Общие принципы оценки ситуации
Обработка радиолокационной информации начинается с момента обнаружения цели на экране РЛС или САРП и заканчивается после полного расхождения с ней. Целью обработки информации является получение полных и точных данных для определения необходимости, выбора и выполнения маневра расхождения с наблюдаемым объектом. Оценка ситуации встречи и планирование маневра являются сложными логическими задачами, которые в существующих САРП в значительной мере возлагаются на судоводителя. Обнаружив в результате наблюдения, в том числе - радиолокационного, другие суда (объекты), судоводитель должен в соответствии с правилом 7 МППСС-72 оценить наличие опасности столкновения, используя для этого все имеющиеся средства. Результатом данного этапа является создание оперативного образа (концептуальной модели) процесса расхождения (рис. 10). Поскольку РЛС и САРП имеют ряд ограничений, полностью оценить ситуацию можно только с помощью анализа первичной (необработанной) и вторичной (обработанной) информации. Первичная радиолокационная информация позволяет заблаговременно, зачастую - значительно раньше зрительного и слухового наблюдения, не только обнаружить другие суда (объекты), но и предварительно выявить наличие опасности столкновения. Оценивая обстановку, судоводитель выделяет из нее по степени риска и срочности те суда- цели, относительно которых он будет маневрировать и должен принять решение. При позднем обнаружении цели или неожиданном ее маневре глазомерная оценка ситуации может оказаться единственным способом выбора маневра и немедленных ответных действий. Вторичная радиолокационная информация, т. е. полученные посредством САРП отображения векторов на экране и цифровые данные, характеризующие ситуацию сближения (Дкр, Vкр, Кц, уц и т. д.), позволяют полностью оценить степень опасности столкновения, выбрать, обосновать и выполнить маневр для предупреждения опасного сближения. Учет результатов переработки информации, конкретной навигационной и гидрометеорологической обстановки, требований МППСС-72 придает процессу строго избирательный характер (рис. 11). Среди всех наблюдаемых целей рекомендуется в первую очередь определять опасные и потенциально опасные. Опасной принято называть цель, перемещение эхо- сигнала которой в соответствии с принятыми критериями создает опасность столкновения и вызывает необходимость выполнения маневра для расхождения. Потенциально опасной считается цель, перемещение эхо-сигнала которой не требует (в соответствии с установленными критериями опасности) маневра для расхождения в данный момент, но такой маневр может стать необходимым в будущем (при дальнейшем сближении, неблагоприятном маневре другого судна, после выполнения нашего маневра для расхождения с опасной целью, после поворота на новый курс по навигациКаждый судоводитель старается отчетливо представить себе дальнейшее развитие ситуации, и радиолокационная прокладка во многих случаях дает ответ на этот вопрос. Большим преимуществом САРП является возможность заранее предвидеть или предсказать такие ситуации, которые могут потребовать более сложного решения (ручная прокладка была бы при этом достаточно сложной). Полученная оценка позволяет предпринять заблаговременный маневр до того, как судно окажется связанным в своих действиях правилами маневрирования МППСС-72. При этом важную роль играет так называемое образное мышление судоводителя, позволяющее предвидеть (прогнозировать) ход процесса расхождения с судами и возможные изменения параметров их движения. Умение предвидеть является важным профессиональным качеством судоводителя, формируемым в процессе обучения, тренажерной подготовки, накопления профессионального опыта. САРП обеспечивает не только необходимую информацию, но и дополнительные технические приемы прогнозирования развития ситуации - возможность "растягивания" векторов целей и своего судна, возможность проигрывания маневра (или нескольких последовательных маневров) в ускоренном масштабе времени. Прогнозируя развитие ситуации, всегда следует учитывать возможность маневра встречного судна. Предположение, что приближающееся судно, следующее, по- видимому, безопасным курсом, сохранит этот курс, является настолько же распространенным, насколько и рискованным. Предположения не должны делаться на основании неполной информации, и особенно радиолокационной [правило 7(с)]. Одной из наиболее типичных ошибок судоводителей является склонность к игнорированию проходящего судна после того, как определено, что оно пройдет "чисто", если условия не изменятся. Это, возможно, одна из наиболее частых причин столкновений. Она обычно трактуется как "отсутствие должного наблюдения". Если другое судно находится в позиции, из которой оно может "достать" вас, наблюдение за ним должно быть постоянным, пока суда окончательно не разойдутся. Своеобразным ключом к предупреждению столкновений является принцип: "Относись ко всем встречным судам с крайним недоверием и подозрением". Контроль обстановки и непрерывное наблюдение за целью необходимы на всех этапах развития ситуации, вплоть до полного расхождения с ней.
17. Критерии опасности цели При оценке ситуации и степени опасности столкновения используются следующие критерии: визуальный пеленг на цель и тенденция его изменения; радиолокационный пеленг на цель РЛПц и тенденция его изменения; радиолокационная дистанция до цели Дц и тенденция ее изменения; расчетные значения дистанции кратчайшего сближения Дкр и времени до момента кратчайшего сближения Ар в сравнении с их заданными допустимыми значениями; ракурс, курс цели Кц и скорость цели V ц ; развитие ситуации опасного сближения наблюдаемой цели с другой целью, делающее вероятным ее (их) маневрирование; положение и характер движения наблюдаемой цели относительно оси и границ фарватера, СРД, навигационных опасностей, ограничивающие возможность маневра цели или, напротив, делающие вероятным маневр цели по навигационным условиям; характер действия цели, позволяющий предположить отсутствие надлежащего наблюдения либо сделать вывод, что цель управляется "не по-морскому"; огни, знаки, сигналы либо характер действий судна, позволяющие предположить стесненность или ограничения в возможности маневрировать, выполнение специальных операций (буксировка, лов рыбы, траление, морские исследовательские работы, прокладка кабеля и т. п.), отказ технических средств (например, отказ рулевого устройства) и т. д. Ни один из перечисленных критериев в отдельности не является определяющим при оценке ситуации и опасности столкновения. Получение достаточно полной и точной оценки даже простой ситуации требует учета совокупности критериев в их взаимозависимости. Оценка и выбор критериев должны осуществляться с учетом МППСС-72 и практического опыта судоводителей применительно к конкретным обстоятельствам плавания. В любом САРП на основе заданных судоводителем критериев непрерывно производится автоматический контроль за движением сопровождаемых эхо-сигналов и автоматическая оценка опасности столкновения, т. е. классификация целей на опасные и неопасные. В случае появления опасной цели индикация опасного объекта осуществляется посредством звуковой и световой предупредительной сигнализации. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ САРП автоматически оценивает опасность только тех целей, которые в данный момент находятся на автосопровождении, и только по тем критериям, которые установлены в САРП. Наиболее употребительными критериями автоматической оценки опасности цели в САРП являются введенные судоводителем допустимые (минимальные) значения дистанции Дкр.доп и времени кратчайшего сближения.
18. Глазомерная оценка ситуации по первичной радиолокационной информации Обязательным этапом обработки радиолокационной информации (даже при использовании САРП) является глазомерная оценка ситуации. Она осуществляется сразу же после обнаружения эхо-сигнала цели и не прекращается до полного расхождения с целью. Для опытного наблюдателя глазомерная оценка позволяет понять развитие ситуации, прогнозировать динамику действий всех участвующих судов, отобрать опасные и потенциально опасные цели для взятия на автосопровождение с последующей автоматической прокладкой. Радиолокационная же прокладка (ручная или автоматическая) позволяет получить объективные цифровые параметры, характеризующие ситуацию, и тем самым подтвердить или опровергнуть предварительные выводы. "Отсеивание" на основе глазомерной оценки безопасной цели позволяет избежать переполнения схемы АС при плавании в районах интенсивного судоходства. В большинстве случаев (за исключением районов рыбного промысла) движение основной массы эхо-сигналов на экране РЛС и САРП достаточно закономерно и совпадает с направлением основных морских путей. При работе РЛС в режиме относительного движения встречные суда имеют длинные следы послесвечения ("хвосты"), параллельные линии курса судна-наблюдателя и направленные в сторону его движения. Следы эхо-сигналов неподвижных целей направлены так же, но примерно вдвое меньше. У судов-попутчиков следы послесвечения практически отсутствуют, если их скорости равны скорости судна-наблюдателя. Небольшой след позади эхо-сигнала "попутчика" означает, что скорость судна меньше, впереди его эхо-сигнала - что скорость больше. У судов, следующих пересекающимися курсами, следы послесвечения не параллельны курсу судна-наблюдателя и следам послесвечения основного судопотока. По направлению следа можно с точностью до 10-15° оценить направление ЛОД цели (однако надежную оценку курса цели получить затруднительно).
1. Все случаи перемещений эхо-сигналов, параллельных ОК, характеризуются простыми зависимостями: а) изменение скоростей судов не нарушает параллельности перемещения эхо- сигналов отметке курса (ОК), изменяется лишь относительная скорость и соответственно длина следа послесвечения; б) разворот ЛОД цели (если собственное судно не маневрирует) указывает на изменение курса (поворот) цели в ту же сторону; в) изменение курса собственного судна (при постоянстве ЭДЦ) нарушает параллельность перемещения эхо-сигналов; ЛОД целей разворачиваются для наблюдателя в сторону, противоположную повороту, но на различные углы (в зависимости от относительной скорости цели); г) эхо-сигнал от неподвижной (относительно воды) цели перемещается параллельно ОК собственного судна при любых его поворотах, если при неизменных курсе и скорости собственного судна эхо-сигнал неподвижной прежде цели начал перемещаться непараллельно ОК судна, это указывает на начало движения цели курсом, не параллельным курсу судна (если же неподвижная прежде цель начала двигаться курсом, параллельным курсу судна, этот маневр может быть не обнаружен, так как изменится лишь относительная скорость перемещения эхо-сигнала, но не его направление). 2. При перемещении эхо-сигнала цели непараллельно отметке курса собственного судна возможны следующие варианты: а) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, проходящей через начало развертки или вблизи него, указывая на реальную опасность столкновения; пеленг на цель при этом не изменяется либо изменяется очень медленно; б) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, пересекающей курс судна по носу и проходящей от центра развертки на дистанции Дкр > Дкр. доп; при этом наблюдаемое судно идет на пересечение курса собственного судна по носу слева направо (пеленг увеличивается) либо справа налево (пеленг уменьшается); в) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, проходящей по корме судна и отстоящей от центра развертки на дистанцию Дкр > Дкр. доп; при этом судно пересекло или будет пересекать курс наблюдаемого судна.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Включать режим отображения прошлых положений выбранной цели (целей) следует заблаговременно, так как на их построение может потребоваться до 8-12 мин. 3. В отличие от следов послесвечения (фактических или синтезированных), "прошлые положения" целей являются дискретными (точечными). Если в первом случае о скорости перемещения эхо-сигнала по экрану можно судить по длине "хвоста", то в режиме "прошлых положений" - по расстояниям между четырьмя точками (пятой точкой является текущая отметка цели). Постепенное увеличение (уменьшение) этих расстояний в режиме ИД укажет на разгон (торможение) цели, а в режиме ОД - на увеличение (уменьшение) скорости сближения. Если все последующие точки ложатся на одной прямой и на одинаковых расстояниях, то цель следует постоянным курсом и с постоянной скоростью. Излом траектории "прошлых положений" цели означает поворот цели в режиме ИД либо маневр цели и (или) судна в режиме ОД. Для однозначной трактовки маневрирования цели более предпочтителен режим ИД. В отличие от векторной информации, теряющей достоверность при маневрировании цели и (или) судна, информация о "прошлых положениях" цели абсолютно достоверна при любом маневре. Благодаря режиму "прошлых положений" судоводитель, временно не наблюдавший за экраном, может восстановить для себя прошедший участок траектории сопровождаемой цели. В отличие от векторной индикации, которая дает только мгновенную экстраполяцию параметров движения цели, индикация следов дает важную дополнительную информацию о прошлых и будущих положениях объекта, что позволяет обнаруживать маневр цели быстрее и надежнее, чем по векторной индикации; обнаруживать маневр цели даже при отсутствии постоянного наблюдения; определять характер маневрирования цели; более уверенно прогнозировать ближайшее положение цели в момент и после окончания маневра; прогнозировать вероятность маневра цели при дальнейшем развитии ситуации (в особенности по навигационным условиям, при расхождении с другой целью. Неровность траектории или видимая нестабильность "прошлых положений" целей указывает на низкую точность данных САРП и необходимость их проверки.
При глазомерной оценке ситуации важно иметь в виду следующее: эхо-сигналы, обнаруженные впереди траверза, требуют большего внимания, так как среди них наиболее вероятны сигналы опасных целей, время сближения с которыми мало из-за большой относительной скорости; в большинстве ситуаций цель тем опаснее, чем ближе эхо-сигнал, чем ближе ЛОД к центру развертки, чем меньше запас времени до точки кратчайшего сближения; степень опасности цели должна оцениваться с учетом возможных маневров собственного судна; так, из двух встречных судов более опасно то, которое находится не слева, а справа от ОК, если планируется сделать отворот вправо; при возможном уменьшении скорости судна более опасной будет та цель, ЛОД которой проходит близко по корме, и т. д. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Четкое понимание закономерностей относительного перемещения эхо-сигналов с учетом возможных маневров собственного судна и цели играет важнейшую роль при глазомерной оценке ситуации по данным РЛС (САРП).
4. При использовании САРП с векторным представлением информации судоводителя нередко допускают ошибки в оценке ситуации, многие из которых являются довольно типичными: 1. Под влиянием стрессовой ситуации или из-за недостаточности знаний судоводитель может перепутать относительные и истинные векторы и при этом ошибочно пытаться измерять Дкр относительно истинного вектора и ошибочно принять относительный вектор цели за ее курс. 2. Судоводитель может растягивать "истинные" векторы целей, чтобы посмотреть динамику развития ситуации (что само по себе является полезным вариантом проигрывания и анализа ситуации), но при этом он ошибочно считает точку пересечения истинных векторов точкой кратчайшего сближения (что справедливо только в одном частном случае - когда суда идут на столкновение). 3. Если САРП допускает возможность комбинированных режимов индикации (т. е. истинные векторы в сочетании со стабилизацией изображения в ОД либо относительные векторы в сочетании с ИД), то вектор и след послесвечения цели не будут соответствовать друг другу, что может ошибочно трактоваться как маневр цели. 4. Если САРП допускает возможность одновременной индикации на экране векторов и "прошлых положений" целей различного типа (например, истинный вектор в сочетании с "прошлыми положениями" целей в ОД), то их рассогласование может ошибочно трактоваться как маневр цели. 5. Ошибочно отождествляют предвычислительные в режиме "имитация маневра" и реально складывающиеся значения Дкр. 6. Иногда забывают вводить верное значение скорости при включении режима "имитация маневра" в САРП, где используются регуляторы аналогового типа. 7. На 2-й - 3-й минутах с момента начала АС цели векторы постепенно стабилизируются, в этот период можно прийти к ошибочному заключению об изменении курса или рыскании цели. Полная оценка ситуации - важный этап обработки радиолокационной информации, обобщающий результаты визуального, слухового и радиолокационного наблюдения, всю первичную и вторичную радиолокационную информацию, полученную на основе глазомерной оценки, ручной (рис. 16) или автоматической прокладки, а также конкретные навигационно-гидрографические и гидрометеорологические условия плавания, требования МППСС-72 или местных правил.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |