Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эстетические принципы группы «Парнас». Поэзия Ш.Леконта де Лиля (на примере 1-2 стихотворений).



2020-02-04 808 Обсуждений (0)
Эстетические принципы группы «Парнас». Поэзия Ш.Леконта де Лиля (на примере 1-2 стихотворений). 0.00 из 5.00 0 оценок




Организационное оформление группа «Парнас» получила благодаря изданию Катюля Мендеса «Ревю фантазист» (1861). Тогда в Париже заговорили о появлении поэтов- язычников, пантеистов, творящих искусство ради искусства. Это был удобный способ отвернуться от действительности, которая многим художникам, в том числе и Флоберу, представлялась безвременьем

В группу входили такие поэты, как Катюль Мендес, Банвиль, Копе, Эредия, родюм, Готье.

 

В 1866 году поэты издают сборник стихов под названием «Современный Парнас», имя которого и закрепляется за новой школой. Парнасцы предлагают лиризму поэзии романтиков противопоставить нейтральность, почти обезличенность. По их теории, стихи должны стать метафизическими, обличёнными в чеканные пластические формы. Парнас часто характеризуют как школу, утвердившую принцип «искусство для искусства», хотя, как известно, этот принцип возник гораздо раньше, даже если считать временем отсчёта возникновения Парнаса появление «Эмали и камеи» (1852) Готье и «Античные стихотворения» де Лиля, - будущих мэтров этого направления.

 

Сами парнасцы говорили не о школе, а о содружестве поэтов, объединённых неприязнью к буржуазному утилитаризму и политиканству, стремлением отделить от него искусство. Отсюда, с одной стороны, отрицание парнасцами современных сюжетов, с другой – увлечение древностью, экзотикой, а так же требование к художнику быть бесстрастным и утверждение, что «он должен проявить себя лишь в совершенстве созданных им форм». Это наглядно проявляется в тяготении к форме, когда поэтическое произведение пишется, прежде всего, чтобы привлечь звучностью, яркостью зрительных образов или чувственных ассоциаций.

 

Леконт де Лиль (1818 - 1894) С 1845 года, живя в Париже, де Лиль

сотрудничает с фурьеристскими изданиями и продолжает писать непубликуемые стихи.

Поражение революции 1848 года становится ещё одним разочарованием его судьбы, - разочарованием в народе, после чего он полностью посвящает себя «чистому искусству».

В 1852 году выходит сборник «Античные поэмы» с предисловием, в котором поэт говорит о кончине «лирической поэзии романтиков» и рождении новой литературы. Первое издание сборника состояло из 31 произведения, основная их часть посвящена Древней Греции, перед которой преклоняется Лиль. Наиболее известные из поэм – «Елена», «Хирон», «Ниоба». Кроме греческих, сборник включал так же и индийские

мотивы, ведь Восток всегда интересовал поэта. Он был убеждён, что в экзотике рождается вдохновение.

 

Он выпустил 4 больших сборника: «Античные стихотворения» (1852),

«Варварские стихотворения» (1862), «Трагические стихотворения» (1884) и «Последние стихотворения» (1895).

 

«Античные»:

Эллада для поэта - социальная утопия будущего. Это страна социальной

гармонии. Эллины не подавлены ни гос-вом, ни церковью. Их свободный труд

сочетается с высокой эстетической культурой. Поэма «Фаланга»: истинная красота - идея, связующая воедино идеал и жизнь, небо и преображенную землю. Надо идти вперед и искать всеобщее царство гармонии и красоты. Идеи: революции, разоблачения католической церкви. Гнетущая обстановка II империи оказала воздействие на сборник - он изменил

утопические выводы на более ограниченные. Основная антибуржуазная установка книги

была завуалирована. Книга была воспринята современниками как «манифест чистого

искусства».

«Варварские»:

Сборник характерен для французской обличительной литературы середины 19

века. ! Обличение варварства своего века. Посвящённые на

этот раз культурам прямо противоположным цивилизации греков и

римлян. В этом сборнике мифы примитивных народов интересуют автора не

менее, чем классические образцы Эллады. Он обращается к библейским сюжетам, к мифам Древнего Египта, Персии и Полинезии. Особое место занимают легенды народов Севера Он изображает буйную тропическую природу, мощь хищных зверей:

«Ягуар»: картина вечернего тропического леса подводит к описанию неподвижно

притаившегося хищника. Забредший на опушку бык замирает в испуге. Описание яростного боя ягуара с быком. Ягуар - победитель.

 

«Слоны»: анималистическая зарисовка Африки.

 

«Трагические» и «Последние»: Оттенок риторичности и формализма.

 

Жизненный путь Лиль завершает в зените славы, став членом Французской Академии, куда приходит на место ушедшего Гюго. Посмертно выходит сборник «Последние поэмы». Несмотря на то, что парнасцы стали объектом нападок и критики со стороны многих художников, они значительно обогатили французскую поэзию, однако «искусство ради искусства» не имело долгой жизни.

 

18.Место Т.Готье среди поэтов «Парнаса». Традиции жанра экфрасиса в сборнике «Эмали и камеи». (На примере 1-2 стихотворений). Теофиль Готье (1811-1872) - французский писатель и поэт В первый период своего творчества примыкал к группе романтиков, сторонников Виктора Гюго.

Среди Парнаса. «Парнас» («Parnasse») — название поэтической школы, объединившей группу французских поэтов второй половины — конца XIX века. Ядро школы образовали Шарль Леконт де Лиль, Теодор де Банвиль, Альбер Глатиньи, Жозе-Мариа Эредиа, Сюлли-Прюдом, Катюль Мендес.

В 1866 г. в Париже был опубликован коллективный сборник стихотворений под названием «Современный Парнас». Участниками этого издания стали Готье, Банвиль, Леконт де Лиль, Бодлер, Эредиа, Менар, Коппе, Мендес, Верлен, Малларме и др. Название сборника дало имя новой поэтической школе.

Предтечей «Парнаса» был Теофиль Готье, автор концепци «искусства для искусства». В 1832 г. Готье писал об искусстве: «Чему оно служит? Оно служит воплощению красоты. Разве этого не достаточно?». В поэтическом сборнике Готье «Эмали и камеи» (1852) проявился тот интерес к предметно-чувственному миру, к эстетизированному описанию вещей, который станет характерным впоследствии для поэтов-парнасцев. В предисловии к «Эмалям и камеям» Готье писал: «Поменьше медитаций, празднословия, синтетических суждений; нужна только вещь, вещь и еще раз вещь». Новая эстетическая установка явилась реакцией Готье и его последователей парнасцев на лиризм и напыщенность романтической поэзии. «Парнас» — наследник живописного романтизма, противостоящего сентиментальному романтизму. «Парнасцы» осуждают Мюссе, Гюго, Ламатрина за излишнюю чувствительность, напряженную эмоциональность. В его эстетических высказываниях принципиальный отказ от связей со злобой дня и связь с «эстетикой безобразного». Отказ от утилитаризма и непринятие с прагматичного общества привело к тому, что автор, начинавший как романтик, создал поэтический мир, назвав его «башней из слоновой кости».

Экфрасис. Некоторые стихотворения Готье генетически восходят к

эллинистическому жанру экфрасиса - это словесное описание любого рукотворного предмета, будь то храм, дворец, щит, чаша, статуя или картина.

В более тесном смысле это описание не самого по себе предмета, а предмета, несущего

изображение другого предмета, группы предметов, какой-либо сценки, сюжета и т. п. (классический пример - описание щита Ахилла в "Илиаде").

1)Среди стихов Готье в первую очередь следует выделить "чистые" экфрасисы - прямые описания тех или иных произведений живописи, скульптуры; таково, например, помимо упоминавшейся "Феллашки", стихотворение "Нереиды.

2) В отдельный разряд можно сгруппировать пейзажные

зарисовки ("Зимние фантазии", "Дым", "Рождество", "Ключ",

"Облако" и др.); в них с сугубой отчетливостью проявляется отмеченная

выше особенность поэтики Готье: имея перед глазами вполне реальный

пейзаж (зимний Париж, сад Тюильри, дымок, поднимающийся над сельской

хижиной, и т. п.), он первым делом как бы уничтожает его первозданность,

превращает - с помощью собственной фантазии или за счет художественных

реминисценций - в живописное полотно и лишь затем "переписывает"

получившуюся картину словами, переводит ее на "холст" собственного

стихотворения: природа доступна ему лишь тогда, когда преображена в

произведение искусства, в художественную вещь.

3) Особо следует выделить группу стихов, где предметом

экфрасиса являются уже не реальные или воскрешенные воображением

предметы (цветы, принадлежности туалета, художественные

безделушки, статуи в музее, египетские или греческие храмы и т. п.), а

литературные произведения. Так, знаменитое стихотворение "Кармен"

есть не что иное, как "репродукция" уже готового литературного образа

- образа цыганки, созданного в одноименной новелле П. Мериме;

Главная черта Готье как личности - это органическая неприязнь к

обыденности, меркантилизму, прагматике и столь же органическая тяга ко

всему, что раскрепощает человека, позволяет ему - пусть лишь в

воображении - пережить значительную, яркую, необычную судьбу. Между

тем ирония реальной судьбы состояла в том, что она обрекла Готье именно

на "закрепощение", на жизнь в буржуазной Франции середины XIX в., среди

унылых чиновников, пошлых торгашей и холодных аристократов,

вызывавших у него неподдельное отвращение. Вот почему Готье столь

глубоко прочувствовал важнейшую романтическую мифологему -

мифологему разлада между "прозой наличной действительности" и "поэзией

идеала": она как нельзя лучше соответствовала его изначальному

мироощущению. Его творчество - это отнюдь не бесстрастные литературные

упражнения отрешенного от жизни эстета, это не отрицание жизни, но тоска

по "другой жизни", стремление совершить побег в "грезу", где идеал нашел

бы свое воплощение.

 



2020-02-04 808 Обсуждений (0)
Эстетические принципы группы «Парнас». Поэзия Ш.Леконта де Лиля (на примере 1-2 стихотворений). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эстетические принципы группы «Парнас». Поэзия Ш.Леконта де Лиля (на примере 1-2 стихотворений).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (808)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)