Лавра? - Приведите примеры монастырей, которых называют Лаврами? (Например, Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Псково-Печерская Лавра, Александро-Невская Лавра). - Почему монастырь на Руси часто называли святым местом? - Почему монастырь на Руси называли центром культуры?) Работа в рабочей тетради: упражнение 2 (работа с понятиями). Преподобный - монах, который своей праведной жизнью стал подобен Богу. Монастырь – место, где живут монахи. Монах – «уединенный», человек, посвятивший свою жизнь служению Богу. Инок – «иной», так на Руси называли монахов. 4. Закрепление ЗУН: Итоговая беседа: - Какое значение имеет монастырь в русской культуре? Монастыри на Руси всегда были источником книжной мудрости, центром науки и искусства. В монастырях, как правило, были собраны богатые библиотеки, хранились иконы, предметы декоративно-прикладного творчества. Монастыри оказывали попечение бедным и убогим, помогали в бедах и скорбях всем нуждающимся. - Почему для Вятской земли было важно появление праведника и строительство монастыря? Преподобный Трифон стал примером духовной жизни для вятских людей. В одном из псалмов пророка Давида есть такие слова: «С преподобным преподобен будеши…». С появлением праведника началось исцеление вятских людей от слепоты духовной, именно он является заступником за нас перед Престолом Господним. 5. Объяснение домашнего задания: Домашнее задание к уроку 17.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |