Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сайт системы состоит из следующих разделов:



2020-02-04 248 Обсуждений (0)
Сайт системы состоит из следующих разделов: 0.00 из 5.00 0 оценок




История - в данном разделе сайта будет содержаться информация об истории системы детских библиотек города Минска.

Библиотеки - на данной странице в виде списка будут представлены библиотеки системы и их филиалы. Кликая на название каждой из библиотек, пользователь будет попадать на персональную страницу библиотеки.

Библиотека №1

Персональная страница библиотеки содержит следующую информацию: справочная: фрагмент карты города, где выделено здание библиотеки, адрес библиотеки, проезд (транспорт), телефоны, график работы, информация о библиотеке, информация о ресурсах библиотеки, информация о проведенных мероприятиях.

 Адреса-чудеса - на этой странице сайта предполагается сделать поиск детских библиотек г.Минска при помощи интерактивной карты, разделенной на районы. Выбирая район при помощи указателя мышки, пользователь будет попадать на страницу со списком всех библиотек, находящихся данном районе. Выбирая библиотеку из данного списка, пользователь будет попадать на персональную страницу библиотеки.

Услуги. На данной странице приводится информация об услугах, предоставляемых системой детских библиотек г. Минска. Название услуги, её подробное описание и список библиотек, в которых она предоставляется (название библиотеки представляет собой ссылку на персональную страницу библиотеки).

Правила пользования: как записаться в библиотеку - правила записи в библиотеку, права и обязанности читателей.

5. Библиомир:

5.1. «Советуем почитать!». В данном разделе могут быть представлены тематические подборки книг, посвященные какой-либо знаменательной дате. Например, в следующем месяце мы будем отмечать день рождения г. Минска. Публикуется список книг с краткой аннотацией, об истории нашего города. Здесь можно публиковать отзывы читателей об интересных книгах, которыми бы они хотели поделиться. Или же рецензии библиотекарей о наиболее выдающихся книгах, содержащихся в фонде их библиотеки. Этот раздел можно делать в виде книжного хит-парада. Например, ежемесячно публикуются 10 лучих детских книг с аннотациями, которые вы рекомендуете прочитать.

5.2 Участвуй! В данном разделе содержится информация о проводимых в системе библиотек конкурсах (анонсы, рассказы о проведенных мероприятиях, победители).

5.3 «Ветразь». В данном разделе предлагается публиковать электронную версию журнала "Ветразь" в pdf формате (удобном для скачивания).

Например, анонс выхода нового номера журнала, наиболее интересные моменты и ссылка на электронную версию журнала "Ветразь" в pdf формате. Заинтересованные посетители сайта могут скачать полную версию журнала в pdf формате.                                                                                                             

    5.4 Спроси у библиотекаря! На данной странице предлагается создать форму вопроса, заполнив которую посетитель сайта получит возможность задать вопрос на интересующую его тему. Данную страницу можно сделать в виде гостевой книги (т.е. все вопросы и ответы видны любому посетителю страницы), а можно сделать в виде простой формы, которую после заполнения посетителем получает администратор сайта и отправляет ему ответ индивидуально, на указанный e-mail.

Новости: Новые поступления - в данном разделе публикуются новые поступления в фонд системы детских библиотек. Безусловно, отбираются наиболее интересные. Библиотечная афиша - в данном разделе публикуется информация о проводимых в системе библиотек выставках, книжных презентациях, встречах с белорусскими писателями, литературных вечерах и других мероприятиях. Например, название мероприятия, дата и место его проведения, краткая аннотация и ссылка на персональную страницу библиотеки, которая его проводит.

7. Профессиональный раздел. Главное отличие данного раздела от "Новости / Библиотечная афиша" заключается в том, что он рассчитан на работников системы, а не на читателей. В нем может размещается информация о проводимых среди библиотек конкурсах, конференциях и т.д. Например, "Лучший детский библиотекарь года", "Лучшая книжная выставка года". А также другая интересная для работников системы детских библиотек информация.

Необходимо отметить работу мультимедийного центра. Информация представленная в мультимедийном центре помогает удовлетворить информационные запросы читателей старшего школьного возраста. Тут находятся диски с «Большой советской энциклопедией», диски с коллекцией рефератов по программированию, микроэлектронике, математике, технике, физике, астрономии, истории, экономике, политологии, адвокатуре, культурологии, психологии, социологии, философии, государству и праву, биологии, педагогике, религии, космонавтике, автомобилям, оружию, животным, истории кино, искусству и т.д.

Для детей младшего школьного возраста интерес представляют развивающие игровые диски на иностранных языках.

Кроме дисков и Интернета укоренён в практику поиск информации в базе  данных «Эталонны банк дадзеных прававой iнфармацыi Рэспублiкi Беларусь».

Таким образом, можно сделать выводы, что в ЦГДБ им. Н. Островского автоматизирован ряд технологических процессов библиотечно-библиографического обслуживания. А именно: поиск информации по запросу (выполнение запроса), фиксация предоставленных услуг и отказов, приём документов от пользователей. Также в библиотеке при обслуживании пользователей используются такие электронные ресурсы как базы данных, созданные сотрудниками библиотеки, развивающие игры и др. материалы на электронных дисках, Интернет-ресурсы, ЭК.

Однако, по - прежнему тормозит внедрение новых информационных технологий в библио­теках недостаточное техническое оснащение и устаревшее программное обеспе­чение, слабое использование телекоммуника­ций (только ЦГДБ и филиал №8 имеют доступ к Интернет и используют электронную почту). Недостаточное финансирование не позволяет библиотекам предоставлять читателям дос­туп к дорогостоящим полнотекстовым ресурсам в режиме он-лайн, отсутствие оборудова­ния для оцифровки и микрофильмирования фонда - не дает возможности оцифровывать фонды и т.д.

 

 

Заключение

 

Детские библиотеки г. Минска сегодня переживают период серьёзного переустройства. Это связано с внедрением автоматизированных систем в технологические библиотечные процессы, качественным ростом информационных запросов пользователей, увеличением количества других информационных источников и пр.

Можно сказать, что детская библиотека является индикатором образования. Она чутко улавливает изменение запросов учащихся, их отношение к учёбе, возросший интеллектуальный уровень у пользователей, новые требования к качеству информационного обеспечения предметов. Библиотека становится эпицентром политики информационной поддержки образования. Главная цель этой политики – объединение, т.е. фокусирование материальных и интеллектуальных запросов, направленных на организацию информационной поддержки образования.

Детская библиотека останется и будет востребована как особая среда образования и развития.

В данной дипломной работе были рассмотрены:

- технология формирования БФ, которая состоит из следующих этапов: моделирование, комплектование, организация фонда и управление БФ.

- каждый из выше перечисленных этапов состоит из определённых технологических процессов.

- технологические процессы моделирования: сбор и анализ информации о составе и величине существующего фонда, стоящих перед ним задач, степени его использования, полноте удовлетворения ИП; выявление тенденций развития фонда, расчет его желательных параметров и фиксация в описательной модели.

- технологические процессы комплектования: ввод информации об издании, что поступает от поставщиков литературы; сбор информации о потребностях в литературе от филиалов библиотеки, передача заказа поставщику, поступление литературы; обработка партий литературы, распределением ее по точкам хранения; учет и анализ фонда, списание литературы.

- технологические процессы организации БФ: учет, обработка фонда, размещение и расстановка БФ, хранение, проверка БФ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              - технологические процессы управления: непрерывный сбор и передача информации о состоянии и использовании БФ; логическая переработка этой информации; принятие решения и выдача управляющих воздействий.                                                                                                   - технология библиотечно-библиографического обслуживания, которая включает в себя следующие циклами «путь читательского запроса» и «путь библиографической справки». Первый цикл включает такие процессы, как приём и проверка читательского запроса, подбор документов по запросу в книгохранилище, пересылка их в читальный зал или на абонемент, оформление выдачи. Второй цикл составляют приём и уточнение запроса, просмотр источников, отбор материалов, их систематизация и оформление справки. Эти процессы характерны для всех типов и видов библиотек, в том числе и для детских.      

Далее в дипломной работе рассматривается автоматизация ряда технологических процессов в ЦГДБ им. Н. Островского и использование электронных ресурсов при обслуживании пользователей детской библиотеки.

Так, основными техническими средствами в ЦГДБ им Н. Островского являются: компьютеры с периферийными устройствами. Важными их параметрами являются: быстродействие, объёмы внутренней и внешней памяти. К периферийным устройствам относят: принтеры, сканеры, сетевые адаптеры, модемы и другие устройства. В Центральной детской библиотеке им. Н.   Островского используется программа ALIS – 2000, которая была разработана научно-производственной фирмой «ИНЕАК». Техническое обеспечение и программное взаимосвязаны друг с другом. Программное обеспечение должно соответствовать тем техническим средствам, которые используются детской библиотекой.

В ЦГДБ им. Н. Островского автоматизированы следующие технологические процессы библиотечно-библиографического обслуживания: поиск информации по запросу (выполнение запроса), фиксация предоставленных услуг и отказов, приём документов от пользователей.

Библиотека приобретает и создаёт собственные электронные ресурсы и использует их при обслуживании: базы данных, развивающие игры и др. материалы на электронных дисках, Интернет-ресурсы, ЭК. (см. Приложение 2, 3).

Однако, по - прежнему тормозит внедрение новых информационных технологий в библио­теках недостаточное техническое оснащение и устаревшее программное обеспе­чение, слабое использование телекоммуника­ций (только ЦГДБ и филиал №8 имеют доступ к Интернет и используют электронную почту). Недостаточное финансирование не позволяет библиотекам предоставлять читателям дос­туп к дорогостоящим полнотекстовым ресурсам в режиме он-лайн, отсутствие оборудова­ния для оцифровки и микрофильмирования фонда - не дает возможности оцифровывать фонды и т.д.

Предложения по совершенствованию работы ЦГДБ им. Н. Островского в автоматизированном режиме:

1. разработка собственной программы информатизации, характерной для детских библиотек;

2. создание единой информационной сети детских библиотек;

3. вывод ЭК для пользования читателям на старшем абонементе, в читальном зале;

4. разместить ЭК библиотеки на сайте;

5. увеличение фонда электронных документов;

На сегодняшний день библиотека работает по следующим направлениям:

• создание электронных каталогов и картотек;

• активное использование полнотекстовых справочно-правовых систем в правовом просвещении, образовательной и социальной деятельности;

• использование электронных каталогов, баз данных, интернет-ресурсов, мультимедийных дисков в ин­формационно-библиографическом обслуживании;

• участие в работе по повышению компьютерной грамотности молодежи.

• использование компьютерной техники, электронных презентаций при проведении массовых мероприятий;

• участие в создании электронных информационных продуктов;

• нужно сказать, что использование электронных документов позволило вывести на новый уровень работу с людьми с ограниченными возможностями;

• разработка сайта библиотеки, на котором будут размещены электронный каталог и базы данных;

На современном уровне развития цивилизации без детских библиотек невозможны ни нормальное функционирование, ни прогресс системы библиотечно-информационного обслуживания в целом, а от успешной их деятельности зависит востребованность остальных типов библиотек.

На мой взгляд, в Беларуси внедрение автоматизированных технологий в деятельность библиотек получила некоторую государственную поддержку. Ряд официальных документов стимулирует внедрение автоматизированных технологий в ЦБС, особенно перспективные Государственные программы. Однако этого недостаточно. Хотелось бы видеть более активную поддержку детских библиотек, потому что дети - это наше будущее.

 

Список литературы

 

1. Абагрин, А. Комплектование делает ставку на глобальную сеть// Библиотека.- 2000.- № 12.- С. 26-28.

2. Автоматизированная информационная библиотечная система. Приписание ключевых слов и редактирование, ввод ретроспекции: руководство пользователя / ИНЕАК. – Мн., 2000.

3. Автоматизированная информационная библиотечная система. Регистрация новых поступлений, ведение инвентарных книг: руководство пользователя / ИНЕАК. – Мн., 2000.

4. Алёшин, Л.И. Автоматизация в библиотеке: уч. пособие. Ч.1./ МГУК; Л.И. Алёшин. – М.: Профиздат, 2001. – 176 с.

5. Алёшин, Л.И. Автоматизация в библиотеке: уч. пособие. Ч. 2. / МГУК; Л.И Алёшин. – М.: Профиздат, 2001. – 144 с.

6. Алешин, Л. Как витязь на распутье: несколько принципов автоматизации / Л. Алёшин // Библиотека. - № 1. – С. 53-55

7. Аникина, Е.Г. Как повысить эффективность деятельности «храма книги»? / Е.Г. Аникина // Библиотека. – 2003. - № 2. С.45-47

8. Беседина, Н.В. Создание автоматизированных баз данных библиографического отдела / Н.В. Беседина // Научные и технические библиотеки. – 1996. - № 8. – С. 20-23

9. Библиотечно-библиографическое обслуживание // Справочник библиотекаря. – СПб, 2001. – С. 139 – 190.

10. Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2004. 168 с.

11. Бубекина, Н.В. Некоторые размышления об образовательной функции библиотек [Электронный ресурс] / Н.В. Бубекина // http://www.mi.ru/~rdbrt97/v1_st1.html

12. Вита, А. Автоматизация Рижской центральной библиотеки: [Электронный ресурс] / Андре Вита // http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2002/trud/sec2/Doc11.HTML

13. Воройский, Ф.С. Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информационных систем / Ф.С. Воройский. – М., 2002. – 384 с.

14. Гальцева, Т.Е. Изучение запросов пользователей автоматизированной информационно-поисковой системы // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: материалы конференции. – М., 1996. - С. 293-295.

15.  ГОСТ 7.0-99 (ИСО 5127-1 - 83). Информационно-библиотечная деятельность, библиография: термины и определения. – Взамен ГОСТ 7.0-84, ГОСТ 7.26-80; введ. 01.07.2000. – Мн.: Изд-во стандартов, 1999. – 23 с.

16. Гречко, Г.С. В партнёрстве со школой // Библиография. – 2000. - № 2. – С. 75 – 81.

17. Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность / М.Я. Дворкина. – М.: МГУКИ, 2001. – 48 с.

18. Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект / М.Я. Дворкина. – М.: Либерея, 1993. – 248 с.

19. Дзюба, Н. И. Дитяча бібліотека та новітні інформаційні технології / відповідальна за випуск А.С.Кобзаренко; ред. Л.І.Стахурська. — К.: ДБУ для дітей, 2001. — 40 с.

20. Дзямешка, Л.А. Абслугоўванне карыстальнікаў бібліятэк: вуч. дапам. / Л.А. Дзямешка, С.А. Паўлава. – Мн.: Бел. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2007. – 114 с.

21. Дзямешка, Л.А. Развiццё формаў абслугоўвання карыстальнiкаў бiблiятэк [Тэкст] / Л.А. Дзямешка // Веснiк Беларускага дзяржаўнага унiверсiтэта культуры. – 2002. - № 1. – С. 80 – 84.

22. Екимова, Н.Г. Отдел электронного назначения / Наталья Георгиевна Екимова // Библиотека. – 2003. - №2. - С. 42-44

23. Заборова,В.И. О разработке моделей библиотечных фондов / В.И Заборова // Моделирование библиотечных фондов: сб. науч. Трудов. – М., 1983. – С. 4-8

24. Иванова, Е.В. Электронные информационные ресурсы в школьной библиотеке: [Электронный ресурс] / Е.В. Иванова // Библиотеки, информация и интеллектуальная собственность в эпоху информационного общества: 12-ая Междунар. Конф. «Крым 2005», Судак // www.gpntb.ru

25. Информатика и вычислительная математика: учебное пособие/ А.Т. Кузнецов, Ю.А. Быкадоров, А.И. Шербаф; Министерство образования РБ. – Мн: Народная асвета, 1997. – 335 с.

26. Касілава, Н. М. Дзіцячыя бібліятэкі рэспублікі ў 2004 г. / Н. М. Касілава // Бібліятэка прапануе. – 2005. - №6. – С. 23-26.

27. Левандовская, Ю.В. Автоматизированная библиотека вуза: проблемы директора / Ю.В. Левандовская // Научные и технические библиотеки. – 1997. - №1. – С. 19-24

28. Левин, Г.Л. Библиографический поиск: теоретический аспект // Библиотековедение. – 2000. - №4. – С. 47-50.

29. Леонтьев, В. Персональный компьютер: универсальный справочник пользователя 2000 / Виталий Леонтьев. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 590 с.

30. Мотульский, Р.С. Особенности организации обслуживания детей и юношества в библиотеках Беларуси и Германии / Р. С. Мотульский // Бібліятэчны свет. – 1997. - №2. – С. 11-15.

31. Обслуживание пользователей библиотек в условиях автоматизации и внедрения новых технологий: сб.науч.тр. / ГПНТБ России. – М., 1997. – 67 с.  

32. Олефир, С.В. Электронные каталоги детских библиотек: корпоративные технологии создания и хранения [Электронный ресурс] / С.В. Олефир, Н.М. Мокрушина // От информации к знаниям: роль библиотек, университетов и книжного рынка:13-ая Междунар. Конф. «Крым 2006», Судак // www.gpntb.ru

33. Петухова, Е.Л. Современные технологии комплектования книжных фондов// ГП НТБ.- 2004.- №2.- С. 68-71.

34. Рахматуллаева, М.А. Информационные технологии в библиотеке: методическое пособие по разработке проектов с использованием новых информационных технологий в библиотеках / М.А. Рахматуллаева. – Ташкент, 2003. – 78 с.

35. Руководство пользователя ALIS [Электронный ресурс] / ИНЕАК. – Мн., 2000.

36. Соколов, А.В. Автоматизация библиографического поиска / А.В. Соколов. – М.: Книга, 1981. – 167 с.

37. Справочник библиографа/ науч. ред.: А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 276 – 320.    

38. Справочник библиотекаря/ науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина.- СПб.: Профессия, 2001.- 448 с..- (Библиотека)

39. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учебник / Ю.Н. Столяров. - М.: Книжная палата,1991. – 271 с.

40. Терёшин, В.И. Библиотечный фонд: уч. пособие/ В.И. Терёшин.- М.: МГУКИ, 2000.- 176с.

41. Фесенко, К. Как выбрать электронные ресурсы и умело организовать их использование // Библиотека. – 2002. - №8. – С. 25-28.

42. Хохлова В.Г. Библиотека глазами молодого специалиста // ГП НТБ . – 2002. - № 2. – С. 43 – 46.

43. Шрайберг, Я.Л. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие / Я.Л. Шрайберг, Ф.С. Воройский. – М.: Либерея, ГПНТБ, 1996. – 273 с.

44. Шрайберг, Я.Л. Снимите розовые очки! // Библиотека. – 1996. - № 10. – С. 20 – 24.

45. Эйдемиллер И.В. Современная система книгоснабжения библиотек: кризис или болезнь роста?[Электронный ресурс] / И.В. Эйдемиллер // http://www.rsl.kemsu.ru

46. Яцевич,Н.А. Информатизация в библиотеках Беларуси: состояние и проблемы / Н.А. Яцевич // Бібліятэчны свет. – 1999. - №2. – С. 21-22

 

Приложение 1.

 

Сайт для системы детских библиотек г. Минска

 

 

 


[1] Так как соответственно ГОСТУ в публичных библиотеках периодические издания подлежат списанию (через 3 года газеты и через 5 лет журналы), то количество списанной информации на них приблизительно соответствует количеству новой. Т.о. объем аналитической информации пополняется в основном за счет росписи статей из книг.



2020-02-04 248 Обсуждений (0)
Сайт системы состоит из следующих разделов: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сайт системы состоит из следующих разделов:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)