Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок 13. Детство и юность Трифона.



2020-02-04 284 Обсуждений (0)
Урок 13. Детство и юность Трифона. 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: сформировать представление о житии как историческом источнике; знать и уметь объяснять понятия «житие», «подвижник», «преподобный»; познакомиться с отрывком из жития о детских и юношеских годах преподобного Трифона Вятского, уметь пересказывать данный отрывок.

Оборудование: иллюстрация часовни Михаила Архангела, вятского герба, икона преподобного Трифона Вятского.

1. Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку, приветствие.

2. Актуализация ЗУН:

- Что объединяет эти слова и выражения? (написаны на доске)

1. Родина, родной, рождение, родственник, родители, родословная.

2. Летопись, берестяные грамоты, рукописные и печатные книги.

3. Былины, сказки, пословицы, песни, предание.

4. Кикиморская гора, Болясково поле, ушкуйник, р. Хлыновица, «вятские слепороды».

5. Корни, листочки, ствол и ветви.

6. Устюг Великий, неприятели, «Своя своих не познаша и побиша», «Что вы за люди?...», «пущее междоусобие, «печальные поминки».

- Кроссворд:

                                        9    
                                        л    
                        6         8     е    
      3                 б         г     т    
      в   4     5       е         о     о    
  2   я   п     г       р     7   р     п   10
1 и с т о р и ч е с к и е   и с т о ч н и к и
  с   к   е     р       с     е   д     с   м
  т   а   д     б       т     м         ь   я
  о       а             а     ь              
  р       н                   я              
  и       и                                  
  я       е                                  

Вопросы к кроссворду:

1. Все то, что может рассказать о прошлом людей.

2. Наука о прошлом людей.

3. Река, на берегу которой новгородцы основали г. Хлынов.

4. Особый исторический источник, который помогает понять действие воли Божией в истории народа.

5. Эмблема, знак государства, города или семьи.

6. Материал для письма, изготовленный из коры березы.

7. Живущие вместе близкие родственники.

8. Так в Древней Руси называли огороженное поселение.

9. Запись о событиях по годам.

10. То, что есть у каждого человека на Земле. Получая его, мы приобретаем небесного покровителя.

Беседа:

- С каким сюжетом вятского предания мы знакомились на прошлом уроке?

- Почему произошла битва в Раздерихинском овраге?

- Как проявили себя хлыновцы в этой битве?

- Какое значение эта битва имела для наших предков?

- Какое значение эта битва имеет для нас с вами? Какой урок каждый из нас должен извлечь из этого события? Чему нас должен научить печальный опыт наших предков?

Вот что случается, когда гнев и злоба овладевают нами, когда мы не хотим жить дружно, не хотим признать свои ошибки и просить прощения у тех, кого мы обидели, когда мы не хотим проявлять терпение и смирение, когда мы забываем о Боге, отворачиваемся от Него. Тогда мы страдаем, нами овладевает душевная слепота, страдаем мы, страдают наши родные и близкие. Давайте будем помнить о том, что произошло с нашими предками много веков назад, и не будем вести себя как вятские слепороды.

- Проверка домашнего задания: пересказ текста о битве в Раздерихинском овраге. Задание классу: внимательно слушать и задавать вопросы.

3. Формирование ЗУН:

Вводный рассказ:

- Как вы думаете, без кого невозможно было покаяние вятчан и исцеление их от недуга слепородства? (Без святого, праведника, без преподобного Трифона).

Не было бы ни нас с вами, ни нашего города, если бы ни молитва праведника, нашего преподобного Трифона Вятского, если бы ни его подвижническая жизнь, которая стала примером для наших предков, если бы ни его любовь к ближнему, которой он отогревал черствые сердца хлыновцев, исцелял и спасал их от слепородства. Через праведников люди спасаются. В подтверждение этих слов – библейское сказание о праведнике Аврааме: «Однажды Господь открыл Аврааму, что он хочет наказать жителей городов Содом и Гоморра за их грехи. Авраам спросил у Господа:

- Неужели ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть в этом городе 50 праведников?

- Если я найду в городе Содоме 50 праведников, то для них Я помилую это место, – ответил Господь.

- Может быть, до 50-ти не достанет 5-ти, неужели за недостатком 5-ти Ты истребишь весь город? – спросил Авраам.

- Не истреблю, если найду там 45 праведников, - сказал Господь.

- Может быть, найдется их там 40? Может быть, - 30? Может быть, - 20? Может быть, - 10? – продолжал спрашивать Авраам.

- Не истреблю и ради 10-ти, - отвечал Господь».

- Как вы думаете, о чем дальше мог спросить Авраам Господа? И что бы ответил Господь? (Даже если один праведник будет в городе, Господь помилует это место).

Так и у нас с вами – через праведника, Божиим Промыслом, была спасена Вятская земля.

Физкультминутка.

День памяти преподобного Трифона Вятского, небесного покровителя нашей гимназии, празднуется 21 октября.

- Вспомните, на гербе Вятки изображен лук с натянутой стрелой. Что означает это изображение? (Знак Божьего наказания и Божией милости. Господь накажет за страшные грехи, совершенные по-слепородству, но Господь, по долготерпению своему, удерживает стрелу, не отпускает тетиву и ждет покаяния).

- А если покаяние последует, что тогда произойдет со стрелой?

Тогда стрела из карающей, наказывающей, смертоносной превратится в спасительную, через неё сообщается особая благодать, как будто Господь прикасается к человеку, помогает ему. Вот такой спасительной стрелой был «поражен» преподобный Трифон, Вятский Чудотворец.

- Кто такой «преподобный»?

«Преподобным» называют монаха, который своей праведной жизнью стал подобен Богу, в совершенстве исполнил Божию заповедь «Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный совершенен есть».

Промыслом Божиим преподобный Трифон был приведен к нам на Вятскую землю.

Постановка познавательной задачи на урок:  сегодня мы начнем знакомство с земной жизнью преподобного Трифона, узнаем, что такое «житие», познакомимся с детскими и юношескими годами преподобного Трифона.

- Откуда мы узнаем, как жили на земле святые? (Из жития).

Работа понятиями: упражнение 1, урок 13.

Житие – рассказ о земной жизни и подвигах святого.

Подвижник – человек, совершивший подвиг жизни во Христе, кто Богу служил и Ему угождал.

- Можно ли назвать житие историческим источником? Докажите.

Читать житие святого – это все равно, что стоять перед иконой этого святого и молиться ему. Чтение жития спасительно для нашей души.

(Показать книгу «Житие преподобного Трифона Вятского»). Житие, с которым мы будем работать, написано вятским святым преподобным Стефаном (Куртеевым) в XIX веке, поэтому некоторые слова для вас, возможно, будут не понятны. Усиливает значимость жития то, что оно написано святым. Отрывок из этого жития приведен в нашей тетради.

Работа в рабочей тетради: упражнение 2 (чтение текста, словарная работа, ответы на вопросы.

4. Закрепление ЗУН:

Повторительно-обобщающая беседа:

- Объясните понятия «житие», «подвижник», «преподобный»?

- Какие события в юности преподобного Трифона определили путь будущего монаха?

- Как вы думаете, легко ли отказаться от всех мирских удовольствий, которые есть у каждого из нас (сладости, фильмы, прогулки, игры, веселье и т. д.) и с детства мечтать о тихой, уединенной жизни? Можете себя представить на месте преподобного Трифона?

Преподобный Трифон уже с детства следовал слову Божию и хотел стать монахом.

- В каком веке жил преподобный Трифон?

- В каком веке мы живем?

Для вечности нет времени и расстояний. Преподобный Трифон молится за нас Богу, а мы молимся преподобному Трифону о нашем спасении.

Разобрать вместе домашнее задание к уроку 13, составить план и записать его в тетрадь:

Примерный план:

1. Родина преподобного Трифона.

2. Добронравный и тихий отрок.

3. Жил при храме города Орлова.

4. Случай с приказчиками.

5. Исцеление сына Якова Строганова.

6. Пострижение в монахи в Пыскорском монастыре.

5. Объяснение домашнего задания:

Подготовка пересказа отрывка по плану.

Выставление оценок за работу на уроке.

По возможности, уроки 14 и 15 можно объединить и провести в виде занятия-экскурсии в Краеведческом музее, в зале «Крестьянская изба». Во время занятия сотрудники музея подробно расскажут об устройстве крестьянской избы, покажут предметы крестьянского быта, а также дети смогут поиграть в игры, в которые играли их прабабушки и прадедушки в детстве. Задания в рабочей тетради можно поручить детям выполнить самостоятельно, на оценку. Если такой возможности нет, то провести уроки в классе, но обязательно сопроводить наглядным материалом.

 



2020-02-04 284 Обсуждений (0)
Урок 13. Детство и юность Трифона. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок 13. Детство и юность Трифона.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)