Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Спрос: определение, закон, кривая спроса. Детерминанты спроса



2020-02-04 273 Обсуждений (0)
Спрос: определение, закон, кривая спроса. Детерминанты спроса 0.00 из 5.00 0 оценок




Рыночная экономика характеризуется бесконечным взаимодействием спроса и предложения. Спрос - желание и способность людей заплатить за данный товар или услугу.

Объем спроса – это количество товара, которое покупатели в данный период времени по заданной цене могут приобрести на рынке.

Следователь, в рамках спроса взаимодействие производитель – потребитель приобретает качественно новую характеристику как взаимодействие покупатель – продавец.

Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем больше его количество (при прочих равных условиях) может быть куплено, и наоборот. Эту зависимость в экономической теории называют законом спроса, который математически был сформулирован А. Курно (1838). Отложив по вертикальной оси цену товара, а по горизонтальной – величину спроса, мы получим кривую спроса D.

Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товаров. 

     


    P

 

                                                           

 

  P2

 

 

  P1

                                                                  D

 

 

      

                       

 

                         Q1                   Q2                       Q

Р                                                                                                                                                                                               D 1                                                  D                                                                                             D 2                                                                       Q
Рис.7.1. Кривая спроса Рис. 7.2. Cдвиг кривой спроса

Следует различать изменение объема спроса и изменение спроса. Движение вдоль кривой спроса называется изменением объема спроса. Оно представляет изменение количества покупаемого товара в ответ на изменение его цены (рис. 7.1). Если же изменится любой из факторов, влияющих на спрос, кроме цены на этот товар (например, доходы или вкусы покупателей), то происходит движение кривой спроса (рис. 7.2) вправо и вверх (увеличение спроса) и влево и вниз (уменьшение спроса).

К неценовым факторам спроса (вызывающих сдвиг кривой спроса) относят:

· вкусы и предпочтения покупателей. Благоприятное изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, может означать, что спрос возрастет независимо от цены. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево и вниз. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.

· число покупателей на рынке. Увеличение на рынке числа покупателей обусловливает повышение спроса, а уменьшение – сокращение спроса.

· доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары.

· цены на сопряженные товары. Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос. Например, вместо кофе приобретается чай, если выросли цены на кофе.

· ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос. Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

    В качестве причин постепенного убывания спроса экономическая теория выделяет следующее:

А) Закон убывающей предельной полезности, который гласит, что по мере потребления дополнительных единиц их полезность снижается, следовательно, нет смысла платить ту же цену за менее полезный товар.

Б) Эффект замещения. Дорогие товары замещаются более дешевыми, следовательно, снижение цен увеличивает число покупателей.

В) Эффект дохода. Когда цены снижаются, а доход остается неизменным, возникает ощущение роста дохода, таким образом, снижение цен расширяет покупательную способность потребителей.



2020-02-04 273 Обсуждений (0)
Спрос: определение, закон, кривая спроса. Детерминанты спроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Спрос: определение, закон, кривая спроса. Детерминанты спроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)