Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эволюция Эжена Растиньяка в романе Бальзака «Отец Горио».



2020-02-04 2307 Обсуждений (0)
Эволюция Эжена Растиньяка в романе Бальзака «Отец Горио». 4.75 из 5.00 4 оценки




Развертывающаяся на глазах Растиньяка трагическая история Горио становится едва ли не самым горьким уроком для молодого человека, пытающегося понять мир. В романе 1834 г. изображен первый этап в «воспитании чувств» Растиньяка, его «годы ученья».

Представитель обедневшего дворянского рода, студент юридического факультета, приехавший из провинции в столицу, чтобы сделать карьеру, он живет в том же убогом пансионе, что и Горио. Но благодаря старинным родственным связям ему открыт доступ в высшие сферы буржуазно-дворянского Парижа, куда самому Горио путь закрыт навсегда.

Растиньяком и соединены в романе два контрастных социальных мира послереволюционной Франции: Сен-Жерменское аристократическое предместье и дом Воке, под кровом которого нашел себе приют отверженный и полунищий люд столицы.

Не последняя роль в «воспитаний чувств» Растиньяка отведена в романе своеобразным «учителям» Эжена - виконтессе де Босеан и беглому каторжнику Вотрену, во всем контрастным друг другу.

«Вы хотите создать себе положение, я помогу вам,- говорит герою де Босеан, констатируя с гневом и горечью неписаные законы преуспеяния в высшем свете. - Исследуйте всю глубину испорченности женщин, измерьте степень жалкого тщеславия мужчин... чем хладнокровнее вы будете рассчитывать, тем дальше вы пойдете. Наносите удары беспощадно, и перед вами будут трепетать. Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, гоните не жалея, пусть мрут на каждой станции,- и вы достигнете предела в осуществлении своих желаний». «Принципов нет, а есть события,- поучает Растиньяка Вотрен, желая обратить его в свою веру,- законов нет - есть обстоятельства; человек высокого полета сам применяется к событиям и обстоятельствам, чтобы руководить ими». Юноша уже начинает понимать жестокую правоту слов как виконтессы де Босеан, ставшей жертвой законов высшего света, так и имморалиста Вотрена, подобно «пушечному ядру» пробивающего себе дорогу в обществе. «Свет» - это «океан грязи, куда человек сразу уходит по шею, едва опустит в него кончик ноги»,- заключает герой.

Характерно, что в «Отце Горио» Растиньяк еще противостоит этому «океану грязи», о чем красноречиво свидетельствует решение им нравственной проблемы, возникшей в связи с матримониальными планами Вотрена. Пусть не без колебаний, но Эжен все-таки отказывается принять преступное предложение «Наполеона каторги», обещающее выгодный брак с Викториной Тайфер. Философия имморализма в «Отце Горио» - не философия Растиньяка. Бальзаковский герой еще сохраняет живую душу и способность к искреннему состраданию. Поэтому он пока неизменно оказывается на стороне жертв буржуазно-дворянского общества: виконтессы де Босеан, оставленной ее возлюбленным ради заключения выгодной брачной сделки, и особенно - отца Горио. За безнадежно больным стариком он вместе с Бьяншоном бескорыстно ухаживает, а потом хоронит его на свои последние жалкие гроши.

1) Не согласие с выгодным браком на Виктории Тайфер – чистая душа

2) Компромисс с высшим светом

3) Продает душу обществу (в др. романах):

Поэтому можно заключить, что исследование закономерностей эволюции Растиньяка приводит Бальзака как художника к утрате его собственных - легитимистских - иллюзий относительно потомственной аристократии, в которой он хотел бы видеть надежную опору идеальной монархии.

Вместе с тем в романе 1834 г. есть и свидетельства того, что Эжен уже готов вступить на путь компромисса с высшим светом. Особенно симптоматична в этом отношении порожденная расчетом связь героя с Дельфиной Нюсинжен, открывающая ему путь к будущим миллионам и политической карьере: То, что герой намерен пройти этот путь до победного конца, подсказывает финальный эпизод романа, где Растиньяк как бы прощается с благородными мечтами и иллюзиями своей юности. Стоя почти рядом со свежей могилой Горио и глядя на простершийся перед ним Париж, Растиньяк бросает: «А теперь - кто победит: я или ты!» И отправляется в богатые кварталы Парижа, чтобы завоевывать себе место под солнцем.

Из последующих произведений «Человеческой комедии» («Утраченные иллюзии», «Банкирский дом Нюсинжена», «Блеск и нищета куртизанок», «Комедианты неведомо для себя», «Депутат от Арси» и др.) читатель узнает, что Растиньяк в конце концов добьется многого: станет миллионером, женится на дочери своей любовницы, приобщится на правах родственника к бесчестным доходам Нюсинжена, получит титул пэра Франции и войдет как министр в буржуазное правительство Июльской монархии. Однако все это будет добыто героем не только ценою утраченных иллюзий юности, но и безвозвратной потерей лучших качеств его личности, некогда по-своему обаятельной и благородной. С эволюцией Растиньяка и связывает Бальзак важнейшую для всей «Человеческой комедии» тему нравственной капитуляции французского дворянства, поправшего исконные [496] рыцарские принципы и в конце концов слившегося с ненавистной писателю буржуазией. Поэтому можно заключить, что исследование закономерностей эволюции Растиньяка приводит Бальзака как художника к утрате его собственных - легитимистских - иллюзий относительно потомственной аристократии, в которой он хотел бы видеть надежную опору идеальной монархии.

«Жизнь в Париже - непрерывная битва»,- заключает автор «Отца Горио». Поставив целью изобразить эту «битву», Бальзак оказался перед проблемой преобразования поэтики традиционного романа, основывавшегося, как правило, на принципах хроникальной линейной композиции. В «Отце Горио» предложен новый тип романного действия с ярко выраженным драматургическим началом. Следует подчеркнуть, что эта структурная особенность, проявившаяся позже во многих других произведениях писателя, станет важнейшей приметой нового типа романа, который ввел в литературу Бальзак.

История молодого человека. Реалисты XIX века всегда особое внимание уделяли теме формирования личности - истории молодого человека; обращается к ней и Бальзак. На целом ряде примеров Бальзак показывает, как из наивного юноши, у которого вначале еще есть какие-то иллюзии и хорошие задатки, постепенно вырабатывается ловкий, опытный делец (Растиньяк, Шарль Гранде) или же как этот молодой человек, пытающийся продвинуться в обществе, терпит постыдное поражение и погибает (Люсьен, Рафаэль).

В образах Эжена Растиньяка и Шарля Гранде дается как бы типовая биография молодого человека, который завоевывает себе личное благополучие. Путь этих молодых людей - путь наиболее последовательного и неуклонного «восхождения». Период романтики, когда они верят, что благополучие можно завоевать честным путем, кончается у них очень быстро. «Утрата иллюзий» если и происходит, то совершается сравнительно безболезненно.

В «Отце Горио» Растиньяк еще верит в добро, гордится своей чистотой. «Что может быть прекраснее, чем созерцать свою жизнь и находить, что она чиста как лилия? Я и жизнь - словно жених и невеста». Он приезжает из провинции в Париж, чтобы сделать себе карьеру, поступает на юридический факультет. По происхождению он аристократ, и потому ему открыт доступ в салон виконтессы де Босеан, а по социальному положению он бедняк, и потому - пансионер мамаши Воке. Жизненный опыт Растиньяка складывается из знакомства с тем и другим миром. Учителями Растиньяка являются одновременно каторжник Вотрен и виконтесса де Босеан, причем «наука», которой они его обучают, имеет очень много сходного.

Вотрен говорит Растиньяку: «Надо быть или гением, или бессовестным пройдохой. Надо врезаться в массу людей, подобно пушечному ядру, или проскользнуть в нее, как зараза. Честность ни к чему не ведет... Надо пожирать друг друга, как пауки в горшке... Смотрите на людей, в особенности на женщин, исключительно как на средство».

А вот что говорит великосветская красавица виконтесса де Босеан: «Чем холоднее вы рассчитываете, тем далее вы продвинетесь. Бейте без всякой жалости, вас будут бояться. Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, которых вы оставляете издыхать на каждой станции, вы придете, таким образом, к исполнению ваших желаний».

Улавливая поразительное сходство между рассуждениями каторжника и знатной дамы, Растиньяк не может не признать, что Вотрен говорит «без обиняков то, что г-жа де Босеан говорила, соблюдая правила приличия». Это сравнение Растиньяк делает не в пользу высшего света. «Преступления, совершаемые здесь,- думает Растиньяк,- мелки и подлы. Вотрен куда выше».

Такова «школа», которую проходит Растиньяк и которая формирует его личность.

Вначале его мучает совесть, когда он выманивает у своих сестер жалкие гроши, отложенные на приданое, или когда он вынужден брать деньги у своей любовницы Дельфины Нюсин-жен. Но последняя усыпляет его совесть такими доводами: «Разве в прежние времена дамы не девали евонм рыцарям оружие - шлемы, латы, копья,- чтобы они могли сражаться в честь их на турнирах? Вещи, которые я вам предлагаю (деньги),- это оружие нашей эпохи».

Логика Дельфины скоро побеждает, Растиньяк становится все менее и менее щепетильным. Период романтики кончается, молодой человек начинает трезво взвешивать свои возможности и обдуманно штурмовать буржуазное общество, применяя его же собственное оружие. Бальзак проявляет большую проницательность художника-реалиста, показывая изменения в характере Растиньяка: в «Отце Горио» Растиньяк выступает как человек, не лишенный положительных качеств. Особенно это проявляется в его отношении к старику Горио, которому он вместе со своим другом Бьяншоном оказывает помощь, когда его бросили родные дочери; молодые люди хоронят Горио на последние гроши.

Совсем иным представлен Растиньяк в других произведениях: «Торговый дом Нюсинжен», «Утраченные иллюзии», «Шагреневая кожа». В повести «Торговый дом Нюсинжен» рассказывается о первых деловых успехах Растиньяка; пользуясь помощью мужа своей любовницы, барона Нюсинжена, он наживает себе состояние путем ловкой игры на акциях. В «Шагреневой коже» изображается следующая стадия в эволюции Растиньяка (этот роман появился раньше, но в нем дается более поздний период истории Растиньяка). Здесь он уже опытный стратег, который давно распростился со всякими иллюзиями. Это откровенный циник, научившийся лгать и лицемерить. Он говорит о своей невесте так: «Она заливается слезами, читая Гете, и мне приходится пролить одну-две слезы, потому что у нее, мой милый, 50 тысяч ливров дохода». Он обладает законченной философией приспособления, которой обучает новичка в этом деле - Рафаэля. Для того чтобы процветать, учит Растиньяк Рафаэля, совсем не нужно трудиться, а нужно уметь пользоваться трудами других; тому, кто лезет вперед, люди всегда уступают дорогу.

На своем жизненном пути Растиньяк встречает Вотрена. Каторжник понимает, что Растиньяк - представитель той огромной армии молодых людей, цель которых - сделать себе карьеру. Вотрен предлагает ему очень простой путь добиться успеха, богатства и славы: в пансионе госпожи Воке, где живет Растиньяк, есть девушка, отвергнутая богатым отцом, который все свои родительские чувства, как и права наследства, отдал сыну. Нужно убить на дуэли этого молодого человека, и дочь тогда станет единственной наследницей богатого отца, Растиньяк женится на этой девушке, и карьера его обеспечена.

Но Растиньяк после некоторых колебаний отвергает этот путь. Почему он это делает? Щепетильность как будто не в его характере. Однако, заставляя Растиньяка отказаться от помощи Вотрена, Бальзак проявляет большое и тонкое понимание сущности буржуазных общественных отношений. Растиньяк - представитель той армии молодых людей, которые шли не путем открытого преступления, а путем приспособления, осуществляемого средствами «законного преступления». Их аморальная деятельность не считалась беззаконной, ибо с точки зрения буржуазной юриспруденции грабить людей путем всякого рода финансовых спекуляций вполне допустимо, это называется «финансовой политикой» и не только не наказуется законом, но, наоборот, поощряется.

Растиньяк идет по этому второму пути, так же как и все другие молодые люди, стремящиеся приспособиться к буржуазным условиям.

В период Июльской монархии Растиньяк становится опорой трона Луи Филиппа, получает звание пэра Франции, делается богачом и министром финансов (повесть «Депутат из Арси»).

И Растиньяка, и Шарля надо отнести к той категории молодых людей, которых условно можно назвать процветающими: им удается добиться своей цели, завоевать высоты буржуазного мира, получить в нем свою долю благ, т. е. осуществить то, к чему безуспешно стремятся тысячи и тысячи молодых людей.

Но это «процветание» достигается за счет полного морального разложения, в силу чего их судьба становится трагической. Эти герои Бальзака вырабатывают в процессе борьбы за преуспеяние законченную философию. Они, оправдывая себя, обобщают свои действия и дают яркую характеристику морали того общества, к которому они так ловко приспособляются. Вот несколько примеров, характеризующих ту житейскую «философию», которой всегда наделены подобные герои Бальзака:

«Совесть - это палка, за которую каждый хватается, чтобы бить ближнего, и которой никто не пользуется для самого себя».

«Деньги - это ключ к каждой загадке».

«Спекуляция - это промысел, с помощью которого человек снимает сливки с доходов прежде, чем они возникают».

«Великие люди совершают почти столько же подлостей, сколько люди посредственные, но они совершают их втайне и выставляют напоказ свои добродетели. Они остаются великими». И т. д.

 



2020-02-04 2307 Обсуждений (0)
Эволюция Эжена Растиньяка в романе Бальзака «Отец Горио». 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Эволюция Эжена Растиньяка в романе Бальзака «Отец Горио».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)