Возможности комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с природой и развитии у них математических представлений
Реализация специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников происходит благодаря участию в соответствующих возрасту видах деятельности. Организация и руководство разных видов деятельности должны находиться в центре внимания педагогов. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие. Основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь группы детского сада интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций [10, с.45]. При развитии у детей математических представлений в первую очередь учитывается важная роль чувственного познания дошкольников. Педагог должен стремиться активизировать работу всех анализаторов ребенка, опираясь на разные виды детской деятельности: игровую, изобразительную, музыкальную, художественно-речевую, трудовую, экспериментирование и др. Так, например, освоить порядковый счет детям помогают игры «Что изменилось?», «Назови следующий» и др. с использованием природного материала; детские считалки, такие сказки, как «Рукавичка», «Теремок», «Телефон» и др. При ознакомлении детей с отношениями между целым и частями помогут художественные виды деятельности, например, несколько частей в музыкальном произведении. И сказка, ее композиция, включает также несколько частей; в театральном спектакле – несколько действий, актов; в одной книге – несколько сказок; в аппликации, конструировании – на начальном этапе деятельности детям часто приходиться делить лист пополам, на равные части; из сделанных каждым ребенком флажков получилось одно целое – красочная гирлянда. Важное внимание при обучении математике уделяется ознакомлению детей с формами предметов. При этом воспитатель стимулирует детей к определению формы предметов, с которыми они встречаются в повседневной жизни: в бытовой, игровой деятельности, на прогулках. Используя разные методы в работе с детьми, отвечающие их возрастным возможностям, в том числе – возросшей активности, самостоятельности воспитатель может сделать природу важным фактором всестороннего развития ребенка. Он воспитает у детей любовь к жизни во всех ее проявлениях, разовьет способность воспринимать красоту. Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живой и неживой природой, растительным и животным миром педагог использует различные формы работы: занятия, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения в повседневном жизни. Значимое место отводится детским наблюдениям за природой, природными явлениями, самонаблюдению, экспериментированию, опытам, играм. Чтобы расширить познания детей о временах года, воспитатель проводит занятия о характерных явлениях в природе в разное время года. На ежедневных прогулках педагог обращает внимание детей на погоду: тепло – холодно, светит солнце – идет дождь, снег, безветренно – дует ветер, ясное небо – тучи. Если с детьми проводить такие наблюдения постоянно, дети сами замечают изменения в погоде. Под руководством воспитателя дети наблюдают за изменениями в живой и неживой природе в разное время года, обращают внимание на развитие растений и, как под влиянием солнечного света, тепла распускаются почки, появляются листья, трава, цветы. Растения, деревья – благодатный объект для познания, для развития системного мышления и наблюдательности ребенка в любое время года. Они всегда доступным взору, их можно потрогать и даже спрятаться под кроной дерева в жаркий солнечный день [16, с.14-15]. На наш взгляд, на всех занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх возможно и решение дидактических задач по математике. Успехи детей в ознакомлении с природой и развитии у них математических представлений во многом определяются педагогом, его психолого-педагогической культурой. Обладая всевозможными знаниями из различных областей науки о природе, умением правильно объяснить связи между предметами и явлениями в природе; пониманием закономерностей ее развития; воспитатель может углубить и расширить представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, их взаимосвязях, а также развить математические представления у детей. Итак, способ интегрального решения дидактических и воспитательных задач в ознакомлении детей с природой и развитии у них математических представлений не требует дополнительных затрат времени. Эффективность его применения зависит от профессиональной подготовленности педагогов и воспитателей. Главное действующее лицо в детском саду – воспитатель, выступая в единственном числе, может легко решить проблему межпредметных связей, сняв противоречие между монопредметным преподаванием и необходимостью интегрального применения знаний.
Выводы: 1. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста немыслимы без осуществления в педагогическом процессе комплексного подхода. В основе понятия комплексного подхода к воспитанию заключено положение о диалектическом единстве единичного и общего, части и целого, выражена всеобщая связь явлений и их целостность. 2. Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Формирование математических представлений у дошкольников – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. 3. При развитии у детей математических представлений в первую очередь учитывается важная роль чувственного познания дошкольников. Педагог должен стремиться активизировать работу всех анализаторов ребенка, опираясь на разные виды детской деятельности: игровую, изобразительную, музыкальную, художественно-речевую, трудовую, экспериментирование и др. 4. Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живой и неживой природой, растительным и животным миром педагог использует различные формы работы: занятия, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения в повседневном жизни. Значимое место отводится детским наблюдениям за природой, природными явлениями, самонаблюдению, экспериментированию, опытам, играм. На наш взгляд, на всех занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх возможно решение дидактических задач и по математике.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |