Урок 15. Крестьянская одежда. Занятия крестьянских детей.
Цель: сформировать представление о занятиях крестьянских детей в разное время года; уметь описывать крестьянскую одежду, сравнивать её с современной. Оборудование: иллюстрации внутреннего и внешнего устройства крестьянской избы, магниты, икона преподобного Трифона Вятского, компьютер, проектор, экран, электронная презентация «Старинная русская одежда и обувь». 1. Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку, приветствие. 2. Актуализация ЗУН: Игра «Историческая цепочка» (учащиеся по очереди объясняют значение понятий и выражений. Перед этим настроить детей на внимательную работу, так как эти знания пригодятся при выполнении следующего упражнения): Изба, крестьяне, сени, клеть, «черные» избы, «белые» избы, красный угол, сундук, лавка. Практическая работа: впишите в текст пропущенные слова (это задание можно выполнить вместе, с комментариями учащихся, или другой вариант: каждый ученик выполняет индивидуально, затем вместе с учителем третьеклассники проверяют свою работу и ставят себе оценки): «Дом на Руси назывался _______________. Рубили её из ______________. Изба делилась на теплую, жилую часть, и холодную - _______________. Жилую и хозяйственную часть дома соединяли _______________________. В каждой избе была ______________. Она занимала __________________ место в доме, потому что давала _______________ и использовалась для приготовления _________________. Существовали _________________избы, в которых у печи не было трубы. Печи с трубой топились _______________________. Почётное место в избе занимал ________________________________________________________________. Там висели _____________________, стояли __________________________. В красный угол сажали самых дорогих ________________________________». (Правильный вариант текста: «Дом на Руси назывался изба. Рубили её из дерева. Изба делилась на теплую, жилую часть, и холодную - клеть. Жилую и хозяйственную часть дома соединяли сени. В каждой избе была печь. Она занимала главное место в доме, потому что давала тепло и использовалась для приготовления пищи. Существовали «черные» или курные избы, в которых у печи не было трубы. Печи с трубой топились по-белому. Почётное место в избе занимал красный угол. Там висели иконы, стояли стол и лавки. В красный угол сажали самых дорогих гостей»). Подвести итоги работы, выставить оценки. 3. Формирование ЗУН: Постановка познавательной задачи: сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с крестьянской жизнью, узнаем, какую раньше на Руси носили одежду, попробуем сравнить её с той одеждой, которую мы сейчас носим, поговорим о том, чем занимались крестьянские дети в разное время года. Работа в рабочей тетради: упражнения 1, 2, урока 15 (работа с текстом, словарная работа). (Первичное закрепление знаний по прочитанному тексту можно организовать при работе с электронной презентацией «Старинная русская одежда и обувь»: учитель по ходу задает вопросы ученикам и дает необходимые комментарии). (Дополнительный материал для учителя: Обувь: Лапти – самый древний и самый распространенный вид обуви у крестьян (и у мужчин, и у женщин). Название произошло от слова «лапа». В простонародье так часто называли стопу ноги. Лапоть обувал стопу. Для изготовления лаптей использовали лыко различных деревьев (лыко - волокнистое, неокрепшее подкорье дерева). Чаще всего для изготовления лаптей брали лыко липы. Пары лаптей крестьянину хватало на 1 неделю. В крестьянской среде ходила поговорка «В дорогу идти – пятеры лапти сплести». В лаптях ходили в любое время года: зимой, весной, летом и осенью. Плели их на одну ногу, без различия правой и левой. В сильную зимнюю стужу носили валенки. Для крестьян валенки были дорогим удовольствием. Их изнашивали так, что на них могло быть до 27 заплат. Сапоги – мужская и женская обувь с голенищами разной длины из кожи или ткани. Чаще всего в сапогах ходили люди состоятельные или воины. Одну пару сапог могли носить всю жизнь. Мужской костюм: состоял из портков – штаны из грубого полотна – и длинной рубахи такого же качества. Грубым полотном, из которого шили рубаху и порты, был холст (холстина - простая, грубая ткань, льняная и конопляная, толстое полотно). Мужчины носили рубаху навыпуск, обязательно подпоясывали кушаком. Кушак - пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека по верхней одежде. Составной частью мужского костюма был зипун. Зипун – короткая мужская куртка без воротника, которую носили под кафтаном. Верхней одеждой крестьян был тулуп – шуба из овчины (носилась мехом вовнутрь) и армяк – длинный, теплый просторный крестьянский кафтан без сборок. Более богатые люди носили кафтаны. Кафтан – верхняя мужская одежда самого разнообразного покроя. Кафтан мог быть длинным до пят или до колен, с рукавами до локтя или до кончиков пальцев. У кафтана могли быть и длинные рукава - до пола. Для рук в данном случае на уровне пояса делали прорези. Отсюда появилась пословица «работать спустя рукава». Боярские кафтаны, как правило, были сшиты из дорогого материала – парчи и богато украшались драгоценными камнями. Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника. Кокошник - головной убор русских женщин, в виде опахала или округлого щита вкруг головы. Кокошники искусно расшивали речным жемчугом, украшались плетеными жемчужными и перламутровыми поднизями, золото-серебряным шитьем, цветной фольгой, гранеными стразами. Головные уборы также хранились в семьях, передавались по наследству из поколения в поколение и были непременной частью приданого зажиточной невесты. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны: двурогие в виде полумесяца, островерхие с „шишками", маленькие плоские шапочки с ушками и другие. Рубаха называлась "рукава", т. к. из-под сарафана видны были только рукава. Сарафаны могли украшаться разнообразными кружевами, серебряными или позолоченными пуговицами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение. Сарафан обязательно подвязывали поясом. Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку - епанечку. Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине. Душегрейки были стеганые (на вате) и летние. Душегрейка надевалась в праздничные дни, в других же случаях ее заменял фартук. Подвязывали его под мышками или на талии, по длине он был ниже колен). Физкультминутка. Работа в рабочей тетради: упражнения 3, 4, 5, 7 (по ходу выполнения работы учитель дает необходимые комментарии). Упражнение 8 (составить устный рассказ). 4. Закрепление ЗУН: Разгадайте кроссворд (найдите слова, спрятанные в кроссворде, и дайте им объяснение, последняя буква слова может быть первой буквой следующего слова, слова можно читать слева-направо и справа-налево, сверху-вниз и снизу-вверх):
Ответы: тулуп, портки, изба, амбар, рушник, клеть, лапти, сундук, сарафан, сени. 5. Объяснение домашнего задания: Урок 15, упражнения 6 и 8. Выставление оценок за работу на уроке. Собрать тетради на проверку.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (547)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |