Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гуманистическая психология



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Гуманистическая психология 0.00 из 5.00 0 оценок




1897-1967 Г.Олпорт Исследование личности человека.

Утверждая, что «личность - это открытая система», он под­черкивал значение окружающего для ее развития, открытость че­ловека для контактов и влияния внешнего мира. Общение личности с обществом является не стремле­нием к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, взаимо­действием. Т.о, в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

Хотя основные черты врожденные, они могут видоизменяться, развиваться в течение жизни, в процессе общения человека с дру­гими людьми. Общество стимулирует развитие одних черт лично­сти и тормозит развитие других. Так постепенно формируется тот уникальный набор черт, который лежит в основе «Я» человека.

У ребенка еще нет этой автономности, его черты неустойчивы и не полностью сформированы. Только у взрослого человека, осознаю­щего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты стано­вятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологиче­ских потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформированности его личности, позволяет ему, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность.

Одним из первых заговорил об уникальности каждого человека (Каждый человек неповторим и индивидуален, так как яв­ляется носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite - черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические, а инструментальные - оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро лич­ности, придает ей уникальность и неповторимость.).

Важным для Олпорта является и положение об автономности черт.

Разработал методы системного исследования психики человека. Он исходил из того, что определенные черты существу­ют в личности каждого человека, разница только в уровне их раз­вития, степени автономности и месте в структуре.

Разработал свои многофакторные опросни­ки, при помощи которых исследуются особенности развития черт личности конкретного человека (MMPI).

1908-1970 А.Маслоу Исследование личности человека -  самоак­туализация, виды потребностей и механизмы развития личности.  

Стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации есть основа развития и человека, и общества.

Каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознан­ные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты состав­ляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных.

Стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, однако отказ от него останавливает личностный рост, приводит к неврозам. Общество, окружение, необхо­димо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. Общество по самой своей сути не может не препятство­вать самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем среды, оно отчуждает личность от ее сути, ее индивидуальности, делает ее конформной. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между механизмами идентификации и отчуждения. Оптимальным, считает Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем пла­не, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход позволяет эффективно общаться с окружаю­щими и в то же время оставаться самим собой.

Ввел понятие самоактуализацияи описаниесамоактуализирующейся лич­ности.

Иерархия потребностей человека:

·физиологические потребности - в пище, воде, сне и т. п.;

·потребность в безопасности - стабильности, порядке;

·потребность в любви и принадлежности - в семье, дружбе;

·потребность в уважении - самоуважении, признании;

·потребность в самоактуализации - развитии способностей.

Он выделил два уровня существования человека - бытийный, ориентированный на личностный рост и са­моактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетво­рение фрустрированных потребностей. Ввел термин метамотивация для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

Он одним из первых исследовал пози­тивные достижения личного опыта, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.

  К.Роджерс Самоактуализация и самооценка человека, и подход к психокоррекции.

Внутренняя сущность человека, его Самость выражается в само­оценке, которая является отражением истинной сути данной лич­ности, его «Я».

маленьких детей эта самооценка бессознательна и представляет собой скорее самоощущение, а не самооценку. Тем не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением чело­века, помогая понять и отобрать из окружающего то, что присуще именно данному индивиду, - интересы, профессию, общение с оп­ределенными людьми и т.д. В более позднем возрасте дети начи­нают осознавать себя, свои стремления и способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если поведение выстраивается именно исходя из самооцен­ки, оно выражает истинную суть личности, его способности и уме­ния, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты деятельности приносят человеку удовлетворение, повышают его статус в глазах других, такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мнение о самом себе, мнение о нем других и его реальная Самость соответствуют друг другу, создают полную конгруэнтность.

Успешная социализация человека, его удовлетворение работой и собой коррелируют с уровнем его самосознания.

Он подчерки­вал значение настоящего, говорил что люди должны нау­читься жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и толь­ко в этом случае можно говорить о полной реализации (полном функционировании личности).

Конгруэнтность.

Самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т. е. должна меняться в зависимости от окружения.

Личностно-ориентированная терапия.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Гуманистическая психология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гуманистическая психология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)