Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ГОЛОСА



2020-02-04 664 Обсуждений (0)
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ГОЛОСА 0.00 из 5.00 0 оценок




Нарушения голоса, как правило, не влияют на форми­рование речевой системы. Только особо тяжелая патоло­гия раннего возраста отрицательно сказывается на раз­витии речи. Это иногда наблюдается у детей с множе-


140


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 2


 


ственными папилломами и Рубцовыми стенозами горта­ни, если заболевание началось до формирования речи.

Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают со­матическую ослабленность и могут явиться причиной задержкой психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою не­полноценность, становятся замкнутыми, неуравновешен­ными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизноше-нием, словарь их беден, что влияет на успешность обуче­ ния в школе. Такие осложненные случаи чаще встреча­ются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Не­ которые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются рав­ нодушны к искаженному голосу.

Взрослые независимо от степени дефекта тяжело пе­ реживают нарушения голоса. Можно выделить несколь­ ко причин, определяющих остроту этих переживаний.

1. Особенности личности (у лиц с лабильной нервной
системой более подавленное настроение, неверие в воз-­
можность преодоления дефекта).

2. Неправильная оценка своего состояния (многие счи­-
тают, что паралич и последствия удаленной опухоли не­
обратимы).

3. Длительность расстройства голоса и многократность
недостаточно эффективного лечения.

4. Роль голоса в трудовой деятельности (длительное
нарушения голоса создает угрозу профессиональной не­
пригодности, которая при некоторой предрасположен-
ности и астенизирующих факторах приводит к разви-­
тию невротического состояния: появляется страх перед


публичными выступлениями, общая утомляемость, не­уверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное на­строение).

Особенности психического развития детей с органическими заболеваниями гортани

Тяжелые и длительные заболевания гортани — палил-ломатоз и рубцовый стеноз — оказывают отрицательное, влияние на формирование личности ребенка в целом и на развитие его речевой и голосовой функции.

И.П. Павлов дал новое понимание роли психического фактора в регуляции соматических функций и, наобо­рот, роли астенического состояния в предрасположении к психической травме, призывая к тому, чтобы расстать­ся со столь вкоренившимся у нас отграничением психи­ческого от соматического. Поэтому нетрудно себе пред­ставить связь и взаимозависимость между заболевания­ми гортани и нарушением психической сферы больного ребенка.

Особенности детского организма таковы, что более тяжелый исход болезни в раннем детском возрасте объяс­няется не только меньшей сопротивляемостью детского организма, но и тем, что заболевание нарушает дальней­шее развитие ребенка. Поэтому в клинической картине заболевания, начавшегося в раннем детстве, как допол­нительный синдром, нередко наблюдаются задержка ин­теллектуального развития и аномалии характера. У де­тей более старшего возраста опасность задержки разви­тия в результате перенесенного заболевания становится меньшей, тогда как тенденции к" росту и развитию еще достаточно сильны. Поэтому эмоционально-волевая сфе­ра детей, перенесших заболевание в младшем возрасте, оказывается более нарушенной. С возрастом, по мере фор­мирования психики, эти дети все более травмированы


142

ГЛАВА 2


своим дефектом, видя, что отличаются от своих сверст-
ников, сторонятся окружающих, отказываются от рече-
вого общения с ними, даже уроки в школе отвечают в
письменной форме.                                                                 

Эта взаимообусловленность факторов, влияющих на формирование детского организма, отчетливо проявля- ется при всестороннем и комплексном обследовании ре- бенка, включающем обследование педагогическое (пси- холого-педагогическое и логопедическое) и клиническое  (педиатрическое, оториноларингологическое). Такое об-  следование дает возможность вскрыть особенности раз-вития ребенка и выработать пути и средства преодоле­ния недостатка его речи и голоса. Данные клинического обследования, получаемые от врачей-специалистов, чрез-  вычайно важны, так как дают возможность провести  анализ и синтез всех симптомов заболевания, выявить возможности ребенка и наметить пути восстановитель- ной работы.

Логопедическое обследование позволяет выявить осо­бенности формирования речи и голоса у детей в специфи­ческих условиях: при астенизации личности ребенка, длительном пребывании в больничных условиях, гипок- сии, нарушении дыхания через естественные пути — рот  и нос, отсутствии голоса, длительном ношении трахеото­мической трубки и т. д.

Подобное обследование дает возможность составить  клиническую, психолого-педагогическую и логопедическую характеристику детей с нарушениями голоса.

В клинической характеристике этих детей отмечается отрицательное влияние многочисленных хирургических вмешательств и обследований, которым подвергается ре- бенок в процессе лечения (операция трахеотомии, фор- мирование ларингостомы, иссечение рубцов гортани, уда- ление папиллом, прямая ларингоскопия и др.). После


143

хирургического вмешательства ребенок в течение несколь­ких дней чувствует слабость, головокружение, сонливость, он апатичен и безразличен. Лекарства, получаемые ре­бенком, оказывают некоторые побочные действия, вызы­вая тошноту, головную боль, сонливость или бессонни­цу, возбуждение или апатию. В этих условиях понижа­ются работоспособность, активность, выносливость детей. Кроме того, при стенозе гортани нарушается сердечно­сосудистая система ребенка, развиваются явления ката­рального бронхита, пневмония. Эти заболевания физи­чески ослабляют организм ребенка, снижают его сопро­тивляемость. Таким образом, неприятным последствием тяжелого заболевания гортани является астенический синдром, задерживающий не только физическое, но и психическое развитие ребенка.

Особенности высших психических процессов. Позна­вательная и речевая деятельность этих детей характери­зуется недостаточной активностью, продолжительностью и силой. Ребенок соматически ослаблен, легко истощает­ся, круг ориентировок в окружающем мире недостато­чен. Память слабая: продуктивность запоминания мате­риала низкая, дети с трудом заучивают наизусть. Они рассеяны, быстро утомляются. Во время школьных заня­тий наблюдается плохая работоспособность и низкая про­дуктивность. Учащиеся испытывают затруднения в уст­ном счете, в решении арифметических задач.

В поведении таких детей можно наблюдать ряд осо­бенностей: повышенную возбудимость, моторную растор-моженность или моторную вялость, склонность к капри­зам, плаксивости. Но малая психическая активность та­ких детей носит временный характер. С течением време­ни, при создании благоприятных условий развития — воспитания и обучения, происходит, хотя и с некоторым опозданием, выравнивание их психики.


I


144




2020-02-04 664 Обсуждений (0)
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ГОЛОСА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ГОЛОСА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)