Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самостоятельная работа.



2020-02-04 192 Обсуждений (0)
Самостоятельная работа. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ответить письменно на вопрос: «Как вы понимаете слова отца Модеста: «Не принимай ничего готового, маленькая Нелли. Думай своей головою. Во всём, до той границы, где бедный наш разум отступает и начинается вера…»?» Приведите свои примеры (из книги Е.П. Чудиновой, из иных произведений или кинофильмов, из собственной жизни или жизни других людей), подтверждающие вашу точку зрения.

Домашнее задание.

Для всего класса: прочитать до конца роман Е.П. Чудиновой «Ларец».

Для самостоятельного чтения: читать роман Е.П. Чудиновой «Лилея».

Приложение №3.

Тематическая подборка стихотворений русских и зарубежных поэтов о Слове.

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

И. Бунин

Какой смысл вложил поэт в созданное стихотворение?

1.2.

При свиданье – с глазу на глаз

Мы ведем свои беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг к другу;

А посланники не редко

И искажают наши вести

Иль другим их открывают.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине,

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

Отрывки из поэмы Г. Лонгфелло

«Песнь о Гайавате»

(в переводе И. Бунина)

О каком древнем виде письменности идет речь в предложенном стихотворении? Вспомните название русского города, в котором были открыты исторические памятки, отражавшие именно такой способ письма.

1.3.

Старославянский язык

А все же до жалости редко

Среди почитаемых книг

Мы ищем язык наших предков –

Для нас неудобный язык.

Пускай не во всем он понятен

И мудрым ученым порой,

И белых в нем более пятен,

Чем даже на карте земной, -

Но вслушайтесь в давнюю эту

Эпоху, за каждой строкой

В словах легковесности нету,

Поспешности нет никакой!

Над лунным челом летописца

Татарские кони храпят.

И все ж принимает страница

Не каждое слово подряд:

Когда они слабы и мелки,

Негоже и браться за труд,

Над ним не секундные стрелки,

Смертельные стрелы поют.

И долгий подсказывал опыт,

Что выразить может верней

Коней несмолкающий топот,

Звон лат, и монет, и церквей,

Набата отверстое горло,

Рев рога и дробь топора,-

Не наше ленивое «ОРО»,

А страшное грозное «РА»!

Великих высот достигали

Два слога в звучанье стальном,

Двумя оставаясь слогами

В воинственном слоге одном.

И с краткостью – признаком силы

Слова обретали тогда

Летящую тяжесть секиры.

Спокойною грузность плода…

Да здравствует старославянский!

В нем кровь замешалась и пот!

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжелый. Как сотовый мед!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые. –

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы.

До наших времен донесли

Значительность каждого слова

В начале российской земли.

 

О. Дмитриев

Перечислите особенности старославянского языка, отмеченные автором стихотворения. Приведите примеры старославянизмов в современно русском языке.

1.4.

Великий день Кирилловой кончины –

Каким приветствием сердечным и простым

Тысячелетней годовщины

Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,

Как не словами, сказанными им,

Когда, прощаяся и с братом, и с друзьями,

Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим…

Причастные его труду,

Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,

И мы, и мы его тянули борозду

Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда,

И мы с нее сойдем и, словеса святые

Его воспомянув, воскликнем мы тогда:

«Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам,

И, как святой Кирилл, и ты не покидай

Великого служения славянам».

Ф. Тютчев

Почему разговор о кончине святого Кирилла превращается в устах поэта в торжественный призыв служить славянам? Попробуйте вспомнить исторические события, которые связаны с эпизодом, описанным поэтом.

1.5.

Позабыв про игры и веселье,

Лишь пред бездной ощущая страх,

Он сидит в своей убогой келье,

С миром распростившийся монах.

 

И пока не позовут к вечере,

Пишет, не жалеючи чернил,

Он про этот мир, погрязший в скверне,

Но который почему-то мил.

 

Свечка перед ним горит, мерцая,

Аскетично сжат упрямо рот…

Где-то там проходит жизнь земная,

Полная смятенья и забот.

 

Горбится спина его устало…

Мыслью же все заняты одной:

Истины небесной все же мало

Без вот этой истины земной.

Е. Винокуров

Прочтите внимательно стихотворение и подготовки развернутый ответ «Роль монастырей как центров культуры».

1.6.

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

Н.Кончаловская

Как объяснить трудности освоения грамоты в Древней Руси? Назовите буквы, которые мы «потеряли» в процессе эволюции нашей азбуки.

1.7.

Из Львова к Острогу, Из Львова в Самбор

Он возит тяжелый свинцовый набор.

Книгам московским единокровник –

Выходит «Апостол», выходит «Часовник».

Люди простые ему помогали,

И грош свой последний несли ему те.

И умер он в горе и нищете.

Родился в Москве. Умер во Львове,

Не попрощавшись с родною Москвой,

Но Львов и Москва – единой крови,

И связаны ныне единой судьбой…

В. Луговской

О каких фактах биографии Ивана Федорова сообщает стихотворение? Расскажите о местах в Москве , связанных с именем выдающегося книгопечатника. Кого из подвижников книгопечатания в России, несших грамоту и свет просвещения в народ Вы можете назват? Что Вы знаете об этих подвижниках Слова?

1.8.

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.

Уж так на свете водится.

Как говорил мудрец:

Когда без нас обходятся,

То значит, нам конец.

Ф. Кривин

Расскажите на основании данного стихотворения о судьбе кириллицы, потерявшей в 1918 г. четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту. Подготовьте сообщение «История русской азбуки»

 

2. Загадки о книге и письменности:

 

Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а рассказывает (Книга).

Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, семя не всходит, а плод приносит (Гусиное перо).

Носила меня мать, уронила меня мать, подняли меня люди, понесли в торг торговать, отрезали мне голову. Стал я пить и ясно говорить (Книга).

Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней –станешь вчетверо умней (Книга).

Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами всем понятным языком (Книга).

3. Пословицы о книге и письменности:

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга хороша, да начетчики плохи.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Книга – друг человека.

Кто много читает, тот много знает.

Одна книга тысячу людей учит.

Книги читать – не в ладушки играть.

Умен, как поп Семен: книги продал, да карты купил, забился в овин да играет один.

Много читает, а дела не знает.

Читай, книгочей, не жалей очей.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Хлеб питает тело, а книга – разум.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Испокон века книга растит человека.

Прочел новую книгу – встретился с другом.

 

4. Темы для творческих работ на основе высказываний о книге и чтении:

Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство. (Н.А. Рубакин)

Всякого рода грубость тает, словно в огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. (В. Гюго)

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает все остальное. (Ф.М. Достоевский)

Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. (Ш.Л. Монтескье)

Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг и наставник. (П.А. Павленко)

Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. (Ф. Бэкон)

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Ф. Бэкон)

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает. (Д. Дидро)

Чтение для ума – это то же, что физическое упражнение для тела.(Д. Аддисон)

Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы.(Л.Н. Толстой)

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.(Вольтер)

Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.(А. Декурсель)

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее. (А. Дюма-сын)

Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает. (Э. Лабуле)

В хорошей книге больше истин, чем хотел вложить в нее автор. (М. Эбнер-Эшенбах).

5.В процессе подготовки к празднованию Дней славянской письменности и культуры целесообразно оформить в классе или библиотеке стенд, на котором наряду с информацией о праздники можно поместить и под рубрику «Знаете ли вы, что…». Предлагаем несколько тем для этой рубрики:

- После Москвы Иван Федоров и Пётр Мстиславец продолжили свою деятельность во Львове?

- Федоров – это не фамилия Ивана, а его отчество?

- Во времена Ивана Федорова букварь назывался буквицей?

- Улицу Никольскую можно было бы назвать улицей Просвещения?

 

5. Оформление рубрики «Занимательные факты»:

· Самая большая книга в мире – «Супер книга», имеет размеры 2,74х3,07 м, весит 252,6 кг и содержит 300 страниц. Она была издана в Денвере, Колорадо, США в 1976г.

· Самая маленькая книга, поступившая в продажу, была напечатана на бумаге размером 1х1 метр. Это детская сказка «Старый король Коул», изданная в 1985 г. в Шотландии. Страницы ее можно осторожно переворачивать с помощью иголки.

· Самая маленькая книга в мире – до недавнего времени это был «Кобзарь» Т.Г. Шевченко – чудо рук украинского инженера, созданное с помощью микротехники. Она изготовлена в единственном экземпляре и состоит из двенадцати страниц текста и двух иллюстраций. Страницы сшиты окрашенной паутиной, а переворачивать их можно заостренным концом волоса. Обложка изготовлена из лепестка бессмертника и украшена с обеих сторон золотыми полосками. Семь подобных изданий легко умещаются на торце спички, а прочесть книгу можно лишь с помощью увеличительного стекла. Ее легко можно продеть сквозь игольное ушко или спрятать в ресницах. Позже оказалось, что эта книжечка не является пределом для миниатюристов. Жмеринский умелец создал томик стихов А.С. Пушкина объемом всего 0,0064 куб. мм! На обложке книги выгравирован портрет поэта. Если смотреть на книжку невооруженным глазом, то она выглядит пылинкой, ведь она в 15 раз меньше макового зернышка. Если же заглянуть в микроскоп, то можно увидеть довольно-таки пухлый томик.

· Самый оригинальный автограф писателя принадлежит Максиму Горькому. Весной 1937г. итальянские рыбаки в окрестностях Палермо выловили огромную черепаху весом в 100 кг. Их внимание привлекла надпись, сделанная на панцире: «Выпустил на свободу черепаху Торто 1 апреля 1922г. Черепаха весит 52 кг и длина ее 90 см. Тото очень любит сардинки. Максим Горький. Капри».

· Первая рукописная книга на Руси – «Куранты». Начала выходить в 1621г. по распоряжению царя Михаила Федоровича. Содержание газеты считалось государственной тайной, поскольку в ней приводились выдержки из иностранных газет о различных событиях в Европе. «Куранты» читали только царь и его ближайшее окружение. Газета выпускалась в единственном экземпляре.

· Первая печатная газета на Руси – «Ведомости»–стала издаваться по указу Петра1 и предназначалась для массового читателя.

· Самая древняя библиотека мира – это коллекция глиняных книг царя Ашшурбанипала в Ниневии (7 век до н.э.).

· Самая первая библиотека на Руси была создана Ярославом Мудрым в Киеве в Софийском соборе в 1037 году.

· Самая крупная библиотека мира – Библиотека Конгресса США в Вашингтоне.

· Самая крупная библиотека в России – Российская государственная библиотека в Москве.

 



2020-02-04 192 Обсуждений (0)
Самостоятельная работа. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самостоятельная работа.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)