ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ
Диагностическая работа не является для практического психолога самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации псйхичес- кого развития человека. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемым с целью| оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого-педагогических мероприятий и т. п. Главное назначение диагностики в практической дея- тельности психолога заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека. Диагностичес- кая работа тесно переплетается с коррекционной и раз- вивающей и в ней можно выделить несколько этапов:
1) изучение запросов; 2) формулировка психологической проблемы; 3) выдвижение гипотез о возможных причинах наблю 4) выбор методов диагностики; 5) применение отобранных методов; 6) формулировка диагноза, которая должна содержать 7) разработка рекомендаций и программы психокор- 8) реализация этой программы; 9) контроль за ее осуществлением (И.В. Дубровина, 1991). При коррекционной и развивающей работе с личностью психологу необходимо знать индивидуально-психологические особенности, основные потребности и ценностные ориентации, эмоциональные тональности и состояния клиентов. Психодиагностика — это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз. Основная задача психологической диагностики заключаются в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. Диагностика в педагогической практике решает следующие задачи: ■ прослеживает результативность работы учащихся и ■ выступает как инструмент формирования. а) установление обратной связи; б) оценку результативности; основы логопсихологии Глава з 159
в) воспитательно-побуждающее воздействие; г) коммуникацию, позволяющую обмениваться инфор- д) конструирование (на основе диагноза можно про- и) прогноз как предсказание будущего развития, интеллектуального или личностного роста, профессиональной направленности учащихся. Объектом в случае педагогической психодиагностики являются все компоненты педагогического процесса: педагог, учащиеся, используемые педагогические средства, действенность форм организационного педагогического процесса и т. п. Проведение диагностического обследования предпо- латает наличие: цели, объекта, предмета исследования, учета возможных ограничений. Существует несколько типов ограничений: 1) по ресурсам (времени, диагностическим материалам, профкомпетентности и т. п.); 2) по точности; 3) принципиальные (например, ряд переменных яв- Существует несколько типичных исследовательских методов, позволяющих разрешать диагностические задачи (Шевандрин Н.И., 1998). Рассмотрим их. Наблюдение Наблюдение — это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения следует отнести: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдельные последствия воспитательных воздействий и др. Недостат- ками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики (переживания, мысли, мотивы) и т. п. Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются: ■ получение сведений о психическом явлении в «чис- • сбор первичной информации, не требующей большой • оценка фактов, полученных с помощью других мето- ■ проверка рекомендаций. Эксперимент Эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам следует отнести: искусственность условий, значительные затраты для контроля значимых факторов. Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующими. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент от 160 основы логопсихологи» ГЛАВА 3 161
Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций. 3. Опрос Опрос — получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью. предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |