Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
– Итак, перед вами два рода презентации книг: обзорная презентация вышедшей сравнительно недавно литературы (5–10 лет) и презентация одной книги, заинтересовавшей ваших одноклассников. Какая из презентаций вам больше понравилась и почему? – Одинаковы ли цели этих презентаций книг? Аргументируйте свой ответ. – Как вы считаете, необходимо ли во время представления книг использовать компьютерную презентацию? Всегда ли она уместна? Каковы цели компьютерной презентации? Цель компьютерной презентации – дать общее представление о чем-либо с «картинкой», вывести на экран термин или какие-то цифровые данные, которые на слух плохо воспринимаются и которые необходимо записать. Именно поэтому компьютерную презентацию хорошо использовать при обзорном представлении книг: можно «показать» те книги, которых нет на стенде, дать портреты их авторов, вывести дополнительные сведения. При представлении одной книги компьютерная презентация возможна, если учеником или учителем дается биография писателя, рассказывается о его творческом пути. В рассказе о самой книге должно присутствовать живое восприятие читавшего, хотя он сам, по своему желанию, также может сделать компьютерную презентацию о прочитанном – с подобранным видеорядом и музыкой. – Расскажите, что вы узнали о Кукше – отроке 10–11 лет из словенского племени, жившего на реке Тихвине? – Кого напоминает нам храбрый мальчик? (Героев древнерусских преданий и легенд. Героев повести Ю.П. Вронского «Юрьевская прорубь» и т.д.) – Что рассказывается в экспозиции романа о расселении славянских и угро-финских племен на Русском Севере? Как дополняет художественное произведение наши исторические сведения? Покажите на карте территорию расселения славянских и угро-финских племен. (Карта географическая или историческая.) – Когда происходит завязка действия сюжета произведения? (Приход варягов за данью в деревню Домовичи, борьба Кукши с варягами.) – Как вы думаете, каков сюжет этого произведения Юрия Вронского? (Приключенческий.) – Какие еще дополнительные исторические сведения мы получаем, путешествуя с варягами и Кукшей от Тихвины до Скандинавии? Географические – показать на заранее вывешенной в классе карте, географической или исторической, IХ – ХII вв., расположение городов Ладоги и будущего Нов-града. Расселение германских и угро-финских племен по берегам Балтийского (Варяжского) и Северного морей. Территория, занимаемая славянскими племенами в Х в. Исторические – расселение финно-угорских племен, чуди, на запад – эсты, на восток – частичная ассимиляция о славянами, а также племена чудь и весь. Завоевание варягами прибрежных народов, набеги на Гардарику – «страну городов», то есть Русь. Этнографические – население этих земель, их язык и обычаи. Причины исчезновения того или иного народа, а также причины ассимиляции. Религиозные – верования разных народов на различных ступенях их развития. Общность языческого мышления, появление и распространение христианства, общность христианского мышления. – Тот, кто уже прочитал исторический роман Ю.П. Вронского, может ответить, изменяется ли характер отрока Кукши во время его странствий? Можем ли мы сказать, что характер дан в динамике? Частично – да, так как автор показывает и физическое, и духовное взросление героя, его мысли и переживания. Более того, во второй части уже появляется несобственно-прямая речь, когда трудно понять, где внутренняя речь персонажа плавно перетекла в размышления автора произведения. Так показано духовное возмужание Кукши, приведшее его к крещению в Византии и заставившее вернуться домой: от довольно сытой и спокойной жизни в цивилизованном городе – Царь-граде – к жизни в деревеньке в северных лесах. – Расскажите, как развивается сюжет романа? – Опишите встречу Кукши с Андреем Блаженным? Говорит ли писатель, что перед нами Андрей Первозванный? Почему? – Или, может быть, перед нами собирательный образ юродивого во славу Божию? Обоснуйте свой ответ. Можно зачитать главу шестую из второй части романа (с. 163–167). – Что мы узнаем о жизни Рима и Царь-града в Х веке? Как научно-художественные сведения дополняют наши познания? Какая картина мира предстает перед нашим мысленным взором? (Образная, красочная, яркая и интересная.) – Как меняется главный герой с принятием крещения? Какие слова сразу же он принял как заповедь? («Нет большей любви, чем душу свою положить за други своя».) – Когда происходит кульминация в развитии действия сюжета? Часть четвертая – «Возвращение в Домовичи»: в Киеве заложили первые христианские храмы, братья Константин и Мефодий крестили народ, Кукша-Георгий решает возвратиться на родину и крестить своих соплеменников. – Почему в романе такая длительная развязка действия? (Это соответствует исторической и географической правде – путь из Киева сначала на реку Волхов, затем – на Неву, а потом уж и на Тихвину далёк, долог и труден, к тому же попутно автор рассказывает нам историю волжских булгар, говорит о расселении тюркских, славянских и угро-финских народов на Восток.) – Понравилось ли вам окончание романа Юрия Петровича Вронского? Почему? Аргументируйте свой ответ. – Какие нравственные уроки можно вынести из этого произведения? Сообщения учащихся. Сообщения готовятся учениками самостоятельно с предварительным написанием текста сообщения и возможной презентацией для проверки учителем до проведения урока. При подготовке сообщения используется литература научная, научно-популярная, научно-художественная и энциклопедическая. Сообщение № 1. Народы Русского Севера в Х – ХII вв. Сообщение № 2. Верования и быт восточных славян до крещения Руси. Сообщение № 3. Кто такие варяги и как они пришли на Русскую Землю. Сообщение № 4. Крещение Руси солунскими братьями – чернецом Мефодием и священником Константином. Творческая работа. Мини-сочинение: «Чему учит нас История?», «…Надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем», «Моя любимая книга об истории Отечества». Домашнее задание: Читать повесть Р.П. Неймантаса «По следам солнечного камня»[43].
УРОК 2.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |