Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребление и полезность .



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
Потребление и полезность . 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Закон убывающей предельной полезности

ПОТРЕБЛЕНИЕ представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

 

В рыночной экономике потребности людей определяют спрос на товары и услуги. При выборе потребительских благ потребитель (покупатель) руководствуется своими потребностями и располагаемым доходом. Но для того, чтобы рационально распределять свои средства на покупку различных товаров и получать при этом максимум удовлетворения, потребитель должен иметь какую-то основу для их сопоставления.

Экономисты в конце XIX века в качестве такой основы приняли полезность, под которой понимают способность блага удовлетворять какие-либо потребности потребителя.

Термин "полезность" был введен в экономическую науку английским философом И.Бентамом (1748—1832 гг.). Согласно Бентаму, максимизация полезности и является основным мотивом поведения потребителя в его стремлении максимизировать ожидаемое удовлетворение. Потребитель при этом руководствуется своими личными вкусами и предпочтениями.

Очевидно, что для того, чтобы получить наивысшее удовольствие от потребляемого блага, потребитель должен каким-то образом сравнивать, сопоставлять и соизмерять полезности различных благ и их наборов.

Экономическая наука выделяет два подхода к оценке полезности благ:

1. кардиналистский (количественный),

2. ординалистский (порядковый).

    Кардиналистский подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности — ютилах (от англ. utility — полезность). В этой теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора и определить его общую полезность. Это можно записать в виде функции общей полезности:

где TU— общая полезность данного набора товаров,

Qa, Qe, Qx — объемы потребления товаров Л, В, X в единицу времени.

Следует иметь в виду, что когда речь идет о полезности, то подразумевают ее не вообще, а полезность определенного количества того или иного блага. Это значит, что определенная потребность человека удовлетворяется следующими друг за другом единицами товара. При этом замечено, что последовательно потребляемые единицы какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Впервые этот принцип убывающей полезности был обоснован немецким экономистом Германом Госсеном в 1854 году. На основе его положений был сформулирован первый закон Госсена, который гласит: при последовательном росте потребления блага полезность каждой добавленной единицы уменьшается. Впоследствии этот закон получил название закона убывающей предельной полезности. На основе его сформулировано правило максимизации полезности: потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, приносила бы равную предельную полезность . (Предельная полезность - это прирост обшей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на елку единицу).

В такой ситуации потребитель не будет стремиться изменять структуру расходов и структуру потребления, ибо такое изменение лишь ухудшит его благосостояние.

Ординалистский подход к анализу полезности основывается на менее жестких предположениях, чем кардиналистский. Здесь от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их "предпочтительности".

Ординалистский подход к упорядочению потребителем товарных наборов по степени их предпочтения базируется на следующих четырех аксиомах:

1. полной упорядоченности предпочтений (т.е. предположении о сравнимости).

Считается, что потребитель способен сравнивать и классифицировать все наборы товаров и услуг в каждый конкретный момент времени. Это достигается с помощью отношений предпочтения ( > ) и безразличия ( ~ ). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что:

 

а)    А > В, т.е. товар А предпочтительнее товара В;

б)   В > А, т.е. товар В предпочтительнее товара А;

в)   А ~ В, т.е. товары А и В равноценны;

2. аксиоме транзитивности (от лат. "переход ") предпочтений. Суть ее в следующем: если товар А > товара В, а товар В > товара С, то товар А > товара С;

3. аксиоме ненасыщения. Если набор потребляемых благ А содержит на одну единицу блага больше, чем набор В, то А > В, т.е. предполагается, что увеличение потребления любого товара при фиксированных объемах потребления других товаров, улучшает положение потребителя;

4. аксиоме независимости потребителя, т.е. удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это значит, что ему не знакомы чувства зависти и сострадания.

 



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
Потребление и полезность . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребление и полезность .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)