Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическая понерология — власть злых



2020-02-04 1702 Обсуждений (0)
Политическая понерология — власть злых 0.00 из 5.00 0 оценок




Политические психологи повсеместно усматривают синдром злокачественного нарциссизма в характере корпоративных и политических лидеров, угрожающих политической стабильности и сохранению гражданского общества . Некоторые прямо называют наших «лидеров» психопатами. И, возможно, причиной тому — их бесстыдное взяточничество и непомерная жадность, кумовство, сознательное разжигание войны, равнодушие к общественному благу, неоправданное подавление политических свобод и возмутительное пренебрежение конституционными нормами.

Доктор медицинских наук Сьюзен Розенталь говорит об этом в своей книге «Сила и бессилие», описывая погоню за властью и господством и выходящую за пределы разумного, иррациональную жажду получать прибыль за счет страданий и смерти других людей, столь характерную для глав корпораций и государств. Она говорит, что человек, идеально приспособленный к капитализму, должен быть психопатом, то есть человеком, лишенным эмоций и не имеющим сочувствия и сострадания. Более того: исследование, проведенное в США группой ученых (отчет о нем опубликован в журнале «Наука психология»), подтверждает, что из психопатов получаются самые успешные финансовые трейдеры.

Анджей Лобачевский, польский врач-психолог, работавший в коммунистические времена, пошел еще дальше. Он открыто заявил, что многие главы корпораций и правительства — психопаты. Поскольку психопаты абсолютно лишены угрызений совести и не смущаясь готовы лгать и совершать любые аморальные поступки, чтобы заполучить желаемое, они с легкостью взбираются на самый верх. Психопаты, говорит Лобачевский, могут прилипать к любой идеологии и, подобно вирусу, менять ее изнутри, причем до такой степени, что она становится чем-то совершенно чуждым тому, что было вначале. А рабочие или последователи, продолжающие придерживаться прежних идеалов, верящие в изначальную идею, постепенно становятся пешками в руках элиты — жадной до власти и радеющей лишь о себе. Люди, достаточно способные, чтобы разобраться в сущности происходящего, зачастую покидают такие организации (или страны), но для многих присутствие психопатов на правящих постах становится причиной больших бед. Ситуация усугубляется еще и тем, что психопаты, увлеченные насилием, не понимаю, что их стремление к тотальному влиянию может только навредить всем. Они не понимают смысла своих действий, да их это и не волнует, и прекращать они не собираются .

Лобачевский и его коллеги отмечают, что «все более густая и прочная сеть психопатов и им подобных нависает над нами, постепенно закрывая свет». Это ведет к патократии — системе, при которой патологическое меньшинство получает власть над различными институтами управления и даже над всем обществом. Изучив явление патократии в политике, предпринимательстве и других общественных сферах, они обобщили свои наблюдения в книге «Политическая понерология. Наука о зле в применении к политическим процессам». Издатель книги, рассмотрев качества и поступки ключевых фигур администрации Буша, не колеблясь, называет Америку патократией. Нетрудно заметить, что руководители Америки не одиноки в этой категории: описания, приведенные в книге, подходят к правителям многих стран этого мира.

Д-р Кевин Барретт, профессор Университета Висконсина в Мэдисоне, утверждает, что единственный конфликт, который в действительности достоин внимания — это конфликт лидеров-психопатов и остального человечества. «Цивилизация, в том виде, в каком она нам знакома, по большей части — творение рук психопатов. За внешним безумием нынешней истории стоит настоящее безумие психопатов, борющихся за свое несоразмерное могущество… Психопаты сыграли непропорционально большую роль в развитии цивилизации, ибо они не могут не лгать, не убивать, не причинять боль и часто становятся причиной огромных страданий других людей, не чувствуя при этом ни малейших угрызений совести». Общество, говорит он, должно предпринять конструктивные меры, чтобы обуздать этих неуправляемых торговцев властью, пока они не уничтожили весь мир и нас вместе с ним.

Мы становимся свидетелями апофеоза сильных мира сего. В наши дни криминальный синдикат или пересекающееся множество синдикатов могут укрыться «над» законом и обществом, подобно тому, как преступный андеграунд скрывается «под» ними. В событиях 11-го сентября и войнах, к которым они привели, мы видим силовой захват — «эндшпиль», разыгранный принадлежащими ЦРУ группировками жестоких и коварных наркоторговцев и нанятых политических киллеров; и отмывающими деньги международными банкирами с их гангстерами — и экономическими, и обычными, и продажными военными контрактниками с генералами-фанатиками, и корпоративными хищниками с их политическими покровителями, и промывщиками мозгов, ломающими чужие умы, которых ради приличия называют пси- оптимизаторами и специалистами по пиару — короче, полный набор больных, невменяемых, психопатов, которые направляют ход нашей так называемой цивилизации .

Двадцать лет назад, когда на мировой арене все было внешне как будто в порядке, и даже была заметна тенденция к улучшению, если принять во внимание развитие СССР и Восточной Европы, д-р Роберт Хэйр обратил внимание людей на природу и поведение психопатов. Он назвал наше общество «маскировочным», поскольку оно позволяет этим хищникам смешаться с ним и выглядеть столь же нормальными, как и любой наш сосед. На самом деле они и впрямь могут оказаться нашими соседями. В своей книге «Лишенные совести» он назвал качества и поведенческие стереотипы этих людей одной из самых ужасных и зачастую незаметных проблем общества, влияющих на людей в наши дни. В 2006 году, когда мы впервые услышали выражение «хищнический капитализм», он напомнил людям о своем предупреждении, касающемся психопатов на рабочем месте. Его новая книга называлась «Змеи в костюмах. Когда психопаты идут работать».

Природа психопата

Знание о качествах и природе психопатов поможет защититься от них в личной и профессиональной жизни, однако выявить таких людей непросто. Часто они производят очень хорошее впечатление и могут очаровывать других, чтобы впоследствии сделать их своими жертвами. Д-р Роберт Хэйр потратил десять лет на то, чтобы создать надежный и научно обоснованный «Тест на психопатию», с помощью которого можно не только определить, похож ли человек на психопата, но и уберечься от опасности неверного диагноза. В книге «Лишенные совести» он пишет:

Учитывая красноречие психопатов и их умение лгать, неудивительно, что они успешно надувают и обманывают окружающих, морочат им голову и «обувают» их, беззастенчиво манипулируют ими, не страдая при этом ни малейшими угрызениями совести. Нередко они открыто называют себя мошенниками, жуликами и художниками обмана. Речи психопатов часто выдают их веру в то, что мир делится на «тех, кто дает, и тех, кто берет», хищников и добычу, и что было бы очень глупо не использовать в своих целях чужие слабости… У этих нередко очаровательных — и всегда смертельно опасных — особ есть отличительный признак, это ошеломляющая нехватка совести. Цель их жизни — получение удовольствия за счет других. Многие из них сидят в тюрьме, но многие и гуляют на свободе. И все они берут намного больше, чем дают .

Потрясающее отсутствие совести, наблюдающееся у психопатов, дает нам ключ к пониманию их духовного состояния. Все нормальные люди знают, что совесть — это наш нравственный руль. Это неотъемлемая часть человека, которая помогает нам поступать правильно и избегать неверных действий. Мы иногда можем поступать и неправильно, вопреки своей совести — и люди весьма часто так и делают — но тогда нас будут терзать чувство вины и раскаяние, и мы постараемся как-то искупить или исправить совершенные ошибки. И как раз этого психопаты понять не могут. «Совесть для них — чуть больше, чем разумная осведомленность о правилах, придуманных другими — то есть, пустые слова. Чувства, необходимые для того, чтобы заставить эти правила действовать, у них отсутствуют. «Зачем?» — спрашивают они».

Понимание психопатической личности представляется еще более важным, если признать, что источник и голос нашей совести — Сверхдуша, Господь, пребывающий в нашем сердце. «Есть в этом теле и другой, трансцендентный, наслаждающийся. Это Господь, верховный владыка, который наблюдает за живым существом и санкционирует все его действия и которого называют Сверхдушой.» (Б.-г., 13.23). Иначе говоря, люди, по природе своей не являющиеся демонами, связаны с Господом. Эта связь называется совестью, и с ее помощью Он направляет нас. Те, кто избегает осознания совершенных ошибок, как говорит Пек, предпочитает пренебрегать руководством Сверхдуши, отвергать его, — до тех пор, пока совсем не перестают слышать «внутренний голос». Лишенные совести, они не имеют нравственного компаса, не способны отличать хорошее от дурного, правильное от неправильного, то, что следует делать, от того, чего делать не следует. Все их поведение нацелено на то, чтобы просто доставлять удовольствие себе, делать все, что вздумается, не заботясь о других. Находясь под влиянием тамо-гуны, они делают один неверный выбор за другим и постепенно погружаются все глубже и глубже: «Их, исполненных ненависти и злонравных, самых низких среди людей, Я навеки низвергаю в океан материального существования, в разные демонические формы жизни» (Б.-г., 16.19).

«Те, кто дает, и те, кто берет» — так они воспринимают мир. Сами они, конечно, «берут», а все остальные — их законные жертвы. Хэйр говорит о том же: «Психопаты относятся к окружающим как к средству удовлетворения своих желаний и потребностей. Слабые и ранимые, над которыми психопаты издеваются, вместо того, чтобы пожалеть, — их любимые жертвы». Психолог Роберт Рибер вторит ему: «Во вселенной психопатов нет такого понятия как просто слабый. По их мнению, кто слаб, тот и глуп, т.е. сам напрашивается на то, чтобы его использовали». Теперь, понимая все это, давайте еще раз взглянем на действия МВФ, Всемирного Банка, множества крупных корпораций и правительств стран мира и попробуем разобраться в их мотивах. Будем ли мы теперь удивляться, что те, кто должен «помогать нам», зачастую оказываются волками в овечьей шкуре?

Психопаты не знают угрызений совести, смущения или раскаяния. Они не думают о недостатках своего поведения. Они даже не признают, что могут делать что-то не так и никогда не обращаются к другим за помощью или советом по поводу своих действий. А если указать им на их ошибки, они приходят в ярость, отрицают свои недостатки, и сваливают вину на жертву или обвинителя. Они видят зло в других и пытаются уничтожить их, якобы во имя справедливости .

Железная воля и желание управлять другими — еще одно поразительное качество психопатов. Кернберг говорит об этом (см. выше), и Пек пишет: «Читатель будет поражен сверхъестественным своеволием злых людей. Это мужчины и женщины с безусловно сильной волей, твердо настроенные действовать по-своему. В том, как они пытаются контролировать других, чувствуется необыкновенная сила» . Психопатам нравится повелевать, управлять людьми, и они не могут поверить, что может существовать какое-либо верное мнение, отличное от их собственного. Хэйр пишет: «Психопаты чрезвычайно самовлюбленны и надменны и поразительно эгоцентричны и претенциозны. Они считают себя центром вселенной, высшими существами, которые имеют право жить по собственным правилам. “Не могу сказать, что я не следую никаким законам, — заявила одна из рассматриваемых нами особ. — Я придерживаюсь своих законов и никогда их не нарушаю”». Поскольку человек, страдающий нарциссизмом, не может ошибаться и создает собственные законы, он пытается подогнать других под себя, чтобы они думали и поступали как он, чтобы делали все так, как ему хочется. В мире нарцисса мало места для индивидуальности, поскольку выражение чужой индивидуальности, которая отличается от его собственной, уязвляет, оскорбляет его. Остро чувствующий это Фромм расширил свое определение некрофилии, включив в него желание некоторых людей управлять другими — подчинять их себе, воспитывать в них чувство зависимости, препятствовать их способности самостоятельно мыслить, сводить на нет их непредсказуемость и неповторимость, строить их в шеренги.

Их представление о собственной значимости раздуто, они высокомерны, нахальны и любят командовать. Снисходительность они проявляют только к себе. Их сексуальность часто отклоняется в сторону гомосексуализма, и многие из них подвержены непомерной жадности, особенно если это «белые воротнички». Им совершенно чужды эмоции, они ничего не чувствуют. Когда они проявляют эмоции — это всего лишь шоу. Они научились этому, наблюдая за другими. Хэйр говорит: «Эти же примеры иллюстрируют ужасающую и озадачивающую черту, которая отмечена в истории болезни каждого психопата: поразительная глубочайшая неспособность воспринимать чужие боль и страдание — другими словами, полное отсутствие сочувствия и, соответственно, любви».

Согласно принятым юридическим и психиатрическим нормам психопаты не считаются сумасшедшими. В основе их поступков лежит «не душевная болезнь, а холодный и расчетливый рассудок вкупе с ужасной неспособностью относиться к окружающим как к мыслящим и чувствующим людям» . Хотя с юридической точки зрения они вполне дее- и правоспособны, а по клиническим нормам нормальны, к ним применяют термин «психиатрическое расстройство», за неимением лучшего способа объяснить их явно ненормальное поведение. Психопаты составляют около 4 – 6% от общего количества населения и представляют собой одну из самых серьезных социальных проблем, с которыми столкнулось современное общество. В книге «Маска нормальности» д-р Клекли с явным разочарованием неоднократно говорит о том, что представители власти, к какой бы сфере они ни принадлежали (психиатрия, юридическая сфера, правительство), по непонятным причинам сознательно игнорируют эту крайне насущную проблему. Он клеймит расплывчатость профессионального определения психопата, называя его «заговором уклонения от вопроса». Зная о том, что писал Лобачевский, можно задаться вопросом — а может, это потому, что психопаты, занимающие руководящие посты, не хотят, чтобы их узнали?

Что удивительно: и Клекли, и Хэйр, и Пек сходятся в том, что психопаты неизлечимы. Хэйр говорит, что «психопаты печально известны именно тем, что яростно сопротивляются любой попытке их изменить», в большой степени потому, что не видят в себе никаких недостатков, а следовательно и не чувствуют необходимости меняться и не нуждаются ни в каком «лечении». «От чего мне лечиться?» — недоумевает психопат. Судебная медицина и многие тщательно разработанные программы, созданные, чтобы помочь психопатам в тюрьмах или на принудительном лечении, оказались бессильны. А ведь они затронули только тех, кто сидит под арестом. Что же говорить о миллионах психопатов, разгуливающих на свободе! Хотя общество видит в них проблему, у них самих нет проблем с собой, поэтому нет и стимула и желания меняться. Такие люди совершенно «опустились», по определению Бубера.

Большинству людей трудно поверить, что нашими корпорациями заправляют психопаты, трудно принять, что банковское дело и управление государством также находятся в их руках. Причина в том, что добрые люди редко бывают подозрительны и не могут представить себе, как другие могут делать то, чего сами они ни за что не сделали бы. Но факты — упрямая вещь. Программы структурной адаптации, которые приводят к голоду, болезням, невежеству, невыразимым страданиям и смертям сотен тысяч человек, попытки вывести «терминаторные» семена (которые дают только один урожай) и генетически модифицированные растения, на которые можно получить патент, чтобы в будущем поработить всех крестьян и лишить людей средств к существованию — так нормальные люди не поступают. Утаивать лекарства и препятствовать лечению смертельных заболеваний (СПИДа, рака); запрещать безопасные продукты и пищевые добавки; беспардонно вторгаться в окружающую среду и загрязнять ее; узаконить и поощрять использование автомобилей, расходующих огромное количество горючего и отравляющих воздух своими выхлопами; бессмысленно вырубать тропическую сельву; испытывать лекарства и вирусы на ничего не подозревающих людях; открыто лгать народу, чтобы заручиться его поддержкой в войне; оставить миллионы людей без крова; зарабатывать деньги на убийстве миллиардов животных; уничтожать целые народы, непрерывно «воевать за мир», создавать и поддерживать огромную разницу в уровне благосостояния — этот список подлинных черт современного общества можно продолжать до бесконечности, и все это очень похоже на деятельность психопатов.

Люди склонны полагать, что психопаты и внешне выглядят такими же чудовищами, какими являются внутри, однако это далеко не так. Психопаты обычно выглядят и ведут себя еще более нормально, чем самые нормальные люди. «Они создают более убедительную картину добродетели, чем может быть сама добродетель. Так, восковой бутон розы или пластмассовый персик порой кажутся нам более привлекательными, более соответствующими нашим представлениям о розе и персике, чем их несовершенные оригиналы» .

Обычно люди стараются не драматизировать ситуацию, считая, что так будет лучше и безопаснее, и стремятся оставить все как есть. Но слишком часто реальное положение вещей в мире настолько отличается от того, во что нам хотелось бы верить, что правда для нас оказывается просто неприемлема. Она угрожает нашему ложному эго, нашим представлениям об этом мире и нашим надеждам найти в нем прибежище. Признав, что нашей планетой и жизнью управляют демоны, мы осознáем собственную беспомощность, и тогда будущее покажется нам настолько мрачным, что и подумать страшно. Лучше уж выкинуть все это из головы. Но увы! К сожалению — а может быть, и к счастью —то время, когда это можно было сделать, прошло. Реальность стучится к вам в дверь, она уже на пороге. Видя мир на краю пропасти, под угрозой уничтожения, или порабощения, или и того и другого вместе, мы не можем закрывать глаза на реальность: некоторые представители человечества далеко не так человечны, как остальные. Чтобы решить проблему, нужно признать, что она существует.

Путь ко злу

Признав эту реальность, мы тут же задаемся вопросами: «Как же мы докатились до такого?» и «Что теперь делать?» На второй вопрос мы ответим в последней главе этой книги. А первый вопрос очень важен не только для того, чтобы выяснить причину происходящего в отношении других людей, но и для того, чтобы самим не скатиться туда же. Главным признаком злого человека Пек называет непокорную волю. Всякий, кто находится в здравом уме, подчиняется некоему высшему авторитету, например, старшим в семье, начальнику на работе, Богу или своему представлению об истине. Часто мы оказываемся в ситуации морального выбора, когда нам нужно принять верное решение и отвергнуть неверное. «Правильный» выбор при этом определяется нашей совестью, либо нашими религиозными убеждениями. Мы можем различить, где правда, а где то, что нам хотелось бы считать правдой, признавая при этом, что наш собственный выбор может оказаться ложным или ошибочным. «Но не таковы злые. Когда сталкиваются чувство вины и собственное желание, побеждает именно желание, а чувство вины уступает» .

Фромм подробно разбирает этот вопрос, начиная с того, что рассматривает изъяны в способности нарцисса мыслить: «Опаснейшим следствием нарциссической привязанности является искажение рационального суждения. Предмет нарциссического интереса рассматривается как ценный (добрый, красивый, умный и т. д.), но не на основании объективной оценки, а благодаря тому, что речь идет о собственной персоне или о том, что ей принадлежит. Нарциссическая оценка есть предубеждение, она необъективна» . Важно отметить, что нарциссическая привязанность основана на концепции «я и мое». Фромм рассматривает рождение и развитие человеческого зла как постепенный процесс. Мы не сотворены злыми, и никто не заставляет нас такими быть. Мы становимся злыми постепенно, со временем, пройдя через долгую череду неверно сделанных выборов, в которых мы добровольно отвергали лучшее и правильное, а вместо этого шли за собственным желанием, не думая о последствиях. Ценой истины нарцисс пытается сберечь свое болезненное представление о себе самом. Но в итоге, пройдя долгой чередой неверно принятых решений, человек утрачивает саму способность распознавать истину и совершать верные поступки, чем закабаляет себя окончательно .

В конце этой цепи решений он больше не свободен выбирать; раньше он, возможно, имел бы свободный выбор, если бы отдавал себе отчет в том, что речь идет о верном решении, принимаемом здесь и сейчас. Когда говорится, что человек не свободен выбирать между лучшим и худшим, то в значительной степени имеется в виду, что во всей последовательности событий он может заметить только свое последнее, а не первое или второе решение. К моменту принятия последнего решения в цепи решений свобода выбора уже практически утрачена. Но на более раннем этапе, когда мы еще не запутались так глубоко в наших страстях, она у нас еще есть. Обобщая, можно было бы сказать, что одна из причин, по которой большинство людей терпят неудачу в своей жизни, заключается в том, что они не отдают себе отчет, в какой момент они еще свободны действовать в соответствии со своим разумом, а осознают ситуацию только тогда, когда принимать решение уже слишком поздно.

Когда желания эго настолько сильны, что оно признает лишь себя и отказывается признавать всякий другой авторитет, особенно авторитет Бога, Веды называют это состояние «майей», погруженностью в иллюзию. Бхактиведанта Свами пишет, что джива даже может считать себя Богом и поэтому безнаказанно действовать, как ей вздумается. Так она попадает в ловушку, из которой потом не может выбраться. Это и есть подлинное падение для человека, и в Бхагавад-гите Шри Кришна предостерегает нас от этого: «Я — единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и повелевает ими. Поэтому те, кто не постиг Моей подлинной духовной природы, обречены на падение» (Б.-г., 9.24). То есть мы должны признать свое положение относительно Бога и подчинить свою волю Его воле, как дитя подчиняется родителям, чувствуя их покровительство и любовь. Те, кто отказывается подчиниться Богу, падают из трансцендентной реальности в этот иллюзорный материальный мир, и пока мы сохраняем в своем сердце дух независимости, мы обрекаем себя на то, чтобы оставаться здесь, вращаясь в нескончаемом цикле рождений и смертей. Таким образом, только один выбор всегда будет стоять перед нами — признать свое положение по отношению к Богу, повернувшись к Нему лицом, или, отвергнув Его, отвернуться. Пек так говорит об этом: «Есть лишь два состояния бытия: покорность Богу и праведность и отказ подчиниться любой воле, кроме собственной. Второе автоматически подчиняет человека силам зла».



2020-02-04 1702 Обсуждений (0)
Политическая понерология — власть злых 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическая понерология — власть злых

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1702)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)