Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гибкий и статический бюджет



2020-02-03 542 Обсуждений (0)
Гибкий и статический бюджет 0.00 из 5.00 0 оценок




Существует два вида бюджетов – статические и гибкие.

Статический бюджет – это твердый план, в котором доходы и расходы планируются исходя только из заданного объема реализации. Исполнение бюджета контролируется по фактическим показателям без каких-либо корректировок (табл. 14).

Таблица 14

Исполнение бюджета предприятия (статического), (тыс. руб.)

п/п Показатели Бюджет Выполнение Отклонение
1 Объем реализации (шт.) 1000 800 -200
2 Выручка от реализации продукции 5000 4800 -200
3 Производственная себестоимость продукции 3800 3200 -600
4 Прибыль от реализации 1200 1600 +400
5 Общехозяйственные расходы 750 750 -
6 Коммерческие расходы 70 150 +80
7 Прибыль 380 700 +320

 

Статический бюджет позволяет оценить только абсолютные показатели исполнения бюджета. Можно отметить, что, хотя принятый объем реализации не был достигнут, выручка от реализации продукции недополучена и превышены расходы на реализацию, предприятие получило прибыль на 320 тыс. руб. больше запланированной.

Статические бюджеты используются для внутрихозяйственных служб, в подразделениях, работа которых не зависит от объемов производства или реализации продукции. Статический бюджет, как правило, предназначен для определенного уровня деловой активности предприятия, он не может использоваться для контроля затрат при изменении уровня активности. Провести детальный анализ результатов деятельности предприятия с помощью статического бюджета невозможно. Поэтому на практике используется гибкий бюджет [5, с. 248].

Гибкие бюджеты составляются исходя из объема планируемой выручки или планируемых затрат, скорректированных на фактический объем выпуска продукции (или на объем продаж) (табл. 15).

Ключевым отличием гибкого бюджета от статического является то, что при разработке гибкого бюджета используется фактический объем выпуска/продаж продукции, а для статического – плановый уровень выпуска/продаж. Поэтому использование гибкого бюджета, в отличие от статического, позволяет менеджерам получать больше информации об отклонениях [12, c.294].

 Таблица 15

Исполнение бюджета предприятия (гибкого), (тыс. руб.)

п/п Показатели Бюджет Выполнение Скорректированный на выполнение бюджет Отклонение от скорректированного бюджета
1 Объем реализации (шт.) 1000 800 800 -
2 Выручка от реализации продукции 5000 4800 4000 +800
3 Производственная себестоимость продукции 3800 3200 3040 +160
4 Прибыль от реализации 1200 1600 960 +640
5 Общехозяйственные расходы 750 750 750 -
6 Коммерческие расходы 70 150 70 +80
7 Прибыль 380 700 140 +560

 

В данном примере фактический объем реализации меньше запланированного на 200 единиц; соответственно, следует принять во внимание, что затраты на производство 800 единиц продукции должны быть меньше предусмотренных из расчета на 1000 единиц. Нужно скорректировать плановую себестоимость на фактический объем произведенной и реализованной продукции с использованием плановой нормы затрат на единицу продукции. Для этого находим плановую норму затрат:

3800 тыс. руб. : 1000 шт. = 3,8 тыс. руб.

и умножаем на количество фактически произведенной продукции:

3,8 тыс. руб. * 800 шт. = 3040 тыс. руб.

Предприятие планировало получить от реализации 1000 шт. продукции 5000 тыс. руб., фактически реализовало 800 шт., соответственно скорректированная плановая выручка от реализации составит:

5000 тыс. руб. : 1000 шт. = 5,0 тыс. руб.

5,0 тыс. руб. * 800 шт. = 4000 тыс. руб.

Таким же способом корректируется и прибыль от реализации: рассчитывается планируемая прибыль от реализации единицы продукции:

1200 тыс. руб. : 1000 шт. = 1,2 тыс. руб.

и умножается на количество фактически реализованной продукции:

1,2 тыс. руб. * 800 шт. = 960 тыс. руб.

Необходимо иметь в виду, что общехозяйственные расходы являются, как правило, условно-постоянными и не зависят от объема производства, поэтому они не подлежат корректировке.

Коммерческие расходы по своей структуре, в нашем случае, также являются условно-постоянными. В состав этих расходов входят стоимость упаковки, некоторые транспортные расходы и др., но доля их незначительна. Поэтому коммерческие расходы так же корректировать не следует [2].

Анализируя фактические показатели деятельности предприятия и сопоставляя их с приведенными плановыми показателями, можно сделать следующие выводы:

· Фактические коммерческие расходы на 80 тыс. руб. выше запланированных. Это, видимо, результат принятого руководством предприятия решения о проведении рекламной кампании, которая повлияла на формирование спроса на продукцию и позволила предприятию поднять цены продаж;

· Выручка от реализации продукции превысила скорректированную плановую цифру на 800 тыс. руб. (в таблице 14 выручка от реализации ниже плановой на 200 тыс. руб.);

· Затраты на производство продукции выше скорректированных плановых затрат, в расчете на единицу продукции они превысили плановые затраты на 0,2 тыс. руб. Именно по этой причине предприятие недополучило 160 тыс. руб. прибыли.

Используя данные статического бюджета, можно заметить то, что предприятие получило экономию по затратам на производство продукции 600 тыс. руб., и сделать неверные выводы.

Сравнивая статический и гибкий бюджеты, можно сказать, что последний предоставляет более объективные данные для анализа выполнения плановых заданий. Гибкий бюджет можно использовать как для планирования, так и для анализа и оценки различных хозяйственных ситуаций в условиях возможных непредвиденных обстоятельств [2].

 




2020-02-03 542 Обсуждений (0)
Гибкий и статический бюджет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гибкий и статический бюджет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)