Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты в кратком изложении



2020-02-04 167 Обсуждений (0)
Результаты в кратком изложении 0.00 из 5.00 0 оценок




 

3.4.1. Общий обзор результатов

1. Мы рассмотрели метод соматопсихологического исследования состояния пациента, позволяющий выявлять значимые корреляции между характеристиками самоощущения пациента и характером предпочтений им тех или иных геометрических элементов в разных позициях при создании конструктивного рисунка человека.

2. Применили концепцию «энергетического» толкования рисунков. В частности, пришли к заключению, что зона тела, в самоощущении пациента предстающая как переполненная, собравшая тяжесть, жар, изображается, как правило, кругом или прямоугольником, а зона, где пациентом ощущается недополненность, опустошение, изображается на рисунке с помощью треугольника. Места «стыка» элементов рисунка отмечают зоны относительного затруднения движения внутренних ощущений, зоны «энергетических» блоков.

3. Определили также, что зоны усиленных ощущений в теле отмечаются на рисунке с помощью дополнительных элементов, вписанных в контур данной части тела или наложенных на него.

4. В ходе сопутствующих соматопсихологических исследований выявили, что существует характерная «рассадка» переживаний в относительно физического тела человека, и можно говорить об «атласе переживаний человека». Нами выявлено, в частности, следующее: затылок концентрирует на себе ощущения, связанные с переживанием ответственности, необходимости контролировать ситуацию; виски – в связи с переживанием раздражения; лоб – беспокойства; шея спереди концентрирует на себе ощущения, связанные с невыраженной обидой; плечи «накапливают» на себе ощущения, связанные с жизненными нагрузками (обязанностями); грудь концентрирует в себе ощущения, связанные со следующими «негативными» переживаниями: разочарование, тревога, злость, переживание утраты; зона живота концентрирует на себе ощущения, связанные с переживаниями концентрации сил для борьбы (гнев), а также напряжение, связанное с переживанием страха; спина – переживания предательства; ноги, руки оказываются «периферийными» частями тела по отношению к тем зонам тела, которые концентрируют на себе основные ощущения, связанные с эмоциональными переживаниями, ощущения «пустоты», наблюдающиеся в них, не имеют самостоятельного значения, но являются составным элементом целостного синдрома «полнота-пустота».

5. Описан синдром «полноты-пустоты» или «сгущения-разрежения» ощущений, характеризующийся субъективным ощущением у испытуемого неравномерного распределения наполнения в теле при различных переживаниях, так, что при переживании невротического беспокойства, например, одновременно существуют два компонента состояния: ощущение переполнения передней части головы, где субъективно ощущается скопление «тумана», «жидкости», «массы», а в более запущенных случаях – «камня», и относительное запустевания нижней части тела, где ощущается холод, «ватность» и т. п… Каждое переживание формирует свой характерный контур субъективных ощущений и находит соответствующее ему выражение в конфигурации рисунка.

6. Описаны оси взаимозависимости ощущений «полноты-пустоты»: переднезадняя (ощущение нагрузок на спине приводит к формированию чувства «вдавленности» груди), верхне-нижняя (голова при переживании беспокойства отнимает наполнение у нижней части тела, где могут ощущаться холод и слабость («ватность» ног), билатеральная (концентрация в груди ощущений, связанных с переживанием обиды, тревоги «обкрадывает» руки, которые могут «висеть как плети»), диагональная (например, правое плечо – левое бедро).

7. Описаны специфические деформации психоэнергетического контура при психичесих травмах и, в частности, выделены травматическая и реактивная части контура.

8. В результате исследования нам удалось выявить характеристики конструктивного рисунка человека, позволяющие судить о возможном наличии у испытуемого проблем следующих классов: психогенные, вертеброгенные (соматогенные), нейрогенные, висцерогенные проблемы, а также проблемы комплексные. В рамках исследования состояний психогенной природы выявлены характерные конфигурации элементов конструктивного рисунка человека, которые могут быть соотнесены с такими эмоциональными состояниями, как переживание обиды, злости, беспокойства и др.

9. Выяснено, что верхняя часть головы оказывается акцентированной дополнительным элементом на рисунке и ощущением темноты, «накладки» на нее «облака», «лепешки», «гири» в случае дефицита кислородного обеспечения мозга вследствие сочетанного действия ряда факторов, из которых наиболее существенными являются избыточная (невротическая) активированность мозга и спазм питающих сосудов вертеброгенной природы. «Энергетическое оттягивание» наполнения в область живота при страхе, например, также может приводить к относительному обеднению наполнения верхней части головы и усиливать «синдром энергетического голодания мозга», находящий свое выражение в ощущении накладки на голову тяжести и темноты.

10. Синдром «неясной головы» или синдром энергетического голодания мозга является весьма распространенным расстройством, встречающимся уже у детей младшего возраста. Это состояние является фоном для формирования большого количества пограничных психических расстройств, и, в частности, «панических атак». В его патогенезе играют роль два основных фактора: патологическая импульсация с межпозвоночных дисков и стрессогенная гиперактивированность мозга. Симптомы данного расстройства очень близки к проявлениям астено-депрессивных расстройств другой природы и не всегда распознаются психотерапевтами. Данные теста «Конструктивный рисунок человека» содержат патогномоничные признаки наличия данного синдрома. Выявление вертеброгенной составляющей в синдроме «неясной головы», а также возможного действия других факторов, приводящих к мозговой гипоксии, является важным для назначения адекватного комплексного лечения психотерапевтических пациентов.

11. Были выявлены и описаны следующие синдромы: синдром энергетического голодания мозга, синдром разочарования и обиды, синдром беспокойства, тревоги, страха и др… Как показало исследование, в составе каждого синдрома выявляются симптом полноты  или, более корректно, симптом сгущения ощущений  и симптом пустоты  или, более корректно, симптом разрежения ощущений  , которые дополняют друг друга, являясь частью одного состояния.

12. Обнаружена возможность использования таких данных тестирования как возраст персонажа, расположение основных геометрических элементов в фигуре, сведения о том, «кто получился» и некоторых других параметров рисунка в качестве указания на период закладки симптомов, на место их формирования в организме, указания на значимое лицо, отношения с которым оказывают влияние на состояние пациента, что может служить удобной отправной точкой психотерапии.

13. Показана возможность использования теста для слежения за динамикой состояния испытуемого.

14. Выявлены признаки положительной динамики в состоянии пациента в ходе терапии.

3.4.2. Сводный список признаков и их толкование

Состояние, переживаемое пациентом, может находить отражение в следующих структурных элементах рисунка и их комбинациях.

Голова

 1. Округлая голова «средних» размеров  , соразмерная остальным частям рисунка отражает состояние пациента, близкое к норме, к состоянию внутреннего равновесия, покоя.

2. Большая круглая голова  на рисунке отражает состояние гиперактивированности мозга, что может быть связано с отягченностью головы «думами» из-за переживаемых неприятностей (беспокойство, озабоченность), но может отражать и перегруженность головы в процессе или после интенсивной учебы. Переполнение головы, как правило, коррелирует с относительным обездоливанием низа живота, рук, ног. Для изображения этих зон в таких случаях чаще используются треугольники или кружки, но не прямоугольники. Относительная длина конечностей уменьшается.

3. Голова квадратной или прямоугольной формы  отражает протестное состояние, переживаемое пациентом. Нередко с «квадратной головой» соотносится «дутое туловище» (увеличенное и округлой формы). Энергетика собрана именно там. Протест связан с задетым достоинством человека, с травмой.

Образы агрессоров бывают, как правило, с квадратной головой.

Квадратная голова может также толковаться как знак «упертости» человека, целеустремленности оппозиционного, протестного типа. Квадратноголовый – человек, находящийся в оппозиции.

4. Голова треугольной формы основанием книзу  является отражением далеко зашедшего в своей давности и силе протестного состояния. Человек «уперся рогом».

5. Голова треугольной формы острием книзу  отражает состояние «раздумья», раздраженности (скопление ощущений в висках) и, одновременно дает намеки на существование вертеброгенной проблематики в области шейно-грудного перехода («узкое место»).

6. Голова ромбовидной формы, составленная из двух треугольников основаниями друг к другу  , может отражать наличие проблемы в позвоночнике на уровне верхней части шеи, приводящей к спазму сосудов, питающих головной мозг и формированию дискомфортного ощущения в верхней части головы.

7. Треугольной формы «бантики» по бокам от головы  , а также другие дополнительные элементы по бокам головы отражают переживание человеком состояния раздражения, приводящее к гиперактивации мозга и формированию относительного энергетического дефицита в мозге.

8. Большие «уши»  могут также отражать психологическое состояние зависимости от окружающих, обостренность слухового восприятия на фоне переживания неуверенности в себе. Часто с большими ушами соотносятся и большие глаза, как знак той же тревожности, «таращения» глаз, расширения зрачков. Сама голова при этом увеличивается (обеспокоенная), тело, соответственно, уменьшается, сокращаются и конечности. Все это вместе можно назвать «синдромом Чебурашки».

9. Любого рода другие обкладки вокруг головы  – знак проблем того или иного рода (невротизм, кислородное голодание мозга, органическое поражение ЦНС).

10. Наличие квадратных глаз или укрупненных круглых глаз  при изображении лица персонажа рисунка, отражает переживание испытуемым эмоционального напряжения, тревожности. Для данного симптома актуально все то же, что сказано в отношении симптома «уши». В ходе работы сначала пропадают уши, а потом глаза. Уши – «форпост». Уши – симптом, условно говоря, более «тяжелый», чем глаза. Означающий, что одной активации зрения «не хватило». Элементы, «вылезшие за пределы тела» в области головы отражают более заметную степень расстройств, чем элементы, вписанные в лицо.

11. На «лице» изображенного человека могут появиться треугольные глаза  как отражение проблем с глазами (утомление зрения, близорукость и т. п.).

12. Появление на рисунке носа треугольной формы  может отражать затруднения дыхания, которые есть у человека. Иногда подобные затруднения связаны с ощущением тяжести в груди, а не только местными расстройствами в области носа или носоглотки. На физиологическом уровне этому может соответствовать расширение ноздрей, возникающее при активизации в состоянии агрессии.

13. Этот же симптом (наличие носа на рисунке) может отсылать к ощущениям в области затылка. Элемент маркирует уровень, где есть ощущения, выделяющиеся из фона, а не конкретный орган.

14. Прямоугольный рот  может отражать состояние, характеризующееся стискиванием зубов.

15. Окружность или другой элемент на месте рта  может отражать наличие проблем в затылочной, верхне-шейной зоне: скопление тяжести там, наличие функционального блока позвоночно-двигательных сегментов с ноцицептивной импульсацией этих зон, приводящей к мышечному и сосудистому спазму на этом уровне.

16. Заполненное элементами лицо  в ряде случаев отражает наличие «нейропатии», микроорганического резидуального поражения ЦНС асфиксического генеза (пренатальная, натальная травма) (симптом «дырявая голова»). Это особенно верно, если есть другие признаки «органичности»: упрощенность рисунка, «корявость» графики.

17. «Шляпа» на голове в виде треугольника острием кверху в сочетании с составным туловищем, туловищем треугольной формы, треугольной шеей  , отражает наличие у испытуемого проблем с позвоночником в зонах, соответствующих заужениям и стыку элементов на рисунке. Весьма часто это коррелирует с переживанием угнетенности, периодически возникающими ощущениями неясности головы, головными болями и др., – с синдромом энергетического голодания мозга. «Шляпе» на рисунке соответствует «симптом лепешки» в самоощущении пациента: ощущение затемнения и отягощения верхней части головы.

18. Наличие прямоугольника на голове  так же может отражать сходную ситуацию, но позволяет сделать суждение о большой длительности существования патологического состояния и возможного формирования психосоматических проблем на уровне груди, живота, ног.

19. Переживания загруженности решением чужих проблем (невротическая ответственность) также может находить свое отражение в рисунке в виде появления дополнительного элемента на голове  (коррелирует с ощущениями тяжести в затылке или груза на плечах).

20. Переживание страха с основной локализацией ощущений на уровне живота также может также приводить к ощущению относительного опустошения головы, давления на нее сверху и находит свое отражение в появлении дополнительного элемента поверх головы  .

21. Еще один случай, при котором возможно появление дополнительного элемента на голове  (треугольник основанием книзу поверх круга, изображающего голову, – этот треугольник, как правило, относительно небольшой) – это «органика» – отдаленные последствия органического поражения центральной нервной системы (асфиксия в родах, травмы головы и т. п.). Наличие этого треугольника как будто мало отражается на общем контуре рисунка. Нет ни составного туловища, ни треугольных рук, ног. Т. е. при формально благополучном общем контуре треугольничек, указывающий на органику, «пришлепывается» к рисунку как будто внешним образом. «Органическому» рисунку соответствует также характерное изменение графики: «рваная» графика, неровность линий, «корявость» рисунка.

Шея

 22. Отсутствие шеи  на рисунке может отражать благополучное состояние данного уровня тела у испытуемого и отсутствие у него эмоциональных расстройств и особенностей, характерных для испытуемых, изображающих на своих рисунках шею.

23. Шея, изображенная прямоугольником  может обозначиться на рисунке в следующих случаях: а) испытуемый, будучи человеком утонченного (вытянутого), астенического сложения, характеризующегося относительным удлинением конечностей, шеи, продолговатой формой лица, отражает в рисунке специфику собственного телесного сложения, в ряде случаев считает свою шею украшением собственной фигуры, б) автор рисунка переживает состояние повышенного познавательного интереса (любознательность) – в удивлении он вытягивает шею, «чтобы дальше видеть», широко раскрывает глаза (обозначены на рисунке кружочками маленькой или средней, но не большой величины), настраивает на восприятие уши (они получают изображение на рисунке с помощью кружочков) – при сбалансированной в целом фигуре (прямоугольное туловище, нормальной длины, прямоугольной формы руки и ноги); в) он испытывает чувство обиды – шея вытягивается как бы в недоумении: «Как же может твориться такая несправедливость!?» Шея ощущается им также в связи с болью в ней: там комок сдержанных рыданий, там «чесночная головка» или просто комок заготовленных крепких слов в отношении обидчика; в) у него имеется функциональный блок в средней части шейного отдела позвоночника, порождающий напряжение мышц в этой зоне, создающий ощущение ошейника, пережатия в этой зоне.

24. Треугольной формы шея  отмечает зону наличия вертеброгенных проблем на этом уровне тела; при этом треугольничек на месте шеи острием кверху говорит о наличии проблем в верхней, подзатылочной области шеи, а треугольничек острием книзу говорит о наличии проблемы в области шейно-грудного перехода.

25. Шея, изображенная двумя элементами  , заставляет предположить наличие патологической импульсации на уровне стыка элементов. Наличие напряжения мышц из-за функционального блока позвоночно-двигательных сегментов не отменяет возможности одновременного существования эмоциогенных проблем на этом уровне тела, таких как переживание обиды, в частности.

Туловище

 26. Прямоугольной формы туловище  на рисунке является знаком относительного благополучия на этом уровне тела.

27. Округлой формы туловище при квадратной или треугольной голове  может говорить о наличии ситуации в жизни человека, из-за которой ему приходится «надуваться», злиться (межличностный конфликт, травма личностного достоинства). Ощущение напряжения, внутреннее наполнение организма концентрируется при этом в области груди (злость) или в области живота (гнев), или в обеих этих зонах. Цель формирования такой конфигурации ощущений – борьба  за отстаивание своих позиций. Если при этом ноги на рисунке выглядят как «налитые», «крепкие», составленные из прямоугольников, то это подтверждает гипотезу об активированности энергетики испытуемого и его готовности настаивать на своем. Квадратная или треугольная голова при этом отражают протестность, несогласие с ходом событий. Это «симпатическая полнота».  

28. Округлое туловище при голове округлой формы  на рисунке мы можем встретить также в комбинации с маленькими ручками и ножками, нарисованными треугольничками остриями к туловищу. На лице прорисованы округлые глаза. Данная конфигурация встречается у людей страдающих фобиями  . Их тоже можно рассматривать как травмированных и напряженных в связи с этим. Они поражены, сенсибилизированы пугающей информацией. В отдельных случаях в связи с защитной активированностью уровня солнечного сплетения в рисунке проступает также «пупок».

29. Еще один случай, когда на рисунке могут появиться округлые контуры туловища  – это состояние наполненности непосредственно после успешно проведенного сеанса психотерапии, сопровождавшегося интенсивным перераспределением внутренних ощущений. Это «парасимпатическая полнота».  Этому состоянию «наполненности» соответствует также появление на рисунке «раздутых» рук и ног, увеличение удельного веса кружков в общем количестве структурных элементов рисунка. Во внутреннем самоощущении испытуемого этому соответствует чувство легкости, полета, растворения тела.

30. Вставные элементы на уровне туловища  («пуговицы», «карманы» и др.) могут отражать зоны значительной концентрации ощущений, связанных с психическими травмами, уровнями существования вертеброгеных проблем, а также связанных с зонами формирования психосоматических проблем или соматогенных ощущений.

31. Так же следует толковать цифры, отражающие возраст персонажа, вписанные в контур тела  . Это аналог вписанного геометрического элемента  .

32. Составное туловище  обозначает наличие проблем в позвоночнике  на уровнях тела, соответствующих зонам стыка геометрических элементов рисунка.

33. Использование прямоугольников при изображении составного туловища  отражает проблемы меньшей выраженности  по сравнению с теми, что находят свое отражение на рисунке с помощью треугольников.

34. Составное туловище, состоящее из окружностей  , отражает то же состояние мобилизованности на борьбу  , что и односоставное туловище, только в этом случае энергетика разбита на количество частей, соответствующее количеству элементов, использованных для изображения туловища, и также отражает наличие вертеброгенных проблем на уровнях стыка элементов.

35. Туловище, составленное из нескольких элементов, складывающихся в квадрат или треугольник  : а) наличие серьезных эмоциональных проблем (депрессивные переживания с соматизацией); б) значительной выраженности вертеброгенные проблемы на уровне стыка фигур.

Руки и ноги

 36. Достаточной длины руки и ноги  , вырисованные с использованием прямоугольников, являются отражением состояния уверенности  человека в своих силах и говорят о способности индивида к самостоятельным решениям, о его личностной зрелости, ориентированности на решения и действия, а не на переживания.

37. Непропорционально укрупненными и удлиненными руками  наделяются персонажи, проявляющие агрессию  .

38. Непропорционально усиленными: укрупненными и удлиненными ногами  наделяются персонажи, «стоящие на своем»  , чего бы им это ни стоило.

39. Маленькие ручки, ножки, изображенные треугольничками основаниями наружу  , могут говорить о тонкой эмоциональности, высокой чувствительности испытуемого, о склонности к переживанию беспокойства, тревоги  . Авторы подобных рисунков нередко испытывают страх перед жизнью, доходящий в ряде случаев до того, что эти лица выходу на улицу предпочитают жизнь дома, в ограниченном привычном пространстве. Женщины подобного типа находят себе авторитарных мужей, побуждающих их «сидеть дома» ради детей, ради ведения домашнего хозяйства. Они тревожно привязаны к своим близким.

Одновременно с этим может наблюдаться относительное увеличение размеров головы на рисунке, что соответствует переживанию беспокойства.

Возраст персонажа

 40. Совпадение возраста персонажа рисунка и паспортного возраста испытуемого  до психотерапии встречается редко и может говорить о сохранившемся душевном благополучии: данный человек погружен в решение актуальных проблем, имеющих отношение к настоящему времени его жизни. Возможно, он достиг «бытия здесь и теперь» благодаря занятиям по саморегуляции, благодаря духовным практикам с целью «закрытия» тем прошлого и погружения сознания в настоящее.

41. В ряде случае совпадение возраста персонажа с возрастом его автора  встречается у активных употребителей психоактивных веществ  (алкоголь, наркотики) у лиц с органическим поражением ЦНС  и означает расторможенность испытуемого на фоне органического поражения ЦНС, алкоголизации, наркотизации. Психика не накапливает переживаний благодаря их выплескиванию (ослабленное торможение, ослабление культурного контроля), химического стирания (алкоголизация).

42. Еще один вариант: проблемы настоящего времени «перебивают» своей значимостью фоновые проблемы  , которые также существуют, но «не до них».

43. Отдаленность возраста персонажа от паспортного возраста испытуемого  может говорить о наличии у испытуемого значимых переживаний, генетически связанных с тем периодом жизни  и сказывающихся на актуальном его состоянии.

44. Отклонение возраста персонажа от паспортного возраста пациента в меньшую сторону  может говорить а) о времени «закладки» симптома  , б) о том, что есть значимый человек младшего возраста  , на котором сосредоточена душевная жизнь испытуемого (как правило, ущербом для собственного личностного развития, для самореализации).

45. Отклонение возраста персонажа от паспортного возраста пациента в большую сторону  чаще встречается а) у молодых людей, устремленных мыслями в будущее  , говорит о заинтересованности их в планировании своей жизни, б) о том, что есть значимый человек старшего возраста  , на котором сосредоточена душевная жизнь испытуемого (также с ущербом для собственного личностного развития, для самореализации).

46. Значительная регрессия возраста  говорит о ранней закладке симптомов  и значительной выраженности личностных расстройств  .

47. Цифра, обозначающая возраст персонажа рисунка, вписанная в саму фигуру  (например, на уровне груди), указывает на наличие соматизированной проблемы  в зоне ее расположения. Фактически, она выступает как 11 элемент рисунка  и выполняет ту же роль, что и другие вписанные фигуры – обозначает зону, акцентированную в самоощущении за счет скопления в ней особых ощущений. В каких-то случаях тот же самый пациент в последующем использует для выделения этой зоны тела «обычный» конструктивный элемент, например, квадратик.

Положительная динамика

 48. Положительная динамика  состояния испытуемого в ходе психотерапии отражается в следующих признаках:

1) Элиминация из состава рисунка треугольников и кружков за исключением круга на месте головы.  

2) Увеличение удельного количества прямоугольников в составе нарисованной фигурки человека.  

3) Приближение возраста персонажа к паспортному пациента.  

4) Обретение круглой головы вместо головы крадратной или треугольной формы.  

5) Уменьшение относительного размера головы.  

6) Исчезновение накладок на голову и других дополнительных элементов вокруг головы («уши», «бантики» и т. п.)  

7) Уменьшение размера глаз и исчезновение их на рисунке.  

8) Превращение шеи на рисунке из треугольной в прямоугольную и исчезновение ее.  

9) Превращение туловища из треугольного или круглого в туловище прямоугольной формы.  

10) Превращение туловища из составного в простое.  

11) Исчезновение дополнительных встроенных в туловище элементов.  

12) Превращение рук и ног из треугольных в прямоугольные.  

13) Относительное увеличение длины и объема рук и ног.  

14) Исчезновение границ между элементами.  

49. В тех случаях, когда на первоначальном рисунке голова была большой, «обложенной» дополнительными элементами  , по мере успешной проработки состояния пациента, дополнительные элементы сначала «тонут в голове»  (уши становятся глазами и т. п.), а потом «тонут в теле»  и «всплывают» в виде удлинившихся конечностей, в виде кистей и стоп  .

50. Элементы, вписанные в грудь  «выплывают» в виде более длинных рук и кистей  .

3.4.3. Сводная таблица признаков состояний различной природы в КРЧ

При рассмотрении таблицы еще раз обращаем внимание на то, что сходный отдельный признак может встречаться при состояниях различной природы. Для дифференциальной диагностики существенно сочетание признаков.

 

 

3.4.4. Возможные дополнительные классификации рисунков

По выделяющимся в рисунке частям тела:  

· «Головастые» (склонные к беспокойству).

· «Туловищнистые» (склонные к борьбе).

· «Рукастые» (хулиганы).

· «Ногастые» («паранойяльные», стоящие на своем).

По размеру рисунка:  · Макрография (самоуверенность и претенциозность).

· Микрография (сдержанность, нежелание занимать пространство).

По стилю:  · «Эпилептоидные»: длинные конечности, смелое занятие пространства листа.

· «Шизоидные»: схематические, конструкторские, отдаленно-ассоциативные, «интересные».

· «Циклоидные»: большие беспокойные головы, маленькие руки-ноги, попытки украшения фигурки, придать ей реалистичность.

· «Органические» – упрощенные, неряшливые.

По ведущим психопатологическим синдромам:  · астенический рисунок – тощая фигурка (много треугольников).

· депрессивный – руки опущены, изображение в профиль, много треугольников, «спрессованное» из большого количества элементов тело.

· демонстративный (детализация, украшения).

· фобический (большие глаза, вскинутые руки, округлое туловище).

· ипохондрический (вписанные в состав туловища элементы, загруженность головы: обведена несколько раз, обложена элементами, опущенные руки).

· обсессивно-компульсивный (неиспользование возможностей изменять размер, «вытягивать» элементы, действия строго в заданных рамках, стереотипия).

· агрессивный – «дутое» округлое туловище, квадратная голова, большие руки, «спрятанные» руки.

По полу:  · «женская» фигурка: треугольник основанием книзу (женственность, возможные проблемы в верхней части туловища, шее).

· «мужская» фигурка: треугольник основанием кверху (мужественность, нагруженные плечи, возможные проблемы на пояснично-крестцовом, генитальном уровне, где узкое место в рисунке)

По возрасту авторов:  · рисунки юных (несформированные графические навыки, большой удельный вес органической проблематики среди юных пациентов, направляемых на консультацию).

· рисунки людей среднего возраста (большой удельный вес эмоциональных расстройств).

· рисунки пожилых людей (примитивизация, «выхолащивание» содержания рисунков, «оборганичивание» рисунков. «Больше нервной системы, чем психики»).

По наличию или отсутствию органического поражения ЦНС:  · рисунки лиц с интактной НС («чистый», «гладкий» рисунок).

· рисунки лиц с наличием органического поражения ЦНС (неровность линий, «корявость» рисунка, заполненность лица).

По наличию или отсутствию неблагополучия в позвоночнике:  · рисунки лиц с благополучной «спиной» (прямоугольное односоставное туловище).

· рисунки лиц с выраженными расстройствами позвоночного столба (многосоставное туловище, вписанные в туловище элементы).

Выводы

 

1. Тест «Конструктивный рисунок человека» имеет преимущество в сравнении с традиционным заданием просто нарисовать человека с точки зрения способности побуждать испытуемого к более выпуклому обозначению в рисунке зон концентрации и рассредоточения ощущений в его теле, связанных с переживаниями и действием других факторов. Необходимость использования заданных геометрических форм действует как «умножитель сигналов», заставляя неосознанно выделять зоны большей и меньшей наполненности в организме и «узкие места» (зоны мышечных, сосудистых блоков). Это находит свое выражение как в композиции рисунка, так и в относительных размерах каждой из частей тела.

2. Есть значимая корреляция между тем, что ощущает человек на уровне тела и тем как он изображает фигуру человека из заданных элементов. Рисунок позволяет визуализировать и документировать психическое состояние человека. В КРЧ находят свое выражение характерные дисбалансы наполнения организма в процессе переживания того или иного рода. При этом каждому из состояний психогенной природы соответствует неповторимый контур ощущений и соответствующая ему презентация в конструктивном рисунке.

4. Конструктивный рисунок человека способен отражать вертеброгенные проблемы. Исследование выявило большой удельный вес данного рода проблематики у психотерапевтических пациентов.

6. Рисунок способен ясно указывать на наличие проблем, связанных с нарушением кислородного обеспечения мозга. Синдром энергетического голодания мозга («синдром неясной головы»), как показало исследование, встречается не менее, чем у 60 % пациентов, обращающихся на психотерапевтический прием, и требует комплексного лечения с подключением к психотерапии также общетерапевтических, неврологических назначений, мануальной терапии и др.

7. Возраст персонажа оказался значимой характеристикой, точно выводящей психотерапевтическое исследование на возраст закладки симптома или значимую тему, переживание по поводу которой заметно сказывается на актуальном состоянии пациента. Таким образом, тест может служить эффективным средством выхода на актуальную психологическую проблематику пациента и служить удобным средством начала психотерапевтической работы.

8. Тест позволяет выявлять признаки наличия у испытуемого органического поражения ЦНС.

9. КРЧ способен отражать динамику в состоянии пациента в процессе терапии.

Подводя итог вышесказанному можно заметить следующее. Рисуночное задание: «Нарисуйте символическую фигурку человека из квадратиков, кружков и треугольников, количество элементов в фигурке – 10» обладает высокой способностью к выявлению специфики переживаемого испытуемым состояния. Оно может служить удобным вспомогательным средством в дифференциальной диагностике пограничных психических расстройств и, в частности, позволяет установить влияние на состояние испытуемого ситуационных факторов, вертеброгенных проблем, соматических проблем, органического поражения ЦНС и др.

Конструктивный рисунок человека с дополнительными данными, такими как возраст персонажа, может служить удобным средством выхода на актуальную проблему пациента с возможностью последующей ее психотерапевтической проработки. Он позволяет также следить за изменением состояния пациента в процессе терапии.



2020-02-04 167 Обсуждений (0)
Результаты в кратком изложении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты в кратком изложении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)