Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 13. Культура античной цивилизации



2020-02-04 240 Обсуждений (0)
Тема 13. Культура античной цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

План

1. Культура Древней Греции.

1.1 Периоды культурного развития Древней Греции.

1.2 Социально-политическое устройство.

1.3 Греческая мифология и философия.

1.4 Феномен «греческого чуда».

1.5 Особенности греческой культуры и ее мировое значение.

2. Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры.

2.1 Культура Древнего Рима как продолжение и развитие традиций Греции.

2.2 Периоды культурного развития: архаический, республиканский, имперский.

2.3 Социально-политическая система.

2.4 Создание системы единого гражданского права.

2.5 Вклад Рима в мировую культуру.

 

В процессе подготовки к занятию по данной теме, ориентируясь на материалы учебного пособия Н.А. Моисеевой, учебника под редакцией Ю.Н. Солонина, необходимо выяснить, почему Древнюю Грецию называют колыбелью человеческой цивилизации, постараться найти объяснение феномена «греческого чуда».

 Охарактеризовать греческую культуру, значит выделить ее основу – мифологическое мышление. Кроме этого, надо раскрыть основные черты греческой культуры, включающие представления об ощущении свободы, полисной системе, принцип состязательности, представления о человеке как единстве начал аполлонического и дионисийского.
Наиболее ценный дополнительный материал, связанный с истоками греческой культуры, можно найти в первом томе издания «Греческая цивилизация» швейцарского ученого Адре Боннара, в хрестоматии          Г.В. Гриненко, а также в первоисточниках, указанных в списке литературы.

Своеобразие культуры Древнего Рима обусловлено интересами в сфере политики, войны, управления. В то же время этот период связан с расцветом христианского вероучения. Для понимания данной культуры следует найти своеобразные черты в разных (архаическом, республиканском, имперском) периодах культурного развития.

Особо следует обратить внимание на уникальные достижения Рима, внесшего неоценимый вклад в мировую культуру.

Вопросы для самопроверки

 

1. Почему Древнюю Грецию называют колыбелью европейской цивилизации?

2. Какие периоды культурного развития Древней Греции выделяют исследователи?

3. Каков вклад в изучение крито-микенской цивилизации Артура Эванса и Г. Шлимана?

4. В какой период утвердилась государственная полисная система, были учреждены Олимпийские игры (776 г. до н.э.), возникла первая философская система – натурфилософия, возник греческий театр (VI–V вв. до н.э.), создан храм Парфенон?

5. Что обозначает греческое слово «театр»? Назовите имена известных античных авторов трагедий, комедий?

6. Чем объясняется феномен «греческого чуда»?

7. Какие характерные особенности греческой культуры? В каких двух сферах культуры преуспели древние греки?

8. Почему культуру Древнего Рима правомерно называть продолжательницей традиций Греции и в чем их различие?

9. Какие особенности трех периодов римской культуры можно выделить?

10. В чем различие греческой демократии и римской республики?

11. Подтверждается ли мнение на примере императора Нерона, что неограниченная власть развращает?

12. Почему римское право, в частности «Кодекс Юстиниана», называют основой законодательной системы Европы?

13. Каков вклад Рима в мировую культуру? Какие достижения римлян имеют аналоги в современном европейском обществе?

Тема 14. Западно-христианская цивилизация ( VXIX вв.)

 

План

1. Средневековая культура Европы: истоки, условия формирования и основные черты духовной культуры.

2. Культура Возрождения: особенности и значение.

3. Культура Нового времени (XVII–XVIII вв.).

4. Европейская культура XIX века.

5. Основные черты западноевропейской культуры.


Данный тип культуры целесообразнее рассматривать в хронологической последовательности. Основное значение культуры Средневековья включает несколько аспектов. Название «средние века» дали гуманисты эпохи Возрождения. В истории человечества период средневековой культуры охватывает примерно одну тысячу лет. Мировоззренческая основа этого типа культуры – религия. Как писал П. Сорокин, главной ценностью этой культуры был Бог. Архитектура и скульптура средних веков была «Библией в камне». Литература, живопись, музыка, философия были насквозь пронизаны религией. «Наука была всего лишь прислужницей христианской религии».

Христианство в значительной мере определило неповторимость европейской цивилизации.

Выявление своеобразия культуры V–XVI вв. предполагает рассмотрение истоков средневековой культуры, понимание роли христианства в культуре, средневекового города, знание главных черт духовной культуры Средневековья.

 Понимание духовной культуры связано с выявлением особенностей искусства. Искусство этого периода взаимосвязано с религией, что находит свое отражение в следующих чертах: подчиненность религии; развитие искусства иконописи; доминирование библейских сюжетов в живописи, архитектуре; развитие духовной музыки; возникновение музыкальных форм – хорал, месса, реквием; символичность искусства; отказ от изображения природы; утрата достижений мастеров
античности. Западноевропейское искусство создало каноны в архитектуре, скульптуре – романский и готический стили.

Возрождение – это эпоха открытий: 1) античности; 2) Природы как новой среды не только обитания человека, но и ее преобразования; 3) Человека.

Рассматривая отличительные особенности культуры Возрождения (обращение к античному наследию, формирование гуманистического мировоззрения, культ художника-творца, светский характер) необходимо выявить сущность этих черт.

Основная установка человека Нового времени (XVII–XIX вв.) интерес к земным ценностям, к науке, обращение к разуму человека.

Для понимания культурных черт XVII века, «века контрастов», «века гениев» необходимо понять роль философов, ученых в изменении общества, понять причины кризиса гуманизма, нашедшего отражение в искусстве (стили барокко, классицизм, направление реализм).

Обратите внимание на то, что именно характеризует культуру Просвещения – стремление человеческого разума проникнуть в тайны
бытия; вера в прогресс науки и просвещения; представление о человеке как части и творца природы; выработка убеждения ненужности Бога.

XIX век называют веком «переоценки ценностей». В чем причина мировоззренческих изменений?

Вопросы для самопроверки

 

1. Что послужило началом зарождения (истоком) средневековой культуры?

2.  Какие главные черты духовной культуры Средневековья определили картину мира?

3. В каких сферах культуры реализовывалось средневековое мировоззрение? Какой вид искусства, как средство приобщения человека к Богу, рассматривался как Библия для неграмотных?

4. Какие характерные особенности эпохи проявляются в средневековом искусстве?

5. Какими чертами характеризуется романская архитектура?

6. В чем своеобразие готического стиля?

7. Почему самым распространенным жанром светской литературы стал героический эпос (поэмы)? Перечислить поэмы.

8. Какие семь чудес света вошли в окончательный список, сформированный в средние века?

9. Каковы временные рамки эпохи Возрождения? Какие две тенденции в культуре Возрождения определили ее противоречивость?

10. Какие новые идеи выдвинула эпоха?

11. Что такое гуманизм? Кого поставили гуманисты в центр мироздания вместо Бога?

12. Чем были вызваны естественно-научные открытия Г. Галилея, Джордано Бруно, философские искания Н. Кузанского?

13. Каково значение культуры Возрождения?

14. Почему XVII век называют «веком гениев»?

15. В XVII веке европейцы усвоили тезис «знание – сила». Какой смысл вкладывался в него?

16. Девизом эпохи XVII века могут быть слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». О какой главной задаче этого столетия идет речь? Перечислить крупных мыслителей, чьи труды помогли создать базу для технического прогресса и его осмысления.

17. Каким образом проявилось стилевое многообразие в искусстве? Перечислить и охарактеризовать три художественных стиля, отразивших социальные и научные изменения в обществе.


18. Какие характерные черты эпохи Просвещения? В чем выражается значение эпохи Просвещения?

19. Стремление человеческого разума в XVIII веке проникнуть в тайну бытия связывалась с поиском гармонии индивидуальной и общественной жизни. Какой художественный стиль отражал этот поиск в искусстве?  

20. Каким образом можно охарактеризовать XIX век? Почему XIX столетие называют «золотым веком» науки? 

21. Каковы особенности художественного освоения действительности? Вместе с тем к концу XIX века  пошатнулась  вера в разум, вера в  человека, обрушилась система традиционных ценностей, ушла вера в прогресс, разрушена вера в Бога. Чем это обусловлено? Каковы причины вырождения нравственных ценностей?

 



2020-02-04 240 Обсуждений (0)
Тема 13. Культура античной цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 13. Культура античной цивилизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)