Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Молодые специалисты как специфическая категория трудовых ресурсов



2020-02-04 1296 Обсуждений (0)
Молодые специалисты как специфическая категория трудовых ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок




Поскольку наше исследование направлено на определение особенностей адаптации молодых специалистов с высшим образованием, то необходимо остановиться на рассмотрении характеристиках и особенностей представителей этой социально-профессиональной группы. Кто такие молодые специалисты? Некоторую трудность для решения данной задачи представляет отсутствие в настоящем трудовом законодательстве формулировки понятия "молодой специалист". В условиях социалистической экономики это понятие распространялось на выпускников вузов и средних специальных учебных заведений, не имеющих опыта работы по приобретенной специальности и обязанных проработать на конкретном предприятии не менее трех лет. С утратой институтами функции распределения выпускников данное определение перестало соответствовать социальным условиям. Вследствие этого нами была предпринята попытка сформулировать свое представление о молодых специалистах с высшим образованием. Под молодыми специалистами с высшим образованием мы понимаем работников предприятий, организаций, учреждений в возрасте от 22 до 30 лет, имеющих диплом о получении высшего образования.

В отличие от рабочих для молодых специалистов характерен более поздний возраст  вступления в трудовую жизнь. Для этого жизненного периода также свойственно вступление в брак, формирование семей, рождение детей. Возрастные особенности молодых специалистов вместе с наличием высшего образования и спецификой труда предопределяет иную социальную позицию.

Высшее образование является, прежде всего, профессиональной подготовкой высококвалифицированных специалистов. Кроме того, оно имеет символическое значение. В процессе обучения человек получает не только профессиональные знания, которые потом использует на практике, занимая определенную должность, а также диплом, который считается показателем престижа и символом социального статуса.

Структура, содержание, направленность высшего образования определяются достигнутым уровнем развития общества и его производственной сферы, тенденциями этого развития. В условиях социалистической экономики высшие учебные заведения были частью единого народнохозяйственного комплекса и действовали в соответствии с правилами планового механизма регулирования развития человеческих ресурсов. Государством формировались учебные планы, где определялись обязательные дисциплины и объем аудиторных часов. Успешная учеба гарантировала студентам получение диплома с отличием и выгодное трудоустройство. Кроме трудоустройства государство решало проблему социальной защиты молодых специалистов, что обнаруживалось в получении неплохой зарплаты и пакета социальных льгот (подъемные, предоставляемая жилплощадь, оплачиваемый проезд до места работы).

Различия в возрасте, как справедливо считают авторы фундаментального труда «Человек и его работа», - это, прежде всего, неравенство в жизненном и производственном пространстве обусловленное изменениями социальных условий труда и быта.[6] Настоящее положение молодых специалистов на рынке труда характеризуется такими проблемами, как отсутствие резервных накоплений и собственного жилья, а также рост безработицы, связанный с невостребованностью полученных во время учебы знаний или нежеланием работодателей набирать сотрудников без опыта работы. Сравнительные социологические исследования, проведенные Центром социологии молодежи РАН, свидетельствуют о фундаментальных изменениях положения российской молодежи в сфере труда.[7] Исследователи приходят к выводу, что молодежь оказалась в результате рыночных реформ наименее защищенной частью трудовых коллективов. К молодым работникам чаще применяются различные формы дискриминации: незаконные увольнения, использование неоплаченного труда в период продолжительных испытательных сроков.

Надо отметить, что специалисты - это, прежде всего, социальная общность с присущей ей психологией, системой ценностей, традициями и т.д., которые усваиваются в процессах социализации в вузах, НИИ и в практической деятельности на предприятиях. И, несмотря на то, что каждая профессиональная группа специалистов отличается определенной спецификой труда, их профессиональная подготовка, место в производстве, характер и содержание труда являются основой для формирования социально-профессиональной группы. Роль конкретного специалиста на предприятии определяется, прежде всего, его местом в структуре производства и выполняемыми в зависимости от этого производственными и социальными функциями.

В настоящее время специалист должен владеть большим объемом профессиональных знаний, уметь ставить и достигать цели, обладать творческими способностями и способностью к инновациям, знать свои права и обязанности, непрерывно повышать уровень своих знаний. Во многом эти требования обусловлены растущей широтой диапазона современной квалификации. Узкой специализации недостаточно сегодня для овладения новой сложной техникой, современными технологиями. Этот недостаток особенно проявляется в ситуации, когда профессиональная проблема выходит за рамки своей области и соприкасается с другими сферами жизни.

Другой особенностью современного производства является повсеместное и широкое применение новых информационных технологий, использующих компьютеры, умение работать на которых становится обязательным для специалиста. Благодаря этому растут возможности применения новых методов, творческих подходов, а также расширяется поле самостоятельности и ответственности в решении конкретных задач. Таким образом, в современном производстве с его изменениями, охватывающими внедрение и совершенствование множества нововведений труд специалиста характеризуется все большей инновационно-творческой и аналитической направленностью, возрастающей самостоятельностью, а вместе с ней и ответственностью.

Изменение в содержании и характере труда специалиста, рост общественной и производственной значимости этого вида деятельности требует уточнения существенных черт молодого специалиста, отвечающего современным требованиям. Некоторые из них, были названы выше: способности к инновациям и творчеству, профессионализм, самостоятельность, способность нести ответственность. К ним надо  добавить стремление к саморазвитию, актуальность которого связана с тем, что на сегодняшний день большинство видов деятельности требуют высокого уровня компетенции. По мере того как возрастает степень изменений, возникает необходимость, как в поддержании достигнутого уровня образования, так и в совершенствовании своих знаний и умений, овладении методами, обеспечивающими непрерывный процесс самообразования, которое является сегодня залогом эффективной профессиональной деятельности и развития карьеры.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что современный специалист должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции. Под компетентностью следует понимать доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, всей совокупности способов и средств достижения эффективных результатов. Сфера компетенции специалиста сложна и многогранна.  Прежде всего, она заключается в наличии специальных знаний и навыков в сфере своей профессии, а также развитии определенных черт личности, отражающих не простую суммузнаний, а скорость их приобретения и адаптацию к изменениям.

Между тем, деятельность специалиста зависит не только от профессиональной компетентности, но также от эффективности его взаимодействия с другими людьми. Поэтому в структуре характеристик молодого специалиста кроме профессиональной компетентности, необходимо выделить коммуникабельность, способность работать в коллективе, организаторские способности, умение управлять своим поведением.

Отмеченные тенденции в изменении содержания и характера труда специалиста позволяют создать перечень профессиональных и личностных характеристик молодого специалиста, отвечающего современным требованиям производства;

1) высокий уровень профессиональных знаний и умение использовать их в работе;

2) способность быстро адаптироваться к изменениям техники и технологии;

3) творческие способности;

4) стремление к саморазвитию;

5) самостоятельность и способность к ответственности;

6) инициативность, социальная активность;

7) коммуникабельность, умение работать в коллективе.

В настоящее время можно наблюдать процесс расслоения трудоспособного населения по степени его интеграции в новые экономические процессы, в частности, среди группы молодых специалистов, которые, имея общие черты, в то же время обладают разными интеллектуальными, социально-психологическими и другими характеристиками. Так, среди них можно выделить тех, кто нацелен на максимально быструю реализацию внутреннего потенциала своих профессиональных способностей и личностных качеств. Недостаток практического опыта компенсируется хорошим образованием, активным отношением к работе и желанием добиться максимальных успехов в жизни. Именно эти молодые люди интересуют в первую очередь кадровые службы успешно развивающихся компаний.[8] Удельный вес перспективных молодых специалистов, по данным социологического исследования, составляет 15%.

Приблизительно 50% выпускников вузов пребывают в "аморфном" состоянии. У них нет четкого представления о том, чем заниматься в жизни, насколько их знания и умения, полученные в вузе, будут реализованы в профессиональной деятельности. Оставшаяся часть (около 35%) представляют собой способных, перспективных молодых людей, но не знающих ни границ своих возможностей, ни способов поиска хорошей работы. Решающую роль в их дальнейшей судьбе играют случайные обстоятельства.[9]

В профессиональную трудовую деятельность человек вступает уже со сформированным ценностным сознанием. Он знает, какие интересы хотел бы реализовать посредством работы на данном предприятии. Ценностные ориентации являются одним из важнейших элементов структуры личности. Они представляют собой относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к ценностям материальной и духовной культуры общества, которые рассматриваются как предметы цели и средства для удовлетворения его жизненных потребностей. Поэтому анализ ценностных ориентации трансформируется по существу в анализ тех объектов, которые предпочитаются субъектом, и на интеграцию с которыми направлена его активность.

В настоящее время в российском обществе идет интенсивный процесс переосмысления, осознания ценностей. Вместе с этим, вследствие дополнения и развития системы ценностей разными социальными группами, наблюдается процесс дифференциации элементов системы. В этом смысле, наряду с общечеловеческими и национальными, можно говорить о ценностях интеллигенции, предпринимателей, работников физического труда, молодежи и т.д.[10]

Надо отметить тот факт, что большинство специалистов признают молодежь как конкурентоспособную категорию трудовых ресурсов.

Большинство руководителей явно видят смысл в том, чтобы брать на работу молодых выпускников вузов. Основные резоны для этого:

-желание использовать молодую энергию, активность и «незашоренность», открытость новому, динамичность;

-возможность использовать молодой потенциал за меньшую зарплату, чем у опытных специалистов;

-возможность вливать «молодую кровь», в т.ч. и для активизации старых работников;

-молодые имеют и то преимущество, что их легче интегрировать в организационную культуру предприятия; из них проще лепить «своего», чем переделывать и переучивать тех, у кого сформировались устойчивые привычки, не соответствующие организационной культуре компании.

Многие работодатели отмечают, что они готовы брать на практику и даже доучивать молодых, но подчеркивали: учить  новым технологиям, новым методикам, специфике работы, но выпускник должен уже обладать базовыми знаниями по информационным технологиям, по деловому этикету и другими.[11]

Работодатели отмечают, что предпочли бы принять опытных работников, но вследствие острой нехватки на рынке труда подготовленных кадров с определенной специализацией, они уже сейчас готовы принять молодежь с вузовским образованием. Молодых специалистов берут охотно в тех отраслях и по тем специальностям, где чувствуется дефицит опытных специалистов, и где именно знания играют первостепенную роль.

Основными компетенциями, повышающими конкурентоспособность выпускника на рынке труда по мнению работодателей являются:[12]

· Активная жизненная позиция. Активность. Мобильность. Быстродействие. Энергичность. Неформальное отношение. Быть способным самостоятельно работать.

Решительность как умение рисковать. Авторитетность (как справедливость). Желание работать, творить.

· Серьезность мотивации к профессии. Владение  основами полученной специальности и желание развиваться в выбранной отрасли.

· Склонность к саморазвитию. Стремление к новым знаниям. Стремление разобраться, быстро освоить необходимые знания, умения, навыки. Сообразительность. Аналитические способности. Системное мышление. Эрудиция. Здравомыслие. Желание познавать и развиваться.

· Трудолюбие. Желание работать. Готовность работать много. Готовность к трудностям (сложные условия труда, цейтнот, стресс, прессинг). Привычка трудиться. Опыт работы во время учебы. Положительная характеристика с места учебы. Ответственность. Строгость (как исполнение приказов и поручений). Пунктуальность.

· Навыки коммуникации. Деловой этикет. Умение показать свои наиболее выгодные качества при приеме на работу. Умение думать о других.

· Способность получать результат. Предложить свои варианты решения. Желание работать на результат. Креативность. Преданность делу.

· Здоровье. Отсутствие вредных привычек.

 

Сравнительный анализ оценок руководителями качеств молодого специалиста без опыта и с опытом работы показал, что наиболее высоко руководители оценивают такие профессиональные характеристики молодых специалистов без опыта как: образование по профилю работы, уровень образования, владение компьютером, наличие знаний по смежным специальностям, уровень профессиональных знаний, а из личностных качеств — обязательность, дисциплинированность, трудолюбие, внимательность, организованность, целеустремленность, общительность, настойчивость, мобильность, контактность.

Наиболее низко были оценены следующие профессиональные качества специалистов без опыта работы: владение оргтехникой и диплом с отличием, личностные — самостоятельность, кооперативность, откровенность.

 Очевидно, что опыт работы и диплом о профобразовании — это, скорее, формальные фильтры для устройства на работу, но не достаточные условия для получения работы. Способности молодого специалиста с опытом работы конкурировать на рынке труда оценены достаточно высоко; в более высокой степени значимости оценили руководители следующие их профессиональные характеристики: уровень профессиональных знаний, владение компьютером, уровень образования, наличие профильного образования, владение оргтехникой, а из личностных качеств: трудолюбие, внимательность, организованность, уверенность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, тактичность, обязательность, целеустремленность, контактность, деловитость. В меньшей степени руководители оценили значимость престижности диплома и наличие диплома с отличием для специалиста с опытом работы, а также наличие таких качеств как: лидерство, кооперативность и откровенность.

Специфика критериев конкурентоспособности молодых специалистов с опытом работы и без опыта работы очевидна. Ведущим фактором в структуре качеств молодого специалиста без опыта работы является группа нравственных качеств, в структуре качеств опытного молодого специалиста — группа деловых качеств. [13] 

 У молодого специалиста без опыта на первое место выступают те качества, которые непосредственно проявляются во взаимодействии и взаимоотношениях с членами коллектива, с руководителем и др. В дополнение к этим качествам, при характеристике руководителями опытного молодого специалиста ведущими становятся те качества, которые характеризуют активность самого специалиста и важны (необходимы) для успешного трудоустройства и эффективной работы.

Выявлена определенная специфика в соотношении оценок руководителей организаций в различных сферах деятельности. В отраслях и секторах экономики (например, в социальной, в промышленности, в сфере деловых услуг, торговле) требования руководителей к структуре конкурентоспособности будут различаться.

Таким образом, в структуре конкурентоспособности молодого специалиста, прежде всего, выделяют наличие профессионального образования, при этом в промышленности и социальной сфере необходимо иметь профильное образование. Наименее значимыми в предложенном списке профессиональных характеристик оказались престижность диплома и наличие диплома с отличием. В действительности, эти характеристики в глазах работодателей, особенно в социальной сфере, промышленности, деловых услуг, могут быть даже неплохой рекомендацией при приеме на работу молодого специалиста. Однако, они, скорее всего, свидетельствуют не столько о качестве полученного образования, сколько об организационных, психологических и определенных интеллектуальных способностях молодого специалиста.[14]

Наряду с этим, была показана степень важности личной составляющей в структуре конкурентоспособности молодого специалиста по отраслям и секторам экономики: организованность, дисциплинированность, внимательность, трудолюбие. Эти качества особенно востребованы в социальной сфере, промышленности, торговле. Такие требования руководителей в условиях современного производства доказывают важность «исполнительских» качеств у специалиста. В большинстве случаев от молодого специалиста требуется «классический» рядовой исполнитель, готовый подчиняться руководству и приспосабливаться к условиям труда.

Конкурентная среда в системе трудовых отношений предполагает состязательность между субъектами. Это в свою очередь потребует от выпускников учебных заведений овладение методами и технологиями «самомаркетинга». Среди них: необходимость прогнозировать перспективы и заглядывать в будущее; планировать будущую специальность с учетом анализа конъюнктуры рынка труда; совмещение обучения с производственной практикой, приобретением навыков трудовой деятельности; овладение технологиями по стратегии трудоустройства, которые включают в себя: разработку и размещение резюме, нахождение источников информации о рабочих местах; технику ведения телефонных переговоров, участие в собеседованиях с работодателем.

 

§1.3. Адаптация молодых специалистов в системе образования

В учреждениях образования, профессиональная адаптация имеет свои отличительные особенности. Прежде всего, они проявляются в спе­цифике сочетания внутренних установок специалиста и внешних ожида­ний среды.

Говоря об адаптации молодого специалиста в системе образовании необходимо не забывать о многогранности этого процесса. Зная суть педагогического труда, специфику адаптации молодого специалиста в системе образования можно рассматривать с точки зрения множества аспектов, от которых она находится в прямой зависимости. Приведём, основные их них:

- профессиональный аспект рассматривает то, насколько педагог обладает педагогическими способностями, насколько они выражены или насколько молодой специалист стремится их развивать и т.п.;

- личностный аспект рассматривает индивидуальный стиль деятельности педагога, его коммуникативные умения, характер адаптивного поведения

- социальный аспект рассматривает государственные требования к системе образования, корпоративную культуру учебного заведения, тип адаптивного поведения коллег и т.п.;

- ролевой аспект рассматривает молодого специалиста в различных социальных ролях (наставника, воспитателя, партнёра, психолога, обучающегося, коллеги, делового партнёра и т.п.)

Для того, чтобы успешно прошла    адаптация молодого специалиста в системе образования и он мог справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные, общие и специальные способности. Эти способности в своей совокупности составляют индивидуальность молодых педагогов, в силу которой каждый хороший педагог представляет собой уникальную и своеобразную личность. В идеале педагогические способности должны присутствовать, как у педагогов традиционного, так и у педагогов демократического типа.

В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. Общие способности молодого специалиста были рассмотрены нами ранее, а специальные способности рассмотрим более подробно. Их можно условно разделить на способности к обучению и способности к воспитанию. Способности, к обучению включают в себя:

•   способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;

•   способность по-разному излагать один и тот же учебный материал, с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

•   способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объёма информации, интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

•   способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примере;

•   способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также её непосредственное использование в педагогической деятельности;

•   способность формировать у учащихся, нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).

Все эти специальные способности касаются трёх взаимосвязанных сторон деятельности молодого специалиста по приобретению знаний, умений, навыков: обучения, учения и научения. Трудно сказать, когда они начинают формироваться в онтогенезе, и по каким законам развиваются. Что в них является врождённым и существует в форме задатков, но ясно одно: в процессе педагогической деятельности молодому специалисту необходимо воспитывать эти способности, формировать и развивать их.

Особый класс специальных педагогических способностей, необходимых молодому специалисту в процессе   адаптации, составляют способности к воспитанию детей. В качестве главных можно выделить следующие:

1. способность правильно, оценивать внутренние состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии);

2. способность быть образцом культуры и примером для подражания для детей в мыслях чувствах и поступках;

3. способность вызывать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро и добиваться высоких нравственных целей;

4. способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитуемого ребёнка;

5. способность вселять в человека уверенность, успокаивать его и стимулировать к самосовершенствованию;

6. способность находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания;

7. способность вызывать к себе уважение со стороны воспитуемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны иметь авторитет среди детей.

О процессе формирования и развития способностей молодого специалиста, как воспитателя, можно сказать то же самое, что утверждалось о способностях к обучению, за исключением, пожалуй, одного: быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что среди характерных для педагога - воспитателя способностей больше таких, которые даны человеку от природы. В среде педагогов немало таких, кто является хорошим учителем, но сравнительно слабым воспитателем. Это обстоятельство не является основанием для вывода о том, что соответствующие люди не могут стать хорошими педагогами, просто сфера их педагогического мастерства может быть различной: или преимущественно учительской или преимущественно воспитательной. Современная социокультурная ситуации требует, чтобы молодой специалист одновременно выступал как педагогом, так и воспитателем. Молодым специалистам в тоталитарном режиме было адаптироваться намного проще. Они были трансляторами своей культуры, их деятельность сдвигалась от собственно педагогической функции к функции трансляции, передачи деятельности, т.е. к довольно пассивной деятельности.

Центральная тяжесть в принципиально демократической культуре всё более падает на индивидуальности и индивидуальное сознание, воспитание, а не научение. Педагог теперь не образец, а индивидуальность, личность, которая хочет, чтобы её поняли. Но такая личность и сама хочет понимать других, тоже личностей, имеющих право на слово и мнение.

Среди специальных педагогических    способностей, отмечены спецификой работы в системе образования, есть способность особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима им обоим. Это способность к педагогическому общению. В.А. Канн-Калик, психолог, который много занимался исследованием этой способности,  писал, что педагогический труд насчитывает в себе более 200 компонентов.[15]

Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе - воздействие личности учителя на личность ученика (родителей, администрации, коллег).

Одним из важных качеств, которым необходимо обладать каждому молодому специалисту, является умение организовать длительное и эффективное  взаимодействие не только с учениками, но и с родителями, коллегами, администрацией. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально    педагогическим общением - важнейшее требование к личности молодого специалиста в том аспекте, который касается межличностных взаимоотношений. Говоря о коммуникативных способностях молодого специалиста, необходимо учитывать, что далеко не все коммуникативные способности проявляют себя в одинаковой мере. Есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог, и которые не являются необходимыми для людей, других профессий. В частности, познание, человеком других людей, познание самого себя, правильное восприятие и оценивание ситуаций общения, умение вести себя по отношению к людям, действия, принимаемые человеком по отношению к самому себе. В социологическом плане все это интересно, но мало изучено. Именно невербальные формы педагогического общения порождают большие и разнообразные проблемы в процессе адаптации молодых педагогов. Связанные с этими формами коммуникативные способности включают умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты; умение вести себя так, чтобы быть правильно воспринятым и понятым другим человеком; умение учитывать возрастные, социальные и психологические особенности собеседников и т.п.

Способности, проявляемые в действиях молодого специалиста по отношению к самому себе, содержат умения управлять теми аспектами собственного поведения, которые важны, для прохождения процесса адаптации и установления нормальных отношении с коллективом педагогов, учащимися, родителями, администрацией. К ним же относятся способности молодого педагога к самовосприятию, самореализации самообразованию и т.д. Таким образом, педагогический такт является коммуникативным, диагностическим актом.

 Сложность адаптации молодого специалиста в системе образования заключается в том, что никакой вуз не в состоянии научить своих выпускников всему и на всё случаи жизни. Он может и обязан вооружить опытом и методами научного познания, привить или развить кое - какие педагогические способности, чтобы молодой специалист мог с наименьшими затратами дополнительного труда и времени усваивать новую информацию, совершенствовать идейно-теоретическую и специальную подготовку.

Рассмотрев специфику адаптации молодого специалиста в системе образования с точки зрения ориентации на педагогически способности преподавателя, мы видим, что в этом вопросе нельзя не учитывать анализ развития системы образования в целом (эпоху, время, режим правлении социальный заказ, социальную среду). Характер адаптации молодых специалистов в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национальными и культурными особенностями.

Рассмотрим специфику адаптации молодых специалистов в системе образования с точки зрения анализа развития образования в целом. Образование — один из самых значимых и сложных институтов социализации. «Именно через образование общество обеспечивает своё развитие». Речь идёт об образовании во всех его подсистемах и на всех уровнях. Г.Е.Зборовский отмечает: «Образование - это фундамент культуры не только с точки зрения институциональной, но и личностной.»[16]

В условиях системного кризиса российского общества молодое поколение педагогов оказалось в ситуации, когда оно логикой истории призвано продолжать, своё развитие на базе унаследованных материальных духовных ценностей, а также вынуждено находясь в стадии адаптации, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам, возникающий у них со «старым поколением педагогов», их попыткам реставрировать прошлое. Это драма «традиции - инновации», драма поколения россиян XXI века. 

Следует учитывать, что для большинства наших учителей свойственно
адаптивное поведение авторитарного типа, характеризующееся доминированием социализации над адаптацией иприводящее к кризису
индивидуальной и групповой идентификаций. Современная система
образования нуждается в новой генерации педагогов – «переходного»
(демократического) типа личности, поэтому особую остроту приобретает
вопрос о том, как наиболее гуманно помочь педагогу авторитарного типа
адаптироваться к работе и жизни в демократическом обществе «переходного
типа».

Положение С.Л. Рубинштейна о двух способах жизни послужило методологической основой для построения двух моделей адаптивного поведения молодых специалистов: модельного авторитарного адаптивного поведения, в основе которой лежит «первый способ существования человека» и модель «переходного» (демократического) адаптивного поведения, основанного на «втором способе жизнедеятельности».[17]

Модель авторитарного адаптивного поведения, характеризуется процессами, определёнными С.Л. Рубинштейном как первый способ жизни,    при котором учитель находится «внутри» самого профессионального труда и способен относиться лишь к отдельным фрагментам и характеристикам этого труда, а не к труду в целом.

В поведении доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам как бы вынуждающим учителя в каждом конкретном случае поступать определенным образом. Специфика профессионального самосознания в модели авторитарного адаптивного поведения обусловлена многообразными ситуациями, требующими от него развитого умения скоординировать свое автономное действие с действиями других людей (администрация, коллега, родители, ученики и др.), используя адаптивные стратегии, которые в различных ситуациях передавались исторически от поколения педагогов к другому (штампами, стереотипами). Молодой педагог при авторитарном адаптивном поведении во всех адаптивных ситуациях руководствуется принципом минимизации социально-психологических, информационных затрат и усилий, пытаясь получить при этом максимально возможный приспособительный результат. Между авторитарным адаптив­ным поведением и «пассивной формой адаптации», описанной Г.Е.Зборовским, можно провести аналогию. «Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии норм и ценностей, хотя безусловно она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.»[18]

Авторитарное адаптивное поведениемолодого специалиста в системе образования это пассивное, комфортное принятие целей и ценностных ориентации группы (коллектива, администрации и т.д.), подчинение принципам и законам системы образования (среде), отсутствие у педагога стремления к независимости от воздействий из вне, неспособности к гибкому поведению и спонтанности.

• Модель «переходного» (демократического)адаптивного поведения, характеризуется процессами, определёнными С.Л. Рубинштейном как второй способ жизни,   при котором педагоги  характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. Этот прорыв даёт молодому специалисту возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее будущее не только в системе образования, но и в обществе. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия педагогического процесса, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать адаптационные барьеры, как стимул для дальнейшего развития, - как, преодоление собственных пределов, У молодого специалиста «переходного»   (демократического) типа адаптивного поведения в процессе адаптации активно проявляются: самообразование, саморегуляция, самореа­лизация. Решающим элементом в адаптивном поведении молодого специа­листа является возможность и необходимость делать выбор, а значит ощущать  свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдёт, с другой.

«Переходное (демократическое) адаптивное поведение молодого спе­циалиста в системе образования — умение работать в условиях совместной деятельности, адекватно реагировать в экстремальной ситуации и в условиях новой социальной среды конструктивно разрешать межличностные конфликты,  уметь прогнозировать изменения социальной среды, преодолевать адаптационные барьеры, не в падая в состояние фрустрации, и искать новые способы их преодоления.

Здесь, вероятно, имеет смысл уточнить, что в процессе адаптации молодого специалиста в системе образования происходит его личностное и профессиональное развитие. Личностное развитие   подразумевает выработку адаптационных стратегий, высвобождающих внутренние ресурсы, включающие способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, активно на неё воздействовать, отстаивая свою независимость от внешнего давления и возможность творческого проявления. Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития. Модель «переходного» адаптационного поведения предполагает умение тогда, когда действия педагога строятся без прототипа, что подразумевает умение самостоятельно продуцировать цели и задачи, зачастую идущие вразрез с общепринятыми в данной учреждении (системе образования) взглядами, и добиваться их достижения. Педагог выбирает наиболее мобильные и пластичные стратегии адаптации психологического типа, ибо в них человек в основном опирается на максимальную мобилизацию собственных психических ресурсов.

Можно предположить, что молодите специалисты, обладают некоторым набором однотипных личностных ресурсов, занимают сходные социальные  позиции. Всё это справедливо для стабильной ситуации в обществе. Но в трансформирующемся обществе события см



2020-02-04 1296 Обсуждений (0)
Молодые специалисты как специфическая категория трудовых ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Молодые специалисты как специфическая категория трудовых ресурсов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)