Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


САНАТОРИИ, ПРОФИЛАКТОРИИ



2020-02-04 854 Обсуждений (0)
САНАТОРИИ, ПРОФИЛАКТОРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок





 ДОМ РЕБЕНКА


 


СПЕЦИАЛЬНЫЕ |

{ МАССОВЫЕ |

ЛОГОПУНКТЫ


\ МАССОВЫЕ \

СПЕЦИАЛЬНАЯ

(КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА

УВИЛА


РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР


 


СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ


I ОТДЕЛЕНИЕ


ПОТДЕЛЕНИЕ


Схема. Система логопедической помопщ


ГЛАВА 3                                                            15 3

В настоящее время разработаны научно обоснованные системы коррекционного обучения детей с речевыми на­рушениями, внедрены в практику и адаптированы к раз­личным типам логопедических учреждений.

Системы коррекционного воспитания и обучения пред­ставлены в вариативных программах дошкольных обра­зовательных учреждений (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Н.А.Чевелева, С.А. Миронова и др.). В про­граммах реализуются следующие задачи развития речи:

■ структурные — осуществляется формирование разных
структурных уровней системы языка: фонетического,
лексического, грамматического;

■ функциональные — формируются навыки владения ре­-
чью в общении (обмен информацией и переживаниями);

■ когнитивные — формируется осознание языка и речи,
последовательное усложнение интеллектуально-рече­-
вых действий на основе усложнения мотивации и со­-
отнесения мотива и результата.

Эти задачи определяют общую стратегию коррекции речи ребенка, но обязательно подразделяются на ряд бо­лее конкретных задач, определяемых типом ведущего (первичного) дефекта в структуре речевого нарушения. Характер коррекционного воздействия и выбор методи­ческих приемов зависят от того', какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной коррекции и фор­мировании.

По отношению к детям, имеющим преимущественные нарушения речевых средств, на первый план выдвигает­ся систематическое формирование лексико-грамматичес-кой системы и связной речи; по отношению к заикаю­щимся — формирование различных сторон речевого по­ведения и преодоление свойств, отрицательно влияющих на плавное течение связной речи как произвольной дея­тельности.


154


основы логрпсихологии


ГЛАВА 3


 


Вычленение задач развития речи носит условный ха­рактер, так как в работе с детьми они тесно связаны. Однако при всех нарушениях речи реализуется задача снятия аффективной реакции на дефект, предупрежде­ние более глубоких вторичных проявлений дефекта и подготовка к обучению в школе.

Классификация методов коррекционного обучения за­висит от выбора стратегии логопедического воздействия при различных вариантах отклонения речевой деятель­ности.

В современных логопедических методиках при обуче­нии детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи; выраженное фонетико-фонематичес-кое недоразвитие) наиболее эффективным является ком- муникативно-деятельностный подход, предполагающий использование следующих методов:

■ взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;

■ ситуативно-тематическая организация языкового ма-
териала;

■ концентричность в подаче и закреплении речевого
материала;

■ опора на высказывание и текст как основные единицы языковой системы;

■ подчиненность речевых навыков развитию коммуни-
кативных умений.

Традиционно используются модификаций словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговариваяие, объяснение, оценка детской речи, вопрос. Своеобразие применения разных методов и приемов развития речи дошкольников  наиболее полно представлено в работах С.А. Мироне Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Е.П. Фуреевой и др.


Методика логопедического воздействия при различных видах и формах речевой недостаточности использует все многообразие психолого-педагогических методов дошколь­ной коррекционной педагогики, однако сфера и особен­ности применения этих методов определяются специфи­кой речевого расстройства, структурой соотношения пер­вичных и производных нарушений ребенка, его возраст­ными особенностями.

Логопедическое воздействие имеет своей целью направ­ленную стимуляцию речевого развития с учетом нару­шенной функции речевого механизма, коррекцию и ком­пенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребенка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся дошкольников. В слу­чае выраженных («тяжелых») нарушений речи важную роль играет перестройка речевой функции и формирова­ние компенсаторных механизмов, замещающих нарушен­ное звено.

Логопедическое воздействие во всех его аспектах вклю­чает в себя: устранение дефекта (например, дефектов про­изношения, голоса); нормализацию речевых процессов (при заикании); минимизацию речевого расстройства (при выраженной дизартрии), а также преодоление вторичных влияний на личность и интеллект ребенка.

Огромное значение имеет предупреждение отсрочен­ных проявлений системных речевых нарушений (при алалии, дизартрии, ринолалии и др.), проявляющихся наиболее отчетливо при обучении в школе.

При определении направления логопедического воз­действия учитываются:

■ совокупность этиологических факторов;

■ механизм речевого нарушения;
• тяжесть ведущего нарушения;


156


основы логопсихологай *1


ГЛАВА 3


157


 


■ структурно-функциональная организация речевой си­стемы при разных формах нарушения. Основные направления формирования полноценной речевой деятельности дошкольников в процессе целенап­равленного обучения и воспитания отражены в программ­но-методической литературе (С.А. Миронова, Т. Б. Фи-личева, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова и др.).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сформулируйте общие и специфические задачи воспита­-
ния и обучения детей с нарушениями речи.

2. Определите основные задачи специальных программ раз­-
вития речи дошкольника.

3. Охарактеризуйте систему логопедической помощи детям
с нарушениями речи.

4. Какие методы логопедического воздействия применяют-­
ся при устранении различных форм речевого наруше­-
ния?



2020-02-04 854 Обсуждений (0)
САНАТОРИИ, ПРОФИЛАКТОРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: САНАТОРИИ, ПРОФИЛАКТОРИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (854)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)