Урок 13. Детство и юность Трифона.
Цель: сформировать представление о житии как историческом источнике; знать и уметь объяснять понятия «житие», «подвижник», «преподобный»; познакомиться с отрывком из жития о детских и юношеских годах преподобного Трифона Вятского, уметь пересказывать данный отрывок. Оборудование: иллюстрация часовни Михаила Архангела, вятского герба, икона преподобного Трифона Вятского. 1. Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку, приветствие. 2. Актуализация ЗУН: - Что объединяет эти слова и выражения? (написаны на доске) 1. Родина, родной, рождение, родственник, родители, родословная. 2. Летопись, берестяные грамоты, рукописные и печатные книги. 3. Былины, сказки, пословицы, песни, предание. 4. Кикиморская гора, Болясково поле, ушкуйник, р. Хлыновица, «вятские слепороды». 5. Корни, листочки, ствол и ветви. 6. Устюг Великий, неприятели, «Своя своих не познаша и побиша», «Что вы за люди?...», «пущее междоусобие, «печальные поминки». - Кроссворд:
Вопросы к кроссворду: 1. Все то, что может рассказать о прошлом людей. 2. Наука о прошлом людей. 3. Река, на берегу которой новгородцы основали г. Хлынов. 4. Особый исторический источник, который помогает понять действие воли Божией в истории народа. 5. Эмблема, знак государства, города или семьи. 6. Материал для письма, изготовленный из коры березы. 7. Живущие вместе близкие родственники. 8. Так в Древней Руси называли огороженное поселение. 9. Запись о событиях по годам. 10. То, что есть у каждого человека на Земле. Получая его, мы приобретаем небесного покровителя. Беседа: - С каким сюжетом вятского предания мы знакомились на прошлом уроке? - Почему произошла битва в Раздерихинском овраге? - Как проявили себя хлыновцы в этой битве? - Какое значение эта битва имела для наших предков? - Какое значение эта битва имеет для нас с вами? Какой урок каждый из нас должен извлечь из этого события? Чему нас должен научить печальный опыт наших предков? Вот что случается, когда гнев и злоба овладевают нами, когда мы не хотим жить дружно, не хотим признать свои ошибки и просить прощения у тех, кого мы обидели, когда мы не хотим проявлять терпение и смирение, когда мы забываем о Боге, отворачиваемся от Него. Тогда мы страдаем, нами овладевает душевная слепота, страдаем мы, страдают наши родные и близкие. Давайте будем помнить о том, что произошло с нашими предками много веков назад, и не будем вести себя как вятские слепороды. - Проверка домашнего задания: пересказ текста о битве в Раздерихинском овраге. Задание классу: внимательно слушать и задавать вопросы. 3. Формирование ЗУН: Вводный рассказ: - Как вы думаете, без кого невозможно было покаяние вятчан и исцеление их от недуга слепородства? (Без святого, праведника, без преподобного Трифона). Не было бы ни нас с вами, ни нашего города, если бы ни молитва праведника, нашего преподобного Трифона Вятского, если бы ни его подвижническая жизнь, которая стала примером для наших предков, если бы ни его любовь к ближнему, которой он отогревал черствые сердца хлыновцев, исцелял и спасал их от слепородства. Через праведников люди спасаются. В подтверждение этих слов – библейское сказание о праведнике Аврааме: «Однажды Господь открыл Аврааму, что он хочет наказать жителей городов Содом и Гоморра за их грехи. Авраам спросил у Господа: - Неужели ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть в этом городе 50 праведников? - Если я найду в городе Содоме 50 праведников, то для них Я помилую это место, – ответил Господь. - Может быть, до 50-ти не достанет 5-ти, неужели за недостатком 5-ти Ты истребишь весь город? – спросил Авраам. - Не истреблю, если найду там 45 праведников, - сказал Господь. - Может быть, найдется их там 40? Может быть, - 30? Может быть, - 20? Может быть, - 10? – продолжал спрашивать Авраам. - Не истреблю и ради 10-ти, - отвечал Господь». - Как вы думаете, о чем дальше мог спросить Авраам Господа? И что бы ответил Господь? (Даже если один праведник будет в городе, Господь помилует это место). Так и у нас с вами – через праведника, Божиим Промыслом, была спасена Вятская земля. Физкультминутка. День памяти преподобного Трифона Вятского, небесного покровителя нашей гимназии, празднуется 21 октября. - Вспомните, на гербе Вятки изображен лук с натянутой стрелой. Что означает это изображение? (Знак Божьего наказания и Божией милости. Господь накажет за страшные грехи, совершенные по-слепородству, но Господь, по долготерпению своему, удерживает стрелу, не отпускает тетиву и ждет покаяния). - А если покаяние последует, что тогда произойдет со стрелой? Тогда стрела из карающей, наказывающей, смертоносной превратится в спасительную, через неё сообщается особая благодать, как будто Господь прикасается к человеку, помогает ему. Вот такой спасительной стрелой был «поражен» преподобный Трифон, Вятский Чудотворец. - Кто такой «преподобный»? «Преподобным» называют монаха, который своей праведной жизнью стал подобен Богу, в совершенстве исполнил Божию заповедь «Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный совершенен есть». Промыслом Божиим преподобный Трифон был приведен к нам на Вятскую землю. Постановка познавательной задачи на урок: сегодня мы начнем знакомство с земной жизнью преподобного Трифона, узнаем, что такое «житие», познакомимся с детскими и юношескими годами преподобного Трифона. - Откуда мы узнаем, как жили на земле святые? (Из жития). Работа понятиями: упражнение 1, урок 13. Житие – рассказ о земной жизни и подвигах святого. Подвижник – человек, совершивший подвиг жизни во Христе, кто Богу служил и Ему угождал. - Можно ли назвать житие историческим источником? Докажите. Читать житие святого – это все равно, что стоять перед иконой этого святого и молиться ему. Чтение жития спасительно для нашей души. (Показать книгу «Житие преподобного Трифона Вятского»). Житие, с которым мы будем работать, написано вятским святым преподобным Стефаном (Куртеевым) в XIX веке, поэтому некоторые слова для вас, возможно, будут не понятны. Усиливает значимость жития то, что оно написано святым. Отрывок из этого жития приведен в нашей тетради. Работа в рабочей тетради: упражнение 2 (чтение текста, словарная работа, ответы на вопросы. 4. Закрепление ЗУН: Повторительно-обобщающая беседа: - Объясните понятия «житие», «подвижник», «преподобный»? - Какие события в юности преподобного Трифона определили путь будущего монаха? - Как вы думаете, легко ли отказаться от всех мирских удовольствий, которые есть у каждого из нас (сладости, фильмы, прогулки, игры, веселье и т. д.) и с детства мечтать о тихой, уединенной жизни? Можете себя представить на месте преподобного Трифона? Преподобный Трифон уже с детства следовал слову Божию и хотел стать монахом. - В каком веке жил преподобный Трифон? - В каком веке мы живем? Для вечности нет времени и расстояний. Преподобный Трифон молится за нас Богу, а мы молимся преподобному Трифону о нашем спасении. Разобрать вместе домашнее задание к уроку 13, составить план и записать его в тетрадь: Примерный план: 1. Родина преподобного Трифона. 2. Добронравный и тихий отрок. 3. Жил при храме города Орлова. 4. Случай с приказчиками. 5. Исцеление сына Якова Строганова. 6. Пострижение в монахи в Пыскорском монастыре. 5. Объяснение домашнего задания: Подготовка пересказа отрывка по плану. Выставление оценок за работу на уроке. По возможности, уроки 14 и 15 можно объединить и провести в виде занятия-экскурсии в Краеведческом музее, в зале «Крестьянская изба». Во время занятия сотрудники музея подробно расскажут об устройстве крестьянской избы, покажут предметы крестьянского быта, а также дети смогут поиграть в игры, в которые играли их прабабушки и прадедушки в детстве. Задания в рабочей тетради можно поручить детям выполнить самостоятельно, на оценку. Если такой возможности нет, то провести уроки в классе, но обязательно сопроводить наглядным материалом.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |