Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения



2020-02-04 483 Обсуждений (0)
Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




Как уже отмечалось, спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим связано понятие эластичности. Эластичность спроса или предложения – это их способность гибко изменяться под влиянием определяющих факторов. Поскольку главный их этих факторов - цена, то вначале обратимся именно к ценовой эластичности спроса и предложения. Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности.

Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствительность спроса на изменение цены или дохода и перекрестная эластичность.

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%. Формула его расчета имеет следующий вид:

     % изменение объема спроса∆ Q   . ∆P   (Q1-Q2) . ( P1- P2)    

Еp = % изменение цены         = Q1 . P1 =  Q1  . P1

 

Еp – коэффициент ценовой эластичности спроса; ∆Q- изменение объема спроса; Q1 –первоначальный спрос; ∆P – изменение цены; P1 –первоначальная цена.

Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то спрос на товар эластичныйd>1).

Если реагирует слабо то неэластичныйd< 1).

Если изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема спроса, то речь идет о единичной эластичностиd =1).

Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичный к любому самому большому изменению цены или наоборот обладает бесконечной эластичностью.

Следующий коэффициент эластичности – коэффициент эластичности спроса по доходу.

Он показывает на сколько изменился спрос если величина дохода изменилась на процент.

     % изменение объема спроса  ∆ Q   . ∆I   (Q1-Q2) . ( I1- I2)    

Еi = % изменение дохода         = Q1 . I1 =  Q1  . I1

 

Еi – коэффициент эластичности спроса по доходу; ∆Q - изменение объема спроса; Q1 –первоначальный спрос; ∆I – изменение дохода; I1– первоначальная величина дохода.

Численное значение коэффициента Еi используется для характеристики товаров по качеству. 

Если Еi <0, товар является низкокачественным. По мере увеличения доходов спрос на такие товары уменьшается, т.е. спрос и доход изменяются в противоположном направлениях.

Если Еi >0, товар считается нормальным. Увеличение дохода ведет к росту спроса на такие товары, т.е. спрос и доход изменяются в одном и том же направлении.

Кроме того, среди нормальных товаров можно выделить товары первой необходимости (0< Еi <1), второй необходимости (Еi =1) и предметы роскоши (Еi>1).

Следующий вид эластичности спроса – перекрестная эластичность.

Характер изменения спроса на товар Х от изменения цены на товар Y зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся товары Х и Y.

Если Еxy >0, то товары Х и Y взаимозаменяемые (масло и маргарин).

Если Еxy< 0, то товары Х и Y взаимодополняемые (автомобиль, бензин).

Если Еxy =0, то товары Х и Y не зависят друг от друга (хлеб и цемент).

Как и спрос, количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и, прежде всего от рыночной цены товара. Формула расчета коэффициента эластичности предложения следующая:

     % изменение объема спроса∆ Q   . ∆P   (Q1-Q2) . ( P1- P2)    

Е s = % изменение цены        = Q1 . P1 =  Q1 . P1

Если Еs>1, то предложение неэластичное

Если Еs <1, то предложение эластичное.

Если Еs =1, то единичной эластичности.

Выделяют также абсолютно неэластичное (изменение цены не вызывает изменения предложения) и абсолютно эластичное предложение (когда малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения).

В экономической теории различают три типа равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей:

1. Мгновенное равновесие – предложение неизменно, у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение.

2. Краткосрочное равновесие – предложение растет, но количество предприятий неизменно.

3. Длительное равновесие – изменяется число предприятий, объем используемых ресурсов.

Тема 8. Конкуренция и монополия

План лекции (1 кр. час)

1. Конкуренция, ее виды.

2. Монополия: экономическая природа и причины возникновения. Виды и формы монополий.

3. Антимонопольное регулирование.

Конкуренция, ее виды

Конкуренция – соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так, производители (продавцы) товаров стремятся, как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать; наемные работники – получить большую заработную плату; потребители – купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция. Чаще всего выделяют два основных метода конкурентной борьбы: ценовой и неценовой.

                                                     Таблица 8.1 Классификация конкуренции

Классификационные признаки Виды конкуренции
субъект Страны, регионы, отрасли, фирмы  
объект Товар, услуга  
методы Ценовые, неценовые    
Деловая этика Добросовестная, недобросовестная    
сфера Внутриотраслевая, межотраслевая  
Стадии Зарождающаяся, нарастающаяся, интенсивная, понижающаяся
форма Совершенная, несовершенная    

Ценовая конкуренция – это своеобразное соревнование цен; продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, распродажами. Еще более разнообразны методы неценовой конкуренции. Это, в частности, обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (продажа в кредит, доставка товара на дом, дополнительные гарантии); привлекательные реклама и оформление товара (конкретная и полезная информация о нем вместо пустых призывов; фирменный знак, стиль, яркая упаковка).

Все эти методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференциацию продукта, то есть его видоизменение и обновление (для разнообразия), а также наделение товара «фирменными» чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента. Подобный выпуск по существу одних и тех товаров в многочисленных вариантах значительно расширяет выбор потребителей – в этом плюс товарной дифференциации. Но есть и минус: трудно различить подлинные и мнимые улучшения продукта, увеличиваются затраты времени и нервов при покупках.

Конкуренция может происходить как внутриотраслевая, между предприятиями одной отрасли за наиболее выгодные условия производства, и сбыта товаров. Результатом является установление рыночной стоимости и рыночной цены на однородные товары. В случае межотраслевой конкуренции соперничают товаропроизводители разных отраслей за сферу наиболее прибыльного вложения капитала, в ходе которой осуществляются его переливы из одной отрасли в другую. Результатом является получение средней прибыли каждым товаропроизводителем во всех отраслях экономики.

Конкуренция имеет стадии развития в зависимости от жизненного цикла товара, подразделяемого на следующие этапы: внедрения, роста, зрелости и упадка. В соответствии с ними изменяется интенсивность конкуренции. Станет ли товар – новинка, находящийся на этапе внедрения товаром-долгожителем, во многом зависит от умения правильно определять

этап жизненного цикла, разрабатывать соответствующую стратегию и своевременно вносить корректировки в тактику конкурентной борьбы.

По формам конкуренцию различают совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный агент рыночной экономики при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может своими действиями оказывать влияния на ценообразование. Совершенная конкуренция предполагает полную мобилизацию производственных ресурсов. Каждый владелец такого ресурса выбирает выгодную для себя сферу приложения и не ограничен в этом выборе ничем, кроме конкуренции со стороны аналогичных ресурсов. Понятие совершенной конкуренции включает в себя также полную информированность всех без исключения участников производства рыночной экономики о тех хозяйственных возможностях, которые имеются в ней. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, мобильность производственных ресурсов, абсолютное знание предпринимателями состояния рынка. Если же хотя бы одно из условий конкуренции нарушается, то речь будет идти о несовершенной конкуренции. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия. Представим характеристику каждой модели рынка (см. табл. 8.1).   

                               Таблица 8.1 Основные типы рыночных структур

Модели рынков Характер- нее черты Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм множество мелких фирм Множество мелких фирм Несколько крупных фирм Одна крупная фирма
Тип продукта Стандартизированный (однородный) Дифференцированный (разнородный) Стандартизированный или дифференцированный Уникальный, нет близких заменителей
Контроль над ценой   Отсутствует Некоторый. В довольно узких рамках Ограниченный взаимозависимостью; значительный при «тайном сговоре» Значительный
Условия входа и выхода из отрасли Никаких затруднений Никаких затруднений Возможны отдельные препятствия при входе Практически непреодолимые препятствия при входе
Доступность информации Равный доступ ко всем видам информации Некоторые ограничения Некоторые ограничения Некоторые ограничения
Неценовая конкуренция Отсутствует  Значительный упор на рекламу (торговые знаки, марки и т.д.) Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д. Производство стали, автомобилей, с/х. инвентаря, бытовых приборов Местные предприятия общественного пользования (метро, АТС и т.д.)

 

В условиях чистой (совершенной) конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль.

Полной противоположностью совершенной конкуренции является монополия. «Чистая монополия» - крайний случай несовершенной конкуренции.

Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в качестве единственного производителя данного товара. Выпускаемая ею продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен.

Если монопольная фирма получает экономическую прибыль, то это будет искушать новых потенциальных продавцов конкурировать с монополистом путем производства аналогичного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует существования условий, предотвращающих конкуренцию новых продавцов с монополией. Барьер для входа в отрасль – это ограничитель, который предотвращает появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы.

Основные типы барьеров для входа на рынке, дающие возможность развиваться монополии и помогающие ее поддерживать, это:

лицензия – право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке;

товарный знак – особый символ, позволяющий узнавать товар, услугу или фирму;

авторское право – обеспечивает создателям новых продуктов или произведений литературы, искусства и музыки исключительные права продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений;

патент – свидетельство, подтверждающее исключительное право автора на распоряжение созданным им благом (технологией).

Идея патентов и авторских прав состоит в том, чтобы поощрять фирмы и отдельные личности изобретать новые продукты и процессы путем гарантирования изобретателям исключительных прав на то, чтобы реализовать на рынке плоды их усилий. Однако исключительные права гарантируются только на ограниченный период. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает. Создаваемая таким образом монополия является временной.

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.    

Наконец, олигополия – модель рынка, где небольшое число продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь или алюминий) или дифференцированы (автомобили, компьютеры). Как правило, вступление в олигополистические отрасли – дело очень сложное.

Кроме основных типов рыночных структур, существует множество других: монопсония, олигопсония, дуополия, двусторонняя монополия.

Монопсония – рынок, на котором оперирует один крупный покупатель какого-то товара, услуги и этот покупатель контролирует цену.

Олигопсония – рыночная ситуация, когда множеству продавцом противостоит несколько крупных покупателей.

Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства.

Двусторонняя монополия – на рынке один крупный производитель – монополист сталкивается с одним крупным покупателем – монополистом.

    



2020-02-04 483 Обсуждений (0)
Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)