Потеря цели, в том числе опасной (положение цели на момент потери должно отчетливо отображаться на экране САРП);
Начало маневра цели; Сближение с целью на установленное предельное расстояние; Неисправное функционирование САРП, выявившееся при автоматической тестовой проверке. Цель, вызвавшая предупредительный сигнал, должна отчетливо обозначаться на экране САРП. после изменения режима работы САРП (переключения шкалы дальности, ориентации, стабилизации, вида векторов) время восстановления всей информации о целях на экране САРП не должно превышать времени четырех оборотов антенны; Должна быть предусмотрена независимая регулировка яркости радиолокационного изображения и вторичной информации вплоть до полного исключения последней; Информация САРП не должна маскировать радиолокационное изображение в такой степени, чтобы затруднялось обнаружение целей; индикация данных САРП должна находиться под контролем судоводителя, должна быть предусмотрена возможность сброса ненужной информации в любой требуемый момент; должна быть предусмотрена возможность включения и выключения предупредительной сигнализации судоводителем; САРП не должно ухудшать характеристики сопрягаемых с ним датчиков навигационной информации (РЛС, гирокомпаса, лага), а сопряжение с другой аппаратурой не должно ухудшать характеристики самого САРП; в САРП должны быть предусмотрены тестовые программы для периодической автоматической проверки работы САРП и сигнализация о неисправностях, позволяющая судоводителю контролировать правильность работы САРП. Общие технико-эксплуатационные требования к САРП сформулированы в Резолюции ИМО А.422 (XI) от 15 ноября 1979 г. 2. Требования по обучению работе с САРП При этом САРП рассматривается лишь в качестве датчика навигационной информации, необходимой для успешного расхождения с целями, но не как система предупреждения столкновений, чем подчеркивается ведущая роль судоводителя в обеспечении безопасности мореплавания. Принципиально новая для судовождения система радиолокатор-компьютер-человек создает определенные проблемы при эксплуатации САРП и связанные с этим опасности неграмотного или неквалифицированного использования САРП ИМО особо отмечает, что САРП с низкими технико-эксплуатационными характеристиками или обслуживаемые недостаточно обученным персоналом могут нанести ущерб безопасности мореплавания. Каждый капитан, старший помощник и помощник капитана, несущий ходовую Минимальные требования по обучению методам использования САРП сформулированы в Резолюции ИМО А.482(12) от 19 ноября 1981 г. и рассматриваются как дополнение к главе, 11 Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. Согласно Резолюции А.482(12) капитаны, старшие помощники и помощники капитана, несущие ходовую вахту, должны: уметь оценить риск передоверия данным САРП; знать основные типы САРП и характеристики их индикаторов; требования ИМО к факторы, влияющие на работу САРП и его точность; возможности САРП и его ограничения; задержки в обработке радиолокационной информации; знать и уметь продемонстрировать: применение Международных правил предупреждения столкновений судов в море.
3. ВЫБОР РЕЖИМА ИНДИКАЦИИ САРП 4. Ориентация и стабилизация изображения Установить режим индикации - это значит выбрать и установить: шкалу дальности ДШК, на которой ведется наблюдение; ориентацию изображения ("Север", "Курс стабилизированный", "Курс"); стабилизацию изображения ("Истинное движение" - ИД, "Относительное движение ОД); режим представления векторов целей (относительные или истинные векторы) и их длину; необходимость отображения "прошлых положений" целей; режим ввода вектора скорости собственного судна; режим представления "электронных линий". Решение о выборе того или иного режима индикации САРП принимает капитан судна, исходя из конкретных обстоятельств плавания, с учетом характеристик используемых РЛС и САРП. В качестве основного режима использования РЛС и САРП рекомендуется режим "Север" (" NORTH UP "). Режим "Курс стабилизированный" (" COURSE UP ") имеет преимущества только при плавании курсами южных направлений в стесненных районах, для которых характерны лоцманские методы судовождения. Режим "Курс" играет роль резервного, в том числе на случай выхода из строя гирокомпаса или устройства сопряжения САРП с гирокомпасом. 5. Линии относительного движения (ЛОД) дают наиболее наглядное представление о степени опасности сопровождаемых целей, так как позволяет судить о взаимном перемещении объектов и собственного судна, характере сближения (пересечения курса судна по носу или по корме) и о параметрах сближения (ДКР и TКР). Таким образом, здесь содержится полная информация для оценки опасности столкновения применительно к условиям открытого моря. Однако при этом оценка элементов движения цели (курса и скорости цели) требует решения векторного треугольника скоростей (путей), а, следовательно, четкого векторного представления ситуации. Затруднено отличие подвижных целей от неподвижных (особенно на малых скоростях). Затруднено, а иногда и невозможно обнаружение начала маневра цели (особенно при большом преимуществе собственного судна в скорости и слабых маневрах цели), поскольку изменение элементов движения цели маскируется вектором скорости судна. Затруднено определение вида маневра цели, так как разворот ПОД может быть следствием изменения как курса, так и скорости цели. В режиме ОД затрудняется и значительно осложняется расшифровка радиолокационной информации при плавании в условиях ограниченной видимости в стесненных условиях при большой плотности движения судов. Затрудняется соотнесение движения цели с навигационной обстановкой, а следовательно, и прогнозирование маневров цели. При этом эхо-сигналы неподвижных объектов перемещаются навстречу со скоростью собственного судна (в масштабе шкалы дальности), изображение их смазывается, четкость радиолокационного изображения резко снижается, что затрудняет плавание в стесненных водах. При маневрировании судна обработка данных РЛС в режиме ОД значительно осложняется - вплоть до полной потери контроля над ситуацией во время циркуляции. Еще большая неопределенность возникает при взаимном маневрировании судов-целей и собственного судна. Эта неопределенность может иметь место и при использовании САРП, что вызывается искажением векторного изображения при начале маневра собственного судна.
6. В режиме "истинного движения", когда окружающая обстановка наблюдается как бы с высоты птичьего полета, линии истинного движения (ЛИД) позволяют быстро оценить элементы движения целей, т. е. дают представление о ракурсах и скоростях истинного движения объектов. Такое представление взаимного перемещения объектов и собственного судна, определяемое по следам послесвечения, "прошлым положениям" целей и истинным векторам целей (табл. 14), придает развивающейся ситуации определенную динамичность и наглядность, особенно при плавании в условиях судопотока. Однако в режиме ИД на экране РЛС и САРП не видно, как разойдутся суда, кто у кого пройдет по носу (если не использовать режим прогнозирования), невозможно судить о параметрах сближения (ДКР и 7КР) без вывода соответствующей цифровой информации, т. е. оценка опасности столкновения применительно к условиям открытого моря затрудняется. В режиме ИД легко отличаются подвижные объекты от неподвижных. При этом яркость эхо-сигналов неподвижных объектов повышается, улучшается четкость изображения, так как отметки от них попадают в одно и то же место экрана. В режиме ИД быстрее, чем в ОД, и независимо ни от ситуации сближения, ни от соотношения скоростей обнаруживается маневр цели. При этом характер маневра определяется однозначно, поскольку при любом изменении ЭДЦ индикация перемещения эхо-сигналов на экране будет соответствовать истинным значениям курса и скорости цели (при любых маневрах собственного судна, т. е. сохраняется контроль за целями и в процессе его маневрирования). В режиме ИД положение цели и ее вектор истинного движения легко соотносятся с навигационной обстановкой, что очень важно для анализа ситуации при расхождении в стесненных районах, на установленных путях и фарватерах (особенно в условиях плотного судопотока). Во многих типах САРП использование "электронных карт" и режима проигрывания маневра возможно только при стабилизации ИД. При этом необходимо иметь в виду, что и сам режим ИД в силу необходимости контроля и коррекции вводимого вектора скорости собственного судна может эффективно использоваться только Режим ИД имеет специфические ограничения. Так, следы послесвечения встречных судов в ИД гораздо короче, чем в ОД, что затрудняет распознавание объектов и глазомерную оценку ситуации на шкалах дальности 12 - 24 мили. Точность определения ЭДЦ зависит от погрешностей гирокомпаса и лага, сопряженных с РЛС и САРП. Следует особо учитывать стабильность относительного и истинного векторов. В соответствии с общепринятыми алгоритмами обработки радиолокационной информации в САРП вначале оценивается относительное перемещение - ЛОД (по результатам измерения пеленгов и дистанций), а затем сложением с ЛОД параметров движения собственного судна вырабатывается ЛИД, в которую входят все погрешности этих параметров. Так, вектор ЛИД будет зависеть от того, какой вектор скорости судна вводится в САРП - относительно грунта или относительно воды, каковы систематические и случайные погрешности гирокомпаса и лага, каковы колебания фактических параметров движения собственного судна. На волнении, например, эти параметры подвержены большим флюктуациям, несмотря на их сглаживание. Если они становятся соизмеримыми с параметрами движения наблюдаемого судна, то последние будут определяться в САРП с большим разбросом значений, по которым трудно установить фактические курс и скорость цели. Таким образом, именно истинный вектор движения цели в наибольшей степени будет зависеть от того "мусора", который выдадут в САРП сопрягаемые датчики - гирокомпас и лаг - вместе с исходными данными. Вследствие того, что оценка ЛОД проводится на определенной временной базе, часто превышающей время маневра курсом, в некоторых САРП при изменении курса собственного судна наблюдается отклонение истинных векторов от их первоначального направления, что создает опасную иллюзию маневра цели. Спустя промежуток времени, равный временной базе, истинные векторы восстанавливают свое прежнее положение, но тем не менее это явление крайне нежелательное. Возможны ситуации, когда при сближении судов контркурсами и расхождении правыми бортами на небольшой дистанции явление разворота истинных векторов может привести к роковому исходу. Режим индикации Выбор оптимального режима индикации РЛС и САРП представляется довольно сложным и многофакторным, зависящим от особенностей восприятия радиолокационной информации и условий плавания. Так, при визуальном наблюдении вначале воспринимаются ракурсы судов и лишь после этого оценивается наличие опасности (например, по характеру изменения пеленга и скорости сближения). При радиолокационном наблюдении порядок действий обратный: после обнаружения цели получают ее ЛОД и оценивают опасность сближения [как это формулируется правилами 5 и 7(а) МППСС-72], а затем в зависимости от ситуации и намерений - другую информацию. Поэтому при работе с неавтоматизированной РЛС предпочтение во всех случаях отдавалось, как правило, режиму ОД. Более того, некоторые крупные судоходные компании рекомендовали своим судоводителям: если один индикатор РЛС используется в режиме ИД, то второй индикатор должен обязательно работать в режиме ОД. Однако придание режиму ИД лишь вспомогательного (по отношению к ОД) значения существенно обедняет представления судоводителей о взаимном перемещении целей и собственного судна, не способствует оптимизации методов обработки радиолокационной информации в различных условиях плавания, а также мешает адаптироваться к восприятию более полной информации, которую способны выдавать САРП. При использовании САРП выбор оптимального режима индикации не может быть столь однозначным, как для неавтоматизированной РЛС, так как возможности комбинирования различных режимов стабилизации изображения и представления векторов целей позволяет выбрать наилучший режим, облегчающий оценку ситуации в конкретных условиях плавания. Анализ показывает, что во многих случаях наибольший эффект дает использование смешанных режимов, при этом различные условия и обстоятельства плавания существенно влияют на выбор режима.
Во многих САРП используется смешанный режим "ЛИД без смещения центра развертки", т. е. режим «"Север" - ОД - истинный вектор». При этом высвечиваются векторы истинного движения, но все эхо-сигналы и символы перемещаются по ЛОД, а собственное судно всегда находится в центре экрана. В этом случае следы послесвечения целей (если они есть) представляют собой линии относительного движения, хотя и установлен режим истинных векторов. При эпизодическом наблюдении за экраном САРП расхождение направлений истинного вектора и следа послесвечения (или "прошлых положений" цели) может создать опасную иллюзию состоявшегося маневра цели.
В целом в режиме «"Север" - ОД - ИВ» послесвечение показывает относительное перемещение и степень опасности цели, а истинный вектор - истинное движение и ракурс цели. В режиме «"Север" - ИД - 0В», напротив, послесвечение показывает истинное движение целей (судопоток) и их ракурсы, а относительные векторы - степень опасности целей.
При выборе режимов индикации необходимо учитывать ограничения конкретных типов САРП, например невозможность режима стабилизации ИД в сочетании с режимами ориентации "Курс" и "Курс стабилизированный" (САРП "JAS-800" и др.).
При плавании в открытом море, т. е. в условиях нестесненного (в навигационном отношении) пространства и слабого судопотока, в качестве основного режима индикации рекомендуется комбинация «"Север" - ОД - относительный вектор». В прибрежном плавании в условиях судопотока более предпочтительна комбинация «"Север" - ОД - истинный вектор» (с эпизодическим переходом на оценку ситуации по относительным векторам). При плавании в стесненных водах (в СРД, проливах, шхерах, узкостях, на фарватерах, при входе в порт и выходе из порта и т. д.) в качестве основного режима индикации рекомендуется комбинация «"Север" - ИД - истинный вектор» (с эпизодическим переходом на оценку ситуации по относительным векторам).
Сравнение характеристик 3- и 10-сантиметровых диапазонов радиоволн дает следующие результаты: мощность отраженного сигнала (для одинаковой цели) больше в 10-сантиметровом диапазоне; разрешающая способность по пеленгу (для данной ширины антенны) лучше в 3сантиметровом диапазоне, при переходе на 10-сантиметровый диапазон угол горизонтальной направленности антенны увеличивается в 3,3 раза; угол вертикальной диаграммы направленности антенны больше в 10сантиметровом диапазоне; дальность радиолокационного горизонта незначительно больше в 10сантиметровом диапазоне; интенсивность помех от волн (при той же степени волнения) существенно меньше в 10-сантиметровом диапазоне, что снижает вероятность пропуска или потери цели в помехах; интенсивность помех от дождя, снега, облачности существенно меньше в 10 сантиметровом диапазоне, что повышает вероятность обнаружения цели, лежащей в пределах области осадков или облачности; ослабление сигнала в осадках (при тех же атмосферных условиях) существенно меньше в 10-сантиметровом диапазоне. Сравнение характеристик коротких и длинных зондирующих импульсов дает следующие результаты: обнаружение целей на больших дистанциях плохое - при коротких импульсах и существенно лучше при длинных; при длинных импульсах обнаружение на минимальных дальностях существенно хуже; разрешающая способность по дальности хорошая при коротких импульсах и существенно хуже при длинных; размазывание изображения в радиальном направлении существенно больше при длинных импульсах, особенно на малых шкалах дальности; изображение четкое при коротких импульсах, размытое - при длинных, однако на больших шкалах дальности четкость изображения становится приемлемой; при длинных импульсах вероятность маскировки и пропуска цели в помехах от волн возрастает; при длинных импульсах вероятность маскировки и пропуска цели в помехах от дождя, снега, облачности возрастает, однако использование длинных импульсов помогает бороться с ослаблением сигнала в помехах и повышает вероятность обнаружения целей, находящихся за областью помех (осадков); короткие импульсы используют на малых шкалах дальности, длинные - на больших.
8. Ввод вектора скорости собственного судна САРП любого типа требует непрерывного ввода вектора скорости собственного судна для решения следующих задач: расчета элементов движения (курса и скорости) цели и стабилизации истинных векторов целей; обеспечения режима ИД, при котором неподвижные объекты и берег должны быть неподвижны на экране РЛС (САРП), а все подвижные объекты (включая и собственное судно) - перемещаться по экрану с истинным курсом и скоростями относительно грунта; обеспечения режима стабилизации "электронных линий", "электронного фарватера", "электронной карты" на экране САРП относительно грунта. Погрешности ввода VН вызывают дополнительные погрешности в ЭДЦ, колебания истинных векторов целей, дрейф на экране неподвижных объектов и "электронных карт" в режиме ИД. Важно то, что текущие значения радиолокационных пеленгов и дистанций и рассчитываемые по ним элементы расхождения Д КР и fop , а также расстояния эхо- сигналов от курсовой черты на экране от ввода VН и его погрешностей абсолютно не зависят. В зависимости от типа САРП, состава и особенностей технических средств счисления на судне, задействованных вариантов сопряжения Их с САРП, условий плавания и решаемых задач возможны различные технические варианты ввода вектора V Н в САРП. Судоводитель должен четко представлять возможную свободу (или, напротив, техническую ограниченность) выбора технических вариантов ввода VН , а также технические ограничения выбранного варианта ввода. Так, ручной ввод курса (истинного курса ИК или путевого угла ПУ) и скорости (оборотов vo 6 или путевой v ^ является наименее точным и требует корректировки после каждого маневра; данные САРП, полученные в процессе маневрирования собственного судна, будут вообще непригодны для анализа. Поэтому при надежной работе гирокомпаса, лага и системы сопряжения автоматический ввод курса и скорости судна всегда более предпочтителен. Переход от относительного вектора к истинному осуществляется либо вводом ПУ - vп вместо ИК либо дополнительным (помимо ИК - Vo ) вводом векторов направления и скорости суммарного сноса (тс - Vc ). Последний метод применяется в САРП наиболее часто. При этом вектор сноса либо вводится вручную по результатам навигационных определений , либо чаще вырабатывается в самом САРП по результатам автосопровождения от одного до четырех неподвижных точечных навигационных ориентиров. При сопряжении САРП с абсолютным лагом (например, доплеровским) вектор относительной скорости судна (а значит, и ЭДЦ относительно воды) не может быть получен, что является нарушением Резолюции ИМО А.422(11), п. 3.11.1. Если САРП допускает ввод продольной vx и поперечной vy составляющих скорости собственного судна от абсолютного лага, то в САРП будет введен абсолютный (т. е. относительно грунта) вектор Vн. Если в САРП вводятся курс от гирокомпаса и только продольная составляющая скорости vx от абсолютного лага, то полученный в итоге вектор V н не будет ни абсолютным, ни относительным; рассчитываемые и индицируемые САРП векторы скорости цели также не будут ни "относительно грунта", ни "относительно воды", а займут некоторое промежуточное положение, что будет затруднять анализ ситуации. При решении задач предупреждения столкновений и навигации с использованием САРП судоводитель должен четко представлять себе разницу в индикации параметров для случая, когда движение собственного судна стабилизировано относительно воды или относительно грунта. Если вектор скорости судна вводится относительно воды Vн отн, то рассчитываемый САРП курс цели (истинный или относительный также будет выдаваться относительно воды. При этом ракурс встречного судна практически не искажается и наблюдаемое на экране САРП перемещение целей в большей степени соответствует визуальному восприятию обстановки, т. е. позволяет трактовать ситуацию в полном соответствии с МППСС-72. Однако при этом истинный вектор скорости цели не будет совпадать с фактическим перемещением цели (т. е. будет направлен, например, под углом к оси фарватера, по которому следует цель); неподвижные объекты и "электронные карты" в режиме ИД будут дрейфовать со скоростью, равной скорости суммарного сноса собственного судна в масштабе экрана; неподвижные относительно грунта объекты получат вектор скорости, равный по значению вектору суммарного сноса и обратный ему по направлению; затруднится контроль за движением собственного судна по заданной траектории, планирование поворотов на новый курс, прогнозирование движения целей в стесненных водах. Если вектор скорости собственного судна вводится относительно грунта Vнабс, то рассчитываемый САРП курс цели (истинный или относительный) также будет выдаваться относительно грунта. При этом облегчается оценка ситуации и прогнозирование движения целей при плавании по фарватерам и СРД, обеспечивается стабилизация изображения и "электронных карт" в режиме ИД, неподвижные объекты будут отображаться неподвижными и иметь вектор скорости, облегчается решение всех навигационных задач и управление движением судна по заданной траектории. Однако при этом экстраполированные векторы сопровождаемых целей также будут рассчитываться относительно грунта, что может привести к значительному искажению ракурсов целей (особенно при движении судов по фарватеру навстречу друг другу в условиях сильного поперечного сноса). Это создает определенные расхождения между визуальным и радиолокационным восприятием обстановки и может повлечь ошибочную классификацию ситуации по МППСС-72. С точки зрения предупреждения столкновений судов ввод скорости собственного судна в САРП относительно воды является предпочтительным в большинстве случаев, поэтому в соответствии с Резолюцией ИМО А.422(11) датчики скорости, сопрягаемые с САРП, должны иметь возможность определять скорость судна относительно воды. С точки зрения навигации всегда предпочтителен ввод V н отн (относительно грунта), особенно при плавании в стесненных водах, по рекомендованным курсам, фарватерам и СРД. Это тем более удобно при использовании САРП, где предусмотрен автоматический режим определения вектора путевой скорости судна в результате АС неподвижных ориентиров. При необходимости одновременного решения задач навигации и предупреждения столкновений с использованием САРП выбирается такой режим ввода вектора Vн, который наилучшим образом соответствует преобладающим условиям плавания. При плавании в открытом море и прибрежной зоне предпочтительным является ввод V н отн (относительно воды), а в стесненных водах - при плавании по каналам, фарватерам, СРД - ввод V н.абс (относительно грунта). ОРГАНИЗАЦИЯ РАДИОЛОКАЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ Общие принципы организации наблюдения Руководящие документы не ограничивают судоводителя в праве использовать РЛС в любое время, однако анализ этих документов позволяет указать ситуации, в которых 9. использование РЛС является обязательным: при плавании в условиях ограниченной видимости; при ухудшении видимости (даже предполагаемом), при подходе судна к области тумана, интенсивных осадков (ливень, шквал, сильные разряды) и тому подобных условий (пыльные бури), ограничивающих визуальную видимость; при следовании или нахождении у кромки или в виду зоны ограниченной видимости для обнаружения судов, которые могут быть в этой зоне; в любых условиях видимости при входе в порт или выходе из порта, плавании в стесненных водах или приближении к ним, в районах интенсивного движения или большого скопления судов. Кроме того, использование судовой РЛС является целесообразным ночью даже в условиях хорошей видимости, при плавании в прибрежных водах и при следовании районами, где возможна встреча с малыми рыболовными судами, яхтами, буровыми платформами или другими сооружениями и объектами, которые не всегда освещены надлежащим образом, и в любое время, если капитан или вахтенный помощник капитана считает, что использование РЛС содействует повышению безопасности мореплавания. 10. Всестороннее использование РЛС - важного средства заблаговременного обнаружения других судов (объектов) и определения степени опасности столкновения - является одной из тех мер предосторожности, пренебрежение которыми может быть поставлено в вину на основании правила 2 МППСС-72. Организация радиолокационного наблюдения, в том числе в условиях хорошей видимости, соответствует требованию правила 5 МППСС-72 об использовании для наблюдения всех имеющихся средств, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения. В Резолюции ИМО А.482(12) подчеркивается, что правильное использование САРП способствует адекватному пониманию радиолокационной информации, что в свою очередь дает возможность уменьшить риск столкновений и загрязнения моря. Неправильное использование или неиспользование РЛС и САРП для предупреждения столкновений является фактором, усугубляющим вину в случае столкновения судов. Попадая в условия ограниченной видимости, судоводитель лишается привычной информации для расхождения с судами, которую он имеет визуально. Поэтому основным источником информации становятся РЛС и САРП, с помощью которых должны выполняться непрерывное систематическое наблюдение, оценка ситуации, выбор оптимального маневра, выполнение и контроль эффективности маневра, контроль за постоянством элементов движения или характером маневрирования целей и т. д. Одновременно усложняются и задачи навигации, особенно при плавании вблизи побережья и навигационных опасностей. Именно в таких положениях вероятность появления ошибок в оценке ситуации и маневрировании резко увеличивается. Надежность работы судоводителя при плавании в сложных условиях ограниченной видимости в основном зависит от умения выбрать рациональный объем качественной информации, используя радиолокатор и САРП, а это зависит в свою очередь от опыта правильной организации наблюдения, верного толкования и выполнения МППСС-72. Судоводитель должен ориентироваться на правила 5, 7 и 19 МППСС-72. Правило 7 отчасти раскрывает содержание правила 5. "Равноценным систематическим наблюдением за обнаруженными объектами" можно считать только то наблюдение, которое обеспечивает получение полноценной информации, подобной той, что получают посредством радиолокационной прокладки. Хотя в МППСС-72 и не определяется термин "радиолокационная прокладка или равноценное систематическое наблюдение за обнаруженными объектами", но в соответствии с духом и буквой Правил САРП можно рассматривать как устройство, способное легко и быстро обеспечивать ту информацию, которая могла бы быть получена с помощью обычной судовой РЛС только путем длительной и монотонной ручной обработки данных. Радиолокационное наблюдение (в том числе с использованием САРП) организуется совместно с другими видами наблюдения - зрительным и слуховым, не заменяя, а дополняя их. Даже наиболее совершенное радиолокационное оборудование и САРП не могут заменить визуальное наблюдение. В условиях радиолокационных помех, волнения моря, метеорологических аномалий, малой отражающей поверхности могут быть не обнаружены отдельные цели. При маневрировании цели и (или) собственного судна информация, выдаваемая САРП, имеет большие погрешности. Маневр, выполненный другим судном, обнаруживается зрительно гораздо быстрее, чем с использованием РЛС и САРП. Так, при сближении судов очень важно знать ракурс встречного судна. Изменение ракурса - первое и наиболее ясное предупреждение об изменении курса, но ни РЛС, ни САРП не могут это показать без большой временной задержки. В ситуации, близкой к чрезмерному сближению, периодическая быстрая оценка дистанций с помощью РЛС и САРП может и быть желательной, но на последней стадии сближения в ясную погоду действует правило "только глаза!". Обработка и (или) анализ радиолокационной или навигационной информации ни в коем случае не должны приводить к ослаблению слухового, визуального и радиолокационного наблюдения. Так, если по условиям плавания определение места судна становится безотлагательной задачей при нахождении поблизости других судов, то требуется присутствие на мостике капитана или еще одного судоводителя, с тем чтобы ни в коем случае не страдало наблюдение. Если по какой-либо причине вахтенный помощник чувствует, что не в состоянии осуществлять надлежащее наблюдение и выполнять другие навигационные функции, он должен немедленно сообщить капитану, что ему требуется помощь. При организации радиолокационного наблюдения и выборе безопасной скорости важно учитывать квалификацию и опыт наблюдателя у РЛС и САРП. Смену наблюдателей следует производить в моменты, когда экран РЛС чист или когда окружающая обстановка относительно проста. В сложных условиях плавания на мостике судна может находиться одновременно несколько судоводителей с четким распределением обязанностей между ними. Если по условиям плавания (например, при ограниченной видимости) САРП является главным источником навигационной и радиолокационной информации, то рекомендуется, чтобы у экрана САРП находился человек, непосредственно управляющий судном, - капитан или подменяющий его старший помощник капитана. Одновременно один из помощников (вахтенный или подвахтенный) должен дублировать наблюдение с помощью обычной судовой РЛС, с тем, чтобы при неожиданном отказе САРП или сбросе целей с АС обеспечить дальнейшее непрерывное радиолокационное наблюдение и контроль обстановки (особенно при использовании САРП, обладающих недостаточно высокой надежностью). Если по условиям плавания (например, в стесненных водах при хорошей видимости) САРП не является главным источником навигационной и радиолокационной информации, то рекомендуется, чтобы у экрана САРП находился один из помощников по указанию капитана. Капитан (или заменяющий его старший помощник) осуществляет управление судном на основе всех видов наблюдения и может либо запрашивать данные САРП, либо оценивать обстановку непосредственно на экране САРП периодически.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |