Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психическое развитие детей с тахилалией



2020-02-04 451 Обсуждений (0)
Психическое развитие детей с тахилалией 0.00 из 5.00 0 оценок




Неречевая симптоматика при тахилалии проявляется в нарушениях общей моторики, вегетативной нервной системы, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, в отклонениях поведения. У человека с тахила-

лией нарушается темп общих движений: движения быс-


трые и стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики). Моторное беспокой­ство отмечается даже во время сна (дети мечутся в посте­ли). Внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недостойный объем зрительной, слуховой и моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции: покрас­нение лица, ушей, явление пота на лице, похолодание и потливость рук. Дети становятся эмоционально лабиль­ными и недисциплинированными. Быстрая речь произ­водит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формирова­нии его личности. В старшем возрасте проявляется раз­ное отношение к дефекту:

■ одни оценивают неудержимую стремительность в речи как естественную и единственно приемлемую для них форму, гармонирующую со всем психомоторным скла­дом их личности;

■другие переживают стремительность речи как заика-­
ние, и у них нередко диагностируют поздние формы
заикания;

■третьи столь отрицательно переживают ускоренный
темп речи, что это доводит их до полного изнеможе-­
ния: «Как будто кто-то подгоняет и заставляет все боль-­
ше и больше убыстрять речь*.

В зависимости от ситуации речевого общения меняет­ся степень выраженности симптоматики при тахилалии.  Наибольшие затруднения люди с тахилалией испытыва­ют в жизненно значимых для них ситуациях, в общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора. Имеет значение также манера речи собеседника, построение им фраз. Страдающие


132

ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИЙ

тахилалией стараются избегать длинных фраз и длинно­го связного текста. Короткие фразы они произносят по­чти хорошо, а длинные — в ускоренном темпе, подбирая подходящие выражения, повторяя одни и те же слоги.

Неречевая симптоматика выражается в расстройствах общей моторики, внимания, мышления, поведения. В общей моторике у людей с баттаризмом и полтерн отме­чаются стремительность, разбросанность движений, быс­трая ходьба, резкие повороты. Речь сопровождается быс­трыми, часто беспорядочными движениями лица (грима­сами), рук и всего тела. Внимание неустойчивое. Они не умеют слушать других. Плохое слуховое внимание. В силу этого они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие. Мышление страдает разбросанностью, не­достаточной логичностью, своего дефекта не замечают, достаточно контактны и способны к самоутверждению. Эти качества, скорее всего, служат причиной того, что  такие люди только в отдельных случаях обращаются за помощью. Но, хотя сами они недостаточно осознают свой  дефект, их словесная коммуникация ограничена в силу неразборчивости речи и беспокойного поведения.

Необходимо дифференцировать нарушения темпа речи от заикания (а также от дизартрии, от нарушений речи у  психических больных). Тахилалию от заикания сложно отличить: внешне речь при тахилалии напоминает заикание, но она отличается своим темпом, страх речи  сутствует. Если человек с тахилалией обращает внимание на свою речь, то она улучшается, тогда как у заикающегося речь в таких случаях ухудшается (таблица 7)

Прогноз тахилалии зависит от умственного развития и поведения человека. В детском возрасте, чем ребенок спокойнее, тем легче формируется темп его внешней и  внутренней речи. Эффективность преодоления тахилалии зависит также от окружающих: более сложно добиться


Фактор Тахилалия Заикание
Сознание дефекта Отсутствует Имеется
Речь при напряжении Лучше Хуже
Привелечение внимания к речи Улучшает речь Ухудшает речь
Речь, требующая конкретных точных ответов Речь лучше Речь хуже
Чтение хорошо знакомого текста Хуже Лучше
Чтение незнакомого текста Лучше Хуже
Письмо Торопливое, повторяющееся, с неясным почерком Сжатое, напряженное заторможенное
Отношение к собственной речи Безразличное, небрежное Боязливое
Психологические переживания Отставленные Опережающие
Академические способности Не достигают возможного уровня, хотя хорошее и высокое Хорошие и высокие (многое зависит от отношений с учителями
Электроэнцефалограмма Дизритмия Чаще норма
Эффект Ли Ухудшение речи Улучшение речи
Желание лечиться Очень неболь- шое или отсутствует Большое
Цель терапии Направить внимание на детали речи Отвлечь внимание от деталей

нормализация темпа речи, если кто-либо из родных стра­дает недостатками речи или невротическими расстрой­ствами. Результат преодоления тахилалии зависит и от сотрудничества родных с лечащим врачом и логопедом. Прогноз баттаризма и полтерн определить довольно сложно. Он зависит от структуры дефекта: чистая форма или проявление-синдром. Кроме того, имеет значение Умственное развитие и поведение больного, микросоци­альная среда, своевременное и комплексное воздействие. Профилактика брадилалии и тахилалии включает ле­чение и предупреждение наследственных заболеваний,


134


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИЙ


ГПАВА2


 


нервно-психических нарушений, травм, опухолей мозга, нейроинфекции и т.п., заботу о соматическом нервно-психическом здоровье матери и ребенка, о правильном развитии его речи и поведения.

ДЕТИ С ЗАИКАНИЕМ

Актуальна разработка проблемы заикания в психоло­гическом аспекте для раскрытия его генезиса, для пони­мания поведения заикающихся в процессе коммуника­ции, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение у заикающихся внимания, па­мяти, мышления, психомоторики показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее само- регуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную дачу, требующую произвольного контроля.

Некоторые исследователи считают, что заикающиеся  отличаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.

Перспективно исследование личностных особенностей  заикающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических  методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобические состояния; не-


уверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пас­сивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные ре­акции на дефект.

Еще в начале XX в. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчер­кивали, что «специфической основой заикания» является то психическое состояние, на основании которого возни­кает «сознание расстройства речи». Впоследствии Ф. Шток-керт, Ю.А. Флоренская, М.И. Пайкин, М.Е. Хватцев, А.М. Смирнова, Н.А. Власова, Н.И. Жинкин и другие так­же отмечали усугубляющую роль зафиксированного вни­мания заикающихся на своем дефекте.

Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собствен­ной неполноценности. И чем больше фиксируется боль­ным внимание на своем' болезненном симптоме, тем бо­лее упорным он становится. Так образуется тот пороч­ный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фикси­ровать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще более приковывает к себе внима­ние больного. Н.И. Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в боль­шей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка. Это состо­яние через несколько повторений превращается в пато­логический условный рефлекс и возникает все чаще, те­перь уже перед началом речи. Процесс становится цир­кулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свой­ство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление


основы логопсихологии


ГЛАВА 2


137


 


о нем, разное эмоциональное отношение к нему (пережи­вание, тревожность, боязливость, страх).

Опираясь на опыт работы с заикающимися разного возраста и общие принципы системного подхода в психо­логии (Л.С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, А.Н. Леонть­ев, А.Р. Лурия, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, П. Я. Галь­перин, В. Д. Небылицын, Д. Б. Эльконин и др.), можно представить психологическую модель возникновения и развития феномена фиксированное™ с позиции интег­рального взаимодействия психических процессов, состо­яний, свойств и действий у заикающихся. Различие между заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отража­емое в волевых усилиях (действиях и поступках) в само­стоятельной и безуспешной борьбе с заиканием.

Понятие феномена фиксированное™ в данном случае

можно определить так: это есть отражение объективно s

существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей

психической деятельности заикающегося человека. Это

результат процессов получения и переработки информа-

ции о речевых трудностях (или помехах) и связанных с

ними неприятностях, трансформированных в психичес-

ких процессах, состояниях и свойствах заикающегося и

проявляющихся в его взаимодействии с окружающей

социальной средой.                                                       

Важно найти критерии, которые характеризуют нара- стающую сложность разных уровней (степеней) фикси- рованности на дефекте. В качестве такого критерия могут быть использованы три варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное,


умеренно-сдержанное и безнадежно-отчаянное) и три вари­анта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, на­личие и перерастание в навязчивые действия и состоя­ния). В связи с этим оправдано введение рабочего терми­на «болезненная фиксация» для выделения соответственно трех групп заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не
испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе
не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обид-­
чивости за свою неправильную речь, какие-либо попыт­-
ки к преодолению дефекта.

2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие
школьники и подростки переживают свой дефект, стес-­
няются его, скрывают, прибегают к различным уловкам,
стараются меньше общаться. Они знают о своем заика­-
нии, испытывают от этого ряд неудобств, стараются за-­
маскировать свой недостаток.

3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заи­-
кающихся переживания по поводу дефекта выливаются в
постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каж­-
дый поступок осмысливается через призму речевой непол­-
ноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют вни­-
мание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для
них характерны уход в болезнь, болезненная мнительность,
страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Изучение феномена фиксированное™ заикающихся на своем дефекте позволило установить следующее.

1. Фиксированность является одним из основных фак­-
торов, усложняющих структуру дефекта и эффективность
его преодоления.

2. Имеется прямая зависимость его от возраста детей
(или стажа заикания). Это объясняется наличием небла-­
гоприятных факторов окружающей среды, совершенство­
ванием и усложнением психической деятельности в свя-


основы логопсихологии


ГЛАВА 2


139


 


зи с формированием личности детей, появлением сдви­гов в нервной и эндокринной системах, связанных с пу­бертатным периодом.

3. Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений. Тоническая судорога иногда мо­жет рассматриваться как попытка заикающегося бороть­ся со своим недугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоциональным отноше­нием ребенка к дефекту.

4. Эффективность логопедической работы с заикаю­щимися детьми находится в зависимости от разной сте­пени их фиксированное™ на дефекте: чем больше фик-сированность, тем ниже результаты логопедической ра­боты, и наоборот.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки из­бавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особеннос­ти, как-то: уязвимость, беззащитность, боязливость, ро­бость, внушаемость и др. В настоящее время делаются попытки не только глубже изучать индивидуальные пси­хологические особенности заикающихся, но и комплектовать по этому признаку группы для обоснованной психотерапевтической направленности логопедической работы с ними. В зависимости от благоприятных или небла­гоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных особенностей психические явления могут в разной степе­ни и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические осо­бенности заикающихся.

Попытки замаскировать речевые трудности порожда- ют у заикающихся различные неречевые и речевые улов- ки, которые наблюдаются:


 

■ в общей моторике (движения руками, ногами, корпу­-
сом, головой и др.);

■ в речевой моторике (покусывания кончика языка,
нижней губы, облизывание губ, причмокивание, без­
звучное артикулирование звуков и т. д.) в виде вспо­-
могательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы):
э, и, ну, вот, да и т. д.

Различают три степени заикания:

■ легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии
и при стремлении быстро высказаться (в этом случае
задержки легко преодолеваются, заикающиеся гово­-
рят, не стесняясь своего дефекта);

■ средняя — в спокойном состоянии и в привычной об-­
становке говорят легко и мало заикаются; в эмоцио-­
нальном состоянии проявляется сильное заикание;

■ тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоян­-
но, с сопутствующими движениями.
Выделяются следующие типы течения заикания:

■ постоянный— заикание, возникнув, проявляется от­-
носительно постоянно в различных формах речи, си-­
туациях и т. д.,

■ волнообразный — заикание то усиливается, то ослабе­-
вает, но до конца не исчезает;

■ рецидивирующий — исчезнув, заикание появляется
вновь, т. е. наступает рецидив, возврат заикания пос­-
ле довольно длительных периодов свободной, без за­-
пинки речи.



2020-02-04 451 Обсуждений (0)
Психическое развитие детей с тахилалией 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психическое развитие детей с тахилалией

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)