| ||||||||||||||||
1709-1751 | Жюльен Ламетри | Душа – материальна, ее возможно отделить от тела. Существует единственная субстанция - материя, обладающая свойствами протяжения, мышления и движения. | Основным пунктом психологического анализа становится не механическое перемещение бескачественных частиц, а способность материи ощущать, обнаруживаемая, с его точки зрения, только в «организованных телах». Материя способна мыслить в силу своей организации. | Он впервые ввел понятие потребности в психологию, выделив биологические и психологические потребности и назвав последние причиной психической активности. Ламетри также одним из первых психологов начал исследовать внимание, выделив его как отдельный психический процесс и указав его специфику, связанную с тем, что, не имея собственного продукта, внимание направлено на улучшение деятельности других когнитивных процессов. | ||||||||||||
1715-1780 | Э.Кондильяк | Доказывал ведущую роль ощущений в создании картины внешнего мира и возникновении таких психических процессов, как память, мышление, внимание и т.д. Утверждал, что наш опыт основывается только на ощущениях. | Душа имеет только одну первичную способность - способность ощущения, а все прочие свойства, и теоретические (память, мышление и т.д.), и практические, развиваются позднее на ее основе. | Различные ощущения вызывают чувства удовольствия и неудовольствия, которые соотносятся с определенными действиями. Припоминание прежних впечатлений, связанных с удовольствием, превращается в потребность, которая начинает руководить поведением. Впоследствии возникают аффекты, воля, речь для обозначения своих потребностей, формируется сознание. Превосходство человека над животными объясняется, по мнению Кондильяка, большим совершенством его ощущений, разнообразием потребностей и идей, а также наличием речи. | ||||||||||||
1713-1784 | Д.Дидро | Основой всех понятий являются ощущении. Человек есть «инструмент», одаренный способностью ощущать и памятью. | Он писал о единстве материального мира, высказывал гипотезу о родственности всех видов органической жизни, происходящих из одного источника - живых молекул, которые рассеяны по всей материи. | «Мысли об объяснении природы» (1754), «Разговор Даламбера с Дидро» (1769) и других произведениях он писал о единстве материального мира | ||||||||||||
1712-1778 | Жан Жак Руссо | необходимо следовать естествен- ному ходу развития внутренней природы самого ребенка, внутренней гармоничности и естественности в развитии человека. | Существуют не только индивидуальные, но и общие для всех людей закономерности психического развития, изменяющиеся на каждом возрастном этапе | Свои взгляды на психическую природу ребенка он изложил в известном произведении «Эмиль, или О воспитании», создал первую развернутую периодизацию психического развития. | ||||||||||||
Развитие психологии на рубеже XIX – XX веков | ||||||||||||||||
Структурализм | ||||||||||||||||
1867-1927 | Э.Титченер | Экспериментальное исследование структуры сознания | Развивал теоретические постулаты ассоцианизма. Был убежден, что именно элементы явл-ся основанием структуры психики. Поэтому свою задачу видел в доскональном изучении этой структуры и ее связей, ее образующих. В качестве первичных элементов сознания выделял ощущения, образы и чувства. Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй испытуемый должен справиться с «ошибкой стимула», которая выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом, т.е. стимулом процесса. Знание о внешнем мире оттесняет «материю» сознания, это знание оседает в языке. Три категории «материи»: ощущение, образ и чувство. Поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаниях. | Концентрированное выражение интроспективной трактовки психики. В статьях «Постулаты структурной психологии», «Схема интроспекции», он развивает идеи об аналитической интроспекции. | ||||||||||||
Вюрцбургская школа | ||||||||||||||||
1862-1915 | О.Кюльп, | Экспериментальное изучение мышления Метод «систематической экспериментальной интроспекции». | Решая интеллектуальную задачу (например, устанавливая логическую связь между понятиями), испытуемый должен был дать ретроспективный отчет о состояниях сознания, пережитых им в процессе решения. Этот самоотчет назывался систематическим, поскольку весь процесс точно разделялся на временные отрезки и повторялся множество раз с целью коррекции описания. Было установлено, что мысль, с психологической точки зрения, можно охарактеризовать не только негативно (как качественно отличную от сенсорных данных), но и позитивно, как оперирующую значениями. | "Очерк психологии" (1883) | ||||||||||||
Н.Ах, | Мышление. Исследование волевого акта. | Он исходил из того, что принцип построения этих актов одинаков (что подтверждал и Вундт) и реагирование в ответ на раздражитель нажатием на ключ ничем не отличается от реагирования словом. | Он ввел понятие детерминирующей тенденции, направляющей ход деятельности в обоих процессах и помогающей достичь лучшего результата. Усовершенствовал в 1905 г. методику систематической интроспекции, доказал наличие несенсорных компонентов в сознании. Выявил и наличие нового, неизвестного фактора, детерминирующего процесс мышления. Это не был поток ассоциаций, но он и не направлялся апперцепцией. Работа "О волевой деятельности и мышлении" (1905). | |||||||||||||
К.Бюлер, | Мышление. Что происходит в его сознании в процессе решения сложной проблемы. | Бюлер и Уатт пришли к выводу о том, принятие задачи является главным фактором, определяющим процесс мышления, т.е. именно задача, ее содержание направляет и регулирует этот процесс. | Мышление стало рассматриваться не как одномоментный акт, а как процесс, имеющий начало, время протекания и результат. | |||||||||||||
О.Зельц. | Экспериментальный анализ зависимости мышления от структуры решаемой задачи. |
| Ему принадлежит заслуга экспериментального анализа зависимости этого процесса от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие об "антиципаторной схеме", которое обогатило прежние данные о роли установки и задачи. Главные работы Зельца – "О законе упорядоченного движения мысли" (1913), "К психологии продуктивного мышления и ошибки" (1922), "Закон продуктивной и репродуктивной духовной деятельности" (1924). | |||||||||||||
Уатт и Мессер | Целью опытов было проследить за тем, какие процессы происходят в сознании испытуемого в промежутке между восприятием слова-стимула и ответной словесной реакцией. |
| Доказали наличие несенсорных компонентов в сознании. Выявили и наличие нового, неизвестного фактора, детерминирующего процесс мышления. Это не был поток ассоциаций, но он и не направлялся апперцепцией. | |||||||||||||
Вюрцбургская школа вводила в психологическое мышление новые переменные: установку (мотивационную переменную), возникающую при принятии задачи; задачу (цель), от которой исходят детерминирующие тенденции; процесс как смену поисковых операций, иногда приобретающих аффективную напряженность; несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы). В экспериментах, проводимых в Вюрцбургской школе, было впервые доказано, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно показали, что психологические закономерности мышления несводимы к логическим. Таким образом, изучение мышления стало приобретать психологические контуры. | ||||||||||||||||
Функционализм | ||||||||||||||||
Европа – |
| |||||||||||||||
1838-1917 | Ф.Брентано, | Сознание | Существует три основных формы: акты представливания чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Безусловно, очевидными он считал лишь психические феномены, данные во внутреннем опыте, тогда как знание о внешнем мире носит вероятностный характер. | предложил термин "интенция", Интенция – не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Из конкретно психологических работ Брентано известны "Исследования по психологии чувств" и "О классификации психических феноменов". | ||||||||||||
1848-1936 | К.Штумпф. | Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты). В большинстве своих экспериментальных работ сосредоточился на изучении восприятия музыкальных тонов. | Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание | Труд "Психология тонов", внесшем самый крупный после Гельмгольца вклад в исследования психологической акустики. | ||||||||||||
США- |
| |||||||||||||||
1842-1910 | В.Джемс, | Джемс занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность. | принадлежит идея о "потоке сознания", т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. | Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант – внимания и привычки. Опубликовал специальную книгу для педагогов "Беседы с учителями о психологии", в которой доказывал огромные возможности воспитания и самовоспитания, важность формирования у детей правильных привычек. Джемс вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой – успех, а в знаменателе – притязания. | ||||||||||||
1859-1952 | Д.Дьюи, | Дьюи требовал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности. Сознание один из моментов | Он резко выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги. | Его книга "Психология" (1886) была первым американским учебником по этому предмету, статья "Понятие о рефлекторном акте в психологии" (1896) | ||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
XX век | ||||||||||||||||
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |