Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.



2020-02-04 220 Обсуждений (0)
Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. 0.00 из 5.00 0 оценок




– Расскажите, что вы узнали о жизни мелкопоместных дворян в середине XVIII столетия?

– Кого напоминает нам юная дворянка Нелли Сабурова? (Героев приключенческих повестей.)

– Опишите юных героинь данного повествования. В чем их сходство и каково различие?

– Что рассказывается в экспозиции романа о роде Сабуровых? Как дополняет художественное произведение наши исторические сведения?

– Когда происходит завязка действия сюжета произведения? (Исчезновение ларца с фамильными драгоценностями.)

– Как вы думаете, каков сюжет этого произведения Елены Чудиновой? (Приключенческий.)

– Расскажите, как развивается сюжет романа в первой книге «Ларца»?

– Расскажите, как развивается действие романа во второй книге? Почему, на ваш взгляд, так трудно оторваться от чтения этой части?

– Какие еще дополнительные исторические сведения мы получаем, путешествуя с тремя девочками по провинциальной России XVIII в.?

Географические – роман расширяет и углубляет наши представления о России, географических реалиях – Среднерусская возвышенность, Урал, Зауралье, Сибирь, Тверь, Санкт-Петербург и его окрестности, путь из новой столицы в старую, Москва и её пригороды: многие местности предстают образно, ярко и выпукло, как в художественном фильме.

Ботанические – рассказывается о флоре тех мест, по которым проезжают Нелли и Катя под видом юного дворянина Романа и его слуги Платона. Нелли любит природу, поэтому особенно внимательно изучает и окружающий пейзаж, и растения, больше те, которых раньше не видела. Обладая даром понимать камни – «мёртвую природу», – она в то же время стремится понять природу живую.

Параша изучает мир растений с практической точки зрения: бабка передала ей дар ведуньи, умеющей врачевать травами, поэтому девочка познает окружающий мир именно с целью узнать что-то новое для своей «незаконной профессии».

Исторические – расселение финно-угорских и славянских племен на восток во времена Древней Руси: Параша явно финно-угорского происхождения, и языческие знания, переданные умирающей бабкой, указывают на связь местного населения с язычеством еще в XVIII столетии. Писательница тонко показывает, как, с одной стороны, в крестьянской среде спокойно уживаются языческие верования и образ жизни с укладом христианским, с другой, как они уже вступают в конфликт между собой и во всем крестьянском мире, и в душе отдельных людей. Например, в душе двенадцатилетней полуязычницы Параши, посвященной в ведьмы, но стремящейся быть хорошей христианкой. Или в душе полуцыганки Кати, выбирающей, кем быть – крепостной «русской» крестьянкой или вольной цыганкой, живущей по цыганским законам, часто вступающим в конфликт с Православием. Даже в душе юной дворяночки Нелли Сабуровой постепенно начинается разлад: воспитанная в «свободе нравов» века Просвещения, она, сталкиваясь со злом – человеческим и абсолютным, – впервые осознаёт, что ей не хватает Веры и Силы, которые даются только Православием. Ступив на путь Веры, Нелли побеждает зло и в своей душе, и в окружающем ее мире.

Как вставные эпизоды даны видения Нелли при ее ворожбе с камнями – рассказы о русской истории, о роде Сабуровых, о Соломонии Сабуровой и её сыне Георгии – наследнике престола, о восстании крестьян под предводительством Емельяна Пугачева, – рассказы тех людей, кому принадлежали камни, то есть непосредственных участников событий. 

Оказавшись за Уралом, в непризнанной республике потомков Соломонии Сабуровой и ее родичей, Нелли с подругами узнаёт много нового по истории и этого полудикого края, и своей родины – России. Выясняется, что в учебниках по истории не всю правду пишут!..

История, переданная устами грамотных потомственных дворян, перемежается преданиями и легендами крестьян разных местностей, что при этом создаёт картину не полуфантастическую, а вполне реальную, только образную и яркую – картину России X – XVIII столетий.

Этнографические – показано население разных земель, их язык и обычаи. Рассказывается о причинах исчезновения того или иного народа, а также причины ассимиляции.

Религиозные – показана борьба высшего Добра с абсолютным Злом в реальном мире, в душах людей; подробно раскрывается сущность как оккультизма, язычества и разных древний верований, так и христианства, в частности – Православия. Общность христианского мышления – русских, французов, крещеных угро-финнов и тюркских племен.

– Тот, кто уже прочитал исторические романы Е. Чудиновой, может ответить, изменяется ли характер главной героини дилогии – Нелли Сабуровой – во время её странствий? Можем ли мы сказать, что характер дан в динамике?

Частично – да, так как автор показывает и физическое, и духовное взросление героини, её мысли и переживания. Более того, меняются и девочки-крестьянки: сначала Параша, жившая в православном монастыре под именем Нелли, – Прасковья начинает думать и постепенно исключать из своей жизни то, что связывает её с ведовством, оставляя только умение врачевать, данное ей, как она теперь считает, для того, чтобы помогать людям во славу Божию. Затем – Катерина: взрослея, она всё больше убеждается в том, что жаждет вольной жизни, а не размеренного уклада крестьянского быта, поэтому даёт весть настоящему отцу о своем решении. В конце романа каждая героиня выбирает то, что ей ближе: Нелли возвращается в любимый дом родителей – продолжать род Сабуровых, Параша также с радостью едет на родину – в милые края, «в свой язык», а Катя уходит «в цыгане». Символично, что ее барыня – Нелли – этому не препятствует: сказывается просвещенческое воспитание о свободе личного выбора человека. И православный взгляд повзрослевшей Елены Кирилловны: каждый должен реализовывать свои таланты, не зарывать их в землю.

– Когда происходит кульминация в развитии действия сюжета? (Вторая победа над господином Венедиктовым – демоном в обличии человеческом, изгнание его за пределы России: «Не стоило б давать ему уйти», – говорит Нелли. Однако Зло должно существовать в мире, чтобы Добро могло себя проверить, умеет ли оно противостоять злу… Отец Модест отвечает Нелли при расставании: «…Не принимай ничего готового, маленькая Нелли. Думай своей головою. Во всём, до той границы, где бедный наш разум отступает и начинается вера… Не наделяй зло большим могуществом, чем оно имеет…»)

– Какова развязка действия в сюжете первого романа?

– Понравилось ли вам окончание романа Елены Петровны Чудиновой? Почему? Аргументируйте свой ответ.

– Какие нравственные уроки можно вынести из этого произведения?

– Поднимается ли в этом произведении проблема ответственности человека за свои поступки? Приведите примеры. (Самый первый пример – жизнь и гибель брата Ореста, Аристарха Сабурова. Алёша Ивелин – друг Филиппа де Роскоф. Гамаюнова. Индриков и др.)

– Затронута ли в романе «Ларец» также тема взаимоотношений человека и государства? Как именно? (Политика государства не может не отражаться на жизни людей: социальной, духовной и религиозной. Обезьянье заимствование чуждой культуры, отказ от национальных традиций и верований ведет сначала к духовному обнищанию людей, затем к краху всего государства.)

– Объясните на примеры различных произведений Елены Чудиновой, каковы особенности исторической прозы. В чем своеобразие современной исторической прозы?

Сообщения учащихся.

Сообщения готовятся учениками самостоятельно с предварительным написанием текста сообщения и возможной презентацией для проверки учителем до проведения урока. При подготовке сообщения используется литература научная, научно-популярная, научно-художественная и энциклопедическая.

Сообщение № 1. Исторические факты, легенды и предания о Соломонии Сабуровой.

Сообщение № 2. Жизнь и быт провинциального дворянства в России XVIII века.




2020-02-04 220 Обсуждений (0)
Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)