Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические идеи средневековой Европы



2020-02-04 228 Обсуждений (0)
Психологические идеи средневековой Европы 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные законы психологической жизни

Вклад в развитие психологии

Античная психология

Конец 6 начало 5 века до н.э. Гераклит Космос представлялся в виде "вечно живого огня", а душа ("психея") – в виде его искорки.

§ Душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос, который один и тот же для всего сущего, не создан никем из богов и никем из людей, но который всегда был, есть и будет "вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Он полагал что душа испаряется из влаги.

Придерживался идеи неразделимости внешней природы и души.

Отделил деятельность органов чувств (ощущения) от разума, он дал описание результатов познавательной активности человека, доказывая, что ощущения дают "темное", мало дифференцированное знание, в то время как результатом мыслительной деятельности является "светлое", отчетливое знание. Т.о., разные стороны познания у Гераклита – это взаимно связанные гармонирующие противоположности, помогающие проникновению в глубину Логоса. Внутри психического познания вычленил: мышление, познание, уровни понимания.
460-370 гг. до н.э. Демокрит Один из основателей античной атомистики.   Душа материальна и состоит из наиболее подвижных мелких круглых атомов. Душа является источником активности, энергии для тела.

§ Душа находится в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копия ми окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств.

§ Все наши ощущения (в том числе зрительные, слуховые) являются контактными.

§ После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.

§ Существует две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление.

«Человек не может совершенно правильно, адекватно познать окружающий его мир». Разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности. В мире нет случайностей, и все происходит по заранее заданной причине, все причинно обусловлено.  
Около 460-377 до н.э. Гиппократ Изучал человека и проявление его темперамента. Эмпирический характер медицинского исследования.  

Отвергал единое материальное начало как основу органической жизни.

Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, заменял учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная).

Трактовал мозг как орган психики,, полагая что он является большой железой.

Источник и причину различий людей Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. ÞСоздал учение о четырех темпераментах: сангвиник (когда преобладает кровь), флегматик (когда преобладает слизь), холерик (желтая желчь), меланхолик (черная желчь). Первый человек который заговорил о индивидуальных различиях, о дифференциальной психологии.
6-5 вв. до н. э. Алкмеон Представитель кротонской медицинской школы.     Использовал наблюдение и хирургические операции (Проводил анатомо-физиологические исследования). Мозг – есть орган души.

Он установил, что из мозговых полушарий "идут к глазным впадинам две узкие дорожки". Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.

Ощущения, по Алкмеону, – исходный пункт всей познавательной работы. "Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)".

Впервые дал натурфилософскую концепцию человеческого тела как микрокосма и сбалансированной системы противоположностей. Зародилось учение о психике как продукте мозга благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов.  
469-399 до н.э. Сократ (софист) Душа – психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалом. С помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ – сократический метод, и тем самым привести его от неопределенных представлений к логическому ясному знанию обсуждаемых предметов. В отличии от софистов у которых исходным пунктом было отношение человека к людям, он принял за основу отношение человека к самому себе, как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Говоря о нравственности, Сократ связывал ее с поведением человека. Нравственность – это благо, реализуемое в поступках людей. Однако для то го, чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Прежде всего надо обучить людей, показать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их по ведение. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя.

Впервые рассмотрел душу как источник нравственности человека, а не как источник активности тела. Создал понятие – диалектика – нахождение истины с помощью беседы. “Познай самого себя”  
428-399 до н.э. Платон (Аристокл) Родоначальник европейского идеализма, создал на основе древнегреческой мифологии философскую модель, вел напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период античности являлось учение Демокрита. Противник материализма. Ученик Сократа     Душа имеет нематериальную сущность, является идеей (душа взаимодействует с идеей) и целью реальной вещи. Исследует познавательные процессы. В своих учениях он ориентировался на математику.  

Душа постоянна, неизменна и бессмертна. Она является хранительницей нравственности человека.

Душа состоит из 3 частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. Разумную часть души он отождествляет с колесницей и считает хорошей частью души.

Память это один из важнейших этапов в процессе познания окружающего.

Первый заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления. Впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, которые не всегда возможно примирить с помощью разума (конфликт души).
384-322 до н.э. Аристотель Душа. В своих учениях он ориентировался на биологию. Полагал что идейное богатство мира воплощено в конкретных чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований.

Душа 

–Это целесообразно работающая органическая система.

–Неотъемлемое начало органической жизни, но не материального мира в целом.

– Способ организации материального тела.

 

«Трактат о душе» - первое фундаментальное исследование души. Дал описание характера саматопсихологическое (тело и душа). Он различал душу у человека и животных.
4 век до н.э. Школа стоиков (основатель Зенон) Исследование индивидуальнх особенностей человека и место его в природе, проблему нравственного поведения и воспитания. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. Аффекты - это "порча разума", поскольку возникают они в результате "неправильной" деятельности ума  

· человек не может быть абсолютно свободным, так как он живет по законам того мира, в который попадает. Главный нравственный закон – необходимость сохранить свою сущность, свое достоинство в любых, самых тяжелых обстоятельствах. Человек с ранних лет должен понять, что он не в силах изменить свою судьбу, уклониться от нее. Главной опасностью в процессе воспитания для стоиков была стихия чувств, которую необходимо обуздать в детях для их же пользы.

· Сама природа спиритуализировалась, наделяясь признаками, свойственными разуму – но не индивидуальному, а сверхиндивидуальному.

Согласно этому учению мировая пневма идентична мировой душе, "божественному огню", который является Логосом или, как считали позднейшие стоики, – судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу.

· От аффектов следует лечить, как от болезней. Их нужно "с корнем вырывать из души". Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений (как положительных, так и отрицательных), способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг и сохранять внутреннюю свободу.

Они разработали теорию эффектов, открыли что эффекты связаны с телесными изменениями, и доказали что первой стадией развития аффекта являются соматические нарушения, вследствие которых развиваются психологические – возникает мысль о том что что-то случилось, и желание реагировать. Стоики также подчеркивали, что аффект нельзя усиливать воображением и нельзя одобрять поведение, связанное с ним. Стоики подчеркивали, что сильный человек в любых условиях, даже в рабстве и в тюрьме, является внутренне свободным.  
Конец 4 века до н.э. Школа Эпикура Картина природы и места человека в ней; проблема нравственного поведения и воспитания.

Личность способна действовать на свой страх и риск.

весь смысл эпикурейского учения заключался в том, чтобы, проникшись им, люди спасались именно от страха. Единственным источником и добра, и зла является сам человек, он же главный судья собственных поступков. Таким образом, источник активности, как и источник морали, заключен в самом человеке. Не разум, но чувства управляют поведением человека, вызывая в нем стремление совершать то, что вызывает удовольствие, и избегать тех объектов, которые вызывают неудовольствие. С самого раннего детства человек должен учиться различать свои желания и строить свое поведение, опираясь на это знание. Все, что вызывает приятные чувства, является нравственным. При этом истинное наслаждение доставляют только духовные удовольствия, которые вечны и непреходящи, в то время как телесные удовольствия имеют временный характер и могут обернуться своей противоположностью.

Разум не только делает более устойчивми наши положительные эмоции, но и является причиной отрицательнх; с этой точки зрения можно говорить о том, что именно Эпикур заложил предпосылки когнитивной теории эмоций.
1 век до н.э. Лукреций Кар Последователь Эпикура. Душа, разновидность материи – активна, деятельна, способна подчинить себе тело состоящее из более грубой материи.  

Вывел что дух это не тоже самое, что и душа.

Категорически отвергал что вся природа пронизана разумом.

Есть только атомы, учил Он, движущие по естественным законам из которых нужно выводить и сам разум.

 
129-199 г. до н.э. Гален Исследование душевной жизни в ее связи с телесной. Исследовал сознание. Опирался на множество наблюдений и экспериментов. Оперируя гладиаторов смог расширить медицинские представления о человеке, прежде всего об его головном мозге, где, как он полагал, производится и хранится "высший сорт" пневмы как носительницы разума..

Вплотную подошел к понятию о сознании.

В его учении термин “Распознавание” явился приемником термина – сознание в наше время.

учение о темпераментах как о пропорциях, в которых смешаны несколько основных "соков". Темперамент с преобладанием "теплого" он называл мужественным и энергичным, преобладанием "холодного" – медлительным и т.д.

Большое внимание Гален уделял аффектам.

Он утверждал, что первичными при аффектах являются изменения в организме ("повышение сердечной теплоты"); стремление же отомстить вторично.

Создатель концепции – “зрительного акта” В труде "О частях человеческого тела" описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы.  
Ок. 203- ок.269 гг.н.э. Плотин Основатель неоплатонизма.   Проповедовал абсолютную нематериальность души. Душа – эманация сверхпрекрасной сферы высшего первоначала всего сущего. Выделял рефлексию как одно из направлений деятельности души, но не мог считать индивидуальную душу самодостаточным источником собственных внутренних образов и действий.

В основе существования всего телесного он видел эманацию (истечение) божественного, духовного первоначала.

Утверждал, что душа обладает способностью направляться не только “вверх” – к божественному, и “вниз” – к неземному материальному миру, но и к самой себе, воспринимая тем самым свою собственную деятельность.

Индивидуальные души происходят от мировой души.

Он понимал психическое действие любого уровня как чисто духовное.

Память – это не запас впечатлений она есть не что иное, как знание о свих прежних действиях.

У Плотина психология впервые в ее истории становится наукой о сознании, напоминаемом как «самосознание».
354-430 гг.н.э. Августин Аврелий «Блаженный» (волюнтаризм) Внутренний опыт.

воля индивида зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так из "отпечатков", которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминания.

Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты.

Августин придал трактовке души особый характер: считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного позже волюнтаризмом (от лат. "волюнтас" – воля).

Арабоязычная наука

980-1037 Ибн-Сина (авиценн) Продвигал идею о независимости психики от мозга.

Поддержка учения о психофизиологических функциях.

Выделил две психологии:

1. Естественно – научная

2. Метафизическая

В его работах философское учение о душе стало своего рода прослойкой между наукой и религией. Создатель “Канона
11 век Ибн-аль-Хайсам (Альгазен) Занимался исследованием возникающих в организме психических феноменов, а именно продуктов деятельности глаза

Изучил:

 бинокулярное зрение

смещение цветов

контраст

Подошел к органу зрения как к оптическому прибору.
12 век Ибн-Рошд (Аверроэс) Предполагал, что индивидуальная душа обладает некоторыми способностями, коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать божественный разум

Учил, что человек связан с божеством не прямо, а посредством божественного разума.

“ … Чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка”.

Психологические идеи средневековой Европы

1225-1274 Фома Аквинский Этомизм Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде все- го чувственного познания мира. На первый план выходят проблемы сознания человека.

Старался примирить науку и веру, писал о том, что они имеют,

действительно, две разные истины, но в том случае, если истина

науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить. Отстаивал одну истину – религиозную, "нисходящую свыше". Он считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство.

Появление собственно психологического метода – нтроспекции.
1285- 1349 У.Оккам Развитие психофи- зических исследова- ний и первых работ по психологии масс

Отвергая томизм и отстаивая учение о "двойственной истине" (из которого явствовало, что религиозные догматы не могут быть основаны на разуме), он призывал опираться на чувственный опыт; при этом следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков.

Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека.

Эпоха Возрождения

1509-1588 Бернардино Телезио Склонялся к тому, что душа – бессмертна.

Полагал, что движение материи не может объяснить особое положение человека.

Разработал теорию аффектов.
1492-1540 Луис (Людовик) Вивес Один из первых противопоставил эмпирико – психологическое познание метафизическим учениям о душе.

Доказал, что самым верным способом управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более сильными.

Сформулировал закон ассоциации.

Новое время

1561-1626 Фрэнсис Бэкон Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения – к эксперименту.

Природа предстает как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных приборов

Решающую роль он придает эксперименту – не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов.


2020-02-04 228 Обсуждений (0)
Психологические идеи средневековой Европы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические идеи средневековой Европы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)