Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практические рекомендации



2020-02-04 180 Обсуждений (0)
Практические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Рекомендовано применение рисуночного теста «Конструктивный рисунок человека» в комплексном обследовании пациентов, поступающих на лечение к психотерапевту, психиатру и др. специалистам, работающим с людьми. Использование данного простого и малозатратного теста позволит проводить дифференциальную и комплексную диагностику психогенных, вертеброгенный, висцерогенных, нейрогенных расстройств, а также расстройств комплексной природы.

2. Особенное значение тест имеет для раннего выявления подпорогового ишемического мозгового расстройства: синдрома энергетического голодания мозга, что очень важно для своевременного назначения дополнительного комплексного обследования пациента и адекватной терапии. В случаях выявления данного расстройства показано тесное сотрудничество психиатра, психотерапевта с неврологом-вертебрологом и мануальным терапевтом. В случае выявления мозговой дисциркуляции другой природы важно сотрудничество с врачом общей практики. Применение средств улучшения мозговой гемодинамики в сочетании с психотерапией, уменьшающей энергетические запросы мозга, позволит существенно повысить эффект лечения пациентов с синдромом ЭГМ и качество их жизни.

3. В случаях затруднения в выборе актуальной темы для психотерапевтической работы, возраст персонажа, как отсылающий к периоду закладки симптомов, служит хорошим отправным пунктом в терапии.

4. Рекомендуется использование теста в качестве средства динамического наблюдения за состоянием больного.

Приложение

 

Людмила Григорьевна

Если говорить об основном массиве рисунков, то они являют собой зрелище заурядное. И это естественно: задание «конструкторское». Но даже такое примитивное задание и скудость средств выражения не являются препятствием для некоторых испытуемых в создании образов, не лишенных художественной интересности. Приведу некоторые примеры.

Людмила Григорьевна, поупражнявшись в стандартном рисовании, начинает продуцировать образы, всякий раз удивляющие своей неожиданностью.

С каждым из этих рисунков связана тема, становившаяся предметом проработки на сеансе соматопсихотерапии.

Общая ситуация

 Чтобы была понятна общая ситуация, в контексте которой проводилась психотерапия, кратко обозначим основные личностные особенности пациентки и специфику событий ее жизни, на фоне которых развилось состояние, ставшее предметом ее беспокойства.

Наше с нею общение происходит в 1999 году. К этому времени она 8 уже лет, как «сокращена» на своем родном предприятии. В 1991 году она вдруг оказалась «не у дел». А надо сказать, что она «очень мнительный человек», по ее собственной характеристике.

Детство у нее было тяжелым, «постоянно страдала». Испытывала «комплекс неполноценности» из-за того, что у нее не было мамы. «Ко мне все плохо относятся: мамы нет, меня считают плохой». Бабушка умерла – «ревела долго». Папа умер – тоже. Брат погиб в 1992 году.

Под воздействием совокупности факторов «тоска навалилась». Начали лечить сначала «от желудка», потом «лазером для общего укрепления», потом инъекциями амитриптилина в ПБ № 8. Пациентка приняла их 80, выписалась домой – «настроение плохое».

Через силу занималась домашними делами. А тут заболела собака: начала писаться. Очень измучилась с нею Людмила Григорьевна. Усыпить ее не могла и помочь ей – тоже. Высохла собака, скелетом ходила. Пациентка стала убиваться: «Плохо я за ней ухаживала…» Страх подступал: «Я опять одна останусь!» Так сменялись жизненные события и среди них все никак не возникали те, что примиряли бы с жизнью, радовали бы…

Муж Людмилы Григорьевны, судя по ее описанию, суховатый человек, погруженный в разработку своих теорий, человек непрактичный. В материальном плане жизнь этой семьи также была довольно скудна.

Психотерапия проходила в довольно традиционном для автора ключе: рисунок задает тему для проработки – эта тема прорабатывается – следующий рисунок.

Вот серия рисунков пациентки.

Обычный рисунок

 

 

Первый – фигурка человека, созданная по всем обычным правилам. Ушки на круглой «конформной» голове. Шейка из треугольничка (от нее она «отказалась», когда произошел «перерасход» элементов). Квадратиком изображенное туловище, составные ручки, маленькие, треугольничками ножки. Возраст – 12 лет. Любопытно, что он вписан внутрь фигуры, обозначая зону значимых ощущений.

Первое, что пациентка осознает в связи с этим возрастом – «легкость, беззаботность, радость жизни, игривость».

– Что распределяется в организме, когда Вы это испытываете?

– Свет.

Когда свет пропитал каждую клеточку организма, Людмила Григорьевна смогла ответить на вопрос о менее приятных ощущениях, связанных с этим же возрастом. Оказалось, что в 12 лет ей делали операцию под общим наркозом, она долго лежала в больнице. Она тогда ослабла, лимоны без сахара для восстановления ела. После очередного сосредоточения на ощущениях, она дала раствориться всем неприятным следам тех старых переживаний.

Если бы это существо было человеком…

 В продолжение этого же сеанса нарисовался первый не совсем обычный персонаж, больше похожий на курицу, несмотря на то, что задание формулировалось стандартным образом. В случае, если спонтанно создаются подобные рисунки, есть возможность задать такой вопрос: «Если бы это существо было человеком, сколько ему было бы лет?» В данном случае, если бы он был человеком, этому персонажу было бы 25.

 

 

Ощущения, с этим возрастом связанные – в голове и животе. В животе – темная масса. Объем – литр. В голове сверху – неприятное – липкое. Это переживания: «Что скажет мой папа». Хотя уже была, казалось бы, взрослой женщиной, очень боялась отношений вне брака.

В процессе успокоения рассосался ком в животе, а от головы «это соскочило далеко на помойку».

«Отдираю и выбрасываю», – объяснила тактику своих действий Людмила Григорьевна.

30 лет

 Через неделю она рисует фигурку человека 30-летнего возраста. «Любовь большая». Много хорошего в связи с этим осталось, но остались и неприятные переживания в затылке – серый газ.

 

 

– Стоит ли сохранять эти переживания?

– Это глупость, так переживать, – понимает Людмила Григорьевна.

Из затылка освобождающаяся энергия отходит по спине теплой волной, а остаток – «на помойку», – решает пациентка.

Пароход

 Следующий образ – опять отличающийся от стандартного: пароход. Если бы он был человеком, ему было бы 40 лет.

 

 

– Это – переживания за здоровье: испуг за себя, – рассказывает Людмила Григорьевна. – Слабость в ногах.

– А где же сила? Куда из ног силы уходят? – уточняю у нее.

– Пятно на уровне живота по диаметру с орешек.

«Орешек» рассосался, ноги наполнились, напряжение исчезло.

Попутно делает комментарий:

– Меня муж комузоидом называет: в коллективе я первая, без коллектива – последняя.

После летнего перерыва через полтора месяца мы возобновляем работу с пациенткой.

26 лет

 Вырисовывается персонаж 26-летнего возраста. На этот раз голова квадратная, туловище «дутое», уменьшившиеся ручки, треугольные, не очень устойчивые ножки, лицо с большими круглыми глазами. Нос треугольный, рот круглый.

 

 

Голова и сердце чувствуют дискомфорт в связи с возрастом 26 лет.

Голова: темное нечто в области темечка – как лепешка. В области сердца темненький сгусток типа планеты, переливающийся, сантиметром 5 в диаметре.

В терапевтической фазе Людмила Григорьевна испытала «невесомость», сгусток уменьшился и растаял. Сделалось чисто в организме.

А было это состояние, осознает пациентка в конце, следующее: «Как выразить свое горе, как пережить его?» Обида. Карьера вся рухнула.

Башня от замка

 Следующий рисунок – башня от замка. Возраст ей соответствующий – 36.

 

 

– Тоже очень тяжелый период в жизненном плане, – отмечает Людмила Григорьевна, – умерла бабушка любимая, мама вторая.

Пациентка так характеризует свое состояние:

– Мраком окутало. Год плакала по ночам. Скучала очень, хотя и в церковь ходила, и на могилу. Кто-то, за кем ухаживаешь, нужен, – осознает Людмила Григорьевна, – иначе – пустота в душе.

Я начала тогда заводить животных, сначала кошек, потом собак.

След в душе следующий:

– Темный осадок, полстакана в районе сердца.

– Нужен ли он для чего-то? – предлагаю я задуматься пациентке.

– На помойку его.

– На сколько процентов очистились?

– На 98.

– Когда полностью очиститесь, откроете глаза…

Ракета

 Следующий сеанс дарит следующие темы для проработки. «Ракета». 40 лет.

 

 

1982 год. Все спокойно.

– Дать ощущениям разлиться.

Пока пациентка наблюдает за распределением приятных ощущений, я делаю беглую зарисовку черт ее лица.

 

 

Метро «Смоленская»

 «Вход в метро «Смоленская» (старая)». 45 лет.

 

 

Первое сокращение по работе.

В сердце со сливу лиловатое. В руки отошло. Сердце успокоилось.

Домик

 Рис 194. «Домик». 49 лет.

 

 

Тяжелый год. Брат погиб. Шок. Заболела. Депрессия. Думала, не выйду: похудела. Не ела, не пила. В лежку лежала. Клиника.

– Где остаток ощущений, с этим периодом Вашей жизни связанный?

– И в сердце, и в голове. В сердце не совсем черное, но стучащее. Острое в голове: стрела с наконечником. В голове – стрела, в сердце – омут.

– Нужна стрела в голове?

– Нет.

– Какое Ваше решение в отношении стрелы?

– Тетиву натянуть и в тот город, где брат погиб…

В сердце – свет яркий запустить.

Вскоре делает выдох.

– Освободившиеся силы на что направите?

– На приятные хлопоты, искать подарок для подруги буду…

Робот

 Прошла еще неделя. Вырисовывается робот, ему 4 года.

 

 

Ощущения спереди в голове. Ярко-красное с черным ободком, газ с кружку объемом. Беспокойству соответствует это скопление ощущений.

Это не помогает решать проблемы.

В ноги отошли ощущения. Лоб освободился.

Паровоз

 Следующий рисунок. Паровоз. Возраст – 30 (если бы он был человеком).

 

 

Приятные ощущения легкости и света.

Дала пропитаться организму этими ощущениями.

Поездки тогда были. И в Польшу, и на Юг, и в колхоз. Черная как негр была от загара. С мужем познакомились.

Радар

 В лесу в военной части «телескоп», связанный с космосом.

 

 

Нехорошее ощущение.

В сердце чернота мутная. В голове сзади что-то очень твердое, типа дерева.

В процессе работы рассасывается все темное, неприятное, нехорошее.

Планы – в лес почаще ходить.

Взрыв в Москве

 Травмированность Людмилы Григорьевны в связи со взрывом в Москве мы отрабатывали без рисования. Мрачное к ней прилегло со спины: черная шаль. В районе желудка – стрела, а вокруг нее тяжесть 150 г. На помойку стрелу. А шаль «упала» сзади.

Переживание за людей вместе с ними…

Пьеро

 Клоун. 30 лет.

 

 

Светлое нечто ощущается в связи с этим возрастом. «Память сердца». Очень кстати такая память. Решение – разойтись дать ощущениям светлым по организму…

Кошечка

 Еще один рисуночек этой же встречи – «Кошечка, любимое животное». Возраст – 53 (по человеческим меркам, «если бы оно было человеком).

 

 

Серый цвет, как кошка, ассоциируется с этим временем. И хорошее было, и плохое. Ощущения, связанные с плохим – в затылке. Газ, который делу не помогает. Дала ему рассосаться.

Терновый венец

 Еще неделя позади.

«Терновый венец». Возраст – 56.

 

 

Двойственное ощущение связано с этим возрастом: и плохое, и хорошее.

Ощущение, связанное с плохим – в голове, в затылке.

Светлое – в сердце. Светлому дать расходиться…

В затылок воткнулся железный шип. Чувство бессилия: собака умирала, очень тяжело. Ужасная последняя ночь. Тогда шип и засел.

– Куда, в каком направлении уходит?

Шип вышел. Последовал выдох облегчения.

Калейдоскоп

 Рис. 201. «Калейдоскоп». Возраст – 30 лет.

 

 

Хорошие воспоминания: во всем. Но и «капля дегтя» была.

Сердце остаток переживания хранит (грусть была). Сгорел этот остаток. Развеяла пепел по ветру. Осталось только хорошее.

Состояние невесомости.

Сновидение и робот

 В этом же сеансе отрабатываем повторяющееся сновидение пациентки.

«Слышу за дверью шум: должны залезть… Дверь. Подхожу к двери, закрываю. Закрываю – она открывается. К соседям заскакиваю. Боюсь, что залезут, что-то со мной сделают. Много лет снится этот сон. Сколько в этой квартире живу – с 1974 года.

Людмила Григорьевна вспоминает эпизод из жизни. Муж однажды рвался, дверь сломал. «Не знал, как энергией распорядиться разумно». Барабанил – дверь слетела с петель.

Тут же рисует фигурку из стандартных элементов.

Получается робот.

 

 

Ощущения, связанные со сновидением и возрастом, следующие.

– Было нервное потрясение. С мужем потом на эту тему говорили…

– Где же остатки тягостного впечатления?

– Темечко и затылок. Типа квадрата небольшого, но темного из материала вроде угля-антрацита, шуршащее. Граммов 300, не меньше.

Пациентка решает позволить силам возвращаться в туловище, в руки, в ноги.

– Горит потихоньку – жгу. Трудно поддается, видно сильно засело, – комментирует Людмила Григорьевна.

Тепло распределилось. Остаток дымом вышел наружу через макушку.

Без рисунка – заноза в голове

 В первой части следующего сеанса мы отрабатываем некую «занозочку в голове», на которую выходим, отталкиваясь от другого сновидения пациентки. Сестра снилась ей в страшном виде. Заноза выпала, ощущения «расползлись».

Дартс

 Переходим к следующему эпизоду работы.

Рис. 203. «Дартс». Возраст 34 года.

 

 

Ощущения с этим связанные – стреляет в ухо.

С периодом жизни этим связаны хорошие ощущения «сердечные» и плохие – боль в ухе, в правом.

Переживания, связанные с этой болью – в голове сверху.

Нашлепка. Ненужная. Тянется противно как резина. Выкинула ее. «Голова моя чистая, светлая», – приговаривает Людмила Григорьевна.

Средневековый замок

 Рис. 204. «Средневековый замок». Возраст – 36.

 

 

– Год тяжелый. Я вся в черном коконе, – сообщает пациентка. Мне надо его разорвать и выйти. Это тоска, печаль. Острое переживание, слезы.

Стала успокаиваться от переживаний – кокон стал тончать, растворяться.

– Я его разрезаю и выхожу из него на свет Божий, – рассказывает дальше Людмила Григорьевна. – А он тает. Светлеет – светлеет. Избавилась, – наконец возвещает она.

Соответствия

 По окончании работы интересуюсь у пациентки: откуда мотив замка?

– Как темница. В переживании я была как в темнице.

– А если соотнести части замка с частями тела?

Оказывается, что верхний прямоугольничек с двумя «окошками» – это голова. Слева от него, тоже синий, – это сердце. Потом идет «все остальное».

Попутно Л.Г. рассказывает, что она родилась в Год лошади. Весы по знаку Зодиака (родилась в конце сентября). Творчески старается реализовать себя. Любит готовить и шить. Если готовить, то очень вкусно, если шить, то очень красиво…

Без рисунка – паук

 Следующий сеанс был посвящен отработке уже актуальной травмы, которую пациентка получила в процессе общения с родной сестрой. Та – властная, требовательная. Рыба к Весам.

– Требует того, чего не хочу, – рассказывает Л.Г.. – Характер у нее…

– Что ощущаете в результате ее агрессии?

– На уровне груди как паук силы забирает, очень много…

Л.Г. решает успокаиваться.

– Паук дергает лапками… Я его светлой энергией хочу уничтожить. Ползет по ногам – сползает потихонечку с меня… Я его раздавила.

Ощущения в организме уравновесились.

Обсуждаем стратегию поведения Л.Г. с сестрой.

– Может быть, – предлагаю я, – говорить ей: «Меня разговоры с тобой расстраивают. Звони в хорошем настроении. В противном случае будь готова к тому, что я буду класть трубку».

Л.Г. примеряет к себе эти фразы и обещает попробовать ими пользоваться.

Натюрморт

 Рисует на этот раз «Натюрморт». Годы обозначает – 50.

 

 

Соотнося части натюрморта с частями тела, обнаруживает следующую корреляцию. Киви – это ноги. Арбуз – средняя часть. Яблоко – голова.

Ощущения «средние». Нет отчетливо плохого, нет отчетливо хорошего. Голубовато-сероватые тона. Особой тяжести не чувствуется.

Продолжая хранить сосредоточение на ощущениях, определяет что «хорошее тоже было» и ощущения с ним связанные – в передней части головы. Светлое. Дала ему распределиться.

Небольшое темное, нехорошее – затылок. Там газ. Он рассредоточился и ушел.

Мебель

 Третий эпизод работы в этом сеансе. Рисунок № 206. «Стенка». Возраст – 33.

 

 

Хорошие ощущения. Свет, тепло, легкость.

Это есть нормальное, естественное состояние.

Стоп

 На этом наш цикл работы с Людмилой Григорьевной был закончен.

В общей сложности, мы отзанимались с нею два с половиной месяца с вычетом из них полутора летних месяцев. Мы уложились в 9 сеансов.

Через полгода она еще походила на общие занятия обучения саморегуляции. На протяжении всего последующего времени она хранила благополучное состояние, хотя ее чувствительность, конечно, осталась с нею.

Комментарий

 В работе с Л.Г. видим обычную динамику постепенного «повзросления» фигурок. Обнаруживаем «склад» позитивных эмоций в возрасте 30–35 лет, когда она выходила замуж, и проходили первые годы ее жизни в браке. Обнаруживаем и неблагоприятные годы. Внутри «счастливых лет» также находились эпизоды двойственные по смыслу: «хорошее» соседствовало с «плохим». Поэтапно пациентка «очищала» внутреннее пространство, а также свой «кокон» от накоплений негативных эмоций. Выбрасывания были минимальными. В основном, шла утилизация энергии, ушедшей ранее на питание эмоций-паразитов. Все то хорошее, что она успела испытать, напротив, оставлялось в организме, его присутствию в жизни пациентки создавался «режим наибольшего благоприятствования».

Список литературы

 

1. Aviram R.B., Rhum M., Levin F.R. Psychotherapy of adults with comorbid attention-deficit/hyperactivity disorder and psychoactive substance use disorder. //J. Psychother. Pract. Res. 2001. V.10. P. 179–186.

2. Bechara A., Tranel D., Damasio H. Characterization of the decision-making deficit of patients with ventromedial prefrontal cortex lesions. //Brain. 2000. V.123. P. 2189–2202.

3. Biederman J. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: a selective overview. Biol Psychiatry 2005; 57: 1215–1220.

4. Biederman J., Wilens T.E., Mick E., et al. Does attention-deficit hyperactivity disorder impact the developmental course of drug and alcohol abuse and dependence? //Biol. Psychiatry. 1998. V.44(4). P. 269–73.

5. Bjork J.M., Dougherty D.M., Moeller F.G., Swann A.C. Differential behavioral effects of plasma tryptophan depletion and loading in aggressive and nonaggressive men. Neuropsychopharmacology 2000; 22: 357–369.

6. Bodnoff S.R., Humphreys A.G., Lehman J.C., Diamond D.M., Rose G.M., Meaney M.J. Enduring effects of chronic corticosterone treatment on spatial learning, synaptic plasticity and hippocampal neuropathology in young and mid-aged rats//J.Neurosci. 1995. Vol. 15, N l. Pt l. P. 61–69.

7. Buck J.N. The H-T-P Tecnique: a qualitative and puantitative scoring manual//J. of clin. psychol. 1948 Vol.4 P. 317–396.

8. Burns B., Kaufman, S. (1972). Actions, style and symbol in Kinetic Family Drawing. N.Y.

9. Bussing R., Grudnik J., Mason D., Wasiak M., Leonard C. ADHD and conduct disorder: an MRI study in a community sample. World J Biol Psychiatry 2002; 3(4):216-20.

10. Castellanos F.X., Giedd J.N., Berquin P.C., Walter J.M., Sharp W., Tran T., Vaituzis A.C., Blumenthal J.D., Nelson J., Bastain T.M., Zijdenbos A., Evans A.C., Rapoport J.L. Quantitative brain magnetic resonance imaging in girls with attention-deficit/hyperactivity disorder. Arch Gen Psychiatry 2001; 58: 289–295.

11. Castellanos F.X., Lee P.P., Sharp W., Jeffries N.O., Greenstein D.K., Clasen L.S., Blumenthal J.D., James R.S., Ebens C.L., Walter J.M., Zijdenbos A., Evans A.C., \Giedd J.N., Rapoport J.L. Developmental trajectories of brain volume abnormalities in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder. JAMA 2002; 288 (14): 1740–1748.

12. Castellanos F.X., Sharp W.S., Gottesman R.F., Greenstein D.K., Giedd J.N., Rapoport J.L. Anatomic brain abnormalities in monozygotic twins discordant for attention deficit hyperactivity disorder. Am J Psychiatry 2003; 160: 1693–1696.

13. Dellinger S. Psychogeometrics: How to use geometric psychology lo influence people. New Jersey: Prentice-Hall, 1989.

14. Disney E.R., Elkins I.J., McGue M., Iacono W.G. Effects of ADHD, conduct disorder and gender on substance use and abuse in adolescence. //Am. J. Psychiatry. 1999. V.156. P. 1515–1521.

15. Drevets W.C., Raichle M.E. Neuroanatomical circuits in depression: Implication for treatment mechanisms//Psychopharm.Bull. 1992. Vol. 28. P. 261–274.

16. Durston S., Hulshoff Pol H.E., Schnack H.G., Buitelaar J.K., Steenhuis M.P., Minderaa R.B., Kahn R.S., van Engeland H. Magnetic resonance imaging of boys with attention-deficit/hyperactivity disorder and their unaffected siblings. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2004; 43(3):332-40.

17. Ermoshin A. «Things in body: new approach to emotional problems», 6-th world congress on «Innovations in psychiatry – 2000». London: 2000. P. 13.

18. Ermoshin Andrei. La Psicocatalisi dei padri che non hanno responsabilita’ // Atti del IV Congresso Internazionale Citta’ di Ascoli Piceno sul tema «… senti?… a proposito del padre e… della sua gravidanza…» – Ascoli Piceno: 2007. – P. 73–77.

19. Ermoshin Andrei. La psicocatalisi ricreativa ed il lavoro con le coppie // Atti del 3 Congresso Internazionale Citta` di Ascoli Piceno sul tema La coppia nel 3 Millennio. Penelope – la Trasformazione della Vendetta. – Ascoli Piceno: 2004. – P. 80–83.

20. Ermoshin Andrey. Things in bodу / Materials of the 2 Panasiatic Congress for psychotherapy. Tokyo: 2006

21. Ernst M., Kimes A.S., London E.D., Matochik J.A., Eldreth D., Tata S., Contoreggi C., Leff M., Bolla K. Neural substrates of decision making in adults with attention deficit hyperactivity disorder. Am J Psychiatry 2003; 160: 1061–1070.

22. Eysenk H.J. (1941). Type factors in aesthetic judgment. British Journal of Psychology, 31, 262–270.

23. Faraone S.V., Perlis R.H., Doyle A.E., Smoller J.W., Goralnick J.J., Holmgren M.A., Sklar P. Molecular genetics of attention-deficit/hyperactivity disorder. Biol Psychiatry 2005; 57: 1313–1323.

24. Flory K., Lynam D.R. The relation between attention deficit hyperactivity disorder and substance abuse: what role does conduct disorder play? Clinical Child and Family Psychology Review 2003; 6 (1): 1-15.

25. Giedd J.N., Snell J.W., Lange N., Rajapakse J.C., Casey B.J., Kozuch P.L., Vaituzis A.C., Vauss Y.C., Hamburger S.D., Kaysen D., Rapoport J.L. Quantitative magnetic resonance imaging of human brain development: ages 4-18. Cerebral Cortex 1996; 6: 551–560.

26. Godenough F. L. Mental Testing. 1949.

27. Godenough F. L. The Measurement of Intelligence by Drawing. 1926.

28. Gottschaldt Kurt Bruno Uber den Einfluss der Erfahrung auf die Wahrnehmung von Figuren, «Psychol. Forsch,» 1926, 8, S. 261–317, 1928, 12, S. 1–87; в рус. пер. Прошлый опыт и организация, в кн.: Хрестоматия по ощущению и восприятию, М., 1975.

29. Gould E., Gross C.G. Neurogenesis in adult mammals: some progress and problems. J Neurosience 2002; 22(3): 619–623.

30. Gray T.S., Carney M.E., Magnusson D.J. Direct projections from the centralamygdaloid nucleus to the hypothalamic paraventricular nucleus: possible role in stress-induced adrenocorticotrophin release//Neuroendocrinology. 1989. Vol. 50. P. 433–446.

31. Halperin J.M., Schulz K.P., McKay K.E., Sharma V., Newcorn J.H. Psychiatry Research 2003; 119: 205–216.

32. Heiser P., Friedel S., Dempfle A., Konrad K., Smidt J., Grabarkiewicz J., Herpertz-Dahlmann B., Remschmidt H., Hebebrand J. Molecular genetic aspects of attention-deficit/hyperactivity disorder. Neurosci Biobehav Rev 2004; 28(6):625-41.

33. Herskovits E.H., Megalooikonomou V., Davatzikos C., Chen A., Bryan R.N., Gerring J.P. Is the spatial distribution of brain lesions associated with closed-head injury predictive of subsequent development of attention-deficit/hyperactivity disorder? Analysis with brain-image database. Radiology 1999; 213: 389–394.

34. Hill D.E., Yeo R.A., Campbell R.A., Hart B., Vigil J., Brooks W. Magnetic resonance imaging correlates of attention-deficit/hyperactivity disorder in children. Neuropsychology 2003; 17(3):496–506.

35. Jacobson L., Sapolsky R. The role of the hippocampus in feedback regulation of neuroendocrine neurons of the hypothalamo-pituitary-adrenocortical axis// Endocr.Rev. 1991. Vol. 12. P. 118–134.

36. Jermosins Andrejs. Darbs ar vilsanos un aizvainojumu psihokatalises metode // Psihologija mums. – Latvia: 2005. – #10, – P. 18–21. – #11/12. – P. 28–23.

37. Jermosins Andrejs. Ka nodot zinasanas kermenim // Psihologija mums. – Latvia: 2005. – #7. – P. 29–31. – #8. – P. 38–43.

38. Johann M., Bobbe G., Laufkotter R., Lange K., Wodarz N. Attention-deficit hyperactivity disorder and alcohol dependence: a risk constellation. //Psychiatr. Prax. 2004. V.31(Suppl 1). P.S102-4.

39. Jucaite A., Fernell E., Halldin C., Forssberg H., Farde L. Reduced midbrain dopamine transporter binding in male adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder: association between striatal dopamine markers and motor hyperactivity. Biol Psychiatry 2005; 57: 229–238.

40. Kaplan H.I., Sadock B.J., Grebb J.A. Kaplan and Sadock\'s Synopsis of Psychiatry: behavioural sciences, clinical psychiatry – 7th ed. //Williams and Wilkins, 1994. P. 731–751.

41. Kates W.R., Frederikse M., Mostofsky S.H., Folley B.S., Cooper K., Mazur-Hopkins P., Kofman O., Singer H.S., Denckla M.B., Pearlson G.D., Kaufmann W.E. MRI parcelation of the frontal lobe in boys with attention deficit hyperactivity disorder or Tourette syndrome. Psychiatry Research Neuroimaging 2002; 116: 63–81.

42. Kessler R.C., Adler L.A., Barkley R., Biederman J., Conners C.K., Faraone S.V., Greenhill L.L., Jaeger S., Secnik K., Spencer T., Üstün T.B., Zaslavsky A.M. Patterns and predictors of attention-deficit/hyperactivity disorder persistence into adulthood: results from the national comorbidity survey replication. Biol Psychiatry 2005; 57: 1442–1451.

43. Kozorovitskiy Y., Gross C.G., Kopil C., Battaglia L., McBreen M., Stranahan A.M., Gould E. Experience induces structural and biochemical changes in the adult primate brain. PNAS 2005; 102(48): 17478-17482.

44. Kruesi M.J.P., Casanova M.F., Mannheim G., Johnson-Bilder A. Reduced temporal lobe volume in early onset conduct disorder. Psychiatry Research: Neuroimaging 2004; 132: 1-11.

45. Kutcher S., Aman M., Brooks S.J., Buitelaar J., Van Daalen E., Fegert J., Findling R.L., Fisman S., Greenhill L.L., huss M., Kusumakar V., Pine D., Taylor E., Tyano S. International consensus statement on attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) and disruptive behaviour disorders (DBDs): clinical implications and treatment practice suggestions. European Neuropsychopharmacology 2004;14: 11–28.

46. Levin F.R., Evans S.M., Vosburg S.K., et al. Impact of attention-deficit hyperactivity disorder and other psychopathology on treatment retention among cocaine abusers in a therapeutic community. //Addict. Behav. 2004. V.29(9). P. 1875–82.

47. Libin A.V. & Libina H.V. (1994). The concept of Human Style: An Interdisciplinary Look on Individual-Environment Interraction. In: 23rd International Congress of Applied Psychology. Madrid. Matthews J. (1990). Drawing and Individual Development. In: R. Murray Thomas (Ed.). The Encyclopedia of Human Development and Education, 3 02-304.

48. Libin.A.V. (1991). Estilos cognitivos e individualidad.In: J.Roman (Eds.)

49. Machover K. Personality Projection in the drawing of Human Figure. Springfield. 1948. 170 p.

50. Madras B.K., Miller G.M., Fischman A.J. The dopamine transporter and attention-deficit/hyperactivity disorder. Biol Psychiatry 2005; 57: 1397–1409.

51. Mahoney Ann Handwriting & Personality, 1989

52. Mannuzza S., Klein R.G., Bessler A., et al. Adult psychiatric status of hyperactive boys grown up. //Am. J. Psychiatry. 1998. V. 155(4). P. 493–8.

53. McCann S.M. The nitric oxide hypothesis of brain aging//Exp. Gerontol. 1997. Vol. 32, N 4–5. P. 431–440.

54. McEwen B.S., Magarinos A.M. Stress effects on morphology and function of the hippocampus//Ann.N.Y.Acad.Sci. 1997. Vol. 821. P. 271–284.

55. McGough J.J. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder pharmacogenomics. Biol Psychiatry 2005; 57: 1367–1373.

56. Mostofsky S.H., Cooper K.L., Kates W.R., Denckla M.B., Kaufmann W.E. Smaller prefrontal and premotor volumes in boys with attention-deficit/hyperactivity disorder. Biol Psychiatry 2002; 52: 785–794.

57. Nigg J.T. Neuropsychologic theory and findings in attention-deficit/hyperactivity disorder: the state of the field and salient challenges for the coming decade. Biol Psychiatry 2005; 57: 1424–1435.

58. Nohl H., Koltover V. An expiremental approach to explain the age-related increase in oxygen radical generation during cell respiration//Aspects of aging and disease// Proceeding of the 9th Wiener Symposium on experimental gerontology. Wien, 1994. P. 55–57

59. Overmeyer S., Bullmore E.T., Suckling J., Simmons A., Williams S.C.R., Santosh P.J., Taylor E. Distributed grey and white matter deficits in hyperkinetic disorder: MRI evidence for anatomical abnormality in an attentional network. Psychological Medicine 2001; 31:1425–1435.

60. Pliszka S.R. The neuropsychoparmacology of attention-deficit/hyperactivity disorder. Biol Psychiatry 2005; 57: 1385–1390.

61. Raine A., Lencz T., Taylor K., Hellige J.B., Bihrle S., Lacasse L., Lee M., Ishikawa S., Colletti P. Corpus callosum abnormalities in psychopathic antisocial individuals. Arch Gen Psychiatry 2003; 60: 1134–1142.

62. Roberts E.L. Jr., Sick T.J. Aging impairs regulation of intracellular pH in rat hippocampal slices//Brain Res. 1996. Vol.735, N 2. P. 339–342.

63. Rosler M., Retz W., Retz-Junginger P., Hengesch G., Schneider M., Supprian T., Schwitzgebel P., Pinhard K., Dovi-Akue N., Wender P., Thome J. Prevalence of attention deficit-hyperactivity disorder and comorbid disorders in young male prison inmates. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci 2004; 254(6):365-71.

64. Safren S.A., Otto M.W., Sprich S., et al. Cognitive-behavioral therapy for ADHD in medication-treated adults with continued symptoms. //Behav. Res. Ther. 2005. V.43(7). P. 831–42.

65. Sowell E.R., Thompson P.M., Leonard C.M., Welcome S.E., Kan E., Toga A.W. Longitudinal mapping of cortical thickness and brain growth in normal children. J Neuroscience 2004; 24(38): 8223–8231.

66. Sowell E.R., Thompson P.M., Welcome S.E., Henkenius A.L., Toga A.W., Peterson B.S. Cortical abnormalities in children and adolescents with attention-deficit hyperactivity disorder. Lancet 2003; 362: 1699-707.

67. Spencer T.J., Biederman J., Madras B.K., Faraone S.V., Dougherty D.D., Bonab A.A., Fischman A.J. In vivo neuroreceptor imaging in attention-deficit/hyperactivity disorder: a focus on the dopamine transporter. Biol Psychiatry 2005; 57: 1293–1300.

68. Spencer T.J., Biederman J., Wilens T.E., Faraone S.V. Overview and neurobiology of attention-deficit/hyperactivity disorder. //J. Clin. Psychiatry. 2000. V.63(sappl 12). P. 3–9.

69. Thapar A., Harrington R., McGuffin P. Examining the comorbidity of ADHD-related behaviours and conduct problems using a twin study design. //Br. J. Psychiatry. 2001. V.179. P. 224–9.

70. Van de Kar L.D., Piechowski R.A., Rittenhouse P.A., Gray T.S. Amygdaloid lesions: Differential effect on conditioned stress and immobilization-induced increases in corticosterone and renin secretion//Neuroendocrinology. 1991. Vol. 54. P. 89–95.

71. Yeo R.A., Hill D.E., Campbell R.A., Vigil J., Petropoulos H., Hart B., Zamora L., Brooks W.M. Proton magnetic resonance spectroscopy investigation of the right frontal lobe in children with attention-deficit/hyperactivity disorder. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2003; 42(3): 303–310.

72. Zauner A., Doppenberg E.M., Woodward J.J., Choi S.C., Young H.F., Bullock R. Continuous monitoring of cerebral substrate delivery and clearance: initial experience in 24 patients with severe acute brain injuries//Neurosurgery. 1997. Vol. 41. P. 1082–1091.

73. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 томах. Т. 1. М., 1980.

74. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1. М.: Педагогика, 1982

75. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. – М., 1980. – 176 с.

76. Бендер, 1948. Излагается по Либин А.В., Либин В.В., 1994

77. Бергер, 1939. Излагается по Либин А.В., Либин В.В., 1994

78. Берзницкас А. И. Экспериментальное исследование некоторых характеристик интеллектуальных эмоций. Л., 1978.

79. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. – 146 с.

80. Вартегг Э., Калиненко В. К. Рисуночный тест Вартегга. М.: Смысл, 2006.

81. Веккер Л.М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы. – М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 2000. – 512 с.

82. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. – 685 с.

83. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.З. Л.: ЛГУ, 1981.

84. Верещагин Н.В., Пирадов М.А., Суслина З.А. Инсульт: принципы диагностики, лечения и профилактики. М.: 2002, 206 с.

85. Виноградов А.В. Дифференциальный диагноз внутренних болезней: справочное руководство для врачей – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1987. – 592 с.

86. Вундт В. Основания физиологической психологии / Пер. В. Кандинского. Ч.1–2. М., 1880–1881.

87. Вундт В. Очерки психологии. М., 1912.

88. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1960.

89. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

90. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 1–6. М., 1982–1984.

91. Грюневальд, 1961. Излагается по Либин А.В., Либин В.В., 1994

92. Гусев Е.И., Скворцова В.И. Ишемия головного мозга. М: Медицина 2001.

93. Дамулин И.В., Захаров В.В. Яхно Н.Н. Дисциркуляторная энцефалопатия. Методические рекомендации. – М.: РКИ Соверо пресс, 2001. – 31 с.

94. Джон Бук. Тест «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) в книге: Проективная психология / Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 528 с. (Серия «Мир психологии»). С. 260–344.

95. Дилео Джон. Детский рисунок: Диагностики и интерпретация / Пер. с англ. Е. Фатюшиной. – 2-е изд., испр. – М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2007. – 256 с.

96. Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении бессознательного и особенности психотерапии пограничных нервно-психических расстройств: методические рекомендации / Под общей редакцией проф. Ю.В. Валентика и проф. Е.С. Романовой. – М.: РМА, 1995. – 50 с.

97. Емельянов Н.А, Герасимова И.А. Кортикостероиды и обмен веществ в мозгу. Л., 1990. 124 с.

98. Ермошин А.Ф. Методика обращения с «инициальным накоплением знания» // Журнал практикующего психолога / Киев: Центр консультативной психологии. – 2000. – № 6. – С. 195–203.

99. Ермошин А.Ф. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ощущениями. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999, 2004. – 320 с. – (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 72).

100. Ермошин А.Ф. Конструктивный рисунок человека в дифференциальной диагностике пограничных психических расстройств // Вопросы ментальной медицины и экологии – 2002. -Том VIII, № 1, – С. 75–81.

101. Ермошин А.Ф. Конструктивный рисунок человека как соматопсихотерапевтическая карта // Вопросы ментальной медицины и экологии. – 2002. – Том VIII. – № 4. – С. 41–42.

102. Ермошин А.Ф. Личностные и ситуативные детерминанты девиантного поведения у детей, страдающих мозговым дефицитом в сборнике Особистiснi та ситуативнi детермiнанти поведiнки i дiяльності людини / За заг. ред. д-ра психол. наук, проф. В.Д. Потаповой, канд. психолог. наук, доцента А.В. Гордеевой. – Донецьк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2007. – 265 с. С. 104–119.

103. Ермошин А.Ф. Мама уезжает на поезде: психокатализ трудных случаев фобий, горя, острых травм // Психотерапия. – 2003. – № 9. – С. 42–48.

104. Ермошин А.Ф. Метод тестовых фраз // Психотерапия. – 2004. – № 6. – С. 39–45.

105. Ермошин А.Ф. Методика десенсибилизации по методу психокатализа // Психотерапия. – 2005. – № 11.

106. Ермошин А.Ф. Методика сенсибилизации и усиления резистентности по отношению к факторам риска по методу психокатализа // Психотерапия. – 2005. – № 10

107. Ермошин А.Ф. Методика сопровождения знаний в тело // Психотерапия. – 2004. – № 11. – С. 5–10.

108. Ермошин А.Ф. Пространственно-энергетическая парадигма в психотерапии // Психотерапия. – 2007. Специальный выпуск. – С. 48–52.

109. Ермошин А.Ф. Работа с горем // Журнал практикующего психолога / Киев: Центр консультативной психологии. – 2001. – № 7. – С. 195–203.

110. Ермошин А.Ф. Работа с нерадивыми отцами методом психокатализа // Психотерапия. – 2006 – № 5.

111. Ермошин А.Ф. Работа с разочарованием и обидой по методу психокатализа // Психотерапия. – 2005. – № 5.

112. Ермошин А.Ф. Работа с соматизированными эквивалентами психических состояний – соматопсихотерапия // Современные направления психотерапии и их клиническое применение. Материалы первой всероссийской конференции по психотерапии. – М.: Институт психотерапии. – 1996. – 196 с. – С. 35.

113. Ермошин А.Ф. Синдром «неясной головы», его комплексная диагностика и лечение // Психотерапия. – 2003. – № 2. – С. 37–42.

114. Ермошин А.Ф. Синдром энергетического голодания мозга и его отражение в конструктивном рисунке человека // Вопросы ментальной медицины и экологии. – 2002. – Том VIII. – № 4. – С. 42–43.

115. Ермошин А.Ф. Специфический релаксационно-рекреативный психокатализ // Вопросы ментальной медицины и экологии. – 2002. – Том VIII. – № 4. – С 44–45.

116. Ермошин А.Ф. Топопсихология и соматопсихотерапия // Журнал практикующего психолога / Киев: Центр консультативной психологии. – 1999. – № 5. – С. 192–229.

117. Ещенко Н.Д. Энергетический обмен в головном мозге // Биохимия мозга / Под. ред. И. П. Ашмарина и др. СПб., 1999. С. 124–168.

118. Иванов Вяч. Вс., 1978. Излагается по Либин А.В., Либин В.В., 1994

119. Каннабих Ю. История психиатрии. Репринтное издание. М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. 528 с. – С. 480.

120. Касаткин В.Н. Теория сновидений. – 3-е изд., перераб и доп. – Л.: Медицина, 1983. 247 с., ил.

121. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1983.

122. Котов С.В., Рудакова И.Г., Мисиков В.К. Артериальная гипотензия в неврологической клинике. Опыт коррекции // Сайт www.nycomed.ru – 2002, раздел «Библиотека».

123. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. С. 407.

124. Кречмер Э. Об истерии. – СПб: Питер, 2001. – 144 с.

125. Кречмер Э. Медицинская психология. М., 1927.

126. Лаак Ян Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – Воронеж, 1996.

127. Либин А.В. Диагностика индивидуальных различий. (НОТ в НИИ и проектных организациях. – М., 1986. – 145 с.

128. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении российской, европейской и американской традиций (Учебник для ВУЗов. – М.: Смысл – Институт «Открытое Общество», 1998

129. Либин А.В. Применение графической психодиагностической методики в профконсультационной работе//Диагностика способностей и личностных черт учащихся. – Саратовский Гос. Ун-т, 1989. С. 69–82.

130. Либин А.В. Стилевые и темпераментальные свойства в структуре индивидуальности человека. Автореф. канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 1983.

131. Либин А.В. Стилевые характеристики поведения человека в процессе познания окружающей действительности//Конструктивная психология – новое направление развития психологической науки и практики. Красноярский Гос. Университет, 1989. С. 179–183.

132. Либин А.В., Либин В.В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках (психографический тест предпочтений ТиГР). – М: Институт психологии РАН, 1994. – 106 с.

133. Либин А.В., Либин В.В. Психологические особенности предпочтения человеком геометрических форм (знаков)//Графические знаки: проблемы, исследования, разработки, стандарты. Киев, 1988. С. 32–36.

134. Либин А.В., Либин Вл. В. Предпочтения человека и фрагменты реальности: интеракционистская модель. – М.: ИП РАН, 1994. С. 55–60.

135. Либин А.В., Парилис С.Э. Психология вашего сознания. М.: Мысль, 1991

136. Лишшак К., Эндреци Э. Нейроэндокринная регуляция адаптационной деятельности. Будапешт, 1967.

137. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

138. Лувсан Гаваа. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. – М.: Наука,1990. С. 228.

139. Лукьянова Л.Д. Дизрегуляция аэробного энергетического обмена – типовой патологический процесс. – В сборнике: Дизрегуляционная патология. Руководство для врачей и биологов / Под ред. Г.Н. Крыжановского. – М.: Медицина, 2002. – 632 с.

140. Лунев М.А. Проявления вертебробазилярной болезни у детей раннего школьного и дошкольного возрастов и их коррекция методами мануальной терапии // Мануальная терапия – 2001, № 4, – сс. 61-62

141. Лунев М.А. Проявления вертебробазилярной болезни у детей раннего школьного и дошкольного возрастов и их коррекция методами мануальной терапии // Мануальная терапия – 2001, № 4, – сс. 61-62

142. Лурия A.P. Высшие корковые функции человека. М., 1962.

143. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970.

144. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973

145. Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека. М., 1993. Т. 1.

146. Матейчик, 1974. Излагается по Либин А.В., Либин В.В., 1994

147. Маховер К. Проективный рисунок человека / пер. с англ. М.: Смысл, 1996. – 158 с.

148. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

149. Полунина А.Г., Давыдов Д.М., Брюн Е.А. Когнитивные нарушения и риск



2020-02-04 180 Обсуждений (0)
Практические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)