Вклад в развитие психологии | ||||||||||||||||
Античная психология | ||||||||||||||||
Конец 6 начало 5 века до н.э. | Гераклит | Космос представлялся в виде "вечно живого огня", а душа ("психея") – в виде его искорки. | § Душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос, который один и тот же для всего сущего, не создан никем из богов и никем из людей, но который всегда был, есть и будет "вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Он полагал что душа испаряется из влаги. Придерживался идеи неразделимости внешней природы и души. | Отделил деятельность органов чувств (ощущения) от разума, он дал описание результатов познавательной активности человека, доказывая, что ощущения дают "темное", мало дифференцированное знание, в то время как результатом мыслительной деятельности является "светлое", отчетливое знание. Т.о., разные стороны познания у Гераклита – это взаимно связанные гармонирующие противоположности, помогающие проникновению в глубину Логоса. Внутри психического познания вычленил: мышление, познание, уровни понимания. | ||||||||||||
460-370 гг. до н.э. | Демокрит Один из основателей античной атомистики. | Душа материальна и состоит из наиболее подвижных мелких круглых атомов. Душа является источником активности, энергии для тела. | § Душа находится в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копия ми окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств. § Все наши ощущения (в том числе зрительные, слуховые) являются контактными. § После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа. § Существует две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление. | «Человек не может совершенно правильно, адекватно познать окружающий его мир». Разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности. В мире нет случайностей, и все происходит по заранее заданной причине, все причинно обусловлено. | ||||||||||||
Около 460-377 до н.э. | Гиппократ | Изучал человека и проявление его темперамента. Эмпирический характер медицинского исследования. | Отвергал единое материальное начало как основу органической жизни. Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, заменял учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная). Трактовал мозг как орган психики,, полагая что он является большой железой. | Источник и причину различий людей Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. ÞСоздал учение о четырех темпераментах: сангвиник (когда преобладает кровь), флегматик (когда преобладает слизь), холерик (желтая желчь), меланхолик (черная желчь). Первый человек который заговорил о индивидуальных различиях, о дифференциальной психологии. | ||||||||||||
6-5 вв. до н. э. | Алкмеон Представитель кротонской медицинской школы. | Использовал наблюдение и хирургические операции (Проводил анатомо-физиологические исследования). Мозг – есть орган души. | Он установил, что из мозговых полушарий "идут к глазным впадинам две узкие дорожки". Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Ощущения, по Алкмеону, – исходный пункт всей познавательной работы. "Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)". | Впервые дал натурфилософскую концепцию человеческого тела как микрокосма и сбалансированной системы противоположностей. Зародилось учение о психике как продукте мозга благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. | ||||||||||||
469-399 до н.э. | Сократ (софист) | Душа – психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалом. С помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ – сократический метод, и тем самым привести его от неопределенных представлений к логическому ясному знанию обсуждаемых предметов. В отличии от софистов у которых исходным пунктом было отношение человека к людям, он принял за основу отношение человека к самому себе, как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. | Говоря о нравственности, Сократ связывал ее с поведением человека. Нравственность – это благо, реализуемое в поступках людей. Однако для то го, чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Прежде всего надо обучить людей, показать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их по ведение. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. | Впервые рассмотрел душу как источник нравственности человека, а не как источник активности тела. Создал понятие – диалектика – нахождение истины с помощью беседы. “Познай самого себя” | ||||||||||||
428-399 до н.э. | Платон (Аристокл) Родоначальник европейского идеализма, создал на основе древнегреческой мифологии философскую модель, вел напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период античности являлось учение Демокрита. Противник материализма. Ученик Сократа | Душа имеет нематериальную сущность, является идеей (душа взаимодействует с идеей) и целью реальной вещи. Исследует познавательные процессы. В своих учениях он ориентировался на математику. | Душа постоянна, неизменна и бессмертна. Она является хранительницей нравственности человека. Душа состоит из 3 частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. Разумную часть души он отождествляет с колесницей и считает хорошей частью души. Память это один из важнейших этапов в процессе познания окружающего. | Первый заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления. Впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, которые не всегда возможно примирить с помощью разума (конфликт души). | ||||||||||||
384-322 до н.э. | Аристотель | Душа. В своих учениях он ориентировался на биологию. Полагал что идейное богатство мира воплощено в конкретных чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований. | Душа –Это целесообразно работающая органическая система. –Неотъемлемое начало органической жизни, но не материального мира в целом. – Способ организации материального тела.
| «Трактат о душе» - первое фундаментальное исследование души. Дал описание характера саматопсихологическое (тело и душа). Он различал душу у человека и животных. | ||||||||||||
4 век до н.э. | Школа стоиков (основатель Зенон) | Исследование индивидуальнх особенностей человека и место его в природе, проблему нравственного поведения и воспитания. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. Аффекты - это "порча разума", поскольку возникают они в результате "неправильной" деятельности ума | · человек не может быть абсолютно свободным, так как он живет по законам того мира, в который попадает. Главный нравственный закон – необходимость сохранить свою сущность, свое достоинство в любых, самых тяжелых обстоятельствах. Человек с ранних лет должен понять, что он не в силах изменить свою судьбу, уклониться от нее. Главной опасностью в процессе воспитания для стоиков была стихия чувств, которую необходимо обуздать в детях для их же пользы. · Сама природа спиритуализировалась, наделяясь признаками, свойственными разуму – но не индивидуальному, а сверхиндивидуальному. Согласно этому учению мировая пневма идентична мировой душе, "божественному огню", который является Логосом или, как считали позднейшие стоики, – судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу. · От аффектов следует лечить, как от болезней. Их нужно "с корнем вырывать из души". Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений (как положительных, так и отрицательных), способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг и сохранять внутреннюю свободу. | Они разработали теорию эффектов, открыли что эффекты связаны с телесными изменениями, и доказали что первой стадией развития аффекта являются соматические нарушения, вследствие которых развиваются психологические – возникает мысль о том что что-то случилось, и желание реагировать. Стоики также подчеркивали, что аффект нельзя усиливать воображением и нельзя одобрять поведение, связанное с ним. Стоики подчеркивали, что сильный человек в любых условиях, даже в рабстве и в тюрьме, является внутренне свободным. | ||||||||||||
Конец 4 века до н.э. | Школа Эпикура | Картина природы и места человека в ней; проблема нравственного поведения и воспитания. | Личность способна действовать на свой страх и риск. весь смысл эпикурейского учения заключался в том, чтобы, проникшись им, люди спасались именно от страха. Единственным источником и добра, и зла является сам человек, он же главный судья собственных поступков. Таким образом, источник активности, как и источник морали, заключен в самом человеке. Не разум, но чувства управляют поведением человека, вызывая в нем стремление совершать то, что вызывает удовольствие, и избегать тех объектов, которые вызывают неудовольствие. С самого раннего детства человек должен учиться различать свои желания и строить свое поведение, опираясь на это знание. Все, что вызывает приятные чувства, является нравственным. При этом истинное наслаждение доставляют только духовные удовольствия, которые вечны и непреходящи, в то время как телесные удовольствия имеют временный характер и могут обернуться своей противоположностью. | Разум не только делает более устойчивми наши положительные эмоции, но и является причиной отрицательнх; с этой точки зрения можно говорить о том, что именно Эпикур заложил предпосылки когнитивной теории эмоций. | ||||||||||||
1 век до н.э. | Лукреций Кар Последователь Эпикура. | Душа, разновидность материи – активна, деятельна, способна подчинить себе тело состоящее из более грубой материи. | Вывел что дух это не тоже самое, что и душа. Категорически отвергал что вся природа пронизана разумом. Есть только атомы, учил Он, движущие по естественным законам из которых нужно выводить и сам разум. | |||||||||||||
129-199 г. до н.э. | Гален | Исследование душевной жизни в ее связи с телесной. Исследовал сознание. Опирался на множество наблюдений и экспериментов. Оперируя гладиаторов смог расширить медицинские представления о человеке, прежде всего об его головном мозге, где, как он полагал, производится и хранится "высший сорт" пневмы как носительницы разума.. | Вплотную подошел к понятию о сознании. В его учении термин “Распознавание” явился приемником термина – сознание в наше время. учение о темпераментах как о пропорциях, в которых смешаны несколько основных "соков". Темперамент с преобладанием "теплого" он называл мужественным и энергичным, преобладанием "холодного" – медлительным и т.д. Большое внимание Гален уделял аффектам. Он утверждал, что первичными при аффектах являются изменения в организме ("повышение сердечной теплоты"); стремление же отомстить вторично. | Создатель концепции – “зрительного акта” В труде "О частях человеческого тела" описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. | ||||||||||||
Ок. 203- ок.269 гг.н.э. | Плотин Основатель неоплатонизма. | Проповедовал абсолютную нематериальность души. Душа – эманация сверхпрекрасной сферы высшего первоначала всего сущего. Выделял рефлексию как одно из направлений деятельности души, но не мог считать индивидуальную душу самодостаточным источником собственных внутренних образов и действий. | В основе существования всего телесного он видел эманацию (истечение) божественного, духовного первоначала. Утверждал, что душа обладает способностью направляться не только “вверх” – к божественному, и “вниз” – к неземному материальному миру, но и к самой себе, воспринимая тем самым свою собственную деятельность. Индивидуальные души происходят от мировой души. Он понимал психическое действие любого уровня как чисто духовное. Память – это не запас впечатлений она есть не что иное, как знание о свих прежних действиях. | У Плотина психология впервые в ее истории становится наукой о сознании, напоминаемом как «самосознание». | ||||||||||||
354-430 гг.н.э. | Августин Аврелий «Блаженный» (волюнтаризм) | Внутренний опыт. | воля индивида зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так из "отпечатков", которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминания. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты. | Августин придал трактовке души особый характер: считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного позже волюнтаризмом (от лат. "волюнтас" – воля). | ||||||||||||
Арабоязычная наука | ||||||||||||||||
980-1037 | Ибн-Сина (авиценн) | Продвигал идею о независимости психики от мозга. | Поддержка учения о психофизиологических функциях. Выделил две психологии: 1. Естественно – научная 2. Метафизическая | В его работах философское учение о душе стало своего рода прослойкой между наукой и религией. Создатель “Канона | ||||||||||||
11 век | Ибн-аль-Хайсам (Альгазен) | Занимался исследованием возникающих в организме психических феноменов, а именно продуктов деятельности глаза | Изучил: бинокулярное зрение смещение цветов контраст | Подошел к органу зрения как к оптическому прибору. | ||||||||||||
12 век | Ибн-Рошд (Аверроэс) | Предполагал, что индивидуальная душа обладает некоторыми способностями, коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать божественный разум | Учил, что человек связан с божеством не прямо, а посредством божественного разума. | “ … Чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка”. | ||||||||||||
Психологические идеи средневековой Европы | ||||||||||||||||
1225-1274 | Фома Аквинский Этомизм | Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде все- го чувственного познания мира. На первый план выходят проблемы сознания человека. | Старался примирить науку и веру, писал о том, что они имеют, действительно, две разные истины, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить. Отстаивал одну истину – религиозную, "нисходящую свыше". Он считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство. | Появление собственно психологического метода – нтроспекции. | ||||||||||||
1285- 1349 | У.Оккам | Развитие психофи- зических исследова- ний и первых работ по психологии масс | Отвергая томизм и отстаивая учение о "двойственной истине" (из которого явствовало, что религиозные догматы не могут быть основаны на разуме), он призывал опираться на чувственный опыт; при этом следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков. | Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. | ||||||||||||
Эпоха Возрождения | ||||||||||||||||
1509-1588 | Бернардино Телезио | Склонялся к тому, что душа – бессмертна. | Полагал, что движение материи не может объяснить особое положение человека. | Разработал теорию аффектов. | ||||||||||||
1492-1540 | Луис (Людовик) Вивес | Один из первых противопоставил эмпирико – психологическое познание метафизическим учениям о душе. | Доказал, что самым верным способом управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более сильными. | Сформулировал закон ассоциации. | ||||||||||||
Новое время | ||||||||||||||||
1561-1626 | Фрэнсис Бэкон | Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения – к эксперименту. | Природа предстает как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных приборов | Решающую роль он придает эксперименту – не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. | ||||||||||||
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |