Навигационное использование САРП
Главным назначением САРП является "уменьшение опасности столкновений" судов. Для этого предусмотрены автоматический или ручной захват целей с последующим их автосопровождением. При этом выдаются текущие пеленг РЛС и дальность РЛД, расчетные дистанция Dкр и время Ткр кратчайшего сближения, истинные курс и скорость целей (Кц, Кц). Резолюция ИМО рекомендует применять САРП для навигационного использования. Для этого вручную захватывают и берут на автосопровождение надежно опознанный радиолокационный ориентир, например, скалу, островок. После этого непрерывно и автоматически измеряются радиолокационные пеленг РЛП и дальность РЛД объекта (с повышенной точностью). По этим данным вычислительное устройство САРП вырабатывает истинные курс и скорость объекта Кц, Кц и Dкр и Ткр. Полученную информацию можно использовать для решения ряда навигационных задач, в т.ч.: а. Получение обсервованного места судна. В любой момент штурман имеет возможность снять РЛП и D (с повышенной точностью) хорошо опознанного ориентира (исключается процесс измерения) и получить на карте точку по пеленгу и дистанции обычным путем. При наличии электронной карты, связанной с РЛС, процесс полностью автоматизирован. б. Определение параметров течения. В случае автосопровождения неподвижного объекта истинная скорость цели Vц » 0; если на дисплее индицируется ненулевая Vц, это означает наличие неучтенного течения с параметрами: Vт =Vц; Кт=Кц ±180°. После этого необходимо или нажать клавишу "Вычисление и учет течения или "GPS" (что позволит вводить данные в САРП с учетом течения, как от абсолютного лага). в. Управление судном по кратчайшему расстоянию Дкр до ориентира. Если путь судна проходит на Дкр до совпровождаемого объекта и указанное значение точно известно с карты (рис. 1.45.), то сравнивая его с показанием на дисплее, можно управлять судном по интегральному признаку – удерживая на дисплее заданное Дкр, тем самым учитывая воздействия ветра, течения и т.п. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Судовая РЛС является эффективнейшим средством ведения надлежащего наблюдения, в особенности при ограниченной видимости. В руках опытного судоводителя радиолокационное наблюдение и прокладка (в сочетании с другими методами наблюдения) позволяют правильно и своевременно оценивать обстановку и избегать ситуаций чрезмерного сближения. Ошибочная интерпретация информации, полученной при использовании РЛС, и "радиолокационные столкновения", происходящие и происходившие до сих пор в результате неправильного использования радара, привели к созданию САРП как способа избавления от ведения трудоемкой ручной радиолокационной прокладки в районах интенсивного судоходства. Двадцатилетний опыт использования САРП на судах мирового флота убедительно показал эффективность их применения для обеспечения безопасности мореплавания. САРП автоматизируют процессы обнаружения окружающих объектов, выработки параметров их положения и движения, оказывают помощь судоводителю в оценке складывающейся ситуации и выборе маневра, снижают психофизиологические нагрузки на судоводителя, особенно при расхождении с несколькими судами. Обеспечивается также решение и широкого круга навигационных задач, связанных с точным и безопасным плаванием судна по заданному маршруту. Задачи навигации и предупреждения столкновений могут решаться одновременно и взаимосвязанно, без ущерба одна для другой, без отрыва от наблюдения за окружающей обстановкой. САРП решили проблему радиолокационной прокладки при любых условиях плавания (с теми или иными ограничениями, которые судоводитель должен учитывать) и поэтому позволяют значительно эффективнее решать задачи предупреждения столкновений судов. Однако САРП не спасают от неумения разбираться в ситуации, от ошибочных выводов, приводящих к чрезмерному сближению или столкновению, и существует реальная опасность, что отдельные судоводители будут использовать их так же неразумно, как до того использовали РЛС. Стали фактом случаи столкновений "посредством САРП". Если за локатор мировое морское сообщество заплатило гибелью "Андрея Дореа", то за САРП - "Адмиралом Нахимовым". В данном утверждении немало справедливого. Действительно, среди множества причин и обстоятельств, приведших к трагедии в Цемесской бухте, далеко не последнюю роль играет неумелое использование САРП капитаном "Петра Васева". Многообразные современные технические средства судовождения (ТСС) создаются в основном не моряками. Вопросы же использования ТСС (и в том числе САРП) для обеспечения безопасности мореплавания разработаны прикладными морскими дисциплинами совершенно недостаточно. Отсутствие разработанной методологии, недостаточное внимание к этим вопросам в процессе обучения приводят к переоценке возможностей ТСС молодыми судоводителями, к недооценке традиционных методов, средств и правил судовождения.
18. Необходимо помнить: САРП - это лишь датчик навигационной информации, необходимой для успешного расхождения, но не система предупреждения столкновений. Последнее слово всегда остается за судоводителем; нельзя полагаться на САРП, пока не пройден курс обучения, не освоена в совершенстве технология работы с конкретным типом САРП; наиболее общие причины абсолютного большинства столкновений судов - отсутствие надлежащего наблюдения с одной или обеих сторон, ошибочная трактовка ситуации или предположение, что цель и дальше будет сохранять курс и скорость постоянными; грамотное и полное использование возможностей САРП предполагает не абсолютное его предпочтение другим методам наблюдения и оценки ситуации, а совместное их применение, обязательный взаимный контроль; правильный выбор режимов использования САРП облегчает оценку и контроль ситуации; ни одно из существующих САРП не обеспечивает гарантированного обнаружения всех целей, особенно в условиях морского волнения, и не страхует от потери цели; данные и сигнализация об опасности сближения выдаются только по целям, находящимся под автосопровождением; если эхо-сигнал цели не взят на АС, то даже опасный маневр цели не вызовет срабатывания охранной сигнализации; данные САРП являются наименее надежными и характеризуются наибольшим запаздыванием, когда, по крайней мере, одно из судов (собственное судно или цель) изменяет курс и (или) скорость. При этом дистанция и пеленг более точны, чем другие параметры, выдаваемые САРП; САРП способно выдавать более полную информацию по сравнению с другими средствами наблюдения, однако обладание такой информацией ни в коей мере не является основанием для нарушения МППСС-72, включая выбор способа расхождения, дистанции кратчайшего сближения, момента для начала маневра; заблаговременный маневр делает ситуацию предсказуемой, задержка с началом маневра может спровоцировать другое судно на собственные действия в самый неожиданный момент; возможные ошибки судоводителей обоих судов приобретают значение только в том случае, когда не удается вовремя предупредить ситуацию чрезмерного сближения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |