Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние воспитания на агрессивное поведение



2020-02-04 174 Обсуждений (0)
Влияние воспитания на агрессивное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок




Всем известно, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. То же касается и агрессии. Лишь в процессе развития личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты. К примеру, А.С. Макаренко, изучая формирование нравственной сферы личности трудных подростков, установил, что ни состав, ни специфические качества асоциального поведения не определяются «прирожденными механизмами», что «никаких природных трудных характеров нет». В этом убеждает исследование, проведенное Д.И.Фельдштейном по изучению подростков-правонарушителей. Оно показало, что причиной конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности этих детей, являются не биологические свойства, а недостатки семейного и школьного воспитания.

В процессе социализации ребенок проходит два этапа: сначала как объект общественных отношений, а затем как их субъект. Как к объекту социальная среда предъявляет к человеку определенные требования, сообщает основные моральные нормы и ценности. Социализируясь, ребенок усваивает эти правила и становится субъектом отношений. Как субъект человек руководствуется нормами, ценностями самостоятельно, предъявляя их к самому себе и к другим. Если в детском саду ребенок в большей степени еще объект отношений, поскольку он все время находится под присмотром воспитателя, который корректирует его поведение, сообщает ему, как надо себя вести в той или иной ситуации, то школьник уже в большей степени субъект отношений со сверстниками. Влияние и вмешательство взрослых во взаимодействие детей в школе гораздо менее существенно, чем в детском саду, поэтому можно сказать, что школа - эта та социальная среда, где ребенок начинает активно действовать как субъект общественных отношений. Именно в школе в полную силу обнаруживают свое значение гендерные стереотипы, окончательно определяются гендерные роли, отрабатываются и закрепляются основы взаимоотношений с противоположным полом. Характер гендерных отношений в школе может запрограммировать человека на подобные отношения в его взрослой жизни, определить удачи или неудачи в общении с противоположным полом и даже повлиять на отношения в собственной семье. Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На приме­ре взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с други­ми людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправиль­ное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами — вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведе­ние ребенка в семье и вне неё, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

Принято считать, что в подростковом возрасте происходит резкий переход от зависимости по отношению к взрослым к зависимости по отношению к сверстникам. Если мать с пониманием относится к нуждам ребенка, всегда внимательна и проводит с ним много времени, у него легче формируется зависимое поведение. Но, если, с младенческих лет на ребенка не обращают внимания, вокруг него отсутствует атмосфера любви и заботы, его стремление к зависимости развивается слабо.

Фрустрация, создающаяся при пренебрежительном и негативном отношении к ребенку, часто рождает страх и агрессивность. Можно предположить, что между детской (подростковой) агрессивностью и депривацией существует прямая связь.

Я считаю, что говоря о том, что большинство убийств совершаются именно людьми, выросшими в условиях любого типа депривации, необходимо разобраться в причинах их агрессивного поведения.

Агрессия чаще всего – это последствие психологической травмы детства.

Это может быть:

ü Развод родителей

ü Смерть родителей

ü Алкоголизм родителей

ü Подвержение физическому насилию

ü Подвержение сексуальному насилию

ü Подвержение оскорблениям и унижениям

Остановимся на каждой причине поподробнее.

Развод родителей. Наиболее сильное чувство, отличающее эту группу детей – это гнев. Дети с удовольствием принимают позу диктатора и становятся развязными непосредственно после ухода из семьи отца, на которых лежала ответственность за дисциплину в доме. Уход отца дает свободу для проявления своих импульсов, свободу вести себя безнаказанно и получать от этого удовольствие. Помимо вспышек гнева эти дети испытывают огромное чувство вины и одиночества.

Смерть родителей. Дети, как и взрослые по-разному переживают горе. Самые распространенные реакции – это тревожность, изоляция, печаль, вина и гнев. Чувство озлобленности – вполне естественная реакция, когда умирает близкий человек. Нередки случаи, когда гнев, соединяясь с виной, направляется ребенком на себя. Когда ребенок ощущает себя крайне тревожным, бессильным, он выплескивает свой гнев на окружающих и может вести себя деструктивно.

Дети из семей алкоголиков. Развитие детей, растущих с родителями алкоголиками протекает с тяжелыми нервно-психическими отклонениями. У детей из таких семей заниженная самооценка, в глазах окружающих он видит себя отвергнутым, вследствие чего появляется потребность доминировать и властвовать над другими людьми.

Дети, подвергшиеся сексуальному насилию. Самые распространенные реакции на сексуальное насилие – это страх, недоверие, подозрительность, депрессия, суицидальное поведение, гиперсексуальность, импульсивность, поведенческие расстройства. 

Дети, подвергшиеся физическому насилию. Последствия физического насилия могут проявляться в различных симптомах.

1. Травматические стрессовые реакции – состояния страха и тревоги, нарушение сна, бессонница, плохой аппетит.

2. Сверхагрессивность и импульсивное поведение. Поведение детей часто сопровождается агрессивными деструктивными действиями и поступками дома и в школе. Проблема детей связана, с одной стороны, с недостаточным контролем над импульсами, с другой – идентификация себя с родителями, склонными к насилию.

Агрессивная реакция – это реакция борьбы за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Человек не становится агрессивным внезапно, это постепенный процесс. Поведение, которое воспринимается взрослыми как асоциальное или агрессивное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи.



2020-02-04 174 Обсуждений (0)
Влияние воспитания на агрессивное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние воспитания на агрессивное поведение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)