Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ



2020-02-04 252 Обсуждений (0)
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В основе современной психологической концепции развития й воспитания ребенка лежит идея системного подхода к формированию его личности, т. е. основное внимание уделяется функционированию целостной сис­темы организма. А.Н. Леонтьев отмечает, что психоло­гическое развитие ребенка оказывается под влиянием социальных условий, в которых он развивается, биоло­гических задатков и индивидуальных особенностей, эмо­циональной и мотивационной сфер личности ребенка. Определяющим, ведущим в формировании личности и ее свойств является образ жизни ребенка в семье, детском коллективе, школе. Высшие психические функции — память, активное внимание, абстрактное мышление — взаимосвязаны и взаимообусловлены, формируются в процессе развития ребенка; в их основе лежат не только природные задатки, но и формы, способы деятельности ребенка и виды его общения с окружающими. Психичес­кое развитие ребенка — сложный диалектический про­цесс, где каждая последующая ступень связана с преды­дущей и качественно от нее отличается.

Каждый переход ребенка на новую ступень развития осуществляется под влиянием взрослых и специального обучения. Взрослые оказывают положительное влияние и на формирование эмоционально-волевой сферы ребен­ка. Дети рано начинают переживать сложные эмоции — радость, удовольствие, обиду, смущение, привязанность.


В первые месяцы и годы жизни ребенок особенно интен­сивно осваивает окружающий мир, его психика наиболее пластична, поэтому потеря этих лет практически невос­полнима. Чем. меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности, апатичности. В семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрос­лых, что знакомит их с некоторыми сторонами социаль­ной жизни. Наконец, на личность ребенка оказывает вли­яние и коллектив сверстников. Отношения в этом кол­лективе складываются своеобразно, подчас даже незна­чительный физический дефект может сделать ребенка менее авторитетным у сверстников, что вызывает у него пониженную самооценку и может перерасти в личност­ные черты взрослого человека.

В дошкольном возрасте начинается формирование лич­ности ребенка — устанавливаются те первые связи и от­ношения, которые в дальнейшем образуют единство дея­тельности и единство личности. Эти новые связи и отно­шения еще очень непрочны, неустойчивы, легко рани­мы. Физическая ослабленность, тяжелые заболевания в раннем детстве могут привести к нарушению регулирую­щей роли коры больших полушарий — к быстрой исто-щаемости, слабости процессов возбуждения и торможе­ния, образованию очагов запредельного торможения. От­сюда — нарушение нормального развития и общего пове­дения ребенка, замедленное развитие его речи.

Развивающаяся психика детей до 9-летнего возраста пластична и готова к коррекции. Она должна быть на­правлена на формирование не изолированных действий путем их «натаскивания, тренировки и дрессировки», а базисных психологических факторов, лежащих в основе высших психических функций, к которым относится и Функция речи. Ее полноценное становление, в свою оче-


104


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 2


105


 


редь, служит необходимым условием для успешного раз­вития абстрактно-логического мышления, самоконтроля, программирования, рефлексии, ответственности и т. д.

О.Н. Усанова указывает на то, что «в формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль. Выполняя функцию общения ребенка со взрослыми, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ре­бенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом».

Развитие мозга идет путем напластования и надстрой­ки новых уровней над старыми. Старые переходят в но­вые, существуют в них как базис, работают под управле­нием постоянно появляющихся высших уровней органи­зации мозга .

Э. Кречмер сформулировал две основные закономер­ности в развитии мозга (Сиротюк А.Л., 2006):

1. При развитии высших ступеней мозга низшие не
отходят в сторону и не исчезают, а «работают в общем
союзе, как подчиненные инстанции под управлением
высших».

2. Высшие психические функции развиваются снизу
вверх, в результате чего устанавливается сложная зави­-
симость между низшим уровнем организации мозга и
высшим.

Развитие психических функций левого полушария, в том числе и речи, начинается только после того, как прой­дет полноценное становление функций стволовых отде­лов головного мозга, правого полушария и мозолистого тела. Формирование речи может быть затруднено, если  ей не предшествовало развитие пространственных пред­ставлений, соматогнозиса, зрительного восприятия, ко­пирования, обоняния, осязания, вкуса, ритмов, межпо-


лушарного взаимодействия и т. д. Фонематический слух, являющийся функцией левого полушария, сначала дол­жен сформироваться как тональное звукоразличение (шу­мовое восприятие) в правом полушарии. В противном случае могут возникнуть грубейшие задержки и наруше­ния речи.

Следует помнить, что у 7-летнего ребенка хорошо раз­виты только «внешняя» речь и, следовательно, «внеш­нее» мышление. Читать и размышлять ему необходимо вслух до тех пор, пока не будет сформирована «внутрен­няя» речь и, следовательно, «внутреннее» мышление. Перевод мыслей в письменную речь — еще более слож­ный процесс, который задействует многие зоны коры боль­ших полушарий; чувствительную, основную слуховую, центр слуховых ассоциаций, основную зрительную, мо­торную зону речи и познавательный центр. Интегриро­ванные схемы мышления передаются в область вокали­зации и лимбическую систему, что делает возможным построение слов в устной и письменной речи.

К базисным психологическим факторам, становление которых является обязательным условием для развития речи, относятся: • модально-специфический (зрительный, слуховой и

тактильный гнозис);

■ кинестетический (сенсомоторные взаимодействия);

■ кинетический (динамические процессы);

■ пространственный (телесное и внешнее пространство,
квазипространство);

■ энергетического обеспечения (дыхательные упражне­-
ния, массаж, релаксация, растяжки);

■ межполушарного взаимодействия (визуализация, ин-­
теллектуальные, мнестические, речевые, номинатив-­
ные процессы, перекрестные или реципрокные дви­-
жения);


106__________________________________ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ

• произвольной регуляции психической деятельности (программирование, целеполагание, самоконтроль, внимание, причинно-следственные отношения, комму­никативные навыки).

В отечественной логопсихологии существует немало исследований, посвященных изучению развития психи­ки детей с речевой патологией. Большая часть работ была направлена на изучение познавательной сферы детей с нарушениями речи, среди них работы:

■ И.Т. Власенко, А.П. Вороновой, Е.М. Мастюковой,
Т.М. Пирцхалайшвили, Л.С. Цветковой, Н.А. Чеве-
левой, которые изучали различные виды восприятия;

■ Г.С. Гуменной, изучавшей особенности мнестической
деятельности;

■ Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усановой, Т.А. Фотековой, кото­
рые рассматривали особенности внимания;

■ Л.И. Беляковой, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша,
Г.В. Гуровой, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцевой,
В.А. Ковшикова, Т.Н. Синековой, А.И. Ураковой,
О.Н. Усановой, Э. Л. Фигередо, Т.А. Фотековой,
Ю.А. Элькина, которые исследовали особенности мыс­
лительной деятельности;

■ О.С. Павловой, Л. Г. Соловьевой, исследовавшие рече­
вую коммуникацию;

■ В.П. Глухова, изучавшего воображение.
Существуют исследования отечественных ученых

(Г.А. Волковой, Т.Н. Воронцовой, Л. Е. Гончарук, О.С. Ор­ловой, Л.А. Зайцевой, В.И. Селиверстова, О.А. Слинько, О.Н. Усановой, В.М. Шкловского, Л.М. Щипициной), посвященные изучению особенностей эмоционально раз­вития, волевой регуляции, личностного развития лиц с речевыми расстройствами.


Таблица 5

Сравнительная характеристика развития детей с речевыми нарушениями

 

Речевые наруше­ ния

Ринолалия Дизартрия Алалия

1

2 3 4
1                Особенности развития Неречевая симптоматика Отмечаются патологические измене­ниям строении периферического от­дела речедвигательного анализатора. Артикуляционные движения доступ­ны, качество и объем движений языка страдают в результате неправильного его положения. Характерно изменение оральной чувствительности в ротовой полости. Отмечаются отдельные нев­рологические микропризнаки: нис­тагм, легкая асимметрия глазных щелей, носо-губных складок, повы­шение сухожильных и перистальных рефлексов в результате раннего пора­жения ЦНС. Наблюдаются функцио­нальные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбуди­мость.  ■ . ■ Выраженные параличи, парезы и апраксии органов артикуляционного аппарата.' Выраженность псевдобульбарного синдрома в виде расстройств глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с наруше­ниями моторики. Нарушено выполнение артикуляторными органами большинство нерече­вых движений, соответствую­щих движениям, которые ис­пользуются в производстве звуков. Неврологическая симптоматика различной степе­ни выраженности проявляется при моторной ала-лии — от стертых проявлений мозговой дисфунк­ции и единичных знаков повреждения ЦНС до выраженных неврологических расстройств (паре­зы) пирамидной и экстрапирамидной систем. Па­раличи, парезы и апраксии органов артикулятор-ного аппарата проявляются преимущественно в слабой степени или отсутствуют. Выполнение артикуляторными органами большинство нерече­вых движений, соответствующих движениям, которые используются в производстве звуков, не нарушено. Характерны общая моторная нелов­кость, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динами­ческого и статического равновесия. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Наблю­дается расторможенность, импульсивность, хао­тичность в деятельности, гиперактивность или вялость, заторможенность, инертность.
         

Окончание табл. 5


 

 

Расстройства фонетической стороны речи обусловлены деформациями строения переферического артикуля- торного аппарата: место артикуляции передвигается в направлении отсутст­ вующего нёбно-глоточного затвора в результате компенсаторного патоло­ гического положения языка и выра­ женной слабости ротовой воздушной струи, что приводит к дефектам зву­ кообразования.


Нарушение моторного уровня
речеобразования. При тяжелой
степени дизартрии нарушается
произношение большого коли­
чества сложных и простых по
артикуляции согласных и глас­
ных звуков. У детей ярко выра­
жены нарушения речевого ды­
хания, тяжелая патология голоса
и мелодико-интонационные
расстройства, страдает коорди
нация между дыханием, фона­
цией и артикуляцией ______


Атипичное развитие всей системы языка (фонема­ тическая, грамматическая, лексическая подсисте­ ма). Расстройства произношения обусловлены нарушениями производства фонематических опе­ раций. Отмечается искажение Небольшого количе­ ства преимущественно сложных по артикуляции звуков, замены сложных и простых звуков, частые взаимозамены звуков, преобладают пропуски звуков. В речи достаточно часты повторения и



2020-02-04 252 Обсуждений (0)
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)