Перстановки звуков. Просодика сохранна.
ДЕТИ С ДИСЛАЛИЕЙ Дислалия как самостоятельное речевое нарушение особого влияния не оказывает на психическое развитие ребенка. Однако при акустико-фонематической и артику-ляторно-фонематической формах для детей характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Дети хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1989). У детей с функциональной дислалией нередко констатируются выраженные невротические реакции, обусловленные некоторыми нарушениями корковой нейродина-мики и ослаблением тонких дифференцировок в рече-двигательном анализаторе. Грубых органических поражений ЦНС у большинства детей с дислалией не встречается, значительно чаще отмечаются нарушения вегетативной нервной системы. В результате соответствующих нарушений у детей с дислалией отмечаются;
■ недостаточность в фонематическом анализе слова и ■ вторичные нарушения слуха на почве первичных мо- ■ плохое слуховое внимание в отношении речи окружа- ■ недостаточность стремления, мотивации в процессе ■ отсутствие сознания своих речевых отклонений.
Таблица 6 Отличительные признаки дизартрии от дислалии
ГЛАВА 2 111 Большинство детей обладают нормальным интеллектуальным развитием (за исключением отдельных случаев, когда отмечается задержка в психическом развитии). В логопедической практике дислалшо довольно часто смешивают со стертыми формами псевдобульбарной дизартрии. Отличительные признаки дизартрии от дислалии приведены в табл. 6 (использованы материалы М.А. Поваляевой). Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с дяслалией предусматривает не только формирование произносительных навыков, развитие фонематического анализа, но и обогащение словаря, формирование представлений об окружающем, развитие произвольного внимания и памяти (особенно слуховой). ДЕТИ С РИНОЛАЛИЕЙ По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с задержкой умственного развития, с олигофренией (разной степени). У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и пери-стальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением центральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости. Значительные отклонения в стереогнозе у детей с расщелинами в сравнении с нормой отмечены М. Эдварде (1973). Причина заключается в дисфункции сенсомоторных про- 112 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 2 113
водящих путей, обусловленных неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте. Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи. Врожденные расщелины губ и нёба вызывают тяжелые расстройства коммуникативной функции речи, тем самым нарушая возможность общения ребенка с окружающими. Эти недостатки приносят много огорчений как самому ребенку, так и его родным. В первую очередь психическая травма наносится матери новорожденного, когда она узнает, что у нее родился ребенок с таким пороком. В 70% случаев у матери наблюдаются подавленность, отчаяние, угнетенное состояние, что свидетельствует о необходимости психотерапевтической работы с ней. Заметные проявления психики появляются и у ребенка, особенно с того момента, когда он попадает в новое для себя окружение, когда сверстники замечают недостатки его речи и внешности. Ощущение этих недостатков, неудачные попытки замаскировать их обычно вызывают у ребенка тяжелые переживания, различные эмоциональные сдвиги, появление чувства неполноценности, что, естественно, отражается на психике. Осознание своей неполноценности у большинства де- В младшем школьном и, особенно, подростковом расте поведение детей с ринолалией изменяется. Посто- янные переживания нередко вызывают страх речи, замкнутость, стеснительность, а позднее — снижение речевой активности, своеобразные и мимические сопутствующие движения. Степень фиксации на своем дефекте возрастает к 17-20-ти годам, когда появляется проблема выбора профессии, смены окружения в связи с поступлением на работу или учебное заведение и т. д. В этот период наразборчи-вая речь способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию, снижает уровень притязаний в общественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию своеобразных патопсихологических черт характера. Отсюда в работе с детьми, подростками и взрослыми, страдающими ринолалией, возникает необходимость предусмотреть не только коррек-ционные приемы, направленные на преодоление собственных речевых недорстатков, но и ряд психотерапевтических мероприятий (Т.Н. Воронцова, 2000). ДЕТИ С ДИЗАРТРИЕЙ Дети с дизартрией по своей клинико-психологичес-кой характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, и в том числе наиболее тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» проявления могут быть как У детей с сохранным интеллектом, так и у детей с олигофренией. Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического Развития: 114 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 2
■ дизартрия у детей с нормальным психофизическим ■ дизартрия у детей с церебральным параличом (клини- ■ дизартрия у детей с олигофренией (клинико-психоло- ■ дизартрия у детей с гидроцефалией (клинико-психоло- ■ дизартрия у детей с задержкой психического разви- ■ дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфунк- Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной не с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед выне- сенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемос-ти нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям. В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого. Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Несмотря на то, что у таких детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания. Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, опти-к°-пространственного гнозиса, фонематического анали- за конструктивного праксиса. Клинико-психологические 116 основы логопсихологиИ ГЛАВА 2
особенности этих детей описаны в литературе (Мастюко-ва Е.М., 1977; Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Мастюко-ва Е.М., 1978; Журба Л.Т., Мастюкова Е.М., 1980,1985). ДЕТИ С АЛАЛИЕЙ
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |