Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирующий этап эксперимента



2020-02-04 297 Обсуждений (0)
Формирующий этап эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




Целью формирующего этапа эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня знаний старших дошкольников о сезонных явлениях в природе (осень) и развития математических представлений.

Задачи:

1. Разработать 12 комплексных занятий по ознакомлению старших дошкольников с природой и развитию у них математических представлений.

2. Апробировать разработанный нами комплекс на практике с детьми экспериментальной группы.

 

При разработке комплексных занятий мы опирались на следующие источники:

· базисная программа воспитания и обучения в детском саду «Пралеска» по ознакомлению детей с временами года и по развитию математических представлений [11];

· методические рекомендации Т. С. Будько, Е. Овчинниковой, А. Белошистой, Н. И. Касабуцкого, Л. К. Ладутько, З. Г. Валовой, Ю. Е. Моисеенко, С. А. Веретенниковой, Н. В. Виноградовой, Ф. Гуринович, И. Л. Кочетковой, С. В. Кишко и др.  [8; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22].

 

На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была выстроена программа действий по обогащению знаний старших дошкольников о сезонных явлениях в природе и развитию у них математических представлений.

Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Одновременно на этих занятиях мы решали и дидактические задачи по математике.

 

Контрольный этап эксперимента и анализ полученных результатов

 

После проведения формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный эксперимент, целью которого было выявление эффективности использования комплексного подхода в ознакомлении старших дошкольников с природой и развития у них математических представлений. По той же методике была проведена повторная диагностика уровня математического развития детей.

Результаты диагностики представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Результаты контрольного этапа эксперимента

Испытуемые

Количественные представления

Вели-чина

Гео-метрич. фигуры

Прост-ранств. предст.

Сумма баллов

Уро-вень разв.

1 2 3 4 1 2 1 2 1 2

Эксперимент. группа

Екатерина А. + + +   +       + + 6 С
Егор В. + + + + + +   + + + 9 ВВ
Светлана Г. + + + + +   + +     7 С
Игорь К. + + + +             4 С
Максим К. + + + + + + +   + + 9 ВВ
Вероника М. + + + +   + +   + + 8 ВВ
Виктория П. + + + + +   +   +   7 С
Андрей П. + + + + +     + + + 8 ВВ
Егор С. + + + + +           5 С
Алексей С. + + +   +   + +     6 С

Средний балл по группе

6,9 С

Контрольная группа

Кристина Б. + + + + +     +     6 С
Маргарита З. + + + + + +   + + + 9 В
Виталий И.   +   + +   +       4 С
Антон К. + + +     +         4 СС
Инна С. +                   1 Н
Максим С.   + + +   +   + +   6 С
Виктория Т. + + + + + + +   + + 9 В
Анастасия Ф. +   + +       + + + 6 С
Олег Я. + + + +     +       5 С
Сергей Я. +   +   +   + + +   6 С

Средний балл по группе

5,6 С

 

    Исходя из анализа данных таблицы 2:

· в экспериментальной группе у 4 испытуемых, что составляет 40%, зафиксирован высокий уровень математического развития; у 6 (60%) – средний уровень; низкий уровень не зафиксирован вовсе;

· у испытуемых контрольной группы существенного изменения в уровне математического развития не выявлено;

· средний балл по группам: в экспериментальной группе – 6,9, в контрольной – 5,6.

Итак, мы можем констатировать, что средний балл в экспериментальной группе повысился на 17%, в контрольной – всего на 0,5%; уровень математического развития детей экспериментальной группы вырос, тогда как в контрольной группе он остался практически на прежнем уровне.

    Таким образом, мы полагаем, что наша гипотеза – развитие математических представлений у старших дошкольников будет эффективно при использовании комплексного подхода при решении дидактических задач по ознакомлению детей с природой и по математике – в ходе экспериментального исследования нашла свое подтверждение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования, по мнению многих исследователей, является комплексный подход к обучению и воспитанию.

В основе понятия комплексного подхода к воспитанию заключено положение о диалектическом единстве единичного и общего, части и целого, выражена всеобщая связь явлений и их целостность.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста немыслимы без осуществления в педагогическом процессе комплексного подхода.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Формирование математических представлений у дошкольников – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

При развитии у детей математических представлений в первую очередь учитывается важная роль чувственного познания дошкольников. Педагог должен стремиться активизировать работу всех анализаторов ребенка, опираясь на разные виды детской деятельности: игровую, изобразительную, музыкальную, художественно-речевую, трудовую, экспериментирование и др.

Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живой и неживой природой, растительным и животным миром педагог использует различные формы работы: занятия, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения в повседневном жизни. Значимое место отводится детским наблюдениям за природой, природными явлениями, самонаблюдению, экспериментированию, опытам, играм. На наш взгляд, на всех занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх возможно решение дидактических задач и по математике.

Во второй главе курсовой работы мы рассмотрели возможность подключения решения дидактических задач по математике на комплексных занятиях по ознакомлению старших дошкольников с природой. Для этого мы дополнили 12 конспектов занятий по ознакомлению с природой окружающего мира математическим содержанием. Кроме того, нами были подробно расписаны комплексные методы решения этих программных задач.

В результате анализа таблицы и конспектов комплексных занятий мы пришли к следующим выводам: в ходе 12 занятий были решены все дидактические задачи по ознакомлению с природой окружающего мира и большая часть дидактических задач по математике.

Однако, необходимо отметить, что 12 занятий – это всего лишь часть процесса комплексного ознакомления дошкольников с природой и развития у них математических представлений. Оставшиеся нерешенными на этих занятиях дидактические задачи по математике, на наш взгляд, без труда могут быть решены на следующих комплексных занятиях.

Итак, в процессе работы над 2 главой курсового исследования мы сделали вывод о том, что практически все дидактические задачи по математике поддаются решению в процесс ознакомления дошкольников с природой.

Для экспериментального изучения эффективности комплексного решения дидактических задач по ознакомлению дошкольников с природой и по развитию у них математических представлений нами было проведено экспериментальное исследование в детском саду. В ходе исследования с детьми экспериментальной группы мы провели 12 комплексных занятий по ознакомлению с природой и по развитию у них математических представлений; в контрольной группе занятия с дошкольниками проводились традиционно.

По результатам эксперимента мы констатировали, что уровень математического развития детей экспериментальной группы вырос на 17%, тогда как в контрольной группе он остался практически на прежнем уровне.

Таким образом, цель нашего исследования – разработать конспекты комплексных занятий по ознакомлению дошкольников с природой и развитию у них математических представлений и апробировать на практике эффективность комплексных занятий – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – развитие математических представлений у старших дошкольников будет эффективно при использовании комплексного подхода при решении дидактических задач по ознакомлению детей с природой и по математике – подтверждена.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, 1968. – 320 с.

2. Бочкарев, А. И. Проектирование синергетической среды в образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. – 32 с.

3. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Том I (А-Л) / под ред. В. Г. Панова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 790 с.

4. Липский, И. А. Социальная педагогика: Методологический анализ. Монография / И. А. Липский. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 320 с.

5. Воробьёва, Д. И. Математика в игрушках / Д. И. Воробьева. – СПб.: Речь, 1997. – 89 с.

6. Морозова, М. Счёт в жизни маленьких детей / М. Морозова, Е. Тихеева. – Изд.2-е. – М.-Л., 1927. – 210 с.

7. Образовательный стандарт РБ. Дошкольное образование. Готовность к школе. Специальная готовность // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 26 сентября 2000. - № 8/4201

8. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций. В 2 ч. Ч. 1 / Т. С. Будько. – Брест: БрГУ, 2006. – 46 с.

9. Логинова, В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду / В. И. Логинова. – Л.: ЛГУ, 1990. – 220 с.

10. Ахметгалиева, Г. Ф. Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Г. Ф. Ахметгалиева. – М., 2005. – 116 с.

11. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации / под ред. Е. А. Панько. – Мн.: НМ Центр, 2000. – 471 с.

12. Овчинникова, Е. О совершенствовании элементарных математических представлений / Е. Овчинникова // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 8. – С.42-48.

13. Белошистая, А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9. – С.66-72.

14. Белошистая, А. Понятие «величина» в дошкольных программах математического образования / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11. – С.81-90.

15. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет: книга для воспитателей детского сада и родителей / сост. Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, Т. М. Чеботаревская / под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.

16. Ладутько, Л. К. Ребенок познает мир природы: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Мн.: УП «Технопринт», 2005. – 228 с.

17. Валова, З. Г. Ребенок среди природы / З. Г. Валова, Ю. Е. Моисеенко. – Мн.: Полымя, 1985. – 112 с.

18. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.

19. Виноградова, Н. В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. В. Виноградова. – М.: Просвещение, 1978. – 103 с.

20. Гуринович, Ф. Сто хрустальных родничков / Ф. Гуринович. – Мн.: Юнацтва, 2000. – 151 с.

21. Кочеткова, И. Л. Двенадцать месяцев в году / И. Л. Кочеткова. – Мн.: Полымя, 2000. – 168 с.

22. Кишко, С. В. Описание интеллектуальных развивающих игр природоведческого и природоохранного содержания / С. В. Кишко. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 69 с.

 

Протокол №_____

Имя испытуемого___________________________________________

Количественные представления

Величина

Геометрические фигуры

Пространств. представления

«Сосчитай себя»

«Зажги звёзды»

«Ленточки»

«Какой формы?»

«Исправь ошибки»

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Всего правильных ответов:_________________

Протокол №_____

Имя испытуемого___________________________________________

Количественные представления

Величина

Геометрические фигуры

Пространств. представления

«Сосчитай себя»

«Зажги звёзды»

«Ленточки»

«Какой формы?»

«Исправь ошибки»

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Всего правильных ответов:_________________

Протокол №_____

Имя испытуемого___________________________________________

Количественные представления

Величина

Геометрические фигуры

Пространств. представления

«Сосчитай себя»

«Зажги звёзды»

«Ленточки»

«Какой формы?»

«Исправь ошибки»

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Всего правильных ответов:_________________

Протокол №_____

Имя испытуемого___________________________________________

Количественные представления

Величина

Геометрические фигуры

Пространств. представления

«Сосчитай себя»

«Зажги звёзды»

«Ленточки»

«Какой формы?»

«Исправь ошибки»

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Всего правильных ответов:_________________

 

 



2020-02-04 297 Обсуждений (0)
Формирующий этап эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирующий этап эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)