Практическая значимость
Содержание
Введение……………………………………...……………………………………2
Глава 1. Теоретические подходы к определению понятий и сущности адаптации молодых специалистов в системе образования………………...7 §1.1. Понятие и сущность адаптации……………………………………………7 §1.2. Молодые специалисты как специфическая категория трудовых ресурсов………………………………………………………………………......13 §1.3. Адаптация молодых специалистов в системе образования…………......24
Глава 2. Исследование проблем и факторов адаптации молодых специалистов в системе образования………………………………………..40 §2.1.Факторы, влияющие на процесс адаптации молодых специалистов в системе образования ……………………………………………………………40 §2.2. Проблемы адаптации молодых специалистов и пути их решения на примере Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения………………………………………………………………………57
Заключение…………………………..…………………………………………...73
Список используемых источников…..…………………………………….…...75
Приложения………………………………………………………………...……78 Введение Актуальность темы Анализ социальной адаптации молодых специалистов в системе образования достаточно актуален и представляет научный и практический интерес. В настоящее время возрос интерес не только к проблемам развития теории и практики работы на предприятии, но и к личности профессионала, его особенностям и качественным характеристикам. Этот вопрос становится наиболее актуальным в период затянувшегося в стране кризиса, когда необходимо решать особым образом вопросы трудовой деятельности в целом и в частности вопросы организации трудовой деятельности молодых кадров, поскольку эта категория специалистов является наиболее уязвимой на рынке труда и требует особого подхода на этапе послевузовской адаптации на рабочем месте. В этом контексте особую важность приобретают проблемы профессионального становления молодых специалистов, особенности их адаптации, профессиональной социализации, формирование у студентов компетентности и готовности к профессиональной деятельности в условиях сложившейся экономической ситуации. Между тем анализ кадровой ситуации в системе образования свидетельствует о недостаточной эффективности процесса адаптации. Зачастую этот процесс отсутствует, либо сводится к формальному набору мер, который не соответствует современным требованиям и не подкрепляется необходимыми теоретическими знаниями. Руководители и коллеги порой не учитывают особенности молодых специалистов как особой статусной и возрастной группы. Между тем процесс адаптации является ключевым в вопросе закрепления и дальнейшего развития молодых кадров в учреждениях образоваия. Для формирования нового поколения специалистов в системе образования важное значение приобретают вопросы результативности профессиональной и социальной адаптации. В результате данного процесса молодые специалисты должны не только получить разносторонние знания, но и сформировать умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов быстро включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять. Современное состояние проблем социальной адаптации молодых специалистов отражает усиливающееся противоречие между, с одной стороны, возрастающими требованиями общества к знаниям и профессиональным навыкам молодых педагогов, их способности к прогнозированию и проектированию, выработке новых адаптивных стратегий (переходному типу адаптивного поведения) и, с другой стороны, фактическим (авторитарным) типом адаптивного поведения педагогов, работающих в учреждениях образования. Исследование в сфере адаптации молодых специалистов в системе образования имеет приоритетное значение для государственной молодежной политики как системе прикладных мер, направленной на эффективное включение молодых людей в общество взрослых. Сфера трудовых отношений становится неотемлимой частью жизни выпускника вуза. И построение успешной программы адаптации внутри конкретного учреждения с учетом всех факторов и особенностей молодых специалистов позволит говорить об успешном выполнении задач становления и закрепления молодого человека в роли специалиста и личности, проходящей новый этап социализации. Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним авторским исследованием. А также выделение и обобщение ключевых значимых теорий и понятий в области изучения адаптации молодых специалистов в системе образования. Практическая значимость данной работы состоит в анализе проблем в рамках конкретного учреждения с целью разработки рекомендательных положений на предмет усовершенствования работы с молодыми специалистами и разработка программы адаптации для молодых специалистов.
Объект исследования Трудовая деятельность молодых специалистов в системе образования Предмет исследования Проблемы и факторы адаптации молодых специалистов в системе образования Цель работы Изучение факторов и проблем адаптации молодых специалистов в системе образования Задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические подходы к определению понятий и сущности адаптации молодых специалистов в системе образования 2. Раскрыть особенности адаптации специалистов в системе образования в условиях современного общества 3. Показать влияние факторов культуры, мотивации, коммуникации и стресса на процесс адаптации молодых специалистов в системе образования 4. Выявить проблемы адаптации молодых специалистов в системе образования 5. Разработать программу адаптации для молодых специалистов в ФДЮЦТиК на основании выявленных факторов и особенностей
Теоретическая база Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций. Теоретическую базу составили положения классической и современной социологии, позволяющие детально рассмотреть сущность социализации и социальной адаптации как одно из ее частных направлений. Для формирования представлений на адаптацию автор опирался на труды таких классиков социологии как: М. Вебер, обосновавший целерациональность адаптации, Р. Мертон, описавший адаптацию в условиях социальной дезорганизации, Т. Парсонс, понимавший адаптацию как взаимный компромисс между личностью и обществом. На исследования процессов и первичных механизмов адаптации зарубежных и отечественных психологов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и Ж.Пиаже, а также на исследование проблем социализации и социальной адаптации российских социологов Е.А. Ануфриевой, Ю. Р. Вишневского и др.
Методы исследования При проведении исследования адаптации молодых специалистов в системе образования были использованы следующие методы исследования: ü анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа) ü обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения) ü моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования) ü проведение практических исследований с помощью анкетного и телефонного опроса (метод эксперимента).
Новизна работы: 1. Охарактеризовано состояние и проблемы социальной адаптации молодых специалистов в системе образования 2. Определены основные факторы, влияющие на адаптацию молодых специалистов в системе образования 3. Разработана специальная программа адаптации для молодых специалистов в ФЦДЮТиК Гипотеза Адаптация молодых специалистов в системе образования имеет специфические особенности и влияющие на нее факторы, которые необходимо учитывать при создании и внедрении программ адаптации и развития молодых кадров в учреждениях образования
Практическая значимость Выводы и результаты проведенного автором исследования могут быть использованы: - органами управления образования при разработке программ для наиболее эффективного процесса адаптации молодых специалистов в системе образования - для составления специальных программ адаптации и усовершенствования работы с молодыми специалистами службой персонала в Федеральном центре детско-юношеского туризма и краеведения
Содержание работы Работа состоит из введения, двух глав теоретической и практической части, выводов (заключения), списка литературы и приложений. Библиография содержит 50 источников. Содержание работы изложено на 78 страницах
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |