Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Генеральный и частные бюджеты. Операционный и финансовый бюджет



2020-02-03 350 Обсуждений (0)
Генеральный и частные бюджеты. Операционный и финансовый бюджет 0.00 из 5.00 0 оценок




Бюджетирование (рассмотренное в предыдущей главе) предполагает разработку главного бюджета, бюджетов (смет) функций (направлений) деятельности, смет структурных подразделений.

Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы предприятия, состоящий:

· из плана прибылей и убытков (бюджет доходов и расходов – БДР);

· прогноза денежных потоков (бюджет движения денежных средств – БДДС);

· бюджетного бухгалтерского баланса (прогнозный баланс – ПБ).

Главный бюджет состоит из двух частей: финансового бюджета и операционного бюджета (рис. 1.) [5, c.242].

 



В операционном бюджете деятельность предприятия планируется посредством специальных технико-экономических показателей, характеризующих стадии производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Конечная цель операционного бюджета – бюджетный отчет о прибылях и убытках, который строится на основе:

ü бюджета продаж;

ü сметы производственной себестоимости продукции;

ü сметы общехозяйственных расходов;

ü сметы коммерческих расходов.

Бюджет продаж представляет собой план, от которого зависят практически все экономические показатели предприятия: объем производства, выручка, себестоимость, прибыль и т.д.

Для подготовки бюджета продаж используются различные оценки предполагаемого спроса на выпускаемую продукцию: экспертные оценки специалистов отдела сбыта; статистические прогнозы на основе спроса за прошлые сопоставимые периоды; сложные эконометрические модели и методики.

В данной программе принимаются количество изделий или услуг, которое предприятие предполагает реализовать в следующем сметном периоде, и цены на реализуемую продукцию.

Бюджет продаж планируется по каждому виду продукции, в нем представлен прогноз совокупного дохода. Бюджет продаж является основой всех других бюджетов (смет).

Бюджет продаж должен быть тщательно продуман, так как, если он составлен не очень точно, все другие сметы и финансовые результаты деятельности предприятия будут содержать заведомо ненадежную информацию [5, c.250].

Рассмотрим пример формирования бюджета продаж предприятия.

Маркетинговые исследования показали, что наше предприятие сможет реализовать в следующем году три вида продукции по возможным ценам реализации и получить доход в сумме 28000 тыс. руб. (табл. 1).

Таблица 1

Бюджет продаж предприятия на 2010г.

Наименование изделия Количество на реализацию Цена реализации (тыс. руб.) Планируемый доход (тыс. руб.)
Пиджак 8000 1,75 14000
Брюки 10000 1,0 10000
Юбка 5000 0,8 4000
Итого     28000

 

Бюджет продаж служит отправной точкой процесса подготовки производственной программы предприятия.

Производственная программа составляется в количественных показателях. Планируемый объем производства должен полностью обеспечить объем продаж и необходимый уровень запасов (табл. 2).

Таблица 2

Производственная программа предприятия на 2010г., (ед.)

Наименование изделия Пиджак Брюки Юбка
Объем реализации 8000 10000 5000
Запасы на начало периода 1300 200 500
Запасы на конец периода 200 300 100
Объем производства 6900 10100 4600

 

При составлении производственной программы следует учитывать планируемое количество готовых изделий на складе на начало и конец периода. Из бюджета продаж выбирается объем реализации по каждому изделию и рассчитывается объем производства:

(Объем производства = Объем реализации – Запасы на начало периода + Запасы на конец периода) [5, c.252].

Смета производственной себестоимости продукции рассчитывается на основании: сметы затрат на сырье и материалы; сметы по труду; сметы общепроизводственных расходов (рис.2.).

 

 


Рис.2. Смета производственной себестоимости продукции

[5, c.243]

Смета затрат на сырье и материалы представляет собой совокупные затраты по всем видам сырья и материалов, которые планируются израсходовать на производство продукции в заданном плановом периоде.

Рассмотрим пример планирования использования материалов и затрат по их приобретению (табл. 3).

Таблица 3

Смета использования основных материалов на 2010г.

 

Пиджак

Брюки

Юбка

Всего

расход на единицу изделия объем производства Итого расход на единицу изделия объем производства Итого расход на единицу изделия объем производства Итого
Ткань 1 (м) 1,6 6900 11040 1,3 10100 13130 0,9 4600 4140 28310
Ткань 2 (м) 1,5 6900 10350 1,2 10100 12120 0,8 4600 3680 26150

 

В нашем примере пошив всех изделий для простоты расчетов будет произведен из одинаковой ткани (ткань 1); при этом будет использована подкладочная ткань (ткань 2). Так же мы не будем рассчитывать использование материалов в соответствии с размерами выпускаемых изделий и приняли среднюю норму расхода ткани на партию выпускаемых изделий.

Смета использования основных материалов служит основой для составления сметы затрат на приобретение основных материалов. Эта смета должна обеспечить своевременное приобретение необходимых для бесперебойного производства материалов соответствующего качества по оптимальным ценам.

При составлении сметы следует принять во внимание уровень запасов на начало и конец планируемого периода. В смете затрат на приобретение основных материалов будут представлены все виды продукции и все материалы, необходимые для производства планируемых видов продукции, а также нормы затрат и материалов и цены приобретения (табл. 4).

Таблица 4

Смета затрат на приобретение основных материалов за 2010г.

  Ткань 1 (м) Ткань 2 (м)
Количество основных материалов, необходимое для удовлетворения годовой производственной потребности по смете использования материалов ( I ) 28310 26150
Планируемый запас на конец периода, в том числе: ( II ) пиджак (цех №1) брюки (цех №2) юбка (цех №3) 800 200*1,6=320 300*1,3=390 100*0,9=90 740 200*1,5=300 300*1,2=360 100*0,8=80
Планируемый запас на начало периода, в том числе: ( III ) пиджак (цех №1) брюки (цех №2) юбка (цех №3) 2790 1300*1,6=2080 200*1,3=260 500*0,9=450 2590 1300*1,5=1950 200*1,2=240 500*0,8=400
Итого необходимо приобрести ( I + II - III ) 26320 24300
Планируемая цена ткани (тыс. руб. за 1 м) 0,4 0,02
Итого планируемые расходы на закупки (тыс. руб.) 10528 486
Всего (тыс. руб.)

11014

 

Далее годовая смета анализируется по месяцам [5, с. 253].

Планирование трудовых затрат. Смета по труду готовится для каждого производственного подразделения, в нашем случае – для цехов №1, 2 и 3. В смете указываются нормы использования времени на изготовление одного изделия, а также ставки почасовой заработной платы работников.

В таблице 5 отражены затраты труда в часах, необходимые для производства запланированного объема продукции, и планируемые расчетные расходы на оплату производственного труда.

Затраты времени на изготовление единицы продукции и ставки почасовой заработной платы разрабатываются и устанавливаются плановым отделом.

Таблица 5

Смета по труду производственных рабочих за 2010г.

 

Цех №1 Цех №2 Цех №3

Всего

Пиджак Брюки Юбка
Объем производства, ед. 6900 10100 4600  
Затраты времени на изготовление единицы продукции, ч. 6 4 3  
Время на изготовление годового объема продукции, ч. 41400 40400 13800 95600
Ставки почасовой заработной платы, руб. 50 40 40
Стоимость пошива одного изделия, руб. 300 160 120
Расходы на заработную плату, тыс. руб. 2070 1616 552 4238

 

Рассчитаем потребность предприятия в работниках при условии, что дневная норма рабочего времени составляет 8 часов, а отпускной период 24 рабочих дня, годовая норма рабочего времени (с учетом возможности дополнительных отпусков и времени нетрудоспособности – приблизительно 5% годовой нормы рабочего времени) составит приблизительно 1750 часов на одного работника:

Цех №1 – 41400 : 1750ч. = 24 чел.

Цех №2 – 40400 : 1750ч. = 23 чел.

Цех №3 – 13800 : 1750ч. = 8 чел.

Таким образом, потребность данного предприятия в работниках для изготовления планируемого объема продукции равна 55 человек [5, с. 254].

Планирование общепроизводственных расходов. Общепроизводственные накладные расходы делятся на регулируемые и нерегулируемые (табл. 6).

Таблица 6

Смета общепроизводственных расходов за 2010г.

Вид накладных расходов

Ставка распределения накладных расходов на час труда основных производственных рабочих (руб.)

Накладные расходы (тыс. руб.)

Итого (тыс. руб.)
  Цех №1 Цех №2 Цех №3 Цех №1 Цех №2 Цех №3  
Регулируемые накладные расходы, в том числе:              
вспомогательные материалы 5 2,5 3 207 101 41,4 349,4
электроэнергия (переменные затраты) 2 1,5 1,5 82,8 60,6 20,7 164,1
ремонт оборудования (переменные затраты) 0,5 0,4 0,4 20,7 16,2 5,5 42,4
труд вспомогательного персонала 4 4 4 165,6 161,6 55,2 382,4
Итого 11,5 8,4 8,9 476,1 339,4 122,8 938,3
Нерегулируемые расходы, в том числе:              
амортизация       133 129 44 306
труд вспомогательного персонала (постоянные расходы)       50 50 50 150
свет, вода, отопление       100 100 100 300
техобслуживание и ремонт (постоянные расходы)       158 102 54 314
Итого       441 381 248 1070
Совокупные накладные расходы       917,1 720,4 370,8 2008,3
Сметная ставка распределения общепроизводственных расходов 22,15 17,83 26,87        

 

Сметная почасовая ставка распределения совокупных накладных расходов по цехам определяется путем деления совокупных цеховых затрат на годовые затраты рабочего времени по цехам производства:

Цех №1 – 917,1 : 41400 = 22,15;

Цех №2 – 720,4 : 40400 = 17,83;

Цех №3 – 370,8 : 13800 = 26,87.

Этот показатель является ключевым в смете общепроизводственных расходов, так как он непосредственно влияет на себестоимость планируемой к производству продукции.

На основании сметных ставок распределения можно определить долю общепроизводственных расходов на производимое изделие:

пиджак – 22,15 руб.*6 час. = 132,9 руб.;

брюки – 17,83 руб.*4 час. = 71,3 руб.;

юбка – 26,87 руб.*3 час. = 80,6 руб. [5, с. 256].

Расчет плановой производственной себестоимости продукции производится на единицу выпускаемой продукции и на весь выпуск продукции по наименованиям (табл. 7).

(Смета использования основных материалов - табл. 3, смета затрат на приобретение основных материалов – табл. 4)

Ткань 1(тыс. руб.)                                           Ткань 2 (тыс. руб.)

Пиджак 1,6*0,4 = 0,64                                     1,5*0,02 = 0,03

Брюки 1,3*0,4 = 0,52                                       1,2*0,02 = 0,024

Юбка 0,9*0,4 = 0,36                                         0,8*0,02 = 0,016

Таблица 7

Смета производственной себестоимости продукции

Наименование изделия, кол-во

Себестоимость

Категории затрат

Ткань 1 Ткань 2 Зарплата производственных рабочих Общепроизводственные расходы Производственная себестоимость
1 2 3 4 5 6 7

Пиджак, 6900 шт.

ед. прод., руб. 640 30 300 132,9 1102,9
всего выпуска, тыс. руб. 4416 207 2070 917,1 7610,0

Брюки, 10100 шт.

ед. прод., руб. 520 24 160 71,3 775,3
всего выпуска, тыс. руб. 5252 242,4 1616 720,4 7830,8

Юбка, 4600 шт.

ед. прод., руб. 360 16 120 80,6 576,6
всего выпуска, тыс. руб. 1656 73,6 552 370,8 2652,4

 

После расчета производственной себестоимости следует сравнить полученные цифры с плановыми ценами продаж. Необходимо, чтобы производственная себестоимость была ниже плановых цен:



2020-02-03 350 Обсуждений (0)
Генеральный и частные бюджеты. Операционный и финансовый бюджет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Генеральный и частные бюджеты. Операционный и финансовый бюджет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)