Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оперативное управление финансовой устойчивостью организации



2020-02-04 260 Обсуждений (0)
Оперативное управление финансовой устойчивостью организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Управление финансовой устойчивостью организации в реальном режиме времени предполагает, что управленческие воздействия могут быть текущими и оперативными.

Текущее управление означает, что анализ финансовой устойчивости предприятия осуществляется на базе аналитических финансовых таблиц, включает в себя рассмотрение обменных, распределительных и финансовых операций. Отдельно рассматривается также движение собственного капитала в денежной форме.

Соответственно, такой анализ должен основываться на достаточном информационном массиве данных, а поэтому текущее управление финансовой устойчивостью целесообразно проводить не реже 2-3-х раз в месяц и обязательно при закрытии отчетного периода. Помимо организационных и информационных аспектов проведения текущего аудита, необходимо выявить состав показателей, подлежащих отслеживанию со стороны руководителя организации, т.е. критических показателей. Мы предлагаем использовать укрупненную систему критических показателей, детализируя её по мере необходимости. Именно при таком анализе можно проводить текущий контроль спрогнозированных финансовых показателей методом сравнения и на основе полученных результатов разработать мероприятия по улучшению финансовой устойчивости, организации используя уже методы оперативного управления.

Оперативное управление, в отличие от текущего, имеет совсем другой временной разрез - сутки, и поэтому управленческие воздействия могут осуществляться ежедневно, а в течение одного рабочего дня - неоднократно. В этом случае используются другие выходные формы - формы внутренней отчетности, анализа и аудита, которые называют сводными отчетами. Основная задача данных форм отчетности - обеспечить руководство организации оперативной информацией о движении материальных, финансовых потоков, собственных и заемных средств, расчетах с покупателями и заказчиками. Эти внутренние формы отчетности могут составляться не только за истекшие сутки, но и за любой отрезок времени и нарастающим итогом. Они содержат натуральные, стоимостные и финансовые показатели, а также дают исчерпывающую информацию о работе структурных подразделений. Отсюда можно сделать вывод, что оперативное управление - это управление по отклонениям фактических значений показателей от нормы.

Оперативное управление финансовой устойчивостью очень тесно взаимосвязано с бухгалтерским, финансовым и управленческим учетом, поскольку через сводные формы отчетности наиболее наглядно проявляется взаимосвязь между бюджетированием, учетом, анализом и контролем, с одной стороны, и движением материальных, финансовых и документарных потоков - с другой. Следовательно, необходимо разработать внутренние формы отчетности, которые позволили бы создать мощный информационный блок для руководства организации, вобравший в себя всю оперативную информацию об:

остатках ТМЦ на складе (средства труда, семена, топливо, запасные части, средства защиты растений и т.д.);

остатках готовой продукции на складе;

поступлении и оплате ТМЦ;

отпуске ТМЦ в производство;

выпуске готовой продукции и её остатках на складе;

движении денежных средств;

задолженности отдельных дебиторов, материально-ответственных лиц;

общем финансовом состоянии организации.

Исходя из этого, мы видим, что информативность данных форм внутренней отчетности будет зависеть от своевременности поступления исходной информации (входной) и её обработки сотрудниками бухгалтерии и внутренней аудиторской службы. Соответственно, чем быстрее исходная информация будет поступать в общую базу данных, тем более качественней будет информативность внутренней отчетности и, следовательно, тем более эффективными будут принятые управленческие решения по оперативному управлению. Представим блок-схемой систему документооборота на организации (рис.10).

Необходимо отметить, что внутренняя отчетность составляется нарастающим итогом с начала периода, содержит натуральные и стоимостные показатели, включает информацию по каждой службе и подразделению. Исходя из этого, появляется возможность получить общую информацию о выполнении запланированных показателей, возникших отклонениях, достаточности или недостаточности собственных средств, необходимости привлечения заемных средств, состоянии платежеспособности и финансовой устойчивости.

Особенностью разработанных ниже форм внутренней отчетности является то, что в них собирается вся необходимая информация, возникающая в период деятельности организации:

по факту и по месту возникновения какой-либо операции;

с учетом временного разреза (нарастающим итогом);

в разбивке по видам ТМЦ, материально ответственным и подотчетным лицам, а также отдельным договорам и проектам;

для принятия управленческих решений конкретным руководителем


Рис.10. Блок-схема документооборота отдела внутреннего аудита организации.

 

В результате на базе бухгалтерской, финансовой и управленческой информации предлагается создать серию взаимосвязанных форм внутренней отчетности, в которых отражаются натурально-вещественные, стоимостные и финансовые показатели, а их подготовкой, обработкой и анализом занимается исключительно служба внутреннего аудита и контроля. В этих целях предлагаем следующий перечень внутренних документов, которые предназначены для директора предприятия и руководителей финансово-экономических служб.

Эти внутренние формы составляются либо в любой момент времени по мере необходимости, либо по определенному графику:

а) суточный свод № 1 - остатки по наиболее важным счетам бухгалтерского учета и расчетные коэффициенты. В данном суточном своде содержится агрегированная информация в разбивке по каждому виду деятельности и отдельным подразделениям, включает в себя сведения о состоянии некоторых счетов бухгалтерского учета на конкретную дату и время. Время необходимо указывать потому, что в течение одного и того же дня можно неоднократно получать этот свод и видеть происходящие изменения, осуществлять управленческие воздействия, принимать решения и контролировать их выполнение.

Руководитель предприятия, получая такую информацию, имеет общее представление:

об остатках текущих активов (денежные средства, запасы, незавершенное производство, задолженность покупателей (если имеется), авансы выданные, прочие активы);

остатках текущих обязательств;

о величине собственных денежных средств на основе экспресс-анализа финансовой устойчивости;

размере разницы между текущими активами и текущими обязательствами в целях оценки величины текущих собственных оборотных средств;

расчетных показателях и коэффициентах:

рентабельности активов;

рентабельности продаж;

уровня дебиторской и кредиторской задолженности;

коэффициента автономии;

коэффициента соотношения заемных и собственных средств;

коэффициента маневренности;

коэффициента обеспеченности собственными средствами.

Из рассмотренного перечня показателей, входящих в суточный свод, видно, что вся информация сжата и представлена исключительно общими итогами. Исходя из этого, каждая строка суточного свода может быть далее развернута в самостоятельный баланс, в котором уже содержится динамика, показывающая движение материальных и финансовых ресурсов.

Однако, несмотря на простоту и агрегированность сводного документа, работа с ним требует определенного подготовительного этапа (сроки сдачи документов на обработку и т.п.). Кроме того, при составлении данного отчета вряд ли можно будет избежать некоторых условностей, вследствие чего неизбежны отдельные допущения и погрешности.

б) сводный суточный отчет № 2 по движению денежных средств. Данная форма внутренней отчетности предназначена для анализа и оценки денежных потоков. В связи с этим все поступления и расходования разбиваются на отдельные статьи, а сам суточный отчет может составляться как по отдельным видам деятельности, так и в целом по предприятию.

Из предлагаемой формы сводного отчета видны источники поступления денежных средств и направления их использования, а также причины появления положительного или отрицательного остатка денежных средств.

в) сводный отчет № 3 поступления и оплаты ТМЦ, в котором приводится перечень всех ТМЦ, их остатки на начало и конец (текущий день) отчетного периода, их поступление и оплата. Основная задача составления данной формы - выявление остатка задолженности предприятия по тем или иным ТМЦ. Показатели данной таблицы необходимо давать дробью: в числителе - натуральные показатели, а в знаменателе - стоимостные;

г) сводный отчет № 4 движения ТМЦ по складу сырья и материалов, в котором содержится необходимая информация об остатках ТМЦ на начало и конец отчетного периода по приходу и отпуску ТМЦ, а также приводится весь перечень ТМЦ в разбивке по местам расположения. В результате на основе данной формы оценивается достаточность и оборачиваемость запасов сырья и материалов;

д) сводный отчет № 5 - сводная таблица производства продукции, в которой дается перечень выращенной в течение отчетного периода продукции, остатки на складе имеющейся продукции, а также объемы производства и отгрузки. Данная форма внутренней отчетности дает представление о выполнении плана производства;

е) сводный отчет № 6 - сводная таблица отгрузки продукции нацелена на отражение движения дебиторской задолженности и взаимоотношений с покупателями, а сводный отчет № 7 - сводная таблица реализации продукции - раскрывает состояние авансов полученных и их движение. На основе анализа этих двух взаимосвязанных отчетов можно сделать выводы об оборачиваемости дебиторской задолженности и авансов полученных;

ж) сводный отчет № 8 - ведомость учета дебиторов и сводный отчет № 9 - ведомость учета кредиторов необходимы для учета конкретных покупателей в увязке с тем или иным видом продукции, а также конкретного поставщика в увязке с приобретенными ТМЦ и услугами. В соответствии с данными формами отчетности рассчитывается средний срок и средняя сумма дебиторской и кредиторской задолженности;

з) сводный отчет № 10 - ведомость учета материально ответственных и подотчетных лиц приводит всю сводную информацию о задолженности этих лиц и сроках погашения долга, что позволяет судить о размерах выданных и просроченных сумм.

Предлагаемые сводные отчеты и возможность построения на их основе других производных форм внутренней отчетности, дают возможность ежедневно, а в течение рабочего дня - неоднократно оценивать финансово-экономическое состояние организации. Для этого анализу подвергаются материальные, финансовые и документарные потоки, взаимоотношения с покупателями и поставщиками, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость оборотных средств.

Особенностью такого анализа является то, что управление финансовой устойчивостью организации осуществляется в оперативном режиме, при этом экономическую оценку получают как всё предприятие, так и отдельные его структурные подразделения (бригады).

При совмещении оперативного управления финансовой устойчивостью с текущим в финансово-экономической службе предприятия появляется надежный инструментарий анализа, оценки и контроля финансово-экономического состояния предприятия в реальном режиме времени. В результате директор предприятия получает надежную, полную и объективную информацию, необходимую для принятия управленческих решений, понимания механизма хозяйственных процессов, существующего финансово-экономического состояния, перспектив развития и устойчивого экономического роста в будущем.

Предлагаемый подход позволяет наиболее точно оценить влияние управленческих воздействий на реализацию финансовой политики организации, а также приближает критические показатели к прогнозным.

Таким образом, оперативный аудит как важная часть системы управления финансовой устойчивостью должен носить комплексный характер и выступать во взаимосвязи с другими разделами внутрихозяйственного аудита финансового состояния организации. Практическая реализация приведенных методических рекомендаций по проведению оперативного аудита финансовой устойчивости, на наш взгляд, позволит повысить оперативность и обоснованность принимаемых текущих и стратегических управленческих решений, эффективность финансово-хозяйственной деятельности.


Выводы и рекомендации

 

Руководство страны и бизнес-общество все больше осознает значимость профессий бухгалтеров и аудиторов в развитии российской экономики, в привлечении инвестиций, в получении достоверной информации для целей управления и формирования налогооблагаемой базы.

Сегодня в России осуществляется передача части функций государства по регулированию бухгалтерского учета и аудита профессиональному сообществу, упорядочена система законодательного обеспечения бухгалтерского учета.

Однако, исходя из Концепции бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу, необходимо ускорить решение следующих основных задач: принятие законов о бухгалтерском учете, об аудиторской деятельности, о консолидированной финансовой отчетности, а также развитие системы вузовского и послевузовского непрерывного образования в целях обеспечения организаций страны высококвалифицированными специалистами, соответствующими международным требованиям в свете Болонского соглашения.

Создание современной модели бухгалтерии - внешней финансового и внутренней управленческого учета на предприятиях - предполагает прежде всего необходимость улучшения таких важных функций, как учет, аудит, экономический анализ. Вследствие этого происходит формирование и использование учетной информации, особенно аналитической для контроля, анализа и оценки результатов деятельности как производственных подразделений, так и предприятия в целом.

В условиях рыночных отношений основой формирования правового механизма регулирования бухгалтерского учета является сочетание государственного и негосударственного регулирования. При этом роль бухгалтеров, аудиторов, предпринимателей должна повышаться в вопросах разработки стандартов бухгалтерского учета, предварительной экспертизы решений государственных органов в области бухгалтерского учета и отчетности. Исключительной компетенцией негосударственного регулирования должно стать обобщение практики постановки и ведения бухгалтерского учета, распространение лучшего опыта в данной сфере, издание методических материалов по ведению бухгалтерского учета, в том числе в отдельных секторах экономики.

Сегодня бухгалтерам, юристам и аудиторам необходимо уметь решать задачи истинности и надежности финансовой отчетности в соответствии с требованиями Международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы общего руководства качеством. Требования", а также с учетом традиций и правил бухгалтерского учета и аудита в европейских странах.

В мировой практике считается, что МСФО и СМК - это путь к глобальной финансовой отчетности, устраняющей различия американских и европейских стандартов финансовой отчетности.

Совершенствование системы учета и контроля - это непрерывный процесс обоснования и реализации наиболее рациональных форм, методов, способов и путей ее создания (реструктурирования) и развития; рационализация ее отдельных сторон, контроль и выявление "узких мест" на основе непрерывной оценки соответствия системы учета и контроля внутренним и внешним условиям функционирования организации.

Для коммерческих организаций важное значение имеет проблема обеспечения устойчивого и эффективного развития.

Данный научный отчет подводит итоги развития бухгалтерского учета в России в соответствии с Программой его реформирования на основе МСФО. Работа выполнена с учетом современной нормативной базы и требований действующего законодательства.

Автор исследовал различные методики учета фактов хозяйственной деятельности, признания и оценки различных видов активов и обязательств, не нашедших отражения в действующих нормативных документах, но базирующихся на основных принципах МСФО.

Предложен алгоритм и методика составления разделительного баланса, что позволит расширить количество вариантов развития деятельности предприятий, находящихся в состоянии кризиса и обосновать управленческие решения.

Отдельная глава посвящена организации управленческого учета и анализу.

В работе обобщаются достижения теории и практики учета, анализа и аудита важнейших отраслей и видов деятельности, излагаются принципы и современные методы финансового и управленческого учета, даются рекомендации по использованию опыта стран с развитой рыночной экономикой, а также отражены вопросы качества и экологии.

Содержащиеся в данной работе рекомендации могут содействовать повышению аналитичности и достоверности финансовой информации, способствовать принятию адекватных управленческих решений, которые основаны на рациональных и логических аргументах, выявлять факторы и резервы увеличения эффективности деятельности организаций.

В заключении отмечу, что представленная в работе концепция методологии учета, анализа и аудита систематизирует индивидуальные модели в плане используемых критериев получаемой управленческой информации, центров ответственности и сегментов деятельности; определяет сферу управленческого учета в современных условиях и способствует достижению оперативных, тактических и стратегических целей предприятий.




2020-02-04 260 Обсуждений (0)
Оперативное управление финансовой устойчивостью организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оперативное управление финансовой устойчивостью организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)