Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неизбежность наступает тогда, когда пропущен момент выбора.



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Неизбежность наступает тогда, когда пропущен момент выбора. 0.00 из 5.00 0 оценок




При оценке ситуации только на основе радиолокационной информации назначают момент маневра для расхождения значительно раньше, чем при визуальной видимости, так как оценка ситуации на экране РЛС и САРП и обработка информации требуют большего времени.

В ситуации ограниченной видимости важно предпринять маневр до того, как суда окажутся на виду друг у друга, так как в противном случае судно, которое первым заметит другое, появляющееся из тумана и секущее курс слева направо, может оказаться в незавидном положении - ограничения правил 15 и 17 сразу же лишат его права на маневр. В ситуации пересекающихся курсов, когда суда находятся на виду друг у друга, "привилегированное" судно получает право на собственный маневр в соответ­ствии с правилом 17(а)(п)] с дистанцией около 3 миль.

 

7 . Определяя момент начала поворота, следует учитывать необходимость иметь запас времени и свободного пространства для другого (корректирующего) маневра, если руле­вой ошибется в исполнении команды либо не сможет ее исполнить из-за внезапной по­ломки рулевого устройства, а также если на встречном судне предпримут какие-либо неожиданные действия противоположного плана.

Желая уступить дорогу снижением скорости, надо заблаговременно, с поправкой на возможные задержки в реверсировании, застопорить двигатель или сразу перевести его на полный ход назад, чтобы на встречном судне заметили этот маневр. Это особенно важно на крупнотоннажных судах с большой инерцией движения. Так, тормозной путь с ПМПХ на ЗПХ составляет для танкера дедвейтом 70-100 тыс. т 7-8 кб.

Рассчитывая отработать задним ходом, чтобы пропустить привилегированное суд­но по носу собственного судна, следует помнить о возможности технических неполадок, из-за которых своевременный реверс двигателя может не получиться.

При выборе маневра следует учитывать, что навигационные ограничения могут вызвать необходимость маневрирования встречного судна (либо, напротив, затруднить свободу его маневра для расхождения с судном), что может резко изменить складываю­щуюся ситуацию.

8 . При выборе вида и момента начала маневра чрезвычайно важно учитывать психо­логический фактор. Ключ к успешному предупреждению столкновения - избегать дейст­вий, которые могли бы создать неуверенность у судоводителя приближающегося судна. Основной мотив - не вызвать тревоги у своего коллеги по профессии, чтобы он неожи­данно и непредсказуемо не изменил курс. Если ваши действия не ставят под угрозу его безопасность, тогда вы, по-видимому, не спровоцируете его волнения и непредсказуе­мых действий. Заблаговременный и решительный маневр обычно соответствует этой це­ли. Напротив, не предпринимая действий в ситуации, которая, продолжая развиваться, приведет к опасному сближению, можно вызвать неуверенность у судоводителя при­ближающегося судна. Если, полагаясь на САРП, вы затягиваете с началом маневра, а дистанция быстро сокращается, то это может спровоцировать судоводителя "привилеги­рованного" судна, не знающего ваших намерений, предпринять собственный маневр. Это приведет к усложнению обстановки (так как маневрировать будут уже оба судна) и возможной потере контроля над ситуацией (учитывая запаздывание и дополнительные погрешности САРП при маневрировании), особенно на малых дистанциях.

Не следует без реальной на то необходимости (даже имея надежное САРП) плани­ровать расхождение на малых дистанциях кратчайшего сближения или пересекать курс по носу приближающегося судна, если оно по предварительным расчетам попадает в пределы зоны опасного сближения. Равным образом нельзя допускать, чтобы "при­вилегированное" судно пересекало курс вашего судна близко по носу.

САРП позволяет с хорошей точностью и оперативностью рассчитать маневр на расхождение на безопасном расстоянии, как требует правило 8(d) МППСС-72. Но этот маневр должен быть еще и достаточно большим в соответствии с пунктом (b) того же правила. Тем не менее судоводители довольно часто пренебрегают последним требова­нием и ограничиваются только расчетным маневром, после которого еще некоторое время суда могут следовать пересекающимися курсами. Если подобный маневр может считаться целесообразным для парома, пересекающего курс транзитного судна в Анг­лийском канале, то в открытом море, при отсутствии навигационных препятствий, он не может быть оправдан. Более того, если позволяют обстоятельства, всегда лучше прибег­нуть к повороту, который в кратчайший срок ликвидирует ситуацию пересечения кур­сов, т. е. повернуть на корму наблюдаемого судна.

Проигрывая маневр на компьютере, судоводитель может соблазниться результатом имитации маневра и выбрать незначительное изменение параметров движения своего судна или последовательные маневры, которые не будут обнаружены встречным суд­ном.

Если имеется безопасная акватория, то обгон следует осуществлять на достаточно больших дистанциях, чтобы никакая неожиданность (например, поломка рулевого уст­ройства или обесточивание на собственном судне или обгоняемом судне) не могла при­вести к аварии. Пересекать курс обгоняемого судна рекомендуется только по корме.

При выборе маневра необходимо действовать решительно, уверенно и благоразум­но, планируя решительный маневр, заметный для других судов, ведущих радиолокаци­онное наблюдение. Изменяя курс, рекомендуется поворачивать круто и на достаточно большой угол. В условиях ограниченной видимости, когда ситуация оценивается только на основе радиолокационной информации, следует особенно избегать малых маневров, связанных с малым углом перекладки руля или с медленным уменьшением скорости, а также небольших последовательных изменений курса и (или) скорости, так как такие маневры плохо обнаруживаются и потому неэффективны. Рекомендуется наглядно пока­зывать характер своих действий.

 

. Выбор и обоснование маневра в ситуации с несколькими судами обычно выпол­няют последовательными этапами (приближениями):

а) на основе полной оценки ситуации мысленно воспроизводится в пространстве сложившаяся ситуация и возможная динамика ее дальнейшего развития;

б) оценивается область возможных маневров собственного судна для предотвра­щения опасного сближения, исключаются маневры, противоречащие правилам плава­ния, хорошей морской практике, условиям плавания;

в) выделяется цель, ситуация с которой наиболее сложна и относительно которой необходимо рассчитывать маневр, с учетом взаимного положения судов, временного фактора и наличия свободного навигационного пространства для маневрирования;

г) выбирается маневр, который обеспечивает безопасное расхождение с угрожаю­щей целью и одновременно дает улучшение ситуации с другими судами; может, однако, сложиться ситуация, когда одним маневром задачу решать невозможно, и при расхож­дении с более близкой и более опасной целью судно должно на какое-то время лечь на курс возможного столкновения с более удаленным объектом с последующим новым ма­невром расхождения, т. е. должны планироваться и выполняться два (или более) после­довательных маневра;

д) выбранный маневр проверяется графическим или расчетным анализом ситуации, проигрыванием (имитацией) маневра с использованием САРП, в ходе которого уточня­ются параметры и момент начала маневра; если в результате выполненного анализа предположения, основанные на логических рассуждениях и качественных оценках, не подтвердятся, судоводитель должен от них отказаться и искать другое решение задачи.

При использовании САРП значительно повышается точность, надежность, опера­тивность переработки радиолокационной информации, что, безусловно, способствует более адекватному пониманию ситуации судоводителем. Однако автоматизация наблю­дения и расхождения на этом и заканчивается.

Принятие решения (т. е. выбор маневра) является важнейшей составляющей задачи оценки ситуации. Исследование причин столкновений показывает, что аварии в резуль­тате ошибок человека происходят скорее от принятия неправильного решения, чем от недостатка информации и способов ее переработки.

 

9. С точки зрения инженерной психологии рекомендуется учитывать следующие факторы, определяющие надежность решения:

время, необходимое для принятия решения, и имеющийся запас времени (если времени недостаточно, может существенно уменьшиться вероятность правильного ре­шения; если на принятие решения затрачивается слишком много времени, параметры проблемы могут измениться);

число возможных альтернатив, логических условий (чем их больше, тем труднее принять решение и выбрать из них необходимое);

общие особенности поведения оператора, судоводителя (он охотнее рискует при трудных, неопределенных, чем при легких, определенных решениях, ему требуется больший объем информации для изменения своего решения, чем для его первоначально­го принятия, он чувствителен к достоверности источника информации, при увеличении количества противоречивой информации судоводитель стремится к его уменьшению);

опыт и подготовка судоводителя (это улучшает деятельность по принятию реше­ний, при этом практическая подготовка является доминирующей). В силу этих причин обучение на тренажере в настоящее время рассматривается, прежде всего, как трениров­ка способности принимать решение.

Таким образом, при оценке ситуации и выборе маневра (в том числе с использова­нием САРП) человеческий фактор является одним из важнейших условий, от которых зависит безопасность мореплавания.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

САРП способно выдавать более полную и точную информацию по сравнению с другими методами радиолокационного наблюдения, однако обладание такой информа­цией ни в коей мере не является основанием для нарушения МППСС-72, включая выбор способа расхождения, дистанции кратчайшего сближения, момента начала маневра.

 

10. Имитация, выполнение и контроль маневра

Принимая решение о выполнении намечаемого маневра, важно заранее оценить его эффективность или выбрать оптимальный маневр из нескольких возможных.

Безусловно, опытный судоводитель может четко представить исход маневрирова­ния при расхождении с одним судном, следующим постоянным курсом и с постоянной скоростью, однако при увеличении числа эхо-сигналов на экране это становится затруд­нительным (особенно на крупнотоннажном судне в стесненных условиях). Решение этой задачи на маневренном планшете или навигационной карте требует времени и отвлекает судоводителя от контроля за развитием ситуации. Кроме того, после выполнения манев­ра ранее неопасная (и поэтому не нанесенная на планшет) цель может стать опасной и потребует быстрого принятия решения о новом маневре.

Если САРП обеспечивает индикацию точек возможного столкновения или зон опасности, то задача судоводителя сводится к выбору такого кур­са, который не пересекал бы ни одну из зон опасности либо при котором ни одна из ТВС не оказалась вблизи отметки курса.

Таким образом, при проигрывании маневра необходимо изменять курс и (или) ско­рость судна до тех пор, пока ТВС не исчезнут либо пока ни одна из них не будет нахо­диться вблизи новой отметки курса собственного судна. Такое проигрывание является менее наглядным, чем в режиме векторов.

При маневре курсом выбор маневра прост и нагляден, однако при маневре скоро­стью положения ТВС (зон опасности) на экране изменяются, что требует новой оценки; при этом возникают дополнительные погрешности из-за неточного учета инерционных качеств судна.

При маневрировании цели отображение ТВС (зон опасности) существенно запаз­дывает, характеризуется большими погрешностями, что может дезориентировать судо­водителя и привести к потере контроля над обстановкой.

Все современные САРП имеют специальный режим имитации (проигрывания) маневра на расхождение. Используя текущие данные о пеленгах и дистанциях целей, вычисленные (и принимаемые постоянными) курсы и скорости целей и вводимые (же­лаемые, задуманные) изменения курса и (или) скорости собственного судна, САРП по­зволяет предвычислить (экстраполировать) ситуацию, которая будет складываться в результате задуманного маневра с индикацией на экране нового, ожидаемого положения символов и векторов целей. Вектор собственного судна и относительные либо истинные векторы целей на экране САРП займут новое положение, соответствующее условному моменту после окончания маневра. Сочетание такого изображения с возможностью экс­траполяции ("растягивания") векторов может дать ясное представление о характере сближения наблюдаемых целей как с судном, так и между собой. Это дает возможность заранее оценить результаты изменения курса и (или) скорости собственного судна для безопасного расхождения и в случае необходимости скорректировать задуманный поря­док действий.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При имитации маневра автоматическое проигрывание ситуации осуществляется только по тем целям, которые находятся на автосопровождении, и в предположении, что ЭДЦ всех сопровождаемых целей останутся неизменными.

Согласно п. 3.7 Резолюции ИМО А-422(11) во время имитации процессы обработ­ки и отображения информации по сопровождаемым целям (т. е. по реальной обстановке) не должны прерываться. Чтобы исключить ошибки в интерпретации отображаемой на экране информации, имитация должна начинаться нажатием специального переклю­чателя с возвратной пружиной либо функциональной (невозвратной) клавиши, обеспе­чивающей на экране индикатора обозначение (указание) режима имитации.

В различных моделях САРП заложены самые разные принципы и методы имита­ции маневра, включая маневр курсом, маневр скоростью, смешанный маневр (курсом и скоростью) и проигрывание двух последовательных маневров.

Имитация может выполняться в режиме относительного либо истинного движения с индикацией относительных и (или) истинных векторов целей. Имитация выполняется с учетом введенных значений упрежденного времени и, как правило, с учетом маневрен­ных качеств собственного судна (в той или иной форме). Результаты представляются либо в виде мгновенного конечного результата маневра, либо в динамике (в ускоренном в 10-60 раз масштабе времени).

 

11 . Маневр курсом может проигрываться в одном из двух режимов: "ручное" проиг­рывание и автоматический выбор курса.

"Ручное" проигрывание - последовательное изменение курса оператором (вправо и влево в пределах ±90...±180°) до тех пор, пока не будет выбран безопасный курс с соот­ветствующим отображением имитируемой ситуации на экране САРП.

В большинстве случаев судоводители действуют несколько иным методом: выби­рают оптимальный маневр, исходя из полной оценки ситуации, и проверяют его эффек­тивность в режиме "ручного" проигрывания, изменяя в случае необходимости вводимое значение нового курса для достижения лучшего результата.

Автоматическое проигрывание - задание оператором только стороны отворота (вправо или влево) и последующий автоматический расчет вычислительным устройст­вом САРП минимального угла отворота (и соответственно безопасного курса), при кото­ром кратчайшие дистанции всех целей будут больше установленного предела, с соот­ветствующим отображением итоговой ситуации на экране САРП.

С учетом принципов МППСС-72 и хорошей морской практики (заблаговремен­ность, решительность, понятность маневра), "ручное" проигрывание маневра представ­ляется более предпочтительным в абсолютном большинстве ситуаций и единственно возможным при наличии навигационных ограничений.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Длительное проигрывание маневра на САРП отвлекает от визуального и радиоло­кационного наблюдения, поэтому предпочтительнее выбрать оптимальный маневр в уме и проверить его на САРП.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При проигрывании маневра необходимо помнить о неполном соответствии мате­матической модели, заложенной в САРП, динамическим характеристикам судна, осо­бенно на малых скоростях, при сильных ветре и течении.

12 . При имитации маневра скоростью обычно не учитываются возможность уклонения судна "под ветер", а также уклонение судна вправо под действием винта правого враще­ния при работе двигателя на задний ход. В некоторых случаях при маневре скоростью инерционные характеристики судна вообще не учитываются, хотя при маневре курсом их учет может быть предусмотрен.

Если в данном типе САРП учет маневренных элементов собственного судна при проигрывании маневра не предусмотрен, то это следует принимать во внимание и вы­полнять фактический маневр либо на значение большее расчетного, либо с запасом про­странства и времени, компенсирующим возможные погрешности, либо методом "упре­жденной точки" (т. е. начинать маневр с таким упреждением, чтобы его окончание попа­ло на ОЛОД).

Имитация маневра может выполняться в режиме относительного и (или) истинного движения с индикацией относительных и (или) истинных векторов целей.

Проигрывание осуществляется до тех пор, пока не будет обеспечено безопасное расхождение судов в соответствии с введенными предельными значениями дистанции и времени кратчайшего сближения. Этот момент определяется либо визуально по экрану (причем временной масштаб векторов можно увеличить таким образом, чтобы они до­ходили до окружности Дкр. доп), либо по цифровому табло, по предвычисляемым значе­ниям Дкр и Ар, либо по прекращению срабатывания сигнальной системы, когда в резуль­тате задуманного маневра цель перестает быть опасной.

О том, насколько удачно выбран маневр, можно судить по взаимному расположе­нию концов вектора скорости собственного и других судов в ходе имитации маневра и после окончания имитируемого маневра, определяя приблизительно (в том числе по кольцам НКД) расстояния до целей от собственного судна.

 

13. Рекомендуемая последовательность действий при имитации маневра:

1) установить требуемый (или желаемый, если возможен выбор) режим индикации САРП, проверить установленные предельные значения дистанции и времени кратчайше­го сближения;

2) ввести (для наглядности) неподвижные круги дальности и окружность допусти­мого значения Дкр. доп, если это возможно;

3) ввести индикацию "прошлых положений" целей (" PAST HISTORY ") для опера­тивного контроля за постоянством ЭДЦ в ходе проигрывания маневра;

4) включить режим проигрывания маневра;

5) установить желаемое время задержки маневра;

6) установить желаемое значение курса (или скорости) либо плавно изменять курс (скорость) до желаемого значения;

7) если проигрывание проводится в режиме ИД, то периодически нажимать клави­шу"Относительный вектор" (" RELATIVE VECTOR ") и наблюдать за разворотом векто­ров целей, исчезновением (или появлением) символов опасных целей на экране САРП и срабатыванием световой сигнализации (использование при проигрывании относитель­ных векторов и ЛОД более предпочтительно, так как они дают более наглядную картину расхождения и позволяют контролировать дистанцию расхождения по всем судам одно­временно);

8) путем изменения курса и (или) скорости собственного судна нужно стремиться вывести ЛОД всех целей за пределы выбранного Дкр. доп. Проигрывание прекращается, когда будет достигнут желаемый результат - выбранный маневр будет отвечать МППСС-72 и хорошей морской практике, а опасные цели будут проходить за пределами Дф. доп, значения курса и скорости на цифровых табло будут давать рекомендуемые па­раметры маневра;

9) отключить режим проигрывания маневра;

10) когда отсчет времени задержки маневра (ТТМ) станет равным нулю, начать за­планированный маневр.

14 . При планировании проигрывания маневра нужно иметь в виду важные обстоятель­ства, перечисленные ниже.

1. Для расхождения с более близкими целями, представляющими первоочередную опасность, может потребоваться от судна лечь на некоторое время на "курс столкнове­ния" по отношению к более удаленной цели, т. е. предупреждение столкновений может потребовать не единичного маневра, а двух последовательных маневров.

2. Экстраполирование текущей ситуации посредством режима имитации маневра с текущими (фактическими) значениями курса и скорости собственного судна может дать судоводителю ценную информацию о том, каким из окружающих судов могут потребо­ваться маневры для предупреждения столкновений между собой. Это позволит заранее продумать оптимальные маневры собственного судна с учетом возможного взаимного маневрирования целей.

3. Ограничения, налагаемые навигационными условиями плавания, также могут стать причиной маневрирования цели (целей). Это следует принимать в расчет, плани­руя стратегию расхождения, проигрывая маневр и оценивая его эффективность.

4. Кажущаяся легкость, с которой режим имитации маневра позволяет рассчитать курс для расхождения с целью на любой заданной дистанции, может спровоцировать судоводителя на выбор меньших дистанций кратчайшего сближения, чем это обычно принято в подобных обстоятельствах. Этого искушения следует всячески избегать, так как оно не способствует выбору значительных изменений курса и (или) скорости. МППСС-72 требует "значительного" изменения (правило 8b), исходя из того непрелож­ного факта, что на встречном судне могут применяться гораздо более элементарные, да­же примитивные методы наблюдения и обработки данных, чем САРП, и эти методы мо­гут не обнаруживать своевременно малый маневр другого судна.

5.

                                          ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В процессе определения эффективности имитируемого маневра необходимо сле­дить за тем, чтобы цели, ранее не представлявшие опасности, не стали опасными в ситуации, которая получится в результате задуманного маневра.

6. Запланированный маневр, если ситуация не изменилась, следует начинать строго в расчетный момент (при использовании режима проигрывания маневра в момент, когда отсчитываемое время задержки маневра станет равным нулю).

7. В ходе проигрывания и фактического выполнения маневра необходимо вниматель­но следить за постоянством ЭДЦ всех целей, используя для этого все виды наблюдения, включая индикацию "прошлых положений" целей (отображение начала маневра цели разворотом ее вектора запаздывает не менее чем на 40- 60 с).

8. В процессе выполнения маневра необходимо тщательно контролировать его эф­фективность, своевременно принимать дополнительные меры безопасности в случае не­обходимости. Непрерывный и тщательный контроль за взаимным перемещением судов должен осуществляться до тех пор, пока расхождение не завершится окончательно и су­да не отойдут друг от друга на вполне безопасное расстояние.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ САРП ПРИ ПЛАВАНИИ В ОТКРЫТОМ МОРЕ

Условия и обстоятельства плавания судна чрезвычайно изменчивы (открытое море - прибрежное плавание - стесненные воды, редкие встречи с судами - интенсивное дви­жение судов - судопоток, хорошая видимость - туман, спокойное море - помехи от волн и т. д.)- Для обеспечения навигационной безопасности необходимо тщательнейшим об­разом учитывать условия плавания как при расхождении с судами, так и при решении навигационных задач, т. е. требуется постоянная адаптация судоводителя к меняющимся условиям плавания.

При изменении условий плавания не может оставаться неизменным и режим ис­пользования САРП как основного источника радиолокационной информации.

 

15.  Адапта­ция САРП к условиям плавания означает выбор оптимального сочетания всех устано­вочных параметров, обеспечивающего наилучшее отображение обстановки на экране САРП. Необходимо выбрать и установить:

диапазон волн - 3,2 или 10 см;

длительность зондирующих импульсов;

рабочую шкалу дальности, на которой ведется наблюдение, предусматривая ее пе­риодические переключения для дальнего и ближнего обзора;

ориентацию изображения - "Север", "Курс стабилизированный", "Курс"

стабилизацию изображения - ИД или ОД

тип векторов - "истинный или относительный вектор" опти­мально сочетающийся с выбранными режимами ориентации и стабилизации;

основную рабочую длину векторов;

режим ввода вектора скорости своего судна оптимально соче­тающийся с выбранными режимами ориентации, стабилизации, векторов;

отображение "прошлых положений" целей и их параметры;

целесообразность отображения "электронных линий" или "электронных карт" и их параметры;

основной режим взятия целей на автосопровождение - "ручной" или автоматиче­ский;

основной режим автозахвата - "поиск на рубеже" или "сканирование по полю";

дистанцию выставления внешнего и внутреннего охранного кольца, максимальную и минимальную дистанции автозахвата целей;

зоны ограничения захвата, барьерные линии, круги подавления, зоны автозахвата и их параметры;

допустимые пределы дистанции и времени кратчайшего сближения Дкр.доп, 4:р.доп, обусловливающие автоматическое выделение опасных целей и срабатывание предупре­дительной сигнализации;

оптимальную настройку чувствительности контура автообнаружения;

оптимальную настройку радиолокационного изображения на экране РЛС, включая "яркость", "усиление", "помехи от моря", "помехи от дождя";

другие параметры исходя из конкретных особенностей установленных на данном судне РЛС и САРП.

 

16. При плавании в открытом море в дневное время суток в условиях хорошей види­мости и при отсутствии других судов использование РЛС и САРП не является обяза­тельным, так как безопасность плавания в полной мере обеспечивается надлежаще орга­низованным визуальным и слуховым наблюдением. При изменении в худшую сторону любого из этих условий радиолокационное наблюдение становится необходимым (пра­вило 5 МППСС-72).

Начинать радиолокационное наблюдение и держать двигатель в готов­ности к реверсам при уменьшении метеорологической видимости до 5 миль вполне бла­горазумно и будет соответствовать принципам хорошей морской практики.

В случае переменной видимости следует учитывать ее минимальное значение и исходить из целесообразности заблаговременного соблюдения Правил плавания и ма­неврирования при ограниченной видимости.

Радиолокационное наблюдение организуется на судне во всех случаях, когда оно может дополнить визуальное и слуховое или оказаться более эффективным.

При плавании в открытом море главное преимущество РЛС и САРП - сравнитель­но большая дальность обнаружения целей - должно использоваться в первую очередь для заблаговременного выбора маневра и соответствующего маневрирования, а не для непосредственного уклонения от близкой опасности.

 



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Неизбежность наступает тогда, когда пропущен момент выбора. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неизбежность наступает тогда, когда пропущен момент выбора.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)