| ||||||||||||||||
1588-1679 | Томас Гоббс - сенсуализм | Сознание, Метод – непосредственный опыт человека. Единственная субстанция – природа. | Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления (в виде их ослабленного следа), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Психика – это тень реальных материальных процессов, она – эпифеномен – явление, соответствующее материальным процессам в теле. | Теория социального интереса; теория индивидуальных различий (учение о способностях). Один из родоначальников ассоциативной психологии. Рационализму был противопоставлен эмпиризм (от лат. "эмпирио" – опыт), положения которого стали основой эмпирической психологии. | ||||||||||||
1632-1704 | Джон Локк - сенсуализм | Сознание, Методы индукции, интроспекции, логика. Опыт есть последствия совместной деятельности ощущений и рефлексии. | Поддерживал Декарта. Опыт имеет чувственное происхождение; нет ничего в разуме чего не было бы ранее в чувствах. Существует два основных источника опыта человека: внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). | Учение о простых и сложных идеях, где рассматриваются вопросы познания. Вперве использует термин «ассоциация одей». | ||||||||||||
1705-1757 | Давид Гартли | Сознание, Метод исследования интроспекция | Его учение это первая материалистическая концепция бессознательного. Считал, что предметом псих.исследований должны быть не только познавательные процессы, но и поведение человека. Дешёвая жизнь строится из 3 основных элементов: ощущения, идее-ации, аффекции. На основе ассоциаций образуются все сложные представления явления памяти и т.п. Рассматривал страсти как движущую силу поведения. | Создал вторую в истории психологии теорию рефлекса (выделил большой и малый круг). Главный труд «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях». Рецептор должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы. Выдвинул идею о том, что следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме. Волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью. | ||||||||||||
1685-1753 | Д.Беркли | Сознание, считавший ощущении первичным не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Он полагал, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт. Метод интроспекции. | Одни ощущения (например, зрительные) связаны с другими (например, осязательными), и весь этот комплекс ощущений принято считать существующим независимо от сознания. Считал, что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. В основе его концепции лежат положения Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий. | В своем конкретно-психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства. Трактат «Новая теория зрения». | ||||||||||||
1711-1776 | Дэвид Юм | Сознание, Метод исследования интроспекция | Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Он делит все состояние на «впечатления» и «идеи», их отражения. Идеи могут быть простыми и сложными. Считал, что ассоциации лежат в основе мышления. Он доказал, что на основе одного восприятия без опыта невозможно составить картину мира, а тем более действовать в нем. | Провозгласили единственным объектом познания опыт. Отбросил рефлексию как источник познания. ОПЫТ = впечатления + ощущения + эмоции + … + идеи Разрабатывал теорию ассоциации идей. «Трактат о человеческой природе»; исследование о человеческом познании. | ||||||||||||
1778-1820 | Томас Браун | Сознание, Метод исследования интроспекция | Ввел вторичные законы ассоциации, т.е. учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновения ассоциаций. Включает потребность в область чувственных процессов на ряду с ощущениями и чувствами удовольствия и неудовольствия, признает их жизненно важное значение для организма. | Развил учение об ощущениях. Развивает идеи виртуального анализа в психологии. Разрабатывает законы творческой ассоциации. | ||||||||||||
1773-1836 | Джеймс Милль | Сознание, Метод исследования логика | Выделил две причины закрепления ассоциаций: живость ассоциируемых ощущений и частоту их повторений. Сформировал общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы, поэтому ассоциации могут быть только одновременным и последовательными. | Опубликовал книгу «Анализ явлений человеческого духа». | ||||||||||||
1776-1841 | И.Ф.Гербарт | Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии - прежде все- го познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение | Представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического. | Вводит понятие "апперцептивной массы", содержанием которой является индивидуальный опыт человека. Огромное значение для развития объективной психологии и для проникновения в нее математических способов обработки полученных данных имела идея Гербарта о динамике представлений. | ||||||||||||
1806-1873 | Джон Стюарт Милль | Сознание Метод логики | Вводит понятие «Я» в качестве субъекта сознания, отступая от классического ассоцианизма, не признавшего в психике ничего кроме явлений сознания. Указывает на то, что существуют ассоциации по сходству. Считал, что не у механики, а у химии следует психологии заимствовать способ изображения явлений сознания. | Оформил индуктивную логику в книге «Система логики». Признает настоятельность ассоциативной психологии как научной системы. | ||||||||||||
1818-1903 | А.Бэн | Связь сознания и поведения. Изучение проб и ошибок при переходе от спонтанного к волевому поведению. | Стремился теснее связать психические процессы с телесной организацией. Вводит представления о спонтанной активности нервной системы. Вводит творческие ассоциации как способность ума составлять новые комбинации, отличные от каких-либо добытых опытом. | «Чувство и интеллект», «Эмоции и воля». Учение об образовании произвольных движений; учение о видах ассоциаций. | ||||||||||||
1820-1903 | Г.Спенсер Основатель позитивизма | Сознание, ассоциации между внешним и внутренним. Метод – интроспекция и самонаблюдение. | В его работах происходит сближение психологии с учением о биологической эволюции. Психические явления рассматриваются как один из видов жизненных проявлений. Первичной единицей психики считает ощущения. | «Синтетическая философия»; разработал общий закон эволюции; учение о развитии психики; ввел различение двух видов психологий – объективной и субъективной. Вывел психологию из поля сознания в поле поведения. | ||||||||||||
1809-1882 | Ч.Дарвин | Идея преемственности развития психики | Психология исходила из определенного понимания как среды, так и организма, который с ней взаимодействует. Согласно же учению Дарвина среда оказывалась силой, способной не только вызывать реакции, но и изменять жизнедеятельность (поскольку от организма требовалось приспособиться к ней). | создал теорию об эволюции живого на Земле, о происхождении видов, их свойств (включая психические) и форм поведения. Выдвинул новую модель анализа поведения в целом и его компонентов (включая психические) в частности. Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологического исследования – такие, как дифференциальная психология, детская психология (Дарвину принадлежит "Биографический очерк одного ребенка"), зоопсихология и др. | ||||||||||||
В ассоцианизме оказались неразрешимыми такие центральные проблемы психологии, как духовное развитие человека, источники психической активности и поведения, личность, осмысленные продуктивнее процессы мышления. | ||||||||||||||||
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |