Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российская психология во второй половине XX века



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
Российская психология во второй половине XX века 0.00 из 5.00 0 оценок




1907-1972 Б.Г.Ананьев Комплексное исследование человека, его психофизической при­роды.

Выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в его исследованиях системного характера чувственного познания, прежде всего в исследованиях восприятия пространства и времени. На основе анализа методологии и истории развития психологии он доказывал необходимость комплексного изучения психики, разрабатывал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. В основу его программы была поло­жена идея об индивидуальности как системе, интегрирующей раз­ноуровневые свойства индивида, личности и субъекта.

Комплекс­ный подход позволил ему пересмотреть исследования детского развития, включив их в общую картину целостного жизненного цикла человека. Взаимовлиянием онтогенетического и биографи­ческого развития объясняются, по его мнению, многие закономер­ности психического становления В исследованиях, проводимых Ананьевым и его колле­гами, были получены данные о гетерохронности и неравномерно­сти психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране.

 

1893-1973 В.Н.Мясищев Комплексное исследование человека, его психофизической при­роды.

Мясищевым быт предложен новый подход, названный им психо­логией отношений. При этом отношения понимались им как созна­тельные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реа­лизуются в деятельности. Такой цельный подход к личности, по мнению Мясищева, обеспечивал динамическое понимание лично­сти как единства субъекта и объекта

Открыл важные закономерности становления ин­дивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности. Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психо­логии.В последних работах Мясищев развивал важную мысль о том, что настоящее, превращаясь посто­янно в прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения личности

1889-1960 С.Л.Рубинштейн Единство сознания и деятельности Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе, – таков был подход Рубинштейна к предмету психологии

Сознания не как внутреннего мира, познаваемого субъектом только посредством самонаблюдения, а как высшего уровня организации психической деятельности, предполагающего включенность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром.

 

На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейном был проведен большой цикл экспериментальных исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления).

1903-1979 А.Н.Леонтьев Строение деятельности. деятельность – особая целостность Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия

Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.

Высоко оценив идеи Басова о "морфологии" (строении) деятельности, он предложил схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека – "Проблемы развития психики"

1902-1977 А.Р.Лурия взаимосвязи личности и культуры, психические процессы

Определяющим для формирования созна­ния и его функций были признаны факторы культуры, изменяю­щиеся в процессе развития общества. Рассмотрел различные планы психического раз­вития, проанализировав ранние его стадии - овладение мышлени­ем и языком, а также своеобразие памяти и числовых операций. Наряду с этим он детально рассмотрел своеобразие поведения ре­бенка в качественном отличии от психических функций взрослого человека.

В итоговой работе «Основы нейропсихологии» (1973) Лурия изложил эту теорию системной ди­намической локализации, согласно которой мозг состоит из трех основных функциональных блоков (энергетического блока, блока приема и переработки информации и блока программирования и контроля произвольных психических актов).

Важнейшей особенностью творчества Лурии является постоян­ное соотношение в анализе динамики поведения человека социаль­но обусловленных влияний с функционированием нервной органи­зации личности. Это обусловило разработку им направления, на­званного нейропсихологией

1894-1980 А.А.Смирнов Высшие психические функции

В своей мето­дологической ориентации он следовал трем установкам: просле­дить зависимость процессов памяти от особенностей личности, трактовать эти процессы под углом зрения их формирования в реальной деятельности и, наконец, рассматривать их (прежде всего запоминание) как особые виды деятельности, имеющие специфи­ческую направленность, которой Смирнов дал имя мнемической. В наиболее яркой форме эта направленность представлена как со­знательное намерение запомнить тот или иной материал, но может выступать и в виде неосознаваемой установки, когда задача запом­нить не ставится, но тем не менее определенный материал ненаме­ренно сохраняется в памяти. На основании полученных данных Смирнов выделил два основных вида запоминания: произвольное и непроизвольное. В своих исследованиях направленности запоминания Смирнов глубоко изучил ряд его параметров: полноту, точность, последо­вательность и др. Основное значение он придавал мотивации запо­минания.

Новая концепция природы запоминания, созданная Смирно­вым, использовалась в практике школьного обучения.

 

1896-1965 Б.М.Теплов Восприятия

Анализ изменения цвета при различной интенсивности окраски, а также изменения контуров и фигур (в том числе фигур людей) при их различном расположении помог получить важные данные о свойствах зрительного восприятия. В своих исследо­ваниях он стремился изучать механизм возникновения не просто образа, но «эмоционального, эстетического» образа, который фор­мирует «культурную память» человека, его эстетические и этиче­ские пристрастия и установки. Четко разграничил задатки как природные предпосылки становления способностей и сами способности как психические качества, необ­ходимые для успешного исполнения деятельности

В своих исследованиях Теплов наряду со способностями выде­лил одаренность, понимая под ней такое сочетание способностей, которое определяет успешность деятельности В последний период жизни Теплов открыл новую главу в иссле­довании психофизических основ индивидуальных различий. От­правным для него стало учение Павлова о свойствах типа нервной системы. Теплов выдвинул серьезную программу диагностики ти­пологических свойств. На основе этой программы сложилась круп­ная научная школа дифференциальной психофизиологии, важнейшим вкладом которой стало раскрытие свойств нервной системы, при­сущих человеку.

1905-1981 А.В.Запорожец Психические процессы, высшие психические функции

В трудах А. В. Запорожца (1905-1981) доказывалось, что психи­ческие процессы являются разновидностями ориентировочных. Так, восприятие - это ориентировка в свойствах и качествах предметов, мышление - ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции - ори­ентировка в личностных смыслах. Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки как ведущей части действия при исследовании произвольных движений и их формирования у детей Кроме произвольных действий Запорожец изучал развитие вос­приятия и мышления, а также процесс формирования эмоций и чувств у дошкольников

Исследование структуры восприятия показало, что оно состоит из перцептивных действий (ориентировки в свойствах предметов), сенсорных эталонов (образов, которые определяют и направляют процесс восприятия) и действий соотнесения, благодаря которым предмет относится к определенному эталону и узнается детьми.

1925-1992 Л.А.Венгер Высшие психические функции

доказал сущест­вование модельной формы мышления, промежуточной между образ­ным и логическим мышлением

Им также были разработаны про­граммы развивающего обучения для дошкольников, позволяющие сформировать логические операции обобщения, классификации и т. д. на образном материале, доступном для детей этого возраста.

1902-1988 П.Я.Гальперин Высшие психические функции

Правильно заданная ориен­тировочная основа позволяет с первого раза выполнить действие безошибочно. Гальперин пришел к выводу, что при ориентировке и контроле наибольшее значение имеет по­этапность действия и возможность внешнего контроля за ходом его выполнения

Теория Галь­перина получила название теории поэтапного формирования умст­венных действий. В то же время Гальперин, исследуя разные спосо­бы задания ориентировочной основы, пришел к выводу о значении проблемного обучения; он также изучал условия, способствующие автоматизации и интериоризации умственного действия

1930-1998 В.В.Давыдов Высшие психические функции, мышление

Идеи Гальперина быгли развиты в трудах В.В.Давыдова (1930­1998), чьи фундаментальные теоретические исследования содержа­ния и строения учебной деятельности, ее связи с развитием созна­ния, личности и способностей ребенка привели к изменению педа­гогического и психологического подходов к обучению

Совместно с Д. Б. Элькониным (1904-1984) он создал новое направление в отечественной психологии - психологию формирования мыслитель­ной деятельности учащихся.

               

 



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
Российская психология во второй половине XX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российская психология во второй половине XX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)