Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие французской психологии



2020-02-04 254 Обсуждений (0)
Развитие французской психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




1709-1751 Жюльен Ламетри Душа – материальна, ее возможно отделить от тела. Существует единственная субстанция - материя, обладающая свойствами протяжения, мышления и движения.

Основным пунктом психологического анализа становится не механическое перемещение бескачественных частиц, а способность материи ощущать, обнаруживаемая, с его точки зрения, только в «организованных телах». Материя способна мыслить в силу своей организации.

Он впервые ввел понятие потребности в психологию, выделив биологические и психологические потребности и назвав последние причиной психической активности. Ламетри также одним из первых психологов начал исследовать внимание, выделив его как отдельный психический процесс и указав его специфику, связанную с тем, что, не имея собственного продукта, внимание направлено на улучшение деятельности других когнитивных процессов.
1715-1780 Э.Кондильяк Доказывал ведущую роль ощущений в создании картины внешнего мира и возникновении таких психических процессов, как память, мышление, внимание и т.д. Утверждал, что наш опыт основывается только на ощущениях.

Душа имеет только одну первичную способность - способность ощущения,

а все прочие свойства, и теоретические (память, мышление и т.д.),

и практические, развиваются позднее на ее основе.

Различные ощущения вызывают чувства удовольствия и неудовольствия, которые соотносятся с определенными действиями. Припоминание прежних впечатлений, связанных с удовольствием, превращается в потребность, которая начинает руководить поведением. Впоследствии возникают аффекты, воля, речь для обозначения своих потребностей, формируется сознание. Превосходство человека над животными объясняется, по мнению Кондильяка, большим совершенством его ощущений, разнообразием потребностей и идей, а также наличием речи.
1713-1784 Д.Дидро Основой всех понятий являются ощущении. Человек есть «инструмент», одаренный способностью ощущать и памятью.

Он писал о единстве материального мира, высказывал

гипотезу о родственности всех видов органической жизни, происходящих из одного источника - живых молекул, которые рассеяны

по всей материи.

«Мысли об объяснении природы» (1754), «Разговор Даламбера с Дидро» (1769) и других произведениях он писал о единстве материального мира
1712-1778 Жан Жак Руссо необходимо следовать естествен- ному ходу развития внутренней природы самого ребенка, внутренней гармоничности и естественности в развитии человека.

Существуют не только индивидуальные, но и общие для всех

людей закономерности психического развития, изменяющиеся на каждом возрастном этапе

Свои взгляды на психическую природу ребенка он изложил в известном произведении «Эмиль, или О воспитании», создал первую развернутую периодизацию психического развития.

Развитие психологии на рубеже XIX – XX веков

Структурализм

1867-1927 Э.Титченер Экспериментальное исследование структуры сознания

Развивал теоретические постулаты ассоцианизма. Был убежден, что именно элементы явл-ся основанием структуры психики. Поэтому свою задачу видел в доскональном изучении этой структуры и ее связей, ее образующих. В качестве первичных элементов сознания выделял ощущения, образы и чувства.

Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта.

Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй испытуемый должен справиться с «ошибкой стимула», которая выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом, т.е. стимулом процесса. Знание о внешнем мире оттесняет «материю» сознания, это знание оседает в языке.

Три категории «материи»: ощущение, образ и чувство.

Поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаниях.

Концентрированное выражение интроспективной трактовки психики. В статьях «Постулаты структурной психологии», «Схема интроспекции», он развивает идеи об аналитической интроспекции.

Вюрцбургская школа

1862-1915 О.Кюльп, Экспериментальное изуче­ние мышления Метод «систематической эксперимен­тальной интроспекции».

Решая интеллектуальную задачу (напри­мер, устанавливая логическую связь между понятиями), испытуе­мый должен был дать ретроспективный отчет о состояниях созна­ния, пережитых им в процессе решения. Этот самоотчет назывался систематическим, поскольку весь процесс точно разделялся на вре­менные отрезки и повторялся множество раз с целью коррекции описания. Было установлено, что мысль, с психологической точки зрения, можно охарактеризовать не только негативно (как качест­венно отличную от сенсорных данных), но и позитивно, как опери­рующую значениями.

"Очерк психологии" (1883)
  Н.Ах, Мышление. Исследование волевого акта.

Он исходил из того, что принцип построения этих актов одинаков (что подтверждал и Вундт) и реагирование в ответ на раздражитель нажатием на ключ ничем не отличается от реа­гирования словом.

Он ввел понятие детерминирующей тенденции, направляющей ход дея­тельности в обоих процессах и помогающей достичь лучшего ре­зультата. Усовершенствовал в 1905 г. методику систематической интроспекции, доказал наличие несенсорных компонентов в сознании. Выявил и наличие нового, неиз­вестного фактора, детерминирующего процесс мышления. Это не был поток ассоциаций, но он и не направлялся апперцепцией. Работа "О волевой деятельности и мышлении" (1905).
  К.Бюлер, Мышление. Что происходит в его сознании в процессе решения сложной проблемы.

Бюлер и Уатт пришли к выводу о том, принятие задачи является глав­ным фактором, определяющим процесс мышления, т.е. именно задача, ее содержание направляет и регулирует этот процесс.

Мышление стало рассматриваться не как одномоментный акт, а как процесс, имеющий начало, время протекания и результат.
  О.Зельц. Экспериментальный анализ зависимости мышления от структуры решаемой задачи.

 

Ему принадлежит заслуга экспериментального анализа зависимости этого процесса от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие об "антиципаторной схеме", которое обогатило прежние данные о роли установки и задачи. Главные работы Зельца – "О законе упорядоченного движения мысли" (1913), "К психологии продуктивного мышления и ошибки" (1922), "Закон продуктивной и репродуктивной духовной деятельности" (1924).
  Уатт и Мессер Целью опытов было проследить за тем, какие процессы происходят в сознании испытуемого в промежутке между восприятием слова-стимула и ответной словесной реакцией.

 

Доказали наличие несенсорных компонентов в сознании. Выявили и наличие нового, неиз­вестного фактора, детерминирующего процесс мышления. Это не был поток ассоциаций, но он и не направлялся апперцепцией.

Вюрцбургская школа вводила в психологическое мышление новые переменные: установку (мотивационную переменную), возникающую при принятии задачи; задачу (цель), от которой исходят детерминирующие тенденции; процесс как смену поисковых операций, иногда приобретающих аффективную напряженность; несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы).

В экспериментах, проводимых в Вюрцбургской школе, было впервые доказано, что мышление пред­ставляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установ­ки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно по­казали, что психологические закономерности мышления несводи­мы к логическим. Таким образом, изучение мышления стало при­обретать психологические контуры.

Функционализм

  Европа –  

 

 
1838-1917 Ф.Брентано, Сознание

Существует три основных формы: акты представливания чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Безусловно, очевидными он считал лишь психические феномены, данные во внутреннем опыте, тогда как знание о внешнем мире носит вероятностный характер.

предложил термин "интенция", Интенция – не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Из конкретно психологических работ Брентано известны "Исследования по психологии чувств" и "О классификации психических феноменов".
1848-1936 К.Штумпф. Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты). В большинстве своих экспериментальных работ сосредоточился на изучении восприятия музыкальных тонов.

Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание

Труд "Психология тонов", внесшем самый крупный после Гельмгольца вклад в исследования психологической акустики.
  США-  

 

 
1842-1910 В.Джемс, Джемс занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность.

принадлежит идея о "потоке сознания", т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами.

Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант – внимания и привычки. Опубликовал специальную книгу для педагогов "Беседы с учителями о психологии", в которой доказывал огромные возможности воспитания и самовоспитания, важность формирования у детей правильных привычек. Джемс вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой – успех, а в знаменателе – притязания.
1859-1952 Д.Дьюи,

Дьюи требовал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности. Сознание один из моментов

Он резко выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.

Его книга "Психология" (1886) была первым американским учебником по этому предмету, статья "Понятие о рефлекторном акте в психологии" (1896)

   
     

 

 
     

 

 

XX век



2020-02-04 254 Обсуждений (0)
Развитие французской психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие французской психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)