Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Детерминанты, обуславливающие агрессивное поведение



2020-02-04 180 Обсуждений (0)
Детерминанты, обуславливающие агрессивное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок




Средовые факторы

В современных работах, содержащих развитие идей Л.С.Выготского, говорится, что среда – культура для организма, и когда « иссякает внутренний источник и движущие силы развития, среда – бессильна» [№9]. Такое определение роли среды привело Выготского к выведению понятия «Социальная ситуация развития», - психическая жизнь человека на разных этапах его развития. Переживания он рассматривает как «единицу» социальной ситуации развития. В эту единицу входит сама среда - то, что переживается человеком, и субъект – то, что вносит человек в это переживание. По словам Э.Фромма, - в социальных условиях жизни кроются принципы патологий, нарушения развития. Для нормального роста человека, развития у него «синдрома жизнелюбия» необходимы особые условия, при отсутствии которых человек живёт с враждебным отношением ко всему.

Последовательница З.Фрейда – американская исследовательница Карен Хорни тоже исходит из того, в развитии человека доминирует влияние социальное окружение. И естественно, что большой вклад неблагоприятная среда заложила в человека в детстве. Хорни пишет, что чувство небезопасности может быть порождением многих факторов среды:

1. Доминирование;

2. Безразличие;

3. Недостаток уважения к индивидуальным потребностям ребёнка;

4. Недостаток руководства;

5. Несправедливость;

6. Изоляция от других детей;

7. Дискриминация и др.

Наследственный фактор

Исследования генетической обусловленности индивидуальных различий показали, что генетические воздействия играют свою роль в определении индивидуальных различий в интеллекте. Также были установлены связи генотипа с темпераментом и с другими личностными качествами:

v Энергичность, экстраверсия;

v Альтруизм, эмпатия;

v Сознательность, контроль импульсивности;

v  Невротизм, негативные эмоции;

v  Восприимчивость, готовность к новому опыту.

Генетические факторы определяют развитие особенностей темперамента, но с возрастом их роль несколько уменьшается и повышается влияние среды.

Влияние хронических, соматических и физических дефектов

Специалисты утверждают, что нарушения поведения не являются результатом физического дефекта. В этих случаях люди имеют психологические трудности – они очень болезненно переживают свои недостатки или ограничения, связанные с болезнью, а также различные нервные проявления (заикание, тики). Снисходительное, насмешливое, пренебрежительное отношение окружающих приводит личность к чувству неполноценности, сказывается на самооценке, вызывает конфликтные переживания, трудности в поведении.

Влияние ситуативных факторов

Немаловажную роль в формировании агрессивного поведения играют ситуативные факторы – восприятие и оценка ситуации, в частности:

1.Намерение – приписывание человеку агрессивных намерений и враждебных к себе планы по отношению к себе. А для начала агрессии, как известно, зачастую вполне хватает одного знания о том, что к нам питают враждебные намерения.

2.Возмездие за агрессивное поведение. Сюда относится:

Совершение прямой агрессии;

Ожидание вероятности нанесения вреда жертве.

3.Влияние ключевых раздражителей объясняются тем, что особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать (эффект оружия).

4.Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом.

Изменение самооценки: если в результате несправедливого нападения, оскорбления было задето чувство собственного достоинства, то агрессия будет направлена на то, чтобы его восстановить путём возмездия.

Для того, чтобы стандарты самооценочного характера оказались действенными, на них должно быть направлено внимание субъекта, т.е. должно возникнуть состояние «объективации самосознания» - для этого эффекта часто используется зеркало. В одном эксперименте испытуемые-мужчины должны были ударять током женщин. Над аппаратом, посредством которого осуществлялись электроразряды, у некоторых испытуемых помещалось зеркало. Интенсивность тока у испытуемых, видящих себя, оказалась меньшей, чем у остальных. Таким образом в процессе эксперимента был сделан вывод, что «объективизация самосознания» заставляет людей в большей мере соблюдать правила морали. Но такое происходит лишь в начале раздражения, при сильном возбуждении, гнев затирает значимость нормативных ценностей. Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также теми качествами, эмоциями и склонностями, которые он проявляет в этой ситуации. Это определение кажется вполне логичным и к тому же имеет многочисленные эмпирические подтверждения. Неудивительно поэтому, что оно широко используется в методических разработках, касающихся природы агрессии. Большинство современных теорий, затрагивающих проблему агрессивного поведения, допускают, что оно определяется внешними факторами, имеющими отношение к ситуации или к окружающей обстановке, когнитивными переменными и системами, а также внутренними факторами, отражающими ха­рактерные черты и склонности конкретного агрессора.

Влияние психофизиологических факторов

В течение 1994-1995 гг. в нескольких ростовских школах проводилось экспериментальное исследование, направленное на изучение роли психологических факторов разного уровня в этиологии агрессивного поведения. Были исследованы:

1. Психофизические факторы (функциональная асимметрия полушарий головного мозга и свойства нервной системы),

2. Индивидуально типологические особенности (свойства темперамента: активность, эмоциональность, экстраверсия-интроверсия и т.д.),

3. Некоторые личностные особенности и особенности самосознания.

Исследование показало, что отличительными особенностями агрессивных подростков являются: достаточная сила процессов торможения и возбуждения, высокий уровень энергичности, скорости протекания психических процессов, эмоциональной лабильности и эмоциональной чувствительности, низкая фрустрационная толерантность в сочетании со склонностью к открытому агрессивному поведению, негативная установка на социальное взаимодействие и соблюдение общественных норм и правил.В ходе эксперимента было выявлено, что на характер направленности агрессивных проявлений оказывают влияние следующие факторы: эмоциональная лабильность, степень интроверсии-экстраверсии, способность к рефлексии переживаний, степень позитивной установки на социальное взаимодействие, уровень принятия себя и позитивность.

Гендер и агрессия.

Различия между мужчинами и женщинами в проявлении агрессии порождаются в значительной мере сложившимися в обществе гендерными ролями и социальными стереотипами. Для ясности необходимо включить в работу определение этих понятий.

Гендерные роли – существующие в культуре модели поведения, которые человек должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признавали мужчиной или женщиной.

Гендерные стереотипы - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Можно выделить основные биполярные качества, являющиеся гендерными стереотипами.

v Логичность – интуитивность;

v Абстрактность – конкретность;

v Власть – подчинение;

v Независимость – коллективность;

v Сила – слабость;

v Верность – неверность;

v Консерватизм – радикализм.

Каждый вправе распределить эти качества как угодно, но согласно живущим в людях стереотипах, первые качества принадлежат мужскому полу, противоположные – женскому.

Как же влияет гендер на агрессию? Устойчивость половых различий в проявлениях агрессивности, независимо от национальности и культуры, навела исследователей на мысль о гормональных влияниях на формирование агрессивного поведения. Поскольку содержание тестостерона в крови у мужчин более чем в десять раз выше, чем у женщин, исследователи сосредоточили внимание на роли андрогенов в формировании агрессивного поведения.

Связь между уровнем гормонов и агрессивностью может быть не обязательно прямой, то есть тестостерон может влиять на другие индивидуальные факторы, что, в свою очередь, способствует формированию агрессивного поведения; связь между уровнем гормонов и агрессивностью может осуществляться и косвенным путем через какие-либо личностные или поведенческие характеристики. Многие исследователи обратили внимание на то, что тестостерон имеет отношение к личностным и поведенческим характеристикам, таким как стремление к эпатажу, доминированию или самовыражению, - «Похоже, существует какой-то общий, малоизученный на сегодняшний день эффект, пока еще не получивший названия, который заключается в воздействии тестостерона как на поведение животных, так и на поведение достаточно разнородных групп человеческих существ. Этот эффект проявляется в усилении таких свойств личности, как сопротивляемость, импульсивность и авантюризм. У людей подобные характеристики могут стать движущей силой самых разнообразных поступков, общественно приемлемых или неприемлемых, в зависимости от направленности действий, предпринятых индивидом». В итоге, учёные сделали вывод: влияние половых гормонов проявляется только в том случае, если на антиобщественное поведение индивида влияют также и социальные факторы (например, семейные традиции и т. д.). Подобным же образом Бернштейн и его коллеги утверждают: "С помощью гормонов можно непосредственно воздействовать на склонность индивида к определенным типам поведения, только если не учитывать зависимость индивида от его социального опыта. В действительности же влияние социальных факторов помогает преодолеть отрицательное влияние гормонов, и индивид продолжает сохранять постоянную социальную активность, даже при явном гормональном дисбалансе.

Как и большинство рассмотренных биологических факторов, гормоны не действуют независимо от социального контекста, который оказывает значительное влияние на проявление агрессивности, так что для того чтобы, повлиять на степень агрессии, гормоны должны вступить во взаимодействие с социальными факторами.



2020-02-04 180 Обсуждений (0)
Детерминанты, обуславливающие агрессивное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Детерминанты, обуславливающие агрессивное поведение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)