Программа адаптации молодых специалистов в ФЦДЮТиК
Цели адаптации направлены на: • максимально быстрое включение молодого специалиста в трудовую деятельность; • привыкание к коллективу; • освоение основных требований организационной культуры и правил поведения; • снижение тревожности и неуверенности молодого специалиста; • развитие позитивного отношения к обязанностям, удовлетворенности работой; • способствование формированию индивидуального стиля творческой деятельности. Учитывая большое влияние процесса адаптации вновь прибывшего специалиста на эффективность его труда и соответственно на педагогические показатели, в разработке и реализации программы должны принять непосредственное участие директор Центра, начальник отдела, ответственный за работу с кадрами и наставник. Что нужно запланировать и реализовать в процессе адаптации? • Директор Центра намечает программу адаптации, контролирует ее выполнение, оценивает результаты деятельности молодого сотрудника • Начальник отдела знакомит работника с Центром, составляет план личностно-профессионального развития, вместе с наставником обеспечивает обратную связь, сообщая работнику направление его реальных и предпочтительных изменений. Также начальник отдела осуществляет психологическое сопровождение молодого специалиста в процессе освоения им профессиональных навыков, способствует плавному вхождению в коллектив, согласованию личностных ценностей и принципов с нормами организационной культуры • Наставник помогает освоить педагогические приемы, понять специфику и динамику построения отношений внутри организации. Этапы адаптации: Первый этап (организационный): общая ориентация Происходит знакомство молодого специалиста с Центром и его подразделениями, с общими правилами. Начальник отдела сообщает молодому специалисту сведения об учреждении и условиях деятельности: · Центр - история, развитие, организационная структура, ключевые фигуры, традиции, тенденции, нормы, стандарты, процедуры, внутренние отношения, наиболее важные документы (устав, правила трудового распорядка); · целях деятельности Центра и целевой аудитории; · заработной плате - нормы и правила начисления, условия премирования; · режиме труда и отдыха - порядок предоставления отпусков, отгулов; · охране труда и технике безопасности; · вопросах управления подчиненными - условия назначения на должность, перемещения, увольнения; права и обязанности; оценка работы; · дисциплине, поощрениях и взысканиях; · правилах внутреннего распорядка. Начальник отдела и наставник совместно: · производят оценку профессионального уровня нового специалиста для разработки наиболее эффективной программы адаптации; определяют круг его задач на первые дни; · объясняют требования к работе, знакомят с ответственностью за результаты
Второй этап (профессиональный): вхождение в должность На этом этапе молодой специалист ближе знакомится с членами своего отдела, на практике изучает обязанности и требования, которые к нему предъявляются со стороны руководства. Наставник особое внимание обращает на тех, к кому всегда можно обратиться с вопросом или за советом. Наставник нового сотрудника должен ознакомить его с должностными обязанностями; требованиями к педагогической информации; внутренним распорядком; стилем управления, особенностями культуры, традициями, нормами и т. д., принятыми в Центре; основными процедурами и политикой руководства в отношении сотрудников; процедурой коммуникации и связей по должности; информацией о традициях отдела, в котором сотрудник будет работать.
Третий этап (социально-психологический): практическая ориентация На этом этапе остановимся более подробно, т.к. он имеет приоритетное значение для адаптации в целом и является предметом нашего исследования. На этом этапе молодой специалист в ходе работы привыкает к своему статусу, начинает строить отношения с коллегами. В это время ему нужно дать возможность активно действовать в различных сферах, проверять на себе и апробировать знания и навыки, полученные во время обучения в вузе. Молодой специалист обладает инновационным потенциалом, большинству молодых специалистов свойственен демократический стиль поведения, по сравнению с педагогами более старшего возраста. Необходимо учитывать эту особенность и оказывать содействие в раскрытии творческой активности молодого человека, желании вести преобразовательную деятельность в рамках своих профессиональных обязанностей. Не стоит упускать из виду, что в процессе адаптации происходит личностное и профессиональное развитие молодого специалиста. Эти два процесса неотделимы друг от друга и в основе обоих лежит принцип саморазвития. В данный период важно, чтобы наставник оказывал поддержку молодому специалисту, регулярно вместе с ним проводил оценку его труда и особенностей общения с другими педагогами. Очевидно, что начинающему педагогу необходима целенаправленная помощь. Еще несколько лет назад была сильна ориентация на внешний контроль и считалось, что наставник как опытный, знающий, «как надо», коллега решит все проблемы профессионального становления. Сегодня ситуация изменилась. Молодые педагоги предпочитают свободу выбора, возможность творчества и поиска. Большинство молодых педагогов нуждается не столько и наставничестве, сколько в возможности получить методическую, психолого-педагогическую, управленческую и другую информацию. Поэтому очень важно соблюдать баланс между непосредственной работой наставника и адаптационными процедурами. Каждые две недели первого полугодия-года работы наставник проводит беседы с молодым специалистом для выяснения его мнения о социально-психологическом климате, организационной культуре, задачах, принципах, организации деятельности Центра с точки зрения их соответствия личным целям, установкам, ожиданиям, стереотипам. Начинающий педагог оценивает следующие аспекты своей работы: • интерес к профессии, должности: устраивает ли содержание и условия выполнения работы, статус, оплата труда, перспективы, возможности для реализации своего потенциала; • стремление к совершенствованию в выбранной специальности: довольствуется ли сотрудник существующим уровнем сложности и ответственности, который предполагает его деятельность; • психологический комфорт и безопасность: успешно ли выстраиваются взаимоотношения с сослуживцами и руководством, дает ли работа в Центре ощущение уверенности в своих силах, в завтрашнем дне; • справедливость: признает ли молодой специалист, что его труд оценивается должным образом (получает ли он вознаграждение, соответствующее его вкладу, отношению к обязанностям); • затрачиваемые усилия: считает ли он, что психологическое напряжение, усталость, стресс, появляющиеся во время выполнения задач, приемлемы для него. Наставник выявляет психологические сложности в процессе адаптации сотрудника при осуществлении отдельных видов деятельности, помогает в их успешном преодолении. Действия наставника: • собеседование для выявления потребности новичка в дополнительной информации; • оценка результатов деятельности сотрудника за прошедшие две недели, анализ успехов, а также неудач (выявление причин и способов их преодоления); • определение типов задач, которые необходимо освоить на данном этапе; • составление или корректировка программы личностно-профессионального развития; • выяснение у работника впечатления о Центре и соответствия его ожиданиям; прогнозирование возможности согласования целей, принципов, организации деятельности в Центре с его личными установками и стереотипами, а также проектирование путей достижения их взаимного соответствия; выявление его пожеланий. На основании выделения нами четырех факторов, влияющих на адаптацию, рассмотрим меры, нивелирующие их воздействие на молодого специалиста в период адаптации на этапе «практической ориентации». Таблица 6
Следует понимать, что после единственной беседы с руководителем молодой специалист не сможет усвоить и принять всех предъявляемых к нему требований. Поэтому сообщение важнейших аспектов жизни Центра должно происходить неоднократно разными людьми, чтобы у начинающего педагога создавалось ясное, устойчивое представление о новом месте работы. Программа адаптации новых сотрудников предназначена для введения единой формы этой процедуры и направлена на обеспечение наиболее быстрого вхождения в должность, уменьшение дискомфорта и количества возможных ошибок, связанных с началом работы в Центре. Данную программу должны использовать: директор, заместители директора, начальники отделов, педагоги, назначенные наставниками новых работников. Программа адаптации состоит из двух частей - общей и индивидуальной и рассчитана на весь период адаптации, то есть приблизительно на год. Общая часть предполагает формирование у нового сотрудника целостного представления о месте работы, направлениях ее специализации, организационных особенностях, условиях труда. Она проводится в течение первой недели и состоит из четырех этапов. 1. Вводное ориентационное собеседование. Главной задачей данной процедуры является рассказ новому сотруднику о Центре. Ориентационное собеседование проводится после окончательного решения о найме специалиста и согласования даты его выхода на работу. 2. Знакомство с Центром. После оформления всех необходимых документов начинающего педагога проводят по основным помещениям Центра и представляют коллективу. 3. Рабочее место. Заместитель директора показывает новому подчиненному его кабинет, оснащение, места хранения документов и пр. 4. Ориентационное собеседование с начальником отдела. Проводится в свободной форме на первой неделе работы. Заместитель директора, курирующий специфическое направление работы, объясняет сотруднику задачи и требования к их выполнению, отвечает на вопросы и рассматривает его пожелания. Индивидуальная часть продолжается весь оставшийся период адаптации, то есть около года. Она включает детальное ознакомление с Центром, его деятельностью, а также с должностными обязанностями и спецификой работы. Кроме того, на данном этапе сотрудник приобретает конкретные необходимые навыки для работы. Постепенно преодолеваются педагогические и межличностные проблемы, молодой специалист «притирается» к коллективу, начинает стабильно трудиться. Директор совместно с начальником отдела принимают решение о завершении адаптации и начале самостоятельной работы педагога. Процесс адаптации молодого специалиста можно считать законченным, если: • работа не вызывает у молодого специалиста чувства напряжения, страха, неуверенности, стала привычной для него; • он овладел необходимым объемом знаний и навыков; • поведение начинающего педагога отвечает требованиям его должности и начальства; • у молодого человека выражено желание совершенствоваться в профессии, с которой он связывает свое будущее; • он чувствует удовлетворенность выполняемой работой, считает оценку своего трудового вклада справедливой; • удачу в профессиональной деятельности связывает с жизненным успехом.
ВЫВОД: Наши исследования показали, что на адаптивное поведение молодых специалистов оказывают влияние основные четыре фактора (организационной культуры, коммуникативный, мотивационный, стресса). Эти факторы регулируют процесс адаптации в направлении достижения значимых целей по её прохождению, что позволяет молодому специалисту, несмотря на отсутствие необходимых стратегий адаптации, не только достичь целей, но и сохранить благоприятное эмоциональное состояние. В то же время влияние этих факторов в ущерб профессиональной педагогической деятельности может приводить молодого специалиста в процессе адаптации не только к неуспеху в достижении целей, но и уходу с работы. Поэтому педагогическая деятельность молодых специалистов сама по себе является уникальным способом адаптации и включённости в неё - независимо от конечного результата - и создаёт предпосылки для качественных перестроек адаптивного поведения молодых специалистов. Адаптация молодых специалистов в каждом отдельном случае характеризуется неоднозначностью и, как следствие, известной непредсказуемостью взаимовлияний факторов социальной адаптации друг на друга. Но на основании выявления данных факторов и с учетом всех особенностей молодых специалистов, работающих в системе образования, была построена программа адаптации, которая включила в себя три аспекта: организационный, социально-психологический и профессиональный. Организационный аспект включает в себя ознакомление молодого специалиста с деятельностью учреждения, условиями работы и требованиями, предъявляемыми со стороны руководства. Профессиональный аспект подразумевает под собой вхождение в сферу профессиональной деятельности, рассмотрение должностных обязанностей и сферу применения своих знаний и навыков на практике. Социально-психологический аспект занимает большую часть времени всего адаптационного периода и характеризуется вхождением молодого человека в новую статусную роль, построением взаимоотношений с коллегами и администраций, соотношением личных установок и потребностей и целями и задачами организации и преодолением адаптационных барьеров. Данная программа адаптации будет использована в работе с молодыми кадрами в ФЦДЮТиК и послужит наиболее эффективному включению молодых кадров в трудовую деятельность учреждения.
Заключение
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что успешная адаптация молодых специалистов в системе образования зависит от трёх компонентов и их совпадения с требованиями системы образования в современном российском обществе: 1) тип адаптивного поведения молодых специалистов (авторитарный или демократический); 2) педагогические способности; 3) факторы, влияющие на процесс социальной адаптации в большей или меньшей мере. В результате исследования мы пришли к следующим выводам: Ø Адаптация молодого специалиста в педагогическом коллективе - это его своеобразная защита, способность противостоять внешним и внутренним разрушающим силам в определённый промежуток времени, способность принять на себя определенную роль, сохранять свою устойчивость в новых для него условиях. Ø Процесс адаптации молодых специалистов в системе образования характеризуется способностями молодых специалистов к выполнению данного вида педагогической деятельности, присвоением им определенных общественных отношений, которые раскрываются в их практической преобразующей деятельности. Ø О социально-профессиональном потенциале молодого специалиста следует судить о выраженности у него педагогических способностей. Ø В процессе социальной адаптации молодыми специалистами происходит развитие его личности, путём качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности. Оно предполагает изменение мировоззрения личности педагога; преобразование сложившихся установок, ориентации, потребностей, интересов, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений, приобретаемых личностью.
Ø Внешние факторы, включающие в себя социально-экономические факторы, играют значительную роль в мотивации молодых специалистов по развитию и ускорению адаптационного процесса, но всё же на первом месте респондентов стоят личностно - ориентированные факторы. Ø Для повышения качества адаптационного процесса молодых специалистов играет роль несколько факторов: фактор культуры, фактор мотивации, фактор коммуникации, фактор стресса, факторы, которые формируют межличностные отношения, комфортность и тому подобное или наоборот могут играть негативную роль в формировании адаптационного процесса Таким образом, мы можем говорить о подтверждении заявленной гипотезы и достижении цели работы. Разработка нами программы адаптации молодых специалистов в системе образования может послужить ресурсом для реализации одной из целей государственной молодежной политики: формировании и создании условий, способных не только улучшить качество жизни молодых людей, но и активизировать саму молодежь на подготовку ее ко «взрослой жизни» через активную трудовую деятельность. При освоении молодым специалистом новой профессионально-статусной роли, на этапе организационной, социально-психологической адаптации, необходимо учесть все особенности, проблемы и факторы, рассмотренные в работе, для создания необходимых условий для полноценной реализации молодым человеком своего потенциала на рабочем месте.
Список используемых источников: 1. Акимова Н.А. Стресс и рабочее пространство// Психологическая наука и образование.2006 - №2. с.24 2. Анцыфирова Л.А., Соснин В.А. Идентификации //Российская социологическая энциклопедия. М.: Норма, 2000.- 672 с. 3. Бруднов А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей. // Директор школы, 1995 - № 2.с.56-59 4. Васеленко О.Ю. Мотивация трудовой деятельности преподавателей вузов// Университет глазами социологов. Омск, 2001.с.22 5. Вебер М. Избранные произведения/Под ред. Ю.Н. Давыдова. – М.: Прогресс, 1990.-808 с. 6. Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В. Адаптация первокурсников: общие проблемы и тенденции//Университетское управление: практика и анализ. 2001-№4.с.75 7. Гришин Н.А. Профилирование и оценка профессиональной компетентности как элементы системы профессиональной поддержки безработной молодежи.// Управление персоналом. 2000 - №5.с.22 8. Данные опроса студентов МосГУ, 2007// Вестник МосГУ, 2007., № 3 9. Донкин Р.К. Время мотивации//Успешный рекрутмент,2003 - №8.с.48 10. Задиора В. Новый взгляд на адаптацию персонала//Управление персоналом, 2008-№2 11. Замфир К. Удовлетворённость трудом. Мнение социолога. М.: Политиздат, 1983.-142 с. 12. Зборовский Г.Е Общая социология. М.: Гардарики, 2004.-592 с. 13. Зимняя И.А. Педагогическая психология, М.: Логос,2008, 480 с. 14. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов\ под ред.Г. В. Осипова, М.:Норма,2001.-576 с. 15. Карезин В. Куда податься молодому специалисту?//Управление персоналом, 2000 - №2.с.63-65 16. Канн-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. - СПб.: Нева, 2002.-326 с. 17. Кристоф А.Л. Адаптация и инновация на работе. М.: Бизнес Букс, 2007.-282с. 18. Лапкин Г.И. Пантин Н.К. Ценностные размежевания и социально-политическая дифференциация в России//Мировая экономика и международные отношения. М.,2000 - № 4.с.37 19. МакКены Е. Психология бизнеса и поведение в организации. М.: Новое издательство, 2000.-313 с. 20. Маркова А.К. Психология профессионала.- М.:Знание,2000.-308 с. 21. Малинина Е. Адаптация сотрудника: случайности или подготовленная программа // Новый персонал. 2004. - №5.с.39-41 22. Микульский К. Формирование новой модели занятости молодежи// Экономист. 2005 - №3.с.47-52 23. Молодое лицо рынка труда//Деловая пресса, март 2008 24. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека// Вопросы психологии, 2000. №2.с.118-125 25. О’Рейл К.Ф. Культура как социальный контроль. СПб.: Питер, 2003.-406 с. 26. Павленков В.А. Рынок труда. М.:МГУ,2004. 274 с. 27. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М.:Экономика,2005.-112 с. 28. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2000.-880 с. 29. Пономаренко А.М. Рынок труда: что выберет молодежь?// менеджмент и маркетинг. 2007 - №4. с.35 30. Раковская О.А Социальные ориентиры молодежи. М.: Наука, 2000.-192с. 31. Росс.Р., Альматер Е. Управление персоналом, СПб.: Амфора, 2007.-360 32. Рябов А.Е. Адаптация нового сотрудника: этапы прохождения и действия администрации// Директор школы №5, 2005. 51-63 33. Сазонов Д.Ю. Конкурентоспособность молодежи: взгляд со стороны// Управление персоналом. 2006 - №1. с.18-24 34. Семченок М.М. Построение эффективной мотивации//Управление персоналом. 2006 - №5.с.15-16 35. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер,2000.-412 с. 36. Сушкина А. Профессиональная подготовка и трудоустройство молодежи//Кадровый менеджмент.2007 - №4.с.7-11 37. Томпсом В.Б. Психология стресса. М.: Эксмо,2002.-255 с. 38. Управление персоналом организации: Практикум. Учеб. пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002.-365 с. 39. Федотова Н.Н. Социально-профессиональный статус поствузовской молодежи на рынке труда. М.:ПМУЦ. 2001.- 267 с. 40. Философские проблемы теории адаптации/под ред. Г.И. Царегородцева. - М.: Мысль, 1975.-190 с 41. Человек и его работа в СССР и после.// Под ред. А.Г.Здравомыслова. М.: Аспект-пресс. 2003.-142 с. 42. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы, М.: РИЦ ИСПИ РАН. 2000.- 116 с. 43. Шведова Т.О. Организация системы адаптации новых сотрудников// Справочник по управлению персоналом, 2006. с.74 44. Шелестенко А.В. Условия для адаптации молодых педагогов// Новое образование. 2004 - №8. с.27 45. Шурупова Р. Профессиональная ориентация молодых специалистов: проблемы и перспективы // Человеческие ресурсы. 2005 - №1-2.с.56 46. http://www.hr-portal.ru/ 47. http://www.hr100.ru/ 48. http://www.hr-zone.net 49. http://www.psychosfera.ru 50. http://www.mosinform.ru Приложение №1 Хотели бы Вы работать по специальности: 1. да 2. нет 3. пока не решил (а)
Знаете ли Вы, где бы Вы хотели работать после окончания обучения: 1. Да, точно знаю 2. Нет, не знаю 3. Пока об этом не думал(а) Какой из секторов экономики является для Вас наиболее привлекательным для будущей профессиональной деятельности: 1. коммерческий 2. государственный 3. НКО
Что является для Вас наиболее важным при выборе места работы: 1. Известность и престижность компании 2. Условия труда 3. Хороший коллектив 4. Возможность обучения, повышения квалификации 5. Высокий уровень заработной платы 6. Возможность карьерного роста 7. Интересная и творческая работа
Что, по Вашему мнению, является наиболее важным на этапе адаптации сотрудника на новом рабочем месте: 1. Ознакомление с деловой документацией (положения об отделах, должностные инструкции) 2.Вводный курс (инструктаж по технике безопасности, условиям и процедурам работы) 3.Назначение наставника 4.Обучение на месте работы 5.Курсы по повышению квалификации
Приложение № 1.1. Рис.1.1.
Рис.1.2.
Рис.1.3.
Рис.1.4.
Рис.1.5.
Приложение №2
1. Работаете ли Вы по специальности: 1.да 2.нет 3.работал ранее
2. Какие причины повлияли на отказ от работы по специальности: 1. низкая заработная плата 2. профессия не нравится 3. не смог найти работу по специальности 4. непрестижность профессии 5. сложности, возникшие в первый год работы 6. несоответствие ожиданиям от работы реальным условиям труда
3.Должен ли молодой специалист быть знаком с организационной культурой: 1. да, это должен знать каждый образованный человек 2. да, это лучше поможет понимать своих учеников и коллег 3. нет, для моей педагогической деятельности это не нужно 4. особой организационной культуры нет 5. я сам себя отношу к организации, мне близка их культура
4. Какие взаимоотношения в Вашем коллективе: 1. отношения в основном хорошие - деловые 2. большинство хочет работать по-новому (творчески) 3. между коллегами разного стажа и возраста есть взаимопонимание 4. коллектив разбит на группы 5. превалируют споры, разногласия и непонимания
5.Статус педагога приобрести легко, а внутренне принятие социальной роли педагога затягивается на годы: 1. согласны 2. не согласны 3. не могу дать определенного ответа
6. Какие личные побуждения в большей степени влияют на интенсивность и качество труда: 1. общественное признание 2. повышение категории/повышении по службе 3. премии, надбавки, заработная плата 7. Что повлияло на выбор Вами преподавательской деятельности: 1. творческая работа 2. свободный график работы 3. пришлось в силу обстоятельств
8. Как Вы оцениваете отношение к Вам в новом коллективе: Отношение опытных и старших коллег: Отношение администрации: 1.положительное 1. положительное 2.отрицательное 2. отрицательное
9. Прислушиваются ли к Вашему мнению при обсуждении вопросов в жизни коллектива: 1. прислушиваются 2. не очень 3. не прислушиваются
10. Как работают с молодыми специалистами педагоги-наставники: 1. очень внимательны ко всем проблемам 2. уделяют внимание только при решении педагогических вопросов 3. не уделяют особого внимания молодым специалистам
11. Испытывали ли Вы в процессе адаптации стресс: 1. конечно, и очень часто 2. испытываю, но редко 3. не испытываю
12. Какие психологические и эмоциональные реакции возникают у Вас в стрессовых ситуациях: 1. депрессия 2. возмущение и агрессия 3. чувство беспокойства 4. крушение надежд 5. одиночество
13. Какие из личных причин могут в большей мере повлиять на возникновение стрессовых реакций: 1. 1.Болезнь \телесное повреждение 2. 2.Смерть супруга 3. 4.Развод 4. 5.Сексуальные заболевания
Приложение №2.1. Рис.2.1. Рис.2.2.
Рис.2.3.
Рис.2.4. Рис.2.5.
Рис.2.6.
Рис.2.7.
Рис.2.8.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |