Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перстановки звуков. Просодика сохранна.



2020-02-04 261 Обсуждений (0)
Перстановки звуков. Просодика сохранна. 0.00 из 5.00 0 оценок





ДЕТИ С ДИСЛАЛИЕЙ

Дислалия как самостоятельное речевое нарушение осо­бого влияния не оказывает на психическое развитие ре­бенка. Однако при акустико-фонематической и артику-ляторно-фонематической формах для детей характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Дети хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой матери­ал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1989).

У детей с функциональной дислалией нередко конста­тируются выраженные невротические реакции, обуслов­ленные некоторыми нарушениями корковой нейродина-мики и ослаблением тонких дифференцировок в рече-двигательном анализаторе.

Грубых органических поражений ЦНС у большинства детей с дислалией не встречается, значительно чаще от­мечаются нарушения вегетативной нервной системы. В результате соответствующих нарушений у детей с дисла­лией отмечаются;

 

■ недостаточность в фонематическом анализе слова и
отсутствие установки на подобный анализ, особенно
резко выступает плохая смысловая дифференциация
в восприятии согласных звуков;

■ вторичные нарушения слуха на почве первичных мо-­
торных поражений;

■ плохое слуховое внимание в отношении речи окружа-­
ющих и своей собственной;

■ недостаточность стремления, мотивации в процессе
отборочного или мотивационного развития произно-­
шения к овладению правильным звукопроизноше-
нием;

■ отсутствие сознания своих речевых отклонений.

 

Таблица 6 Отличительные признаки дизартрии от дислалии

 

Критерии Дислалия Дизартрия
1 Причины Соматическая ослабленность, органики нет Поражение ЦНС
2 Неврологическая симптоматика Отсутствует Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ; сглаженность носогубных складок
3 Двигательная сфера Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика
4 Звукопроизношение Нарушено, прогноз благоприятный Нарушено. Поставленные звуки автоматизируются с трудом
5 Просодика Голос звонкий, громкий, богато модулированный Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый
6 Речевая активность Повышена Снижена
7 Отношение к своему дефекту Критичен Не критичен
8 Вегетативные нарушения Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме Вегетативные нарушения грубовыражены; синюшные, холодные, влажные конечности
9 Гигиенические навыки Вырабатываются быстро, стойко удерживаются, внешне дети опрятны Вырабатываются с трудом из-за моторных нарушений, дети неопрятны
10 Сон Сон спокойный без ночных страхов и сновидений Частые расстройства сна, ночные страхи, сновидения
11 Дыхание Дыхание диафрагмально речевое в норме Дыхание прерывистое, ключичное
12 Психические процессы  Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект – в норме, редко наблюдается ЗПР Память снижена, кратко- временна; внимание неустойчивое, низкая работоспособность; часто встречается ЗПР
13 Активность Дети активны, подвижны Занимаются охотно, без особого труда переклю- чаются с одного вида деятельности на другой Дети медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переклю- чаются с одного вида деятельности на другой
14 Поведение В контакт вступают легко, поведение адекватное Поведение неровное, частые смены настроения

 

 


ГЛАВА 2

111

Большинство детей обладают нормальным интеллек­туальным развитием (за исключением отдельных случа­ев, когда отмечается задержка в психическом развитии). В логопедической практике дислалшо довольно часто смешивают со стертыми формами псевдобульбарной ди­зартрии. Отличительные признаки дизартрии от дисла­лии приведены в табл. 6 (использованы материалы М.А. Поваляевой).

Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с дяслалией предусматривает не только формирование произносительных навыков, развитие фонематического анализа, но и обогащение словаря, формирование пред­ставлений об окружающем, развитие произвольного вни­мания и памяти (особенно слуховой).

ДЕТИ С РИНОЛАЛИЕЙ

По состоянию психического развития дети с расщели­нами составляют весьма разнородную группу: дети с нор­мальным психическим развитием; с задержкой умствен­ного развития, с олигофренией (разной степени). У неко­торых детей имеются отдельные неврологические микро­признаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и пери-стальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложня­ется ранним поражением центральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др. Характерным для детей с ринолалией является изме­нение оральной чувствительности в ротовой полости. Зна­чительные отклонения в стереогнозе у детей с расщели­нами в сравнении с нормой отмечены М. Эдварде (1973). Причина заключается в дисфункции сенсомоторных про-


112


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 2


113


 


водящих путей, обусловленных неполноценными усло­виями вскармливания в грудном возрасте.

Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные откло­нения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компо­ненты речи.

Врожденные расщелины губ и нёба вызывают тяже­лые расстройства коммуникативной функции речи, тем самым нарушая возможность общения ребенка с окружа­ющими. Эти недостатки приносят много огорчений как самому ребенку, так и его родным. В первую очередь пси­хическая травма наносится матери новорожденного, ког­да она узнает, что у нее родился ребенок с таким поро­ком. В 70% случаев у матери наблюдаются подавленность, отчаяние, угнетенное состояние, что свидетельствует о необходимости психотерапевтической работы с ней.

Заметные проявления психики появляются и у ребен­ка, особенно с того момента, когда он попадает в новое для себя окружение, когда сверстники замечают недо­статки его речи и внешности. Ощущение этих недостат­ков, неудачные попытки замаскировать их обычно вы­зывают у ребенка тяжелые переживания, различные эмо­циональные сдвиги, появление чувства неполноценнос­ти, что, естественно, отражается на психике.

Осознание своей неполноценности у большинства де­-
тей с ринолалией наблюдается на 6-7-м году жизни, пе-­
ред поступлением в школу. У дошкольников травмирую­
щие ситуации в большинстве случаев еще не носят по-­
стоянного характера, так как стабильное окружение в
семье и дошкольном учреждении создает благоприятные
условия для взаимоотношений.                                     я

В младшем школьном и, особенно, подростковом расте поведение детей с ринолалией изменяется. Посто-


янные переживания нередко вызывают страх речи, зам­кнутость, стеснительность, а позднее — снижение рече­вой активности, своеобразные и мимические сопутствую­щие движения.

Степень фиксации на своем дефекте возрастает к 17-20-ти годам, когда появляется проблема выбора профес­сии, смены окружения в связи с поступлением на работу или учебное заведение и т. д. В этот период наразборчи-вая речь способствует изоляции человека, затрудняет со­циальную адаптацию, снижает уровень притязаний в об­щественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию своеобразных патопсихоло­гических черт характера. Отсюда в работе с детьми, под­ростками и взрослыми, страдающими ринолалией, воз­никает необходимость предусмотреть не только коррек-ционные приемы, направленные на преодоление собствен­ных речевых недорстатков, но и ряд психотерапевтичес­ких мероприятий (Т.Н. Воронцова, 2000).

ДЕТИ С ДИЗАРТРИЕЙ

Дети с дизартрией по своей клинико-психологичес-кой характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью де­фекта и выраженностью психопатологических отклоне­ний. Дизартрия, и в том числе наиболее тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интел­лектом, а легкие «стертые» проявления могут быть как У детей с сохранным интеллектом, так и у детей с оли­гофренией.

Дети с дизартрией по клинико-психологической ха­рактеристике могут быть условно разделены на несколь­ко групп в зависимости от их общего психофизического Развития:


114


ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ


ГЛАВА 2


 


дизартрия у детей с нормальным психофизическим
развитием;

■ дизартрия у детей с церебральным параличом (клини-
ко-психологическая характеристика у этих детей опи-­
сана в рамках детского церебрального паралича мно-­
гими авторами: Е.М. Мастюковой (1973, 1976);
М.В. Ипполитовой и Е.М. Мастюковой (1975); П.В. Си-­
моновой (1967) и др.);

■ дизартрия у детей с олигофренией (клинико-психоло-
гическая характеристика соответствует детям с оли-­
гофренией (Сухарева Г.Е., 1965; Певзнер М.С., 1966);

■ дизартрия у детей с гидроцефалией (клинико-психоло-
гическая характеристика соответствует детям с гидро-
цефалией (Певзнер М.С., 1973; Певзнер М.С.Рос»;
тягайлова Л.И., Мастюкова Е.М., 1983);

■ дизартрия у детей с задержкой психического разви-
тия (Певзнер М.С., 1972; Лебединская К.С., 1982;,
бовский В.И., 1972, и др.);

■ дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфунк-
цией. Эта форма дизартрии встречается наиболее ча-
сто среди детей специальных дошкольных и школь-
ных учреждений. У них наряду с недостаточностью
звукопроизносительной стороны речи наблюдаются
обычно нерезко выраженные нарушения внимания,
памяти, интеллектуальной деятельности, эмоциональ-
но-волевой сферы, легкие двигательные расстройства
и замедленное формирование ряда высших корковых
функций.

Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной не с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед выне-


сенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемос-ти нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного вни­мания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, пред­расположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желу­дочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабли­ваются к изменяющимся метеорологическим условиям.

В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, не­послушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.

Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изме­нению обстановки.

Несмотря на то, что у таких детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличает­ся общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, по­этому долго не проявляется интерес к рисованию и дру­гим видам ручной деятельности, в школьном возрасте от­мечается плохой почерк. Выражены нарушения интел­лектуальной деятельности в виде низкой умственной ра­ботоспособности, нарушений памяти, внимания.

Для многих детей характерно замедленное формиро­вание пространственно-временных представлений, опти-к°-пространственного гнозиса, фонематического анали- за конструктивного праксиса. Клинико-психологические


116


основы логопсихологиИ


ГЛАВА 2


 


особенности этих детей описаны в литературе (Мастюко-ва Е.М., 1977; Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Мастюко-ва Е.М., 1978; Журба Л.Т., Мастюкова Е.М., 1980,1985).

ДЕТИ С АЛАЛИЕЙ



2020-02-04 261 Обсуждений (0)
Перстановки звуков. Просодика сохранна. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перстановки звуков. Просодика сохранна.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)