Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Введение теоретико-литературного понятия.



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Введение теоретико-литературного понятия. 0.00 из 5.00 0 оценок




В искусстве термин «интерпретация» может означать трактовку художником жизненных явлений в соответствии с ценностно-познавательным подходом к действительности. Но интерпретация не просто толкование, интерпретация – это образное, художественное переосмысление прочитанного. Поэтому лучшие иллюстрации книг всегда те, которые создали сами читатели, прочувствовав прочитанный фрагмент из летописи или художественного произведения, домыслив и дофантазировав его, а не те, что были срисованы с известных картин, иллюстраций художников или икон. Именно поэтому словесное рисование также может быть своего рода интерпретацией, художественным переосмыслением прочитанного или услышанного.

II. Следующие вопросы и задания предлагаются в классе повышенного уровня подготовки при условии самостоятельного прочтения книги дома

– Обычный ли мальчик Владимир Ведовской? Что его отличает от сверстников?

– На каких литературных героев он похож? В чем его самобытность?

– Кем были родители главного героя? Почему их постигла такая страшная участь?

– Можно ли предположить, каким будет сюжет произведения?

– Как вы полагаете, когда начинается завязка действия в исторической сказке «Гардарика»?

– Похоже ли это всё на сказку? Докажите это, сопоставив первые главы книги «Гардарика» с любой литературной сказкой. Приведите свои примеры.

– Итак, перед нами две группы персонажей: положительные герои и отрицательные герои. Определите, в какую группу входит тот или иной персонаж. Есть ли такие персонажи данного произведения, которые могут быть помещены и в ту и в другую группу? Как вы думаете, почему? Насколько реалистично, вернее – жизнеподобно, данное произведение?

– Динамично ли развивается сюжет?

– Как, по-вашему, далее «закрутится» сюжет? Каков он: приключенческий, детективный, фантастический или реалистический? Свой ответ аргументируйте примерами из текста.

– Почему главный герой дружит с «неудачником» – изгнанным королём бриттов? Что их объединяет? Только ли положение изгнанника?

– Меняются ли характеры мальчиков – Владимира Ведовского и Эдварда Айронсайда – на протяжении всего повествования? Приведите примеры.

– В чем, по вашему мнению, заключается смысл испытания детей в лесу? Где еще, в каких фольклорных или литературных произведениях, встречаются похожие испытания? Расскажите о них.

– В какой момент сюжет достигает свой кульминации? Опишите его подробнее.

– Какие нравственные уроки преподносит нам книга Елены Петровны Чудиновой «Гардарика»?

Вопросы и задания повышенной сложности:

– Как вы думаете, почему свое произведение писательница обозначила жанром историческая сказка? Почему это не повесть?

– Чем характеризуются эти два эпических жанра – повесть и сказка?

– Вспомните, какой жанр чаще всего используется в литературе для подростков? Почему? (Жанр повести.)

– Вспомните, что такое сюжет? Какие сюжеты вы уже знаете?

– Заполните таблицу, определив основные особенности различных сюжетов (можно дать в качестве домашнего задания):

С        Ю        Ж        Е        Т

приключенческий детективный фантастический реалистический
1. … 2. … 3. … 1. … 2. … 3. … 1. … 2. … 3. … 1. … 2. … 3. …
Примеры: Примеры: Примеры: Примеры:

Далее можно перейти либо к словесному рисованию, углубляющему представления учащихся о прочитанном и формирующему творческое воссоздающее воображение, либо к занимательному заданию на проверку знания текстакроссворду:учитель предлагает школьникам разгадать кроссворд и определить ключевое слово.

Кроссворд № 1 . Гардарика – «Страна городов».

ВВЕРХ:

1. Служитель языческого культа, мудрый ведун и хранитель веры пращуров славян. 2. Небольшой мешочек, который носят на груди под одеждой, храня в нём священные или секретные предметы. 3. Наёмник-варяг, нанятый убийца юного Владимира Ведовского. 4. Правая рука. 5. Остров, давший прозвание изгнанному королю бриттов Эдварду и на котором в тот период жили бритты, теснимые с острова, который мы сейчас называем Англией. 6. Разноцветная картина, выложенная из кусочков стекла или камешков; совр. – мозаика. 7. Христианское имя одной из девочек, увиденных Владимиром на улицах Киева. 8. Место, где в Средневековье проходили соревнования в беге между людьми или всадниками; совр. – стадион.

ВНИЗ:

1. Город, удельным князем которого был юный Владимир. 2. Обязательный предмет в системе обучения будущих князей. 3. Юная княжна, дочь Киевского князя, ставшая впоследствии королевой Франции. 4. Регулярное войско князя. 5. Имя матери опекуна Владимира – князя Глеба. 6. Наименование Киевского князя Эдвардом Айронсайдом. 7. Имя сестры Эдварда Айронсайда. 8. Имя отца главного героя повести. 

               
               
               
               
               
               
               
               
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
               
               
               
               
               
               
               
               
               

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – ...

Что вы можете рассказать о нем?

■ Ответы на кроссворд № 1:

ВВЕРХ:

1. Волхв. 2. Ладанка. 3. Асмунд. 4. Десница. 5. Ирландия. 6. Мусия. 7. Ирина. 8. Ристалище.

ВНИЗ:

1. Ведов. 2. Латынь. 3. Анна. 4. Дружина. 5. Икча. 6. Малескольд. 7. Ингрина. 8. Ростислав. 

    Ключевое слово – Владимир: Владимир Красное Солнышко – Киевский князь, крестивший Русь; Владимир Ростиславович Ведовской – главный герой исторической сказки Елены Чудиновой.

Устное словесное рисование – задания:

– Опираясь на текст произведения, детализируйте описываемый образ.

– Попытайтесь создать устную иллюстрацию к прочитанному.

– «Иллюстрация» должна быть образной и в то же время лаконичной, красочной и целостной: иметь свою композицию, главную мысль и задачи – зрители должны представить всё то, что рассказывается, рисуется словесно.

1 группа учащихся: описать встречу двух малолетних изгнанников – Владимира Ведовского и Эдварда Айронсайда.

2 группа учащихся: описать первую встречу Владимира Ведовского и Киевского князя Ярослава Мудрого.

3 группа учащихся: описать встречу юных наследников престолов своих отцов с девочкой-ведуньей, языческой колдуньей.

При наличии времени в сильных классах можно дать творческую работу или перенести этот вид работы на дом:

Для хорошо подготовленных и читающих учеников: ответить письменно на вопрос «Чему учит нас повесть Елены Чудиновой «Гардарика»?»

Для плохо читающих и слабо подготовленных учащихся: мини-сочинение «Для меня сказка – это …»

Домашнее задание также должно быть дифференцированным:

1. Для плохо читающих учащихся: дочитать повесть Е.П. Чудиновой «Гардарика».

2. Самостоятельное чтение по выбору:

Для всего класса:

Вронский Ю.П. «Юрьевская прорубь».

Калашников В. «Легенды Древней Руси»

Калашников В. «Славянская мифология».

Полевой Н.А. «Избранная историческая проза».

Путилов Б.Н. «Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди».

Толстой А.К. «Князь Серебряный»; баллады.

 

Досуговое чтение в России уже в начале прошлого столетия рассматривалось как сильнейшее средство социализации личности, залог ее успешного вхождения в социум[20]. К середине ХХ века семейное и индивидуальное чтение — самостоятельное и цененаправленно ориентированное — имело давнюю традицию, при этом однозначно считалось, что «читательское поведение молодежи является важным показателем развития личности»[21]: «…в течение практически двух веков, которые включали в себя важнейшие события мирового масштаба — Первую мировую войну 1914 г., революции 1905 и 1917 гг., Великую Отечественную войну 1941—1945 гг., «перестройку» и другие социальные потрясения, накапливался огромный уникальный материал, дающий представление о чтении россиян как о национальном социокультурном и психологическом феномене (выделено нами. — Н.К.)»[22]. Однако рубеж XX—XXI столетий кардинально изменил не только социальную и экономическую жизнь страны, он резко «прошелся» именно по социокультурной сфере российского общества, особенно кардинально изменил социокультурную жизнь подрастающих поколений: «Современные дети перестали читать — из детской жизни исчезло свободное, не по принуждению, для удовольствия, чтение художественной литературы — совсем еще недавно безусловный и обязательный атрибут детской жизни»[23].

Современным детям, подросткам и юношеству последние годы навязывается западный стереотип поведения, сознательно формируется стремление к достижению «американской мечты», культ вещей и жизненного успеха любой ценой. Тогда как традиционная отечественная детско-подростковая литература всегда воспитывала своего читателя на положительных примерах, представляя в рамках традиционных для данной литературы жанров варианты жизненного пути индивида, отвечающие нравственным нормам поведения человека в обществе[24]. Однако необходимо отметить, что в России на рубеже ХХ—XXI вв. изменился сам характер детской и подростковой литературы.

Постепенно стали возрождаться, казалось бы, давно утраченные функционально-жанровые системы, например, в конце XX в. наблюдается появление вновь одного из функциональных направлений развития детской литературы XVIII—начала XX вв. — детской нравоучительной литературы. Заметно возникновение таких новых жанров, как, например, фэнтези и детский детектив, заимствованных из зарубежной литературы. В то же время появляются произведения, созданные в контексте традиций отечественной детско-подростковой литературы, в том числе и советской, но с иной идеологической составляющей, в частности — православной. Налицо модификация традиционных жанров детско-подростковой и юношеской литературы.

Сегодня в литературе для детей и юношества активно ведутся поиски нравственного начала, определяющего и саму сущность нового героя, и того будущего, которое — в идеале — хочется построить. Более того, в сегодняшнюю литературу настойчиво вторгаются и политика, и религия, и оккультизм. Взрослые откровенно или более-менее завуалировано навязывают подросткам свою идеологию, действуя в русле традиций советской литературы, часто забывая, что читать их произведения будут дети, поэтому последствия такого чтения не предсказуемы. Именно поэтому при отборе книг для самостоятельного чтения школьников можно предложить руководствоваться, прежде всего, идейно-эстетическим содержанием самой литературы, и только после этого — тематическим или жанрово-родовым единством литературы, читаемой в классе и самостоятельно.

Как еще в середине ХХ столетия заявляла историк литературы А.П. Бабушкина, детская литература должна формировать нравственные представления у детей и подростков, а не только развлекать их, рассказывая интересные истории и призывая подражать героям книги как в реальной жизни, так и в игре: «детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15—16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. Она неотделима от общего литературного потока, рождается на пересечении художественной литературы и педагогики и осуществляет единство принципов искусства и педагогики»[25].

Православная детско-подростковая литература рубежа веков также претерпела ряд изменений. Они связаны, в первую очередь, с тем, что изменилась и сама жизнь в России по сравнению с православным обществом XIX — начала ХХ столетий и читатели-дети, в основной своей массе абсолютно не знакомые ни с основами православия, ни с христианской этикой, ни с представлениями разных народов о Добре и Зле. Именно поэтому многие произведения православных писателей в начале XXI века играют чисто миссионерскую роль: их задача сегодня – познакомить юного читателя с христианством, не оттолкнуть от него, ввести в мир христианской этики и эстетики, одновременно демонстрируя, как можно жить «по законам христианства» в современном мире.

Проза для детей и юношества рубежа веков так же эклектична, как и взрослая литература, в основном — литература постмодернизма. Вообще эпоха постмодернизма откровенно наложила на детскую литературу свой отпечаток, хотя многие авторы и открещиваются от нее. Здесь часто используются либо элементы фэнтези, либо перенос в далекое прошлое с погружением в него благодаря рассказу о жизни и приключениях вымышленного персонажа, действующего в реальной исторической действительности. Этот прием хорошо известен по учебникам и научно-познавательной литературе: вымышленный персонаж-проводник путешествует во времени и пространстве, знакомя читателя с иными мирами, разными странами и континентами, различными верованиями и бытом многочисленных народов.

Традиционная повесть о детстве сегодня также редко обходится без обращения к прошлому, так как специфика жанра требует демонстрации примера для подражания, и этот пример берется из исторического прошлого России. О том, на каких примерах воспитывать современного читателя-подростка, задумались писатели Сергей Сухинов[26], Евгений Санин[27], Анатолий Лимонов[28], создающие свои реалистические произведения в основном о реалиях наших дней. Их произведения для старших подростков и юношества находятся в контексте традиций отечественной детско-подростковой литературы ХХ столетия. Так же, как в сказочной и нравоучительной прозе рубежа веков, в основе немногочисленных реалистических произведений для подростков и юношества начала XXI столетия лежит нравственный выбор героя.

Писатель Евгений Георгиевич Санин(род. 1954 г.)изначально замыслил трилогию о взрослении московского мальчика Стаса Теплова: «Тайна рубинового креста»[29], «Белый гонец»[30], «Мы — до нас»[31]. Однако и сегодня автор продолжает повествование о своем герое — уже студенте первых курсов вуза: им задуман и частично написан (версия в Интернете, на сайте писателя) роман для юношества «Чудо — из чудес»[32]. В каждой из книг от нравственного выбора главного героя зависит не только его будущее, но настоящее и будущее окружающих — детей и взрослых. Только осознав эту горькую «правду жизни», герой совершает свой выбор. Соглашаться или не соглашаться с эти выбором — дело уже самих читателей.

Первая книга тетралогии «Тайна рубинового креста» впервые вышла в свет в 2005 году небольшим тиражом — 4000 экз. — в издательстве «Сатисъ», но тут же была распродана и получила множество хвалебных отзывов как от православных христиан, ищущих «хорошие детские книги» для семейного чтения, так и от людей, далеких от религии. В 2009 году вышло переиздание книги. Почему так произошло?

«Тайна рубинового креста» названа автором романом, возможно, по своему объему, однако, скорее всего, в русле «моды»: романы о Гарри Поттере, другие произведения современных зарубежных авторов о подростках, — хотя перед нами типичная повесть о детстве с деятельным героем-подростком в центре сюжета; она создана в контексте традиций русской детско-подростковой литературы, поэтому не может не нравиться представителям старшего поколения. Главный герой повести — современный подросток, живущий и действующий в реалиях нашей жизни, решающий знакомые всем проблемы и совершающий свой нравственный выбор. При этом главный герой не шаблонный персонаж, далеко не идеал, а вполне типичный мальчишка, похожий на своего ровесника — читателя.

Параллельно с сюжетной линией приключений Стаса Теплова — главного героя тетралогии — в каждой из книг Евгения Санина проходит исторический сюжет с православной идеологической составляющей, не сразу бросающейся в глаза неподготовленному читателю. И если в первой книге исторический сюжет относит нас к эпохе возникновения христианства, в Римскую империю, где реальные исторические персонажи и персонажи вымышленные совершают свой нравственный выбор, в данном случае — выбор Веры, то последующие повествуют о различных периодах развития Древней Руси, во времена которых также стоял вопрос: о выборе Веры и государства, борьбы или предательства. Такой композиционный ход помогает писателю, с одной стороны, облегчить сам процесс чтения современному читателю, не привыкшему к чтению произведений большого объема: каждая глава композиционно и содержательно завершена, а каждую «историю», то есть сюжетную линию, можно прочитать самостоятельно; с другой, жизнь Стаса Теплова показывается то глазами самого мальчика-подростка, то с точки зрения автора, а история — глазами писателя-историка.

При этом повествование о мальчишке начала нового века предельно жизнеподобное, а характеры персонажей типичные, легко узнаваемые, психологически верные. Читатель-подросток видит перед собой ровесника с теми же проблемами в школе и дома, что и у него самого, «примеряет» на себя решения персонажей произведения, невольно сравнивает поведение героев, анализирует и, соответственно, делает свои выводы. Так, вслед за Стасом Тепловым растут и мужают читатели-дети, постепенно переходя в подростковый, а затем и в юношеский возраст.

Третий пласт данного произведения, почему его и можно с полным правом отнести к жанру романа, — сюжетная линия отца Тихона, данная прерывисто, часто в рассказах окружающих, которые сами еще не осознали, что приехавший в деревню иеромонах и есть тот мальчишка-односельчанин Васька Голубев, что помогал ломать церковь в селе Покровском. Здесь дается повествование о том, как неверующий учитель истории Василий Иванович Голубев обретает веру, которая помогла ему в итоге стать старцем — отцом Тихоном.

Перед лицом смерти все герои романа совершают свой нравственный выбор, ибо ни деньги и богатства земные, ни слава, ни почет не спасут от общего для всех конца. «Что ждет нас за порогом смерти? В чем смысл жизни?» — на эти вопросы сами себе дают ответ взрослые и дети в романе «Тайна рубинового креста».

Один из отзывов об этом произведении на старом сайте писателя заканчивался следующими словами: «Особенность повести Евгения Санина, писателя со стажем, в том, что эта книга способна увлечь невоцерковленного подростка. Она начисто лишена агрессивного напора современных писателей, пытающихся страхом и угрозами привести ребенка к вере. Книга Евгения Санина — долгожданное явление в мире православной художественной литературы. Исконно русское, увлекательно написанное произведение, не отягощенное навязываемым морализаторством, а исполненное истинной радости подлинного христианского миросозерцания»[33].

Свою точку зрения писатель не навязывает, предлагая юному читателю самостоятельно совершить свой нравственный выбор вслед за выбором героев произведений, недаром сегодня существует два варианта изданий повестей Е. Санина для подростков и юношества — уже указанные[34] и изданные отдельными книгами сюжетные линии — про Стаса Теплова и исторических персонажей[35]. Только второй вариант выходит уже не под гражданским именем писателя, а с указанием его нового имени — нового статуса: Монах Варнава. Второй вариант издания предназначен в основном для детей воцерковленных.

Так исторический сюжет из первой книги тетралогии «Тайна рубинового креста» про мальчика Криспа, сына римлянки-христианки и императорского курьера Марцелла Фортуната, идущего по пути взросления физического и духовного, выбравшего при этом путь христианского мученика, стал новой повестью писателя — «Приди и Виждь»[36]. Историческая повесть монаха Варнавы «Иду на Вы» была создана на основе исторического сюжета, идущего параллельно основному сюжету в романе «Белый гонец»[37]. А историческая повесть «Божий суд» выкристаллизовалась из одной из сюжетных линий романа «Мы — до нас»[38].

В интервью, данном журналу для семейного чтения «Православная беседа» (№ 3 за 2011 г.), монах Варнава четко определил смысл своей жизни: «МОЕ ПОСЛУШАНИЕ — ПИСАТЬ КНИГИ»[39]. Но раз акт творчества — послушание, то сами произведения не могут не нести в себе миссионерский заряд. Православный писатель не может не проповедовать, однако делает он это мягко, ненавязчиво, в привычных и любимых жанрах детско-подростковой литературы повествуя о современной нам жизни, демонстрируя возможные варианты нравственного выбора и «проживания жизни» в эпоху становления капитализма в России начала XXI века.

«Чтение – явление динамичное. Пространство чтения детей, его структура, содержание, тенденции как непосредственно, так и опосредованно зависят от взаимосвязи множества объективно-субъективных характеристик. Но в этом пространстве, как бы его ни моделировало «взрослое сообщество», отчетливо живет личностное «я» детского читателя, определяя реальное соотношение всего, необходимого взрослому сообществу и нужного детскому»[40]. Наша задача найти это «реальное соотношение» и способствовать формированию у читателей-школьников интереса к чтению, к размышлениям о мире и человеке в этом мире, об истории и своей жизни, способствовать формированию личностных качеств подростков.

 


Приложение 3.

УРОК 1.



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Введение теоретико-литературного понятия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Введение теоретико-литературного понятия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)