Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления совершенствования деятельности коммерческих банков



2020-02-04 171 Обсуждений (0)
Основные направления совершенствования деятельности коммерческих банков 0.00 из 5.00 0 оценок




  

 

В настоящее время можно констатировать, что в России создана двухуровневая банковская система рыночного типа и в основном сформировалось банковское законодательство, хотя и остается много нерешенных вопросов. Во многих регионах слабо удовлетворяются потребности в банковских услугах, низок уровень капитализации банковской системы. Банки не выполняют в должной мере свои функции. Конкуренция в банковском секторе носит искаженный характер.

За прошедшие 15 лет банковская система России пережила немало потрясений, преодоление кото­рых стимулировало ее развитие. В 2001 г. впервые за предшествующие шесть лет произошло не со­кращение количества кредитных организаций, а даже некоторое его увеличение. Эта тенденция сохра­нялась в 2002 г. и в первые месяцы 2003 г. По всем качественным и количественным показателям дея­тельности банковская система значительно превысила уровень докризисного 1997 года.

Прибыль в банковском секторе увеличилась с 17,2 млрд.руб. в 2000 году до 67,6 млрд.руб. в 2001 г., и 93 млрд.руб. в 2003 г. Совокупный капитал банковской системы за 2001-2003гг. более чем удвоился и достиг к 1.01.04г. 677,1 млрд.руб.

Для обеспечения структурной перестройки и ускорения роста экономики необходимо с помощью коммерческих банков организовать перераспределение ресурсов сырьевого сектора в отрасли, производящие высокую добавленную стоимость, и с помощью Банка России - перераспределений средств между московскими и региональными банками.

Слабость банковской системы усиливает и низкий уровень ее капитализации, что связано с  вывозом капитала. Чистая меж­дународная инвестиционная позиция страны за 2002 г. увеличилась с 80,7 до 85,3 млрд дол. Иными словами, Россия, при всей своей бедности, во все большей мере является чистым кредитором. В неко­торой степени такое положение связано с долларизацией экономики, но наличная иностранная валюта составляет всего 37 млрд долларов. Повышению уровня капитализации должен способствовать рост инвестиционной привлекательности отечественных банков. Рентабельность капитала банковского сектора (по методике Госкомстата России) увеличилась с 6% в 2000 г. до 14,9% в 2001 г. и 16% - в 2002 г. По оценке Банка России, рентабельность капитала банковской системы в 2002 г. составила даже 18%, а по 100 крупнейшим банкам — 21%.

Нужно признать, что имеются большие резервы дальнейшего повышения прибыльности банков. Времена сверхприбылей, получаемых от операций с государственными ценными бумагами, прошли, но не все банки научились зарабатывать деньги на других операциях. Снова начинают возрастать рас­ходы банков на содержание аппарата, сократившиеся было после кризиса 1998 г. Остается низкой произво­дительность труда банковских работников, несмотря на применение самых передовых технологий.

Инвестиционная привлекательность банков непосредственно связана с прозрачностью их деятель­ности. Потенциальные клиенты, а тем более инвесторы становятся все более разборчивыми. Они не хотят иметь дело с банками, которые что-то скрывают, о чем-то умалчивают.

Повышению прозрачности деятельности банков будет способствовать переход на МСФО. С 1 ян­варя 2004 г. банки составляют отчетность одновременно по российским и по международным стандартам. К началу 2006 г. работа по переходу на международные стандарты бухгалтерского учета должна быть завершена. Хотя планировалось сделать это на два года раньше, но, видимо, торопиться не следует. Важно заблаговременно подготовить всю необходимую нормативную базу и обучить пер­сонал банков.

Принципиальное значение имеет одновременный переход на МСФО всех отраслей экономики. Пока же предусматривается осуществлять такой переход постепенно, вплоть до 2010 г. Конечно, это осложнит введение международных стандартов в банковской системе.

Деятельность банковской системы во многом зависит от проводимой денежно-кредитной полити­ки. Руководство Банка России четко дало понять, что в ближайшее время не собирается снижать нор­мативы отчислений в фонд обязательного резервирования и увеличивать размеры рефинансирования коммерческих банков. Это определяется тем, что основной целью Банка России является снижение инфляции.

Определяющее значение для развития банковской системы имеет состояние законодательства. В действующем Законе о банках и банковской деятельности указывается основная цель деятельности кредитной организации - извлечение прибыли. Это сослужило им плохую службу. Владельцы банков усилили нажим на менеджмент, что привело к превышению границ допустимых рисков ради извлечения максимальной прибыли.

В последнее время банки значительно увеличили размеры кредитования. Доля кредитов, предоставленных реальному сектору, достигла в среднем 40% у многих банков гораздо выше.

Временно свободные средства банков хранятся в Банке России. Однако этот банк практически не занимается перераспределением средств между банками, не выполняет свою функцию кредитора по­следней инстанции. Остатки средств банков на его счетах составляли на 1 апреля 2003г. 419млрд руб., а сумма выданных кредитов - менее 1 млрд руб. Таким образом, перераспределено всего 0,25%.

Также существует несколько путей полного удовлетворения спроса на банковские услуги. По существу государственный Сбербанк должен иметь не только привилегии, но и обязанности по обслуживанию отдаленных районов. Чисто коммерческий подход к созданию филиалов здесь неприемлен. Другой путь – инициатива местных органов власти. Они должны определять какие кредитные учреждения им нужны, и всячески содействовать их созданию и работе.

Российская банковская система успешно справляется с одной из важнейших функций - посредни­чеством в платежах. Через Банк России проходит 58% всех платежей, через частные платежные систе­мы - 42%. Доля электронной технологии в проведении платежей через частные платежные системы увеличилась с 65% в 2001 г. до 71,5% в 2002 году.

Одной из основных задач построения рыночной экономики, в т.ч. и современной банковской системы является создание благоприятной конкурентной среды. На развитие конкуренции в банковском секторе влияют несколько факторов: степень мобилизации банковского дела; количество конкурирующих кредитных организации; условия конкуренции; степень универсализации или специализации банков. Банковская система первой из секторов нашей экономики вступила на путь демонополизации и создания конкурентной среды. В результате конкуренции количество в последние годы стабилизировалось на уровне, немного превышающем 1300 кредитных организаций. Именно конкуренция помогла определить их жизнеспособность.

Также глобализация и рост нестабильности характеризующие в последние десятилетия развитие мировой экономики, особенно четко проявляются в банковском секторе экономики. Глобализация сопровождается дерегулированием банковской деятельности и либерализацией финансовых рычагов (т.е. отмена ограничений для входа нерезидентов на национальные рынки; открывает простор для развития заграничной филиальной сети банков и формирования международного банковского бизнеса) В результате банки вынуждены конкурировать во многих сегментах финансового рынка, причем не только др. с другом, но и с другими финансовыми институтами: страховыми и инвестиционными фондами, финансовыми компаниями и т.д.

Глобализация неразрывно связана с прогрессом в информационных технологиях. Постоянно совершенствуясь, они получают все новые возможности применений в банковской отрасли. Современные информационные технологии в состоянии обеспечить виртуальное интерактивное общение банка с клиентом; открывают банкам круглосуточный выход на любые географически отдельные рынки. Глобализация и информационные технологии усиливают конкуренцию в банковской отрасли и вынуждают банки конкурировать с широким кругом финансовых организаций. Во-первых: технологии в режиме on-line, позволяет клиентам без особых затрат сил и времени выбирать наиболее выгодные для них предложении услуг. Во-вторых: на основании этих технологий банковские услуги (например, по переводу платежей) могут оказывать организации, не являющиеся банками. Последние ориентируются не на проведение отдельных операций, а предлагают индивидуальный пакет услуг для каждого клиента.

Важным направлением в развитии банковских услуг является концентрация банковского капитала и стремление крупнейших банков к комплексности их предоставления. Универсальность банковского учреждения подразумевает возможность предоставления комплексного портфеля услуг независимо от географического положения или отделения банка. Большое значение для универсализации деятельности банка играют создание глобальной филиалсети и развитие корреспондентских отношений.


Выводы и предложения

Банк – посредник в сфере денежного обращения. Он перемещает денежные средства от продавцов к покупателям, осуществляя при этом обмен долговых обязательств на долговые требования с фиксированной суммой долга.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право проводить следующие операции: привлечение во вклады, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, а также открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Мы выяснили, что в России банки могут создаваться на основе любой формы собственности. По способу формирования уставного капитала банки делятся на акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые.

Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерным обществом.

Коммерческий банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов в условиях рыночных отношений с клиентами. Функционировать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, банк может только в том случае, если облает высокой степенью экономической самостоятельности при полной хозяйственной ответственности за результаты деятельности (при условии ее регулирования косвенными экономическими методами). Весь риск от своих операций банк берет на себя.

Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может отдавать им приказов.

Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР», в соответствии с которым действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Все операции банков могут проводиться только на основании специальной лицензии ЦБР. В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в нее поправок или ее аннулирования. В особом порядке с привлечением иностранных инвестиций в их уставный капитал.

Уставной капитал банков формируется путем выпуска и реализации акций. Акционерные банки могут выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Владелец акций имеет право на часть полученной банком прибыли – дивиденды.

Прекращение деятельности банка осуществляется в результате его реорганизации или ликвидации – как в добровольном, так, и в принудительном порядке. Реорганизация может означать слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При реорганизации банка права и обязанности переходят к правопреемникам.

Банковской системе нужны всякие банки – крупные, средние, малые. Что же касается конкретного банка, то он в каждый период своего развития проходит все стадии. При сравнении достоинств и недостатков крупных и малых банков очевидно, что те и другие обладают характерными «+» и «-», и, следовательно, банковской системе и экономике в целом необходимы все виды банков. При этом теоретический анализ и реальная банковская практика подтверждают тот факт, что средние банки практически реализуют в своей деятельности почти все преимущества крупных и мелких банков и одновременно свободны от основных недостатков тех и других.

Банковские кризисы в России продемонстрировали, что в большой размер банка совсем не является гарантией его стабильности, и что именно средние банки при прочих равных условиях наиболее приспособлены к выживанию в эпоху финансовых катаклизмов.

У всех достаточно серьезных коммерческих банков возникает проблема расширения сферы деятельности, в том числе путем создания разного вида удаленных подразделений.

Открытие новых подразделений банка, удаленных на то или иное расстояние от центрального (или головного) офиса, есть проявление территориальной экспансии, разные задачи которой можно решать путем формирования банком сети своих подразделений, адаптированных по кругу операций к каждому конкретному случаю и внесенных из головного офиса непосредственно к потребителям предлагаемых банковских услуг.

В настоящее время коммерческие банки могут иметь следующие подразделения, расположенные вне головного офиса: пункты обмена валюты, операционные кассы вне кассового узла банка, дополнительные офисы, филиалы, представительства. Расширение сети удаленных подразделений банка, применение и развитие им технологий по удаленному управлению счетами – неизбежный путь развития и роста в том случае, если банк ставит перед собой задачу активного продвижения на рынке банковских услуг.

Также очень важно, чтобы соблюдалось финансовое равновесие коммерческих банков. При финансовом неравновесии возможно проведение мер по оздоровлению банка. Оздоровление означает восстановление финансового равновесия путем устранения причин, вызывающих кризис. Для оздоровления финансового состояния и предупреждения банкротства возможно проведение санации. В процессе санации разрабатывается план финансового оздоровления должника с определением сроков выполнения его договорных обязательств.

Выделяют следующие факторы повышения эффективности работы банка:

§ Контролируемые руководством банка (структура деятельности, качественная структура операций, издержки, прочие регулирующие факторы)

§ Неконтролируемые факторы (рыночные, экономико-правовые)

Оздоровление банка практически невозможно без дополнительных финансовых влияний. Это могут быть внутренние и внешние инвестиции (выпуск дополнительных акций и привлечение инвесторов).

Необходимо изменение системы управления сроками активов и пассивов и, следовательно, разницей процентных ставок, в коночном счете, доходностью.

Реструктуризация создает возможности для оздоровления кредитного портфеля банков, разрешения проблем платежей по ссудам. Выявление этих проблем на ранней стадии имеет важное значение, так как это зачастую позволяет избежать серьезных затруднений в будущем за счет реструктуризации деятельности заемщика или изменения схемы платежей.

Надежность коммерческих банков существенно повышается в результате внешнего контроля осуществляемого разными органами (резервная политика ЦБ, нормативы экономической ликвидности, денежно-кредитная политика и т.д.)

Вместе с тем, следует предостеречь от преувеличения роли банка в инвестировании экономики. Они занимают свою нишу, выдавая средства на возвратной основе, но никогда не были и не будут основными инвесторами.

Сейчас банки балансируют между возможностью сохранения имеющихся и привлечения новых клиентов за счет дешевизны продуктов и инвестиционной привлекательности – за счет получения большей прибыли. Также имеются большие резервы дальнейшего повышения прибыльности. Владельцы банков могут, например, принять решение о минимизации прибыли, согласиться получать меньше дивидендов или не получать их совсем, особенно в первые годы работы банка. Меньшая прибыль предполагает меньшую маржу, а значит, возможность выдавать более дешевые кредиты или больше платить за привлекаемые средства. И в том, и в другом случае можно ожидать закрепления имеющихся клиентов и притока новых. При этом минимизируются платежи в бюджет.

 


Список литературы



2020-02-04 171 Обсуждений (0)
Основные направления совершенствования деятельности коммерческих банков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления совершенствования деятельности коммерческих банков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)