МАНЕВРИРОВАНИЕ ПРИ РАСХОЖДЕНИИ СУДОВ
Выбор маневра расхождения Расхождение в море - один из самых сложных элементов судовождения. Необходимо не только знать МППСС-72 и уметь применять их в различных условиях плавания, но и обладать способностью предвидеть дальнейшее развитие ситуации сближения с учетом как своих соображений, так и вероятной точки зрения судоводителя приближающегося судна. Не менее важно уметь быстро и решительно действовать, принимая в каждом конкретном случае правильное решение на основе полной оценки ситуации, правил плавания, знаний, опыта и профессионального мастерства. Выбор маневра для безопасного расхождения с судами надлежит осуществлять заблаговременно в строгом соответствии с МППСС-72, сообразуясь с конкретными обстоятельствами сближения судов и условиями плавания. 5. Задача выбора маневра состоит в том, чтобы найти новые значения курса и (или) скорости, в результате использования которых ЛОД опасно сближающихся судов вышли бы за пределы установленной для данных конкретных условий зоны радиусом Дкр.доп, а соответствующая сигнализация прекратила бы свое действие. Процесс принятия решения о маневре включает в себя анализ сложившейся ситуации, мысленное выдвижение различных вариантов решения, оценку выдвинутых вариантов (альтернатив) и выбор того варианта решения, который обеспечивает достижение требуемого результата. Использование САРП позволяет проиграть и выбрать маневр для расхождения, обосновав его необходимость, приемлемость и своевременность в конкретной ситуации. Основой проигрывания и выбора маневра является решение векторного треугольника скоростей Поскольку значение V ц не зависит от судоводителя, изменение вектора относительной скорости V отн может быть достигнуто только изменением вектора собственного судна V н , т. е. маневром курсом и (или) скоростью. Геометрически наиболее эффективным будет такой маневр, который приведет к быстрому развороту ЛОД на значительный угол (а = ЛОД2 - ЛОД1) или к быстрому уменьшению относительной скорости, обусловив улучшение ситуации. При этом, чем больше собственное судно уступает в скорости, тем больший угол отворота (при прочих равных условиях) потребуется для увеличения дистанции расхождения. Если же скорость судна превышает скорость цели, действует обратная зависимость: даже небольшое изменение курса судна может обеспечить значительный разворот ЛОД. Этим можно воспользоваться, например, при обгоне другого судна. Однако "геометрический" аспект не является единственным. Опыт показывает, что практически в любой ситуации (если не упущено время!) имеется не один, а несколько маневров, каждый из которых позволит избежать чрезмерного сближения и столкновения. Очевидно, что из возможных маневров судоводитель должен выбрать такой, который позволит решить задачу с наименьшими потерями времени при полном соответствии с МППСС-72 и (или) местным правилам плавания. В соответствии с МППСС-72 и хорошей морской практикой выбранный маневр должен быть заблаговременным, своевременным, решительным, заметным для других судов, ведущих радиолокационное наблюдение, и целесообразным, т. е. логичным и понятным. В общем случае, когда суда находятся на виду друг у друга, либо судно уступает дорогу, либо ему уступают дорогу (за исключением расхождения на контркурсах), т. е. процесс расхождения в море в условиях нормальной видимости базируется на принципе односторонних привилегий. В зависимости от взаимного расположения в пределах визуальной видимости нескольких судов любое из них может очутиться одновременно как в роли "привилегированного", так и уступающего дорогу. При плавании в условиях ограниченной видимости, когда суда не находятся на виду друг у друга, принцип односторонних привилегий не применяется. Сохранение при определенных обстоятельствах курса и скорости также является маневром и должно быть соответственно обоснованно. Один из важнейших принципов, положенных в основу МППСС-72, - это маневрировать таким образом, чтобы действия судоводителя могли быть легко поняты судоводителем другого судна. Маневр, противоречащий МППСС-72, не может считаться эффективным, так как он не будет понят другими судами и может вызвать ответные действия, ведущие к ухудшению ситуации или ее непредсказуемому развитию. Отрицательно сказываются на качестве маневрирования необоснованные ошибочные действия (из-за неправильного толкования МППСС-72 или под влиянием психофизиологических факторов. 6 . Маневр на расхождение следует предпринимать заблаговременно, сразу после того, как будет установлена опасность столкновения либо ситуация чрезмерного сближения. В общем случае заблаговременным считается маневр, выполняемый с достаточным запасом времени для предупреждения неблагоприятных действий другого судна или принятия дополнительных мер с целью улучшения ситуации. Нельзя ждать, пока приближающееся судно достигнет границ опасной зоны и обстановка станет критической.
ПОМНИТЕ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |