Результаты исследования мотивации педагогической деятельности у студентов старших курсов
Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности студентов педвузов по методике К. Замфир в модификации А. Реана представлены в таблице 2.3.1.1 и в Приложении 1, лист3.
Таблица 2.3.1.1 Результаты исследования мотивации трудовой деятельности студентов педвузов
Как мы видим из таблицы 2.3.1.1, 33% студентов педвузов имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности. Данные студенты ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления. 53% студентов педвузов имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию. Они в трудовой деятельности ориентированы на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия. Отрицательная внешняя мотивация характерна для 13% студентов педвузов, то есть мотивами их деятельности являются наказание, критика, осуждения и других санкций негативного характера. Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.2.3.1.1)
Рис.2.3.1.1. Средние показатели выраженности разных типом мотивации трудовой деятельности у студентов.
Как мы видим из графика, наиболее выражена у студентов внешняя положительная мотивация и наименее выражена внешняя отрицательная мотивация. Данный мотивационный комплекс является средним по эффективности Таким образом, исследование типа мотивации у студентов педвузов показало, что они ориентированы на внешнее стимулирование их профессиональной деятельности. Опросник «Словарь» (автор И.Г. Кокурина) Результаты исследования мотивации у студентов педвузов И.Г. Кокуриной представлены в таблице 2.3.1.2 и в Приложении 2, лист 12 Как мы видим из таблицы 2.3.1.2, 27% студентов педвузов ведущим мотивом трудовой деятельности имеют преобразовательный, то есть стремятся к активному преобразованию действительности и самих себя. Таблица 2.3.1.2. Результаты исследования мотивации студентов педвузов (по методике Кокуриной )
Коммуникативный мотив ведущим является для 7% студентов педвузов, данные студенты ориентированы на активное взаимодействие с другими, на общение в труде, на помощь другому человеку. Мотив кооперация ведущим является у 13% студентов педвузов. выраженность данного мотива свидетельствует о стремлении рассматривать работу с точки зрения значимости для других людей. Утилитарный мотив является ведущим для 20% студентов педвузов. Выраженность данного мотива говорит о стремлении заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, приносит видимые результаты. 7% студентов педвузов ведущим мотивом имеют конкурирующий мотив, определяющий стремление в достичь в трудовой деятельности результатов, превосходящих результаты других. Мотив достижения наиболее выражен у 27% студентов педвузов, данные студенты в процессе трудовой деятельности ориентированны на преодоление препятствий. Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.2.3.1.2)
Рис.2.3.1.2. Средние показатели выраженности разных мотивов деятельности у студентов.
Как мы видим из графика, наиболее выражен у студентов мотив преобразования, кооперации и достижения. Наименее выражен мотив конкуренции. Анализ результатов ведущей ориентации показал, что в процессе трудовой деятельности 87% студентов педвузов имеют результативную ориентацию, то есть нацелены на достижение результата. Ориентированы на процесс у 13% студентов педвузов Таким образом, результаты исследования мотивации трудовой деятельности с помощью опросника И.Г. Кокуриной, показали, что большинство студентов педвузов ориентированы в процессе трудовой деятельности на достижение результаты и инновационные преобразованияи значимости деятельности для других. Методика изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин) Результаты исследования мотивационного профиля личности студентов педвузов представлены в Приложении 3, лист 6, в таблице 2.3.1.3
Таблица 2.3.1.3. Результаты выраженности ведущих потребностей в мотивационном профиле студентов педвузов
Анализ результатов исследования ведущих потребностей в мотивационной структуре студентов показал, что потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок ведущей является у 13% студентов педвузов Мотивация работников, имеющих высокие показатели потребности в деньгах, с одной стороны, проста: если существует возможность больше заработать, прилагая больше усилий, то работники будут высоко мотивированными и удовлетворенными работой. Такие люди не очень любят работать в команде, так как предпочитают получать деньги за свои собственные усилия. Коллег по команде они могут рассматривать как потенциальных конкурентов и даже как работников, мешающих работе. 7% студентов педвузов имеют ведущей потребность в социальных контактах: в общении с широким кругом людей, легкой степени доверительности, связей с коллегами, партнерами и клиентами. Такие работники получают удовлетворение и положительные эмоции от многочисленных контактов с другими людьми. Многие из них способны проявлять толерантность к окружающей суете, шуму, которые неизменно сопровождают совместный труд. 7% студентов педвузов имеют выраженной потребность формировать и поддерживать долгосрочные, стабильные взаимоотношения, предполагающая значительную степень близости взаимоотношений, доверительности. Такие работники будут удовлетворены в условиях доверия, благоприятных рабочих и личных взаимоотношений, свойственных эффективной команде. Потребность ставить для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их является ведущей 33% студентов педвузов. Преобладающей чертой таких людей является желание все делать самому. Они могут добровольно вызваться работать сверхурочно и будут честно выкладываться на работе. Но прежде чем приступить к выполнению задания, они должны убедиться в том, что поставленная цель поддается измерению, оценке. Они инстинктивно будут избегать деятельности, связанной с неопределенностью, где трудно или невозможно измерить вклад и достижения. У 20 студентов педвузов ведущей потребностью является потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности. Данные студенты, оценивают свою работу именно с таких позиций. Персональный рост подталкивает их к самостоятельности, которая в своем крайнем выражении может превращаться в желание ни от кого не зависеть. 20% студентов педвузов имеют ведущей потребность в интересной, общественно полезной работе. Создатели методики подчеркивают, что стремление к интересной и полезной работе имеет большую важность, чем другие факторы мотивации. Рассмотрим средние показатели выраженности потребностей по выборке студентов. Результаты приведены на рисунке 2.3.1.3. Как мы видим из рисунка, у студентов низковыражены потребности во власти, признании, структурировании работы, т.е. потребности которые развиваются в процессе уже трудовой деятельности. Низкая выраженность потребности во власти говорит об отсутствии стремления утверждаться за счет будущих учеников и в целом положительно характеризует студентов.
Рис.2.3.1.3 Средние показатели выраженности потребностей в мотивационной структуре личности студентов педвузов
Высоко выражены потребности в достижении, самосовершенствовании и интересной работе, что позволяет сделать вывод о наличии установок на развитие в процессе трудовой деятельности, приобретении профессионального мастерства. Таким образом; среди студентов педвузов ведущими являются потребность в достижении, не выражены потребности связанные с условиями трудовой деятельности. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной Результаты исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет по методике О.Ф.Потемкиной приведены в таблице 2.3.1.4 и в Приложении 4, лист 4. Анализ результатов показал, что наиболее выражены у большинства студентов ориентации на результат и на альтруизм. Высоковыраженная ориентация на результат свидетельствует о том, что студенты стремятся к достижению результата не взирая на обстоятельства. Это характерно для 53% студентов педвузов
Таблица 2. 3.1.4. Результаты исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет
Выраженная ориентация на альтруизм свидетельствует о том, что студенты готовы жертвовать своими интересами в пользу других. Ориентация на процесс выражена у 27% студентов они менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть. Ориентация на эгоизм присуща 20% студентов они свои интересы ставят всегда выше интересов других людей. Ориентация на труд выражена у 27% студентов. Они все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Ориентация на деньги выражена у 47% студентов. Ведущей ценностью для них является стремление к увеличению своего благосостояния. Ориентация на свободу присуща лишь 7% студентов. Главная ценность для них это свобода. Ориентация на власть выражена только у 13% студентов, для них ведущей ценностью является влияние на других, на общество. Высоко и низкомотивированных студентов в выборке нет, дисгармоничный тип мотивации выражен у 27%, остальные имеют средневыраженны ориентации с большей выраженностью ориентаций на результат и альтруизм и некоторых других. Определим средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере студентов педвузов. Результаты представим в виде рисунка 2.3.1.4.
Рис.2.3.1.4.Средние показатели средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере студентов пед вузов
Из рисунка 2.3.2.2. мы видим, что у студентов наиболее выраженной ориентацией являются ориентации на альтруизм и на результат, а наименее на эгоизм, на власть, на свободу, важны для студентов и деньги. Таким образом, исследование мотивации у студентов педвузов показало, что они в большей степени ориентированы на материальное стимулирование, карьерный рост, одобрение коллектива, престиж, они ставят высокие цели, но стремятся лишь к той работе, которая интересна и приносит видимый результат, готовы ради жертвовать своими интересами ради других.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |