Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок 20. Преображение Хлынова в Вятку.



2020-02-04 458 Обсуждений (0)
Урок 20. Преображение Хлынова в Вятку. 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: сформировать представление о празднике Вятская Свистунья и Великорецком крестном ходе; знать, когда совершаются на Вятке Великорецкий крестный ход и праздник Вятская Свистунья; уметь отвечать на вопросы: какое значение имели крестные ходы и праздник Вятская Свистунья для вятчан, и каким образом произошло преображение Хлынова в Вятку.

Оборудование: иллюстрации дымковской игрушки, фотографии Великорецкого крестного хода, магниты, фотография Покровского собора на Рву на Красной площади в Москве.

1. Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку, приветствие.

2. Актуализация ЗУН:

Работа в рабочей тетради: упражнение 1 урок 20 (работа с понятиями).

Проверка домашнего задания: пересказ отрывка из жития преподобного Трифона Вятского.

3. Формирование ЗУН:

Наше знакомство с вятским преданием продолжается. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Преображение Хлынова в Вятку».

- Что означает слово «преображение»?

Преображение – это изменение, приобретение нового образа. В Толковом словаре Ожегова, преобразиться, значит сделаться иным, лучшим.

Следовательно, наш город стал иным, изменился в лучшую сторону, приобрел новый вид.

Постановка познавательной задачи: наша задача выяснить, почему или благодаря кому это произошло. Каким образом происходило преображение Хлынова в Вятку?

- Вслушайтесь в два названия: «Хлынов» и «Вятка». Что вам слышится при произношении каждого из этих названий?

- С каким названием у вас сейчас ассоциируется наш город?

- Какие места в нашем городе напоминают вам Хлынов, а какие – Вятку?

Работа в рабочей тетради: упражнение 2, урок 20 (совместно с учителем учащиеся заполняют схему, схема воспроизводится на доске).

Мы уже с вами знаем, что через преподобного Трифона началось исцеление хлыновцев от страшного духовного недуга – слепородства. Он был примером праведной жизни и основал первый на Вятке монастырь.

- Как вы думаете, что будет в пустых квадратиках этой схемы?

(записать вместе).

 

 


Вятка
Крестные ходы
Праздник Вятская Свистунья
Приход преподобного Трифона, основание монастыря
                                                                                                                                                                  

 

- Ребята, вы что-нибудь слышали о таком празднике как Вятская Свистунья?

Оказывается, этот праздник отмечали только у нас на Вятке, ни в одном другом городе нашего государства его не праздновали. Что это за праздник? В память о каком событии он праздновался и когда? Как его отмечали у нас на Вятке – об этом мы узнаем из сообщения, которое вы приготовили.

Заслушивание сообщения о празднике Вятская Свистунья.

Задание: слушать внимательно выступление своего одноклассника и найти ответы на вопросы (упражнение 3 урок 20):

- Почему праздник имеет такое название?

- Какое событие лежит в основе праздника?

- Как проходил праздник?

- В чем его смысл?

После обсуждения и ответов на вопросы, можно предложить третьеклассникам ещё один вопрос:

- Почему в память о таком печальном событии, как битва в Раздерихинском овраге, вятчане устраивали праздник, который всегда ассоциируется с весельем, шутками, смехом и т. д.?

Это был не просто праздник, а праздник-покаяние. Вятчане праздновали победу над грехом слепородства, недаром он начинался с панихиды. Через этот праздник происходило преображение душ наших предков.

Символом праздника стала дымковская игрушка.

Работа с иллюстрациями дымковской игрушки и в рабочей тетради: упражнение 4, урок 20.

Текст с ошибками «праздник Вятская Свистунья».

Задание: внимательно слушать текст, если заметили ошибку или какую-то неточность, поднимаете руку и исправляете ошибку.

Согласно преданию, праздник Вятская Свистунья связан с основанием монастыря преподобным Трифоном на Вятке. В память об этом событии на месте бывшего монастыря поставили памятник, а позже здесь появился Александро-Невский собор.

Время празднования – третья суббота после Пасхи. Через Пасху становится виден смысл Вятской Свистуньи, как победы света над тьмой, веры над неверием. А после этого праздника шел Борисоглебский крестный ход.

Сам праздник начинался с веселия, а в конце совершалась панихида. Панихида – как помятование о всех живших на Вятской земле, молитва за погибших и покаяние за совершенные поступки.

Веселье проходило в Гагаринском парке. Бросали глиняные шары, катали яйца, состязались в кулачных боях, пели песни, плясали под гармонь, колядовали.

Название праздника происходит от того, что всегда в этот день дует сильный ветер и как-будто свистит над головой.

Символом праздника стала глиняная игрушка, сделанная в слободе Макарье.

Смысл всего праздника сводился к одному: помоги другому, усмотри в другом человеке не врага, а друга.

Ошибки:

1) Праздник Вятская Свистунья связан с битвой в Раздерихинском овраге, а не с основанием монастыря преподобным Трифоном.

2) На месте побоища был установлен покаянный крест, а позже здесь появилась Михайло-Архангельская часовня.

3) Время празднования – четвертая суббота после Пасхи.

4) После праздника Вятская Свистунья шел Великорецкий крестный ход.

5) Праздник начинался с панихиды.

6) Веселье проходило в Александровском парке.

7) Во время праздника Вятская Свистунья колядки не пели.

8) Название праздника происходит от того, что продавали глиняные свистульки. Каждый стремился такую свистульку себе приобрести и от этого стоял сильный свист.

9) Глиняные игрушки на Вятке делали в слободе Дымково.

Другим важным событием, которое помогло хлыновцам стать вятчанами, подняться из пропасти греховной и прозреть стали крестные ходы.

- Как вы думаете, что такое крестный ход?

Буквально, крестный ход – это несение креста. Крестный ход – это торжественное шествие с иконами, хоругвями и песнопениями.

- Какие крестные ходы, которые совершаются у нас на Вятке, вы знаете?

- Кто из вас ходил в крестный ход? Какие впечатления остались в вашей памяти после этого события?

Самым продолжительным крестным ходом на Вятской земле является Великорецкий крестный ход.

Заслушать сообщение ученика о Великорецком крестном ходе.

Задание: внимательно слушать и стараться запомнить все, о чем вам будут рассказывать, так как этот материал пригодится вам при выполнении домашнего задания.

Дополнительный материал для учителя:

Великорецкий крестный ход совершается с 3 по 8 июня каждого года. Паломники несут из города Вятки Великорецкий образ Святителя и Чудотворца Николая на реку Великую, где более 600 лет назад явился этот образ, а затем возвращают его обратно в Вятку.

Явление иконы Святителя Николая – промыслительно. В 1383 году житель деревни Крутицы Агалаков обрел на реке Великой образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского. В лесной чаще, на берегу реки он заметил яркое свечение. На месте явления иконы позже забил целебный источник. Сначала икона находилась в простой крестьянской избе, затем её перенесли в специально построенную часовню, а позже – в храм.

Необычными явлениями прославила себя икона, исцеляя больных, даруя душевное и телесное здравие, поэтому стала почитаться как чудотворная.

Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова: «… начальствуемые от священного чина слышаху чудеса много бываху от образа Николая Чудотворца, советовавшие со всеми освященным собором еже бы такое драгоценное богатство чудотворный образ принести во град Хлынов ради многонародного собрания». Отпуская икону, местные жители взяли с хлыновцев обещание ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту её славного явления. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход.

В XVI – XVII вв. по царскому повелению и в 2008 году по благословению Митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа, образ Святителя Николая Великорецкого побывал в Москве.

В XVI веке один из приделов построенного на Красной площади в Москве храма Василия Блаженного (Покровского собора на рву) был освящен в честь Великорецкого образа Святителя Николая. С тех пор почитание образа стало распространяться на всю страну.

Сейчас Великорецкий крестный ход имеет статус Всероссийского: со всей страны, даже из-за границы приезжают люди, чтобы выполнить данный много веков назад нашими предками обет.

Великорецкий крестный ход – один из самых древних, самый известный, самый многолюдный и величественный из всех крестных ходов Вятской земли.

До 1777 года – крестный ход совершался водным путем по рекам Вятка и Великая. К концу XVIII века число паломников увеличилось, мест в лодках и на плотах не хватало, многие отправлялись на реку Великую пешком. Таким образом, утвердился сухопутный маршрут.

Образ Святителя Николая творил множество чудес в Вятском крае, даже преподобный Трифон молился перед иконой и просил исцеления, так как он 3 дня не видел глазами. После совершенного молебна, преподобный Трифон прозрел.

Днем празднования явления Великорецкой иконы Святителя и Чудотворца Николая стал день 6 июня (24 мая по ст. ст.).

В  XX веке в годы Советской власти, когда во главе государства стояли большевики, крестный ход был запрещен. Но, несмотря на это, тысячи богомольцев шли, молились Николая Чудотворцу, за что их вылавливали, арестовывали, сажали в тюрьмы. А сейчас каждый из нас может отправиться в крестный ход и молиться перед образом Святителя и Чудотворца Николая. «Святителю отче, Николае, моли Бога о нас!».

Работа в рабочей тетради: упражнение 6, урок 20.

4. Закрепление ЗУН:

Итоговая беседа:

- Благодаря кому или чему происходило преображение Хлынова в Вятку?

- Когда на Вятке праздновался праздник Вятская Свистунья? В память о каком событии он праздновался? Какое значение для вятчан, в том числе, и для каждого из нас имеет этот праздник?

- Когда на Вятской земле совершается Великорецкий крестный ход? Какое значение имеет это событие для вятчан и для Вятской земли?

5. Объяснение домашнего задания:

Домашнее задание к уроку 20 (вместо рассказа-впечатления можно написать кратко историю Великорецкого крестного хода) и, по желанию, упражнение 5, урок 20.

Выставление оценок за работу на уроке.

 

Урок 21. Проверь себя! Повторение по теме: «Вятское предание».

Цель: знать и объяснять основные понятия темы, уметь устанавливать причинно-следственные связи по теме, указывать последствия событий.

Оборудование: игровое табло на листе ватмана (можно нарисовать на доске), иллюстрации и фотографии мест, связанных с событиями вятского предания, магниты.

1. Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку, приветствие.

2. Актуализация ЗУН, формирование ЗУН, закрепление ЗУН:

Вариант 1:

Можно организовать совместную работу учащихся по тетради: выполнить упражнения 1-5, урок 21, затем – проверочная работа по теме.

Вариант 2:

Повторение материала можно организовать в виде игры по командам, затем написать проверочную работу на оценку.

Игра проводится по типу телевизионной передачи «Своя игра».

Игровое табло:

Понятия 1 2 3 4 5
История в фотографиях и рисунках 1 2 3 4 5
О чем идет речь? 1 2 3 4 5
Пословицы и поговорки 1 2 3 4 5
Архитектурные памятники 1 2 3 4 5

Правила игры:

Класс делится на команды. На игровом табло зашифрованы вопросы разного уровня сложности, сгруппированные по 5 группам. Команда выбирает вопрос и если дает на него правильный ответ, получает баллы в свою копилку. Когда команда отвечает, остальные внимательно слушают, можно будет добавлять, если ответ не полный и исправлять неправильные ответы. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит другой команде.

Каждый из учащихся должен быть предельно внимательным, так как некоторые вопросы игры будут в проверочной работе.

ПОНЯТИЯ:

1 балл – Подобрать понятие к определению: все то, что рассказывает о прошлом людей – это ...          (исторические источники).

2 балла - Подобрать понятие к определению и ответить на вопрос: передающийся из поколения в поколение рассказ о прошлом, который помогает понять действие воли Божией в истории народа – это … (предание). В чем особенность этого источника? (Позволяет увидеть действие воли Божией в истории).

3 балла – Блиц-опрос (нужно подобрать понятия к каждому из трех определений, каждый ответ – по 1 баллу):

- Так в Древней Руси называлось огороженное поселение (город),

- Лодка, на которой новгородцы приплыли в наши края (ушкуй).

- Старинное название удмуртов, которые проживали здесь до основания города (вотяки).

4 балла – Блиц-опрос (нужно подобрать понятия к каждому из четырех определений, каждый ответ – по 1 баллу):

- Крепость в центре города (кремль).

- Место, где молились вотяки-язычники (кумирница).

- Знак, эмблема государства, города или семьи (герб).

- Человек (монах), уподобившийся Богу (преподобный).

5 баллов - Блиц-опрос (нужно подобрать понятия к каждому из пяти определений, каждый ответ – по 1 баллу):

- Место, где живут монахи (монастырь).

- Человек, живущий по правде Божией, соблюдающий заповеди (праведник).

- Люди – разбойники, живущие без Бога, только для себя, воюющие с врагами, держащие в страхе соседние народы (слепороды).

- Суд Божий, по которому все идут (судьба).

- Торжественное шествие с иконами, хоругвями, с церковными песнопениями (крестный ход).

ИСТОРИЯ В ФОТОГРАФИЯХ И РИСУНКАХ:

1 балл – (Показать рисунок дымковской игрушки). Что изображено на рисунке? Какое отношение это изображение имеет к вятскому преданию? 

2 балла – (Показать фотографии Кикиморской горы и Боляскова поля). Что за места изображены на фотографиях? Что их объединяет? Какое отношение они имеют к вятскому преданию?

3 балла – (Показать рисунок Т. Дедовой «Хлыновский кремль»). Что изображено на рисунке? Что такое кремль? На берегу какой реки он был построен? Назовите то, что служит защитой для жителей Хлынова? Из какого материала был построен кремль? Почему он до сих пор не сохранился?

4 балла – (Фотография источника Успенского Трифонова монастыря). Что изображено на фотографии? С чьим именем связано появление источника? Каким образом и почему он появился?

5 баллов – (Показать рисунок «Новгородцы плывут по реке Вятке» и фотографию «Успенский Трифонов монастырь»). Между этими событиями произошло множество других событий. Назовите их? Проследите цепочку событий от того, как новгородцы приплыли сюда, до того, как на Вятке был основан монастырь? (Кикиморская гора, выбор места для строительства города – Болясково поле – пожар – «слепородство» - битва в Раздерихинском овраге – новое междоусобие – приход Трифона в Хлынов – основание монастыря).

О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ?

1 балл - О чем идет речь в стихотворении?

Среди острогов древнего Урала,

В глуши лесов, в разливах синих рек,

Века земля безвестная лежала,

И к ней стремился русский человек.

И, как гласят предания и былины,

Сюда, из древней северной земли,

По дикой Вятке на ладьях старинных

Умельцы – люди русские пришли.

И на холме, где зеленели ели,

Царил таежный вековой покой,

Их топоры упрямо зазвенели …

И русский город вырос над рекой…

(об основании города Хлынова).

2 балла – О чем идет речь в отрывке из исторического источника?

«В золотом поле выходящая вправо из … облаков в … одежде рука, держащая натянутый лук со стрелою; в правом углу – крест…». (Вятский герб).

3 балла – О чем идет речь в следующей характеристике? Они всегда на Руси были источниками книжной мудрости, центрами науки и искусства, бедные, нищие и убогие в них всегда могли найти приют и утешение. Несомненно, что они всегда украшали и прославляли город, в котором были построены. (Монастыри).

4 балла – О чем идет речь в отрывке из исторического источника? Кто участники этих событий? Что произошло после описываемых событий?

«…Будучи объяты таким осторожным намерением, с великою тишиною приблизились они к самому городу: но градские стражи … почли их за неприятеля и тотчас ударили тревогу…». (Устюжане подошли к городу Хлынову, хлыновцы их приняли за неприятелей, произошла битва в Раздерихинском овраге).

5 баллов -  О чем идет речь в отрывке? В чем значимость событий, описанных здесь? В чем значение деятельности Трифона для Вятской земли и вятского народа?

«… Трифон с радостью, несмотря на болезни и старость, едва переступая ногами шел в монастырь пешком… В воротах монастыря встретил его преподобный Иона с братиею. Он припал к ногам старца и со слезами просил прощения у него…».

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ:

1 балл – Закончите пословицу и объясните её смысл: «Земля без праведника… (не стоит) ».

2 балла - Закончите пословицу и объясните её смысл: «Своя своих не познаша и … (побиша)».

3 балла - Закончите пословицу и объясните её смысл: «Русский человек без родни не … (живет)».

4 балла - Закончите пословицу и объясните её смысл: «Вся семья вместе, так и душа … (на месте)».

5 баллов - Закончите пословицу и объясните её смысл: «Пример человекам – монахи, пример монахам - … (ангелы)».

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ:

1 балл – Назовите архитектурный памятник, изображенный на фотографии, и объясните, как он связан с историей вятского предания? (Фото Успенского собора Трифонова монастыря).

2 балла - Назовите архитектурный памятник, изображенный на фотографии, и объясните, как он связан с историей вятского предания? (Фото Михайло-Архангельской часовни в Раздерихинском овраге).

3 балла - Назовите архитектурный памятник, изображенный на фотографии, и объясните, как он связан с историей вятского предания? (Фото Преображенской и Никольской церквей села Великорецкого).

4 балла – Назовите архитектурный памятник, изображенный на фотографии, и объясните, как он связан с историей вятского предания? (Фото Софийского собора в Новгороде Великом).

5 баллов – Назовите архитектурный памятник, изображенный на фотографии, и объясните, как он связан с историей вятского предания? (Собор Василия Блаженного или Покровский собор на рву в Москве на Красной площади).

 

Подведение итогов игры. Определение команды-победительницы.

Вывод по изученной теме: Нам с вами нужно всегда помнить о том, какой трудный путь проделали вятчане – от падения и слепоты до исцеления и прозрения. Весь этот путь отражен в предании. Во многом, благодаря преподобному Трифону, этот путь наши предки смогли пройти.

«Преподобный отче наш, Трифоне! Моли Бога о нас!».

 

Выполнение проверочной работы самостоятельно на оценку:



2020-02-04 458 Обсуждений (0)
Урок 20. Преображение Хлынова в Вятку. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок 20. Преображение Хлынова в Вятку.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)