Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Порядок формирования и методические аспекты разделительного баланса



2020-02-04 283 Обсуждений (0)
Порядок формирования и методические аспекты разделительного баланса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Прогнозирование хозяйственной, финансовой и экономической деятельности является стратегически значимым моментом для каждого предприятия. Данное утверждение в той или иной интерпретации встречается в трудах многих отечественных и зарубежных авторов. Многие трудности, которые испытывают управляющие угольными предприятиями в условиях реструктуризации, могут быть следствием того, что их действия строятся по "пожарному" принципу. Движение от одного микрокризиса к следующему, устранение только сиюминутных проблем подводят целые комбинаты предприятий угольной промышленности на грань несостоятельности (банкротства). Примером данного обстоятельства может служить опыт всего Восточного Донбасса и компании "Ростовуголь" в частности. Антикризисный процесс может включать ликвидационные либо реорганизационные процедуры.

В условиях реорганизации особое значение приобретает разделительный балансовый отчет. Некоторые аспекты составления разделительных балансов регламентированы Гражданским Кодексом РФ и Приказом Министерства Финансов РФ от 19.06.2003 г. № 4774 "Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций". При этом подробная методика составления разделительных балансовых отчетов отсутствует, что подчеркивает актуальность и научный интерес решения проблемы формирования разделительных балансов.

В Гражданском кодексе РФ дано следующее определение разделительного баланса. Разделительный баланс - это документ, который составляется при реорганизации юридического лица в форме разделения и выделения и содержит информацию о разделяемых имуществе, правах, обязанностях. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. В соответствии со ст.59 ГК РФ, разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Разделительный баланс составляется при реорганизации в форме:

1) разделения;

2) выделения.

Согласно ст.57 ГК РФ реорганизацией юридического лица является прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства юридических лиц.

Перед тем как приступать к реорганизационным процедурам в форме разделения и выделения, необходимо изучить нормативную базу по данному вопросу. Еще в конце ХIХ века Т. Драпала отмечал: "Бухгалтеру приходится заботиться не только о правильности счетоводства, но и о том, чтобы счетоводство это удовлетворяло требованиям закона". Пакет документов, которыми следует руководствоваться при составлении разделительного баланса, охватывает следующие законодательные акты:

Гражданский Кодекс РФ (статьи 57-60, 98-101, 103-106).

Налоговый Кодекс РФ (статьи 49, 50, 51 и др.).

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Приказ Минфина РФ, Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 5 августа 1996 г. № 71, 149 "О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".

Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций (утверждены постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12 февраля 1997 г. № 8) и др.

С 1 января 2004 года вступил в силу Приказ Министерства финансов РФ от 19.06.2003 г. № 4774 "Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций"[1], созданные в рамках Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, в которых изложены правила формирования и составления разделительного баланса.

До введения в действие Методических указаний (до 1 января 2004 г) организации при реорганизации руководствуются приказом Минфина России от 28.07.95 г. № 81 (в ред. по состоянию на 23.01.01 г)"О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации".

Вышеперечисленные нормативные документы являются основой для построения разделительных балансов, однако в них освещены далеко не все нюансы реорганизационных процедур в форме разделения и выделения. И хотя Методические указания внесли некоторую ясность по отдельным вопросам проблемы, "белых мест" в процессе построения разделительного баланса остается довольно большое количество, что может привести в тупиковую ситуацию специалистов предприятий угольной промышленности, их разрабатывающих. По этим причинам авторами предлагается алгоритм составления разделительного баланса, в основу которого вошли нормативные документы, а также труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Н.А. Бреславцева, В.И. Ткач, В.Д. Новодворский, И.Н. Богатая, А.А. Эрлихман и др. Для оптимального восприятия предлагаемого автором алгоритма целесообразно представить его в виде схемы (рис.3), а далее, по нарастающей, привести комментарии к каждому из предложенных блоков мероприятий.

1-й блок. Собрание собственников

Для признания реорганизации угольного предприятия в целях формирования бухгалтерской отчетности необходимо наличие соответствующего решения. Данное решение может быть принято учредителями, уполномоченными государственными органами либо судом. В решении должны быть определены следующие вопросы:

сроки реорганизации, в частности дату составления организациями-правообладателями предусмотренных законодательством разделительного баланса для передачи в порядке правопреемства имущества, включая имущественные права, и обязательств, должником по которым является реорганизуемая организация (включая обязательства, оспариваемые сторонами);

сроки проведения инвентаризации;

способы оценки имущества.

По текущей рыночной стоимости на основании разделительного баланса имущество будет показано только в балансе возникшей в результате реорганизации организации. В отчетности организации, прекращающей свою деятельность при реорганизации, имущество будет отражаться исходя из принципа непрерывности бухгалтерского учета по исторической стоимости в сумме, которая следует из данных бухгалтерского учета и приведена по соответствующим числовым показателям в бухгалтерской отчетности, являющейся основанием для составления этих документов.

 

1-й блок

Собрание собственников

Определение учредительного веса каждого собственника в уставном капитале разделяющегося юридического лица Определение сроков проведения инвентаризации Определение способов оценки имущества

 

2-й блок

Корректирующие записи в учете

Инвентаризация Переоценка имущества и обязательств "Расчистка баланса"

3-й блок

Распределение имущества между собственниками

Определение чистых активов по каждому разделительному балансу Определение отклонения чистых активов по каждому разделительному балансу Регулирование процесса распределения собственности

4-й блок Составление вступительной отчетности вновь созданных организаций

Рис.3. Алгоритм составления разделительного баланса

 

2-й блок. Корректирующие записи в учете

Перед тем как выявить стоимость чистых активов, необходимо объективно определить: что входит и какую стоимостную оценку имеет имущество, подлежащее разделу. Для этого в соответствии с решением учредителей или других лиц, установленных законом, проводятся: инвентаризация, "расчистка баланса" и переоценка имущества.

Важным способом обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности является инвентаризация, в ходе которой проверяется и документально подтверждается наличие и состояние имущества и обязательств предприятия на определенную дату. Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств утверждены Министерством финансов РФ.

Переоценка имущества осуществляется в соответствии с решением (договором) о реорганизации. Необходимость в переоценке имущества разделяемой организации предопределена целью выявления реальной стоимости предприятия. Как отмечается в работе А.Н. Хорина: "Принципы оценки активов и обязательств, логичные и правомерные с позиций предприятия, могут оказаться недостаточно объективными с точки зрения рыночной инфраструктуры в целом". Методическими указаниями установлено, что оценка осуществляется по остаточной стоимости, либо текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости. Однако в данном вопросе справедливо суждение Э. Леотэ, который утверждал: "Указывая способ оценки, сам закон открывает этим лазейки к своеволию и злоупотреблениям". Отсюда вытекает, что совокупность имущества, переоцененная собственниками, может быть преднамеренно искажена в пользу последних. Поэтому мнение авторов, апеллируя к цитате А. Пиетро "Остатки будешь считать по той цене, по которой надеешься их продать", склоняется к оценке по текущей рыночной стоимости.

До составления разделительных балансов предварительно следует провести работу по "расчистке балансов", списанию пришедшего в негодность имущества или нереализованных к взысканию сумм в пределах предоставленных предприятию прав. Списание необходимо согласовать с налоговыми инспекциями.

Операции, связанные с текущей деятельностью организации, в соответствии с пп.16, 22, 28 и 36 Методических указаний, должны найти отражение в заключительной бухгалтерской отчетности организаций, прекращающих свою деятельность. Процедуры, описанные во втором блоке, предопределяют исполнение корректирующих записей, которые должны проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере бухгалтерского учета.

3-й блок. Составление разделительного баланса

При расчете чистых активов организация может руководствоваться Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным совместным приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.03 г. № 10н, 03-6/пз. При этом необходимо принимать во внимание вытекающие из Методических указаний особенности построчного суммирования отдельных числовых показателей, в частности доходов будущих периодов.

Алгоритм составления разделительного баланса разработан профессором Н.А. Бреславцевой и представлен в таблице 7.

 

Таблица 7. Алгоритм раздела собственности по системе разделительных балансов

  Уставный капитал Чистые активы Чистые активы по разделительным балансам Отклонение чистых активов по разделительному балансу от правового размера Регулирование распределения
Собственник А 25У 25А 22А  (3А)
Собственник Б 30У 30А 35А  (5А)
Собственник С 45У 45А 43А  (2А)
  100У 100А 100А 0 0

 

Урегулирование появляющейся в результате реорганизации разницы между стоимостью чистых активов и величиной уставного капитала в разделе "Капитал и резервы" во вступительном бухгалтерском балансе, возникшей в результате реорганизации в форме разделения организации, производится числовым показателем "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Если эта разница отрицательна, то она показывается в балансе в круглых скобках. Числовой показатель "Добавочный капитал" затрагивается только при конвертации акций в части эмиссионного дохода. Во всех случаях формирования числовых показателей раздела "Капитал и резервы" вступительного бухгалтерского баланса возникшей в результате реорганизации в форме разделения организации никаких записей в бухгалтерском учете не производится. Методическими указаниями закрывается вопрос о порядке отражения в бухгалтерском учете передачи имущества и обязательств в порядке правопреемства при реорганизации. Пунктом 11 установлено, что передача имущества и обязательств при реорганизации по разделительному балансу от одной организации к другой в порядке универсального правопреемства, во-первых, не рассматривается для целей бухгалтерского учета как продажа имущества и обязательств или как безвозмездная их передача и, во-вторых, бухгалтерскими записями не отражается.

В соответствии с пп.17, 23, 26 и 34 Методических указаний суммирование (разделение) числовых показателей отчетов о прибылях и убытках организаций, реорганизуемых в форме разделения (выделения), во вступительной бухгалтерской отчетности, а также бухгалтерской отчетности на дату внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о возникшей организации при реорганизации в форме выделения не производится.

4-й блок. Составление вступительной отчетности вновь созданных организаций

Амортизация по основным средствам, доходным вложениям в материальные ценности и нематериальным активам организаций начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена их государственная регистрация, исходя из срока полезного использования объекта и способа начисления амортизации, определяемых организациями, возникшими в результате реорганизации в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В бухгалтерской отчетности (промежуточной и/или годовой), составляемой и представляемой в период реорганизации, помимо общих сведений об основаниях реорганизации, о ее участниках и правопреемниках, о дате составления разделительного баланса, приводится информация об изменениях в составе и стоимости имущества с учетом ввода в эксплуатацию основных средств из состава незавершенного строительства, амортизации, выбытия и т.п. и обязательств (погашение/увеличение в соответствии с гражданским законодательством РФ задолженности) начиная с даты составления разделительного баланса, уточнениях данных разделительного баланса числовым показателям заключительной бухгалтерской отчетности и прочих событиях, связанных с признанной реорганизацией.

Организации, продолжающие свою деятельность после реорганизации в форме выделения, составляют промежуточную и (или) годовую бухгалтерскую отчетность с учетом полученных (переданных) имущества и обязательств. Несмотря на то, что Методическими указаниями не предусмотрено деление числовых показателей отчета о прибылях и убытках при реорганизации. Организация при реорганизации в форме выделения может раскрывать информацию о доходах, расходах, суммах прибылей (убытков), а также налога на прибыль, в том числе относящихся к выделяемому структурному подразделению - сегменту или части (совокупности) сегмента, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности либо в отчете о прибылях и убытках в соответствии порядком, приведенным в приложении к положению по бухгалтерскому учету "Информация о прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02, утвержденному приказом Минфина России от 2.07.02 г. № 66н.

В отличие от вновь созданных организаций, для которых в соответствии со ст.14 Закона № 129-ФЗ установлены иные требования по определению первого отчетного года, п.49 Методических указаний предусматривает, что организации, возникшие в результате реорганизации, начиная с даты их государственной регистрации, составляют и представляют промежуточную и (или) годовую бухгалтерскую отчетность за отчетный период в установленном законодательством порядке.

Пунктом 10 Методических указаний предусмотрены варианты, как может поступать организация в случае несовпадения даты передачи имущества и обязательств на основе разделительного баланса и даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о возникших организациях. Во-первых, в возникающий промежуток времени между этими датами в установленном порядке реорганизуемой организацией составляется и представляется промежуточная и (или) годовая бухгалтерская отчетность. При этом числовые показатели промежуточной и (или) годовой, а затем и заключительной бухгалтерской отчетности могут не соответствовать данным разделительного баланса. Во-вторых, возникающие в этот период изменения в стоимости передаваемого имущества и обязательств организация может либо раскрывать в пояснительной записке к промежуточной и (или) годовой бухгалтерской отчетности, заключительной бухгалтерской отчетности, либо сделать уточнения к передаточному акту или разделительному балансу.

Заключительную бухгалтерскую отчетность предусмотрено составлять в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, в соответствии с новым приказом Минфина России от 22.07.03 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" за период с начала отчетного года до внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о вновь возникших организациях, а также в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 6.07.99 г. № 43н.

В итоге проведенных исследований в области методики формирования разделительных балансов можно подчеркнуть следующее. На современном этапе правила формирования разделительных балансов регулируются, прежде всего, ГК РФ, НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. С 1 января 2004 года вступил в силу Приказ Министерства финансов РФ от 19.06.2003 г. № 4774 "Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций", которые существенно разъяснили многие, но не все аспекты процесса построения разделительного баланса.

Предложенный нами алгоритм составления разделительного баланса охватывает основные блоки формирования данного документа. Содержание каждого блока раскрывает методику составления разделительного баланса. На современном этапе инструментарий производных балансовых отчётов почти не применяется в практике антикризисного управления. При этом применение нулевых и прогнозных разделительных балансов позволит расширить количество вариантов развития деятельности предприятий, находящихся в состоянии кризиса и обосновать управленческие решения.

 

Вопросы развития экологического аудита

 

В настоящее время существует проблема совершенствования отношений по природопользованию. Она обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства.

Все это ставит на повестку дня вопрос о необходимости совершенствования экономического механизма защиты окружающей среды.

В условиях рынка, самостоятельности народнохозяйственных объектов различного уровня эффективность подобного механизма определяется его способностью согласовывать цели функционирования и развития двух главных звеньев территориально-производственного комплекса - предприятия и региона. Каждое из них свободно в выборе методов управления на своем уровне, но при этом должно учитывать ограничения, формируемые как другим звеном, так и внешней средой (государством, внутренним и внешним рынками).

Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на предприятиях-загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и материальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач:

во-первых, необходимо сформировать его структуру, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления;

во-вторых, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, определяющих конкретное содержание такого механизма.

В последнее десятилетие в мировой практике наметились позитивные тенденции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экосистем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-экономического развития регионов.

Определяющим фактором в институционализации такого подхода, помимо социально-политических преференций, сложившихся в сознании наций, является новое экологическое мышление. Его формирование особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике.

В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого экономико-экологического развития для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресурсов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Одним из наиболее эффективных инструментов экономико-экологического контроля в процессе становления рыночной экономики должен стать экологический аудит (экоаудит).

Еще недавно был незыблем постулат о том, что рыночная экономика базируется только на материальных интересах ее участников. Однако в современных условиях обострения экологических проблем рынок побуждает к рациональному хозяйствованию и совмещению бизнеса с решением экологических проблем. По утверждению представителей крупных фирм Европы, "зеленый имидж" вызван коммерческой необходимостью, способностью фирмы "смотреть далеко вперед". Это способ защитить свой бизнес. Многие фирмы считают, что своевременная политика осуществления экологически обоснованного подхода к бизнесу является своего рода капиталовложением, ориентированным, в том числе, и на завоевание обширного рынка. Представители многих крупных фирм осознали, что обязаны работать с большей ответственностью по отношению к окружающей среде.

В настоящее время экологический аудит является одним из перспективных и быстро развивающихся направлений природоохранной деятельности. Однако его развитие сдерживается ввиду отсутствия достаточно развитой нормативно-правовой базы. В этих условиях министерством принимается ряд шагов, направленных на создание эффективных механизмов регулирования экоаудиторской деятельности, обеспечения качества предоставляемых услуг и внедрения экологического аудита в природоохранную деятельность как органов государственного управления, так и хозяйствующих субъектов.

Президент Российской Федерации в своем вступительном слове на заседании Государственного Совета Российской Федерации, посвященном экологическим проблемам, указал на необходимость законодательного регулирования вопросов экологического аудита.

В настоящий момент министерством с привлечением специалистов НПЭА "Экологическая аудиторская Палата" завершена разработка проекта Федерального Закона "Об экологическом аудите", который размещен на интернет-сайте МПР России. Принятие данного законодательного акта позволит оформить использование механизма экологического аудита и в работе государственных природоохранных органов.

Очевидно, назрела необходимость использования данного механизма в отношении действующих объектов, не имеющих положительного заключения государственной экспертизы, при планировании контрольно-инспекционной деятельности, при оценке уровня экологических рисков и объемов потенциального экологического ущерба при трансграничных перемещениях опасных отходов, предусмотрена возможность проведения экоаудита и при лицензировании обращения с опасными отходами. Есть предложения по расширению сферы применения данного механизма при экологической сертификации производств.

Ряд территориальных органов активно применяет экологический аудит в своей практической деятельности и имеет позитивные результаты. Можно отметить Московскую, Тверскую, Пермскую, Оренбургскую, Томскую, Тюменскую и Нижегородскую области, Республики Татарстан и Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ, где активно используется экологический аудит, созданы территориальные системы координации этой деятельности. Эффективность использования экологического аудита можно показать на таком частном примере. Внедрение механизма экологического аудита в сфере расчета платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в рамках одного из территориальных экспериментов позволило увеличить эти поступления более чем в два раза.

В условиях дефицита инспекторского состава, загруженности экспертных подразделений, значительного объема некачественно подготовленных проектов разрешительной документации экологический аудит является правовым и финансово-экономическим механизмом обеспечения безопасности в экологической сфере деятельности и средством обеспечения экологического контроля.

Перед тем как говорить об экологическом аудите, следует дать определение просто аудиту. В соответствии с Федеральным Законом "Об аудиторской деятельности" от 13 июля 2001 года № 119-ФЗ "аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей".

В печатных изданиях встречаются иные определения, не противоречащие определению, данному в Федеральном законе. Так, например, И.Н. Богатая в своих работах дает следующее определение: "Аудит - это внешний независимый финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими в данной фирме (компании)".

Возникновение аудита, в первую очередь, было связано с разделением интересов тех, кто непосредственно инвестирует денежные средства в деятельность компании, и тех, кто занимается ее управлением.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" от 13 июля 2001 г. № 119-ФЗ.

Аудиторской деятельностью в России имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами.

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" № 119-ФЗ "аудитор - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора", а аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Экологический аудит представляет собой новый вид аудиторских услуг, получивший в России развитие вследствие нарастающей озабоченности общества состоянием окружающей среды, с одной стороны, а с другой - недостатком достоверной информации в этой области.

Одна из особенностей экологического аудита - это его добровольное проведение. Никто не может заставить предприятие провести его принудительно. Конечно, это не касается крупных международных проектов. Зато все остальные имеют полное право никаких проверок не проводить, тем более что услуги экологических аудиторов, естественно, стоят денег.

Для совершенствования системы менеджмента качества и политики предприятия в области охраны окружающей среды необходимо проведение экологического аудита. По нашему мнению, экологический аудит представляет собой методику, с помощью которой в стратегию бизнеса, в основные параметры производственного процесса поэтапно внедряются все более жесткие экологические требования (нормы).

Для сравнения мы рассмотрели определения экологического аудита, данные в разных источниках.

Экологический аудит - это инструмент для систематической проверки внутрифирменного экологического потенциала и потенциального экологического риска.

В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" приводится следующее определение: "экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности".

К ускоренному развитию экологического аудита подталкивает, помимо озабоченности общества данным вопросом, также намерение России интегрироваться в Европейское пространство, где вопросы экологического аудита получили широкое распространение.

Согласно определению Европейского стандарта, экологический аудит является независимым свидетельством в интересах производителя и государства уровня экологической эффективности управления предприятием и использования технологического оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Сама по себе экоаудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке соответствия деятельности аудируемых лиц требованиям законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности и оказанию сопутствующих экологическому аудиту услуг, осуществляемая экоаудиторской или аудиторской организацией (или индивидуальными аудиторами-экологами).

Деятельность экологического аудитора или экологической аудиторской организации ни в коей мере не несет ни фискальных, ни надзорных функций, а основывается на принципах конфиденциальности, объективности, независимости, компетентности, комплексности, достоверности и полноты информации.

Экологический аудит как предпринимательская деятельность может применяться при:

составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности о плате за природопользование и воздействие на окружающую среду;

консультировании по финансовым, хозяйственным и правовым вопросам природопользования и охраны окружающей среды (экологический консалтинг);

анализе финансово-хозяйственной деятельности по природопользованию, обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности;

консультировании по оценке и управлению экологическими рисками;

разработке и анализе инвестиционных проектов, составлении бизнес-планов;

проведении маркетинговых работ;

проектировании Систем управления окружающей средой (СУОС) в соответствии с действующими требованиями и стандартами;

сертификации по экологическим требованиям;

экологической паспортизации;

оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (разработка природоохранных разделов проектной документации);

оценке экологических рисков и ущербов;

разработке нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативов образования и лимитов на размещение отходов, допускаемых уровней воздействия на окружающую среду, обосновании лимитов природопользования.

Цель проведения экологического аудита зависит от типа аудита (финансовый, технический, управленческий), который завершается формированием аудиторских выводов об экологическом состоянии проверяемого объекта.

Основные задачи экоаудита - сбор достоверной выходной информации о производственной деятельности объекта и формировании на ее основе выводов относительно реального экологического состояния объекта (отходоемкости производства, экологоемкости, ущербоемкости, экологической оценки оборудования и технологий, качества продукции).

Помимо основного, экологический аудит может и должен решать ряд функциональных задач, таких как корректировка; оперативный контроль и стратегия развития. Задачи корректировки определяют необходимость выдачи рекомендаций, направленных на устранение выявленных в процессе экологического аудита недостатков в работе фирмы.

Оперативный контроль предусматривает осуществление постоянного, внутреннего аудита непосредственно в процессе производственной деятельности объекта для того, чтобы избежать "экологической ошибки" и издержки, а также для разработки и выбора экологически обоснованных решений. На этой основе аудитором вырабатываются рекомендации по оптимальному решению или варианты альтернативных решений.

Стратегические задачи экологического аудита лежат в сфере обоснования экологизированной стратегии развития предприятия (его политики) в соответствии с планами развития на основании данных, полученных в процессе аудита.

Экологический аудит обязан занять равноправное положение наряду с экологической экспертизой и экологической инспекцией. Главным является то, что экологический аудит позволяет без дополнительных бюджетных затрат усилить управление охраной окружающей природной среды, повысить эффективность экоменеджмента. Поэтому государство должно быть заинтересовано в развитии экологического аудита и создании соответствующих правовых и нормативных основ для его функционирования.

Таким образом, смешанная государственно-рыночная система экоменеджмента соответствует интересам государства, рыночным структурам и широким слоям общественности. При этом не возникает противоречия интересов, так как экоаудит "закрывает" те ниши управления, структура которых не была заполнена.

Экологический аудит должен быть основан на экологическом учёте. Понятие экологического учета ещё не приобрело окончательного осмысления и логической завершенности в виде комплексно сформированной системы знаний в экономико-экологической теории и практике. Несомненно, он должен стать частью управленческого учёта, который как автономная экономическая категория возник около 20 лет назад. В соответствии с новым подходом учёт должен объединять в себе процессы идентификации, измерения и коммуникации экономико-экологической информации, которые позволили бы пользователям принимать на её основе соответствующие управленческие решения. Таким образом, в рамках традиционной системы учёта выделяется сравнительно автономная подсистема информационной базы управления.

Экономико-экологическая система как организация включает в себя подсистемы: основного фундаментального процесса (производство, предоставление услуг и т.д.), процесса использования и защиты природных ресурсов (использование природных ресурсов в материальном производстве, природоохранная деятельность, размещение отходов в окружающей среде и т.п.) и подсистему управления этими процессами. Подсистему управления можно, в свою очередь, подразделить на



2020-02-04 283 Обсуждений (0)
Порядок формирования и методические аспекты разделительного баланса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Порядок формирования и методические аспекты разделительного баланса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)