ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ И ПО РАЗВИТИЮ У НИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Констатирующий этап эксперимента Для экспериментального изучения эффективности комплексного решения дидактических задач по ознакомлению дошкольников с природой и по развитию у них математических представлений нами было проведено исследование в детском саду № 2 г.Белоозерска Березовского района Брестской области. В эксперименте приняли участие 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет. Дети были разбиты на две группы по 10 человек – экспериментальную и контрольную. Исследование проводилось в индивидуальном порядке в соответствии с методикой. Цель исследования: определить эффективность комплексных занятий по ознакомлению старших дошкольников с природой и развития у них математических представлений. Задачи исследования: 1. Подобрать методики для диагностики уровня математического развития детей. 2. На формирующем этапе эксперименте провести с детьми 12 комплексных занятий по ознакомлению с природой и развитию математических представлений. 3. На контрольном этапе эксперимента вновь определить уровень развития математического развития детей и выявить эффективность комплексных занятий.
В качестве методики исследования использовались четыре теста, в состав которых входили дидактические игры: I. Методы исследования количественных представлений Игра «Сосчитай себя»: 1. Назвать части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина). 2. Назвать парные органы тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги). Игра «Зажги звёзды»: Игровой материал: лист бумаги тёмно-синего цвета – модель ночного неба; кисть, жёлтая краска, числовые карточки (до пяти). 1. «Зажечь» (концом кисти) столько «звёзд на небе», сколько изображено фигур на числовой карточке. 2. То же самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или по крышке стола, сделанных взрослым. II. Методы исследования представлений о величине 1. Игра «Ленточки»: Игровой материал: полоски бумаги разной длины – модели лент; набор карандашей. Самую длинную «ленточку» закрасить синим карандашом, «ленточку» покороче – красным карандашом и т.д. 2. Игра «Разложи карандаши»: На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.
III. Методы исследования представлений о геометрических фигурах. Игра «Какой формы?» Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм. 1. Взрослый называет какой-либо предмет окружающей обстановки, а ребенок – карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета. 2. Взрослый называет предмет, а ребенок словесно определяет его форму. Например, косынка – треугольник, яйцо – овал и т.д.
IV. Методы исследования пространственных представлений 1. Игра «Исправь ошибки». Игровой материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого и черного цветов – модели частей суток; сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течение суток. Они положены сверху квадратов без учета соответствия сюжета модели. Задание: исправить ошибки, допущенные Незнайкой. 2. Определить направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
Обработка результатов: В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система. За каждый правильный ответ ребенку начислялся один балл. Выводы об уровне развития: 8-10 баллов – высокий уровень математического развития; 4-7 баллов – средний уровень; 1-3 балла – низкий уровень математического развития.
В ходе констатирующего этапа эксперимента нами были получены результаты, занесенные с таблицу 1. Правильные ответы детей отмечены в таблице знаком «+».
Таблица 1 Результаты констатирующего этапа эксперимента
Средний балл по группе | 5,2 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная группа | Кристина Б. | + | + | + | + | + | 5 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маргарита З. | + | + | + | + | + | + | + | + | 8 | В | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виталий И. | + | + | + | + | 4 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Антон К. | + | + | 2 | Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инна С. | + | 1 | Н | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максим С. | + | + | + | + | + | + | 6 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виктория Т. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 9 | В | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анастасия Ф. | + | + | + | + | + | + | 6 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Олег Я. | + | + | + | + | 4 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сергей Я. | + | + | + | + | + | + | 6 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средний балл по группе | 5,1 | С |
Исходя из анализа данных таблицы 1:
· в обеих группах одинаковое количество детей имеют высокий – 2 (20%), средний – 6 (60%) и низкий – 2 (20%) уровень математического развития;
· средний балл по группам: в экспериментальной группе – 5,2, в контрольной – 5,1.
Итак, на констатирующем этапе эксперимента уровень математического развития дошкольников в обеих группах практически одинаков.
2020-02-04 | 191 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы