Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Справочно-библиографический аппарат. Библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей в детских библиотеках.



2020-02-04 906 Обсуждений (0)
Справочно-библиографический аппарат. Библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей в детских библиотеках. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Согласно ГОСТу 7.0-99 справочно-библиографический аппарат (СБА) – это совокупность традиционных и электронных справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов, используемых при обслуживании читателей. СБА создаётся и функционирует в библиотеках. СБА состоит из разнородных элементов: законченных или «закрытых» (ретроспективных библиографических изданий, законсервированных каталогов и картотек, баз данных на СD-ROM и т.п.) и продолжающихся (текущих библиографических пособий, действующих каталогов и картотек, пополняемых баз данных). Он может размещаться в библиотеке концентрированно (на центральном справочном пункте и/или в библиографическом отделе) или рассредоточено, что обуславливает сложность его организации и управления им. Конкретный состав СБА дифференцируется в зависимости от типа библиотеки и её функций.

Структура СБА:

Элементы СБА Материальная форма элементов Характер изменений Источники пополнения
СБФ Издания, СD-ROM Постоянные/ эпизодические Внешние (преимущественно)
Каталоги и картотеки, ЭК, библиографические БД Карточки, дискеты, накопители Постоянные Внутренние/ внешние
ФНБП Неопубликованные библиографические пособия Эпизодические Внутренние (преимущественно)

 

Библиографическое обслуживание – это совокупность процессов доведения библиогафической информации до потребителей в соответствии с их реальными и потенциальными информационными потребителями и запросами. Библиографическое обслуживание является обязательной функцией библиотеки как информационного учреждения.

Основными видами библиографического обслуживания, осуществляемого в библиографических подразделениях библиотек, являются библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание. Библиографическое обслуживание одновременно централизовано для удовлетворения сложных запросов и рассредоточено в пунктах библиотечного обслуживания для удовлетворения возникающих в процессе работы простых запросов. В библиографическом обслуживании проявляется ориентация библиографических служб на активное раскрытие информационных ресурсов библиотеки других информационных учреждений, полноценное удовлетворение реальных разовых и долговременных ИП.   

Особенность организации библиографической работы в ЦГДБ обусловлена спецификой её структуры. Она характеризуется, прежде всего, наличием библиотек-филиалов, территориально удалённых от ЦБ и друг от друга в пределах города.

Организация библиографической работы определяется следующими факторами:

- роль ЦБ, возглавляющей библиографическую деятельность всей системы;

- централизованное выполнение отдельных библиографических процессов;

- функциональная специализация подразделений системы;

- унифицированная технологическая документация;

- наличие устойчивых производственных связей между ЦБ и библиотеками-филиалами.

В соответствии с Положением о центральной детской библиотеке одной из задач её является создание единой системы справочно-библиографического и информационного обслуживания детей на основе согласованной деятельности структурных подразделений ЦДБС.

Единство действий всей справочно-библиографической и информационной работы обеспечивает информационно-библиографический отдел. Основными функциями отдела являются:

- ведение единого справочно-библиографического аппарата;

- справочно-библиографическое обслуживание пользователей;

- аналитическая роспись статей из журналов, газет, сборников в электронный каталог, систематический каталог, систематическую картотеку статей;

- создание папок газетных и журнальных статей – роспись или перераспределение литературы прошлых лет изданий.

Качество справочно-библиографического обслуживания во многом определяется состоянием справочно-библиографического аппарата (СБА). СБА состоит из фонда справочных и библиографических изданий, системы каталогов и картотеки фонда выполненных справок.

СБА строится на единых принципах: научности, систематичности, доступности, наглядности, полноте и др.

На всю систему детских библиотек информационно-библиографический отдел ведёт следующие каталоги и картотеки: алфавитный каталог (АК); систематический каталог (СК); систематическая картотека статей (СКС); краеведческая картотека; картотека заглавий произведений художественной литературы; картотека персоналий; жанровая картотека «ССП» (стихи, сценарии, песни).

Главная цель деятельности ИБО – оперативность доведения информации до потребителей.

Что представляет собой технология библиотечно-библиогафического обслуживания? Традиционно технология ББО в библиотеках определяется циклами «путь читательского запроса» и «путь библиографической справки». Первый цикл включает такие операции, как приём и проверка читательского запроса, подбор документов по запросу в книгохранилище, пересылка их в читальный зал или на абонемент, оформление выдачи. Второй цикл составляют приём и уточнение запроса, просмотр источников, отбор материалов, их систематизация и оформление справки.

Технология библиотечно-библиографического обслуживания – не один процесс, это совокупность процессов, поскольку в библиотеку поступает множество запросов. Предоставление каждой формы библиотечных услуг осуществляется во время характерного только для неё технологического процесса. Отличаются между собой технологические процессы предоставления услуг даже одной формы, например предоставление документа с использованием листа читательского требования или приём запроса в устной форме.

Таким образом, технология обслуживания, в том числе и детских библиотеках, рассматривается как совокупность технологических процессов, которые обеспечивают преобразование, влияние на предметы труда (запросы) с целью предоставления разных видов и форм библиотечных услуг. Технологический процесс обслуживания можно определить как последовательность действий (операций, процедур) библиотекаря над предметом работы (запросом), направленных на предоставление пользователю определённой услуги.

Библиотечный персонал специализируется на определённых процессах, а в средних и крупных библиотеках даже на определённых процедурах или операциях, чтобы оперативно выполнять запросы пользователей. Несмотря на значительное отличие технологических процессов, они имеют общую структуру. Это позволяет построить модель технологического процесса обслуживания. Модель базируется на том, что в любой деятельности можно выделить три этапа: подготовка к деятельности, собственно деятельность, её анализ. Эти этапы присутствуют и в технологическом процессе выполнения определённой услуги: подготовка к обслуживанию, реализация библиотечной услуги, анализ её исполнения.

В процессе реализации библиотечных услуг (центральный этап технологического процесса) осуществляются следующие процедуры: приём запросов, их выполнение, оформление услуги, предоставление услуги пользователям, фиксация предоставленных услуг и отказов, приём документов от пользователей.

Процесс анализа библиотечного обслуживания предусматривает такие процедуры: текущий анализ, исполнение услуг, их количество, виды, качество, термины пользования документами и т.п.; сравнение показателей предоставления библиотечных услуг с потребностями пользователей региона, предприятия; расчёт эффективности обслуживания; анализ библиотечного обслуживания с целью выделения перспектив его развития.  

Такой подход позволяет строить алгоритм выполнения каждой библиотечной услуги, состоящей из набора элементов, которые составляют весь технологический цикл.

Новые информационные технологии вносят существенные изменения в технологический процесс исполнения значительной части услуг; меняется акцент блоков модели технологического процесса обслуживания. Если при ручном выполнении технологического процесса основные усилия библиотекаря были направлены на реализацию услуги, то в условиях использования современных технологий блок реализации услуг выполняется почти без участия библиотекаря средствами ПО и работы самого потребителя при отборе необходимой ему информации.

Термин «библиотечное обслуживание» в настоящее время не отражает содержания многообразной деятельности, которую осуществляет библиотека для удовлетворения потребностей пользователей. Читателям выдают необходимые им документы (собственно библиотечное обслуживание), сведения о документах (библиографическое обслуживание), конкретные фактические данные, включая аналитические справки (фактографическое обслуживание). Для читателей составляются тематические подборки и дайджесты, сочетающие признаки библиотечного, библиографического и фактографического обслуживания. Поэтому этот комплексный процесс правильнее называть библиотечно-библиографическим обслуживанием (ББО).

Уникальность детской библиотеки заключается в том, что она практически единственное бесплатное учреждение, где имеются условия и возможности для приобщения детей к мировой и национальной культуре.

Специфика работы с детьми состоит в феномене преобладания воспитательных, педагогических функций над функциями по обслуживанию, т. к. предоставляя читателю широкий выбор изданий, удовлетворяя их спрос, в первую очередь библиотекари думают о развитии потребности в книге, читательской и информационной культуре.

Библиотеки, входящие в состав ЦДБС г. Минска, осуществляют свою деятельность в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей, подростков и юношества.

Дифференциация читательских групп, обслуживаемых ЦДБС:

- дети 6-9 лет (дошкольный и младший школьный возраст);

- 10– 14 лет; (средний школьный возраст);

- 15 – 18 лет (старшие школьники, студенты колледжей, гимназий, лицеев);

- руководители детского чтения.

В структуре потребностей абонентов детских библиотек выделяются:

- в помощь образованию и самообразованию;

- любительские, рекреационные;

- потребность в общении на основе читательских и иных интересов.

Порядок обслуживания абонентов регламентируется «Правилами пользования библиотекой», которые разработаны комитетами ББА в 1993 г. и обязательны для всех библиотек.

Среди форм библиотечного обслуживания (в рамках библиотеки) выделяются следующие структурные единицы: старший абонемент, младший абонемент, читальный зал, мультимедийный центр.

Технология библиотечного обслуживания на абонементе включает все процессы работы с читателем: запись читателей, приём и выдача литературы, консультирование, рекомендации.

Основная задача читальных залов – удовлетворять разнообразные запросы разных категорий читателей, потребителей информации. Читальные залы располагают специальными фондами, которые включают: справочные издания (энциклопедии, словари, справочники, путеводители и др.), документы законодательного и нормативно-правового характера (кодексы, уставы и др.), материалы в помощь образовательной и самообразовательной деятельности (программы, учебники, методические материалы и др.), наиболее ценные и редкие издания; периодические издания в широком ассортименте. Всё это способствует качественному и оперативному обслуживанию читателей в детских библиотеках.

Таким образом, библиотечно-библиографическое обслуживание включает в себя следующие циклы «путь читательского запроса» и «путь библиографической справки». Первый цикл включает такие процессы, как приём и проверка читательского запроса, подбор документов по запросу в книгохранилище, пересылка их в читальный зал или на абонемент, оформление выдачи. Второй цикл составляют приём и уточнение запроса, просмотр источников, отбор материалов, их систематизация и оформление справки. Эти процессы характерны для всех типов и видов библиотек, в том числе и для детских.

 



2020-02-04 906 Обсуждений (0)
Справочно-библиографический аппарат. Библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей в детских библиотеках. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Справочно-библиографический аппарат. Библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей в детских библиотеках.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (906)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)