Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение спирали социально - экономического развития экономических систем



2020-02-04 181 Обсуждений (0)
Определение спирали социально - экономического развития экономических систем 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение

1. Сущность и теоретическое содержание спирали социально-экономического развития экономических систем

Определение спирали социально- экономического развития экономических систем

Модель спирали общественного развития в диалектике

1.3 Социально-экономическая формационная спираль развития

2. Спиралевидность социально-экономического развития экономических систем в России

Построение коммунизма по теории спирали общественного развития

2.2 Анализ практики построения коммунизма в Советской России

Практическое применение спирали социально-экономического развития экономических систем

Закономерности и недостатки теории спиралевидного развития общества

3.2 Построение графика социально-экономического развития России на перспективу

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение

 

Изучение ритмов социально-экономического развития имеет важное значение не только для понимания причин и механизмов социальных и экономических сдвигов в прошлом и в настоящем, но и для выработки подходов к обоснованному прогнозированию и разработке стратегии будущих социальных изменений.

Исследование процессов, протекающих в обществе, неизбежно предполагает использование тех или иных представлений о характере общественного развития. Исследователи, работающие в определенных областях гуманитарных наук, сравнительно редко высказывают собственные представления о динамике социально-экономических систем. Эти представления оказывают значительное влияние на методологию конкретных исследований и на их результаты.

В связи с этим осмысление и разработка типологии развития, эволюции социально-экономических систем представляется важной и актуальной проблемой.

В общем плане существующие в научной и философской литературе способы описания развития социально-экономических систем можно свести к трем типам:

· поступательныйтип развития по прямой линии (У. Ростоу, Ф. Фукуяма);

· замкнуто-циклический, круговойтип развития (Гераклит, Эмпедокл, Платон, Аристотель, китайские и индийские философы).

· третий, еще только формирующийся подход циклически-волнообразногохарактера эволюции (Кондратьев, О. Тоффлер, С. Хантингтон).

Подход волнообразного характер развития еще не сформировался в целостную концепцию. Однако, многие известные философы, ученые и специалисты разрабатывали этот подход.

Так, идеи циклически-волнообразногоподхода содержатся в работах К. Маркса и Ф. Энгельса в виде теории спиралевидного развития социально-экономических формаций. Именно эта теория будет рассмотрена в данной курсовой работе.

Объектом исследования курсовой работы является социально-экономическая система. При этом предмет исследования - спираль социально-экономического развития экономических систем.

Целью курсовой работы является анализ сущности и теоретического содержания спирали социально-экономического развития, практического применения модели спирали общественного развития, а также разработка прогноза социально-экономического развития России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· дать определение спирали развития экономических систем;

· рассмотреть модель спирали общественного развития в диалектике;

· проанализировать социально-экономическую формационную спираль развития;

· рассмотреть построение коммунизма по теории спирали общественного развития;

· провести анализ практики построения коммунизма в Советской России;

· выявить недостатки спиралевидного развития общества;

· построить график социально-экономического развития России на перспективу.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды иностранных и отечественных ученых в области экономики, философии и истории, а также книги и периодические издания печати по теме исследования. Особо следует выделить труды К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Методами, использованными в данной работе для решения поставленных задач, являются описание, системный и сравнительный анализ, сравнение и приведение статистических данных, а также анализ причинно-следственных связей и исторический метод.

социальный экономический развитие спираль


1 Сущность и теоретическое содержание спирали социально- экономического развития экономических систем

Определение спирали социально - экономического развития экономических систем

При постановке вопроса "Сущность и теоретическое содержание спирали социально - экономического развития экономических систем " я начну с проблемы определения спирали развития экономических систем. Но трудность состоит в том, что для развивающихся и сложных систем дать определение спирали развития, которую я должна исследовать, можно только в результате этого исследования, т.к. существует лишь метафорический образ спирали развития.

Образ спирали, интуитивный, спонтанный, давно появился в человеческой культуре. Однако его познавательная эвристика, его объединяющие возможности впервые были раскрыты лишь в диалектике — сначала гегелевской, а потом марксистской. Из диалектики как учение о развитии пришло подтверждение и развернутое теоретическое обоснование этого образа. Именно в диалектике определился мировоззренческо-методологический статус "спирали", заработал в полную силу ее интегративный потенциал.

Общепринято, что диалектический материализм - это философская наука об общих законах развития Мира (Природы). Она включает три закона развития, объясняющие: куда идёт развитие, как идёт развитие, почему идёт развитие.

Разумеется, не все элементы диалектики одинаково значимы для образа спирали. Непосредственна лишь связь спирали с законом отрицания отрицания. Так, закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник и движущую силу, т.е. конечную причину развития. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот выявляет механизм процесса развития, узловую линию его мер. Закон же отрицания отрицания фиксирует направление, т.е. форму и определенный (всегда только относительный) результат развития. Спираль, спиралевидность и есть это направление развития.

В свете данного закона процесс развития структурно распадается на отдельные, относительно самостоятельные стадии, этапы, фазы. При этом каждая последующая стадия связана с предыдущей отрицанием — необходимым, сущностным элементом развития.[6]

Образ спирали в марксизме — образ прогресса, бесконечного поступательного развития общества по (спирально-)восходящей линии.

Вот как спираль описал В.И. Ленин: «Диалектический путь познания истины, - от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». [20] Также Ленин определяет цикличность отрицания отрицания как "повторение в высшей стадии известных черт, свойств etc. низшей и ... возврат якобы к старому..." [14].

При спиральной форме развития точка исхода и точка возврата не совпадают, повторяемость не абсолютна, а относительна, и нет никакой предопределенности возвращения в прошлое. Любая позиция на данном витке спирали находится над соответствующей позицией предшествующего витка. Возврат якобы к старому играет важную роль в переводе последовательности процесса развития в его историческое единство. "Якобы" же этого возврата свидетельствует об открытости развития будущему, его безграничному прогрессу.

Итак, «спираль развития экономических систем» – это абстрактная модель развития экономических систем, в которой происходит повторение в высшей стадии известных черт, свойств экономической системы низшей; происходит возврат якобы к старому и движение к чему-то новому.

 




2020-02-04 181 Обсуждений (0)
Определение спирали социально - экономического развития экономических систем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение спирали социально - экономического развития экономических систем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)